Классификация Б. Г. Ананьева (1977) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация Б. Г. Ананьева (1977)



Организационные методы:

1. Сравнительный метод (сравнение различий в преде­лах одного возраста).

2. Лонгитюдный (сравнение различий по одному како­му-либо признаку в пределах довольно большого про­межутка времени).

3. Комплексный метод (определяются равноправие или подчинение отдельных свойств личности, прогнози­руется ситуация).

Эмпирические методы:

1. Обсервационные — методы наблюдения и самонаб­людения.

2. Экспериментальные — лабораторный, естественный, обучающий, полевой.

3. Праксиметрические — анализ деятельности и ее про­дуктов.

4. Моделирования (математическое, кибернетическое).

5. Тесты.

6. Биографический (анализ фактов и событий жизни).

Методы обработки экспериментальных данных:

1. Количественные.

2. Качественные.

Методы интерпретации:

1. Генетический — определение закономерностей изме­нений.

2. Структурный — изучение взаимосвязей между свой­ствами личности.

Психодиагностические методики подразделяют:

— по форме ответа — на устные и письменные;

— по количеству обследуемых — на индивидуальные, групповые;

— по однородности (неоднородности) задач — на гомо­генные и гетерогенные;

Работа психолога-диагноста

— по ориентации — на скорость, на мощность, на диаг­ностику межличностных отношений;

— по комплектности — на одиночные и тестовые батареи;

— по назначению — на общедиагностические, профес­сиональной пригодности;

— по влиянию диагноста на получаемые результаты — на объективные и субъективные.

Остановимся более подробно на последней классифи­кации.

Все существующие методики можно разделить на объективные и субъективные. В объективных методи­ках влияние диагноста на результаты минимально, а в субъективных — результат напрямую зависит от опыта и интуиции психолога.

К объективным методикам относятся:

1. Приборные психофизиологические, в которых при­боры определяют дыхание, пульс, биотоки мозга.

Рассматривая психофизиологические методы диагно­стики, необходимо сказать, что это направление возник­ло в нашей стране и еще не в полной мере вошло в ми­ровую практику психодиагностики. Основой этих мето­дик стала отрасль в психофизиологии, которая изучает особенности протекания психических процессов у чело­века. Эти особенности выражаются в работоспособно­сти, помехоустойчивости, переключаемости и др. пока­зателях протекания психических процессов.

Данный тип методик отличается от других тем, что не содержит оценок, т. к. нельзя сказать, что одни свой­ства нервной системы лучше, а другие хуже.

2. Аппаратурные поведенческие, регистрирующие скорость реакции, точность, координацию.

Они являются наиболее надежными. Но из-за слож­ности и громоздкости их используют чаще всего в науч-

Рабочая книга практического психолога

но-исследовательской работе и для доказательства точ­ности бланковых методик.

3. Тесты-опросники, в которых выбирается ответ из предложенных вариантов, описывая индивидуальные способности или предпочтения личности.

4. Методики самооценки, в которых испытуемый сам оценивает какие-либо объекты (себя, свою жизнь в про­шлом, в будущем, знакомых, окружающий мир).

Среди субъективных методик выделяют:

1. Наблюдения, опрос. Они позволяют получать обшир­ную информацию о человеке, о межличностных отно­шениях в семье, на производстве. При кажущейся про­стоте эти методы диагностики требуют особого ис­кусства.

2. Анализ продуктов деятельности человека (личных

писем, сочинений, дневников, фотодокументов, ору­дий труда). Одним из способов изучения подоб­ных источников является контент-анализ (анализ содержания).

3. Ролевые игры. В процессе игры человек проявляет свои личностные качества. Это дает основание поста­вить диагноз.

4. Проективные методики. От других их отличает нестандартность процедуры проведения и толкова­ния, Чтобы хорошо работать с проективными мето­диками, психологу-практику надо помимо высокой профессиональной квалификации творчески мыс­лить, иметь особый подход к каждому случаю, ин­туицию.

Работа психолога-диагноста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.142.2 (0.034 с.)