Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента



2.1 Основные этапы развития менеджмента

Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, а другие — управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, а по сути говоря, менеджеров.

Постепенно появляется новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения ритуальных почестей заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда. Побочными результатами такой управленческой деятельности явились появление письменности (так как запомнить весь объем деловой информации было невозможно) и потребности в расчетах.

Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Первой управленческой революцией считается зарождение письменности в древнем Шумере и образование особой касты “жрецов-коммерсантов”, связанных с торговыми операциями.

Вторую революцию в управлении относят к 1760г. до н.э. и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, который издал свод законов управления государством с целью регулирования отношений между различными социальными группами.

Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоносора II (605-682г до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления и контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Великая индустриальная революция XVII-XVIII веков оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами. Кроме того, вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наемных менеджеров. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние технического прогресса чрезвычайно усложняют управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу — все переводится в формулы и деньги. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение).

Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого систему принятия решений, цели политики компании и др.

Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги как научная и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя там свободное предпринимательство очень развито, а в крупных корпорациях. Годовые доходы некоторых корпораций нередко превышают бюджеты многих государств. Если в докапиталистический период развития общества функция управления еще не была обособлена от непосредственной производительной деятельности и сводилась в основном к функции надзора и принуждения к труду, то развитие капитализма ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной, специфической областью деятельности. Появляется многочисленный штат специалистов, прошедших подготовку в школах бизнеса и системах профессионального обучения.

Управление как наука возникла в США в начале XX века.

Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.

Возникновение научного управления связано с работами Фредерика Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911г. его книги “Принципы научного управления”. Систему Тейлора можно охарактеризовать следующими положениями:

· нормализация приемов и условий работы;

· специализация функций в производстве;

· отбор работников, их обучение и тренировка;

· точные инструкции каждому работнику;

· специальная подготовка работника;

· отделение административной работы от исполнительской;

· введение института мастеров;

· учет и контроль всех видов работ.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда. Следует отметить и некоторые недостатки системы Тейлора и, прежде всего игнорирование человеческого фактора. Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему научно обоснованных инструкций.

Одним из видных последователей Тейлора был американский ученый Гаррингтон Эмерсон. В своей книге “Двенадцать принципов производительности”(1912г.) он сформулировал 12 следующих принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения по сей день:

1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу “лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации”.

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

Значительный вклад в теорию и особенно практику управления внес Генри Форд. Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной. В основу организации управления он положил следующие принципы:

· максимум разделения труда;

· специализация;

· широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки;

· расстановка оборудования по ходу технологического процесса;

· механизация транспортных работ;

· регламентированный ритм производства продукции.

Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управление и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. Вместе с тем, Г.Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в практической деятельности.

Крупный вклад в теорию управления внес Анри Файоль.

Он разработал “общий подход” к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. В работе “Общее и промышленное управление”(1916г.) им определены функции, принципы и элементы управления. В качестве важнейших функций управления выделены: техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. К важнейшим принципам управления Файоль относит: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. К главным элементам управления причислены: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль. Основной вклад в теорию менеджмента А.Файоля заключается именно в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием. Он подчеркивал, что количество знаний возрастает вместе с опытом. Несомненной заслугой Файоля является постановка им вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.

Ф.Тейлор, Г.Эмерсон, Г.Форд, А.Файоль все свои исследования проводили без какой-либо координации и общей программы.

Однако в их работах довольно много общего, что позволяет считать их представителями одной (“классической”) школы управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства. При этом основное внимание было направлено на изучение четырех главных элементов:

1. разделения труда;

2. изменения ступенчатости и многозвенности управления;

3. совершенствования структуры организации;

4. определения возможных пределов управления.

При этом представителями классической школы игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания такому важнейшему вопросу как человеческий фактор.

Значительный вклад в развитии менеджмента принадлежит представителям неоклассической школы. Основоположником неоклассической школы считают Элтона Мэйо, который выдвинул теорию “человеческих отношений”. Суть этой теории состоит в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления производством должны рассматриваться через призму “человеческих отношений” с учетом социально-психологических факторов. Важнейшими элементами системы “человеческих отношений” являются:

· система взаимных связей и информации;

· система бесед-исповедей с рабочими;

· участие в принятии решений;

· организация неформальных групп и управление ими.

Обращение к “человеческому фактору” — это революционный переворот в науке менеджмента. Понятие “человеческий фактор” в настоящее время используется в философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, науке управления и других науках, каждая из которых использует это понятие в соответствии со своей спецификой.

Под “человеческим фактором” в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему.

В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, переживания. Именно “человеческий фактор” определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать.

В деятельности сегодняшнего менеджера преобладают социально-экономические и психологические методы управления над традиционными административными. Взаимоотношения менеджера, большей частью неформальные, с множеством людей составляют специфику его работы. Характерно высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты: “Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и то же сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди”. Суть системы человеческих отношений характеризуют так называемые менеджерские заповеди — предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает свои такие заповеди. Например, менеджеры фирмы “Дженерал моторс” имеют следующие правила:

· будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно для тебя не имеют значения;

· будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно;

· имей бесконечное терпение;

· будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;

· будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражения;

· будь краток;

· всегда благодари подчиненного за хорошую работу;

· не делай замечаний подчиненному при третьем лице;

· не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни;

· выбор и обучение подчиненного — более благодарная задача, чем выполнение дела самим;

· если действия сотрудников в корне не расходятся с твоими решениями, давай им максимальную свободу действий;

· не спорь по мелочам, которые только затрудняют работу;

· не бойся подчиненного, который способнее тебя, а гордись им;

· никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, после этого применяй ее в максимально возможной степени;

· если твои распоряжения оказались ошибочными, признай это;

· всегда старайся во избежание недоразумений отдавать распоряжения в письменном виде.

Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение три существенных фактора: люди, финансы и техника, а первое место занимает такой фактор как “люди”.

Примерно с конца 30-х г.г. ХХ века школа человеческих отношений трансформировалась в школу “поведенческих наук”, или бихевиористскую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника в организации в целом на основе поведенческих наук. В самых общих чертах главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности ее человеческих ресурсов. Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор, разработавший теорию «Х» и «У». В соответствии с этой теорией существует 2 типа управления, отражающих 2 типа работников или, вернее, 2 типа отношения к работникам.

Для организаций типа «Х» характерны следующие предпосылки:

· человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;

· по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;

· человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Теория «У» имеет следующие предпосылки:

· выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются единственным средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

· ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным является вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;

· человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.

Применительно к теории «У» Макгрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт знания и воображение для решения проблем организации, однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа «У» гораздо более эффективно, и указывал, что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с теорией Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации.

Наряду с поведенческими науками в послевоенные годы дальнейшее развитие получили и естественные науки (особенно математика и информатика), что послужило импульсом для развития количественного подхода к управлению. Такой подход предполагает формализацию управленческих процессов, построение экономико-математических моделей исследуемых объектов и систем, а также решение этих моделей математическими средствами. Применение количественного подхода дает обычно хорошие результаты при формировании товарных потоков в управлении запасами, при размещении товаров на складе и решении конкретных ситуаций в логистике, т.е. в управлении вещественными элементами на микроуровне.

Значительный интерес в этом отношении представляют работы американского ученого Самуэльсона и его последователей.

Количественный подход применим и для решения глобальных экономических проблем на микроуровне. В частности, метод межотраслевых балансов, предложенный американским экономистом В.Леонтьевым, применялся во многих странах для принятия управленческих решений для выработки экономической стратегии государства.

Во второй половине ХХ века в менеджменте сложились и получили большое распространение следующие подходы к управлению:

· процессный (с конца 50-х гг.);

· системный (с середины 70-х гг.);

· ситуационный (80-е гг.)

При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами являются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, оценку внешней и внутренней среды организации, поддержание лидерства в коллективе и др.

Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимоувязанных целей. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, сутью которой является формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды. Этот метод получил широкое распространение в современной теории менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия предприятие работает успешно, то это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия менеджера высшего звена деятельность предприятия становится менее эффективной – это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие предприятия), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их менеджерам среднего звена. Сущность системного подхода к управлению – мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

Ситуационный подход к управлению, также, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий.

Этот метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуационного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

Если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности, то ситуационный подход чаще используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1-2 минуты необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества менеджера: твердость, гибкость мышления, эрудиция, дар предвидения. Ситуационный подход носит не шаблонный характер, он воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Этот подход подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.

В настоящее время в развитии менеджмента просматриваются три наиболее важные тенденции.

Во-первых, некоторый возврат к прошлому – осознание значения материальной, технической базы современного производства. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей предприятия, роли производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.

Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократии, участие рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций.

В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед теорией и практикой управления возникает много новых вопросов, важнейшие из которых: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля управления.

Следует подчеркнуть, что в последние десятилетия в практике зарубежного менеджмента произошли существенные изменения, которые отечественные управленцы должны внимательно изучить и многое внедрить на российских предприятиях с учетом особенностей переходного периода и национальной специфики.

 

Вопросы для повторения.

1. Какие предпосылки послужили причинами возникновения менеджмента?

2. Какое влияние на развитие менеджмента оказала индустриальная революция 17-18 веков?

3. Когда и где возникла наука «управление»?

4. Что нового внес Ф.Тейлор в теорию и практику управления?

5. Каков вклад в теорию управления Г.Эмерсона, Г.Форда и А.Файоля?

6. Перечислите вклад в развитие менеджмента представителей неоклассической школы.

7. В чем сущность взглядов на управление представителей поведенческой школы?

8. Назовите основные положения процессного, системного и ситуационного подхода к управлению.

 

2.2 Подходы к управлению разных научных школ

Для понимания тех изменений, которые произошли в менеджменте за последние 100-150 лет, целесообразно рассмотреть основные научные школы менеджмента. Целесообразно отметить их положительные и отрицательные черты, а также различные подходы к управлению.

По каждой научной школе управления надо подчеркнуть предлагаемые ими научные концепции, отметить положительные и отрицательные черты.

Школа научного управления (1885 - 1920)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.065 с.)