Воспроизводственно-эволюционный подход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспроизводственно-эволюционный подход



Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами подхода являются:

· применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требованиям потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;

· трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

· рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска;

· обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы инновационного менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы).

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени.

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

а) между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента;

б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.);

в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения);

г) между субъектами управления по горизонтали.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются для решения в будущем, из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты менеджмента.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.

ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, методов оптимизации; математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др.

В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства.

ДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

Сущность этого подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на:

1. систему законодательных актов страны и региона;

2. систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

3. систему планов, программ, заданий;

4. систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой.

Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом..

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует универсального способа управлять объектом.

Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Ознакомление с вышеперечисленными подходами к управлению позволяет менеджеру в каждом конкретном случае выбирать оптимальный метод решения стоящих перед ним задач.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит сущность, положительные и отрицательные черты школы научного управления?

2. В чем состоит сущность, положительные и отрицательные черты административной (классической) школы управления?

3. В чем состоит сущность, положительные и отрицательные черты школы человеческих отношений?

4. В чем состоит сущность, положительные и отрицательные черты количественной (управленческой) школы?

5. В чем состоит сущность, положительные и отрицательные черты ситуационной школы управления?

6. В чем состоит сущность, положительные и отрицательные черты системной школы управления?

7. Перечислите основные подходы к управлению.

8. Что дает менеджеру знание основных подходов к управлению?

 

2.3 Развитие менеджмента в России

Развитие менеджмента в XVII в.

Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии экономической политики и системы государственного управления важную роль сыграл А.Л.Ордин-Нащокин, выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управления на местах. Он сделал попытку ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России. Таким образом, Ордин-Нащокин первым из русских экономистов поставил вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента. Главная цель экономической политики Ордин-Нащокина - это ликвидация экономической отсталости России, создание отечественной промышленности и борьба против засилья иностранного торгового капитала.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

· развитие крупной отечественной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

· содействие развитию сельского хозяйства;

· укрепление финансовой системы;

· активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением — регулировали различные сферы деятельности государства, по сути, это был государственный менеджмент. Для содействия торговому и промышленному развитию были разработаны программы мероприятий, предусматривающие систему предоставления различных привилегий и льгот. Предприниматели получали для устройства фабрик и заводов ссуды без процентов, их снабжали орудиями производства, освобождали от государственной службы, предоставляли временные льготы от налогов, обеспечивали выгодными государственными заказами.

Центральной задачей экономической политики государства при Петре I было пополнение казны, но он также стремился использовать влияние государства на развитие техники, повышение производительности труда.

Петр I понимал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных программ, поэтому издание указов, регламентов, инструкций по претворению их в жизнь было важной формой государственной деятельности.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова. К оригинальным его идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым -- эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Развитие управленческой мысли в XVIII в.

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев. В области управления хозяйственными делами России он особое значение придавал управлению финансовой политикой. Главным источником богатства он считал торговлю, поэтому настоятельно рекомендовал добиваться активного торгового баланса, превышения экспорта над импортом. С этой целью предлагалось изменить таможенный тариф и ввести специальные тарифы для отдельных портов и городов. Актуален и для современной экономической политики совет Татищева, не допускать к вывозу за границу золото и серебро в слитках, монете и посуде, разрешить вывоз лишь таких изделий, в цене которых стоимость обработки составляет не менее половины.

Татищев считал крайне необходимым покровительство отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, при этом государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию было издано “Учреждение для управления губерний Российской империи”. Страна была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, а каждая губерния делилась на 10-12 уездов. При Екатерине II были созданы благоприятные условия для развития русского предпринимательства. В частности, была ликвидирована необходимость получения “разрешительных указов” на открытие нового предприятия. Одновременно было объявлено об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. В 1785г. российские предприниматели получили от Екатерины жалованную грамоту, согласно которой все купцы были подразделены на три гильдии. Купцы всех гильдий освобождались от личной рекрутской повинности и от подушной подати, вместо которой они платили налог в размере 1% с объявленного капитала. Выше купцов разных гильдий было понятие “именитый гражданин”. Обладатель такого титула должен был иметь капитал не менее 100 тысяч рублей и имел право владеть заводами, фабриками, загородными домами, садами. Необходимо отметить, что богатство в этике многих российских предпринимателей не было самоцелью, а служило средством делать добро, служить людям. Богатство, если оно не было следствием труда, а создавалось за счет капитала, рассматривалось как грех.

Не случайно в течение веков русские предприниматели воздвигали на свои деньги десятки тысяч церквей и часовен во искупление греховности богатства в различных городах страны. Меценатство, собрание и передача в дар городам коллекций произведений искусства, финансирование социально-культурных мероприятий, добровольные пожертвования на нужды обороны – таков далеко не полный перечень славных дел русского купечества.

Именно оно в значительной степени подготовило расцвет национальной культуры, который наблюдался в конце XIX – начале ХХ веков.

По существу, русское купечество выполняло те функции, которые в других странах осуществляла дворянская аристократия и интеллигенция.

Используя опыт Запада, в 1769 г. Екатерина повелела впервые в России выпустить бумажные деньги (ассигнации), курс которых сначала не отклонялся от курса серебряного рубля, но по мере увеличения их выпуска неуклонно падал. В 1765 г. Екатериной II было учреждено “Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства”, но его деятельность в тот период была направлена на поиск рациональных путей развития сельского хозяйства и повышения его товарности в условиях незыблемости крепостного права.

Особенности управления экономикой России в XIX в.

Кначалу XIX в. невозможность управления государством старыми методами и необходимость общественных преобразований осознавались уже высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. Его наиболее значительным мероприятием была реформа центрального управления.

Были учреждены министерства, которые были построены на началах единоличной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М.Сперанский. Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную исудебную, т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управления государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, которым утверждалось всесословное самоуправление.

Развитие менеджмента в XX в.

В начале XX века управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

Осуществляя денежную реформу, Витте использовал способ понижения золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля, благодаря чему удалось на несколько лет закрепить установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Денежная реформа Витте противоречила интересам помещиков, экспортировавшим хлеб, но была выгодна промышленному капиталу, импортировавшему машины, и государству, которое платило большие проценты по займам. После введения Витте винной монополии государство снова получило огромную прибыль. Для активного развития экономики России он разумно использовал на практике два объективных фактора того периода: дешевизну капитала на Западе и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы.

Преемником Витте в экономике по праву считается Столыпин. Программа его реформ затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Столыпин разработал и реализовал реформу о добровольном переселении крестьян в районы Западной Сибири.

Он также решал триединую задачу, обеспечивающую успех переселенческой политики: организация местного землеустройства, прокладка железных и 11500верст грунтовых дорог, предоставление переселенцам льготных ссуд и кредитов. Переселение в районы Сибири значительных масс населения решало важнейшую стратегическую задачу - укрепление обороны страны. По инициативе Столыпина была разработана программа строительства шоссейных и железных дорог, предусматривалось повышение заработной платы всех чиновников, полицейских, учителей. Бесплатное начальное образование уже получило широкое распространение в 1908 г. и должно было стать всеобщим к 1922 г. Характерной чертой экономики России был крупный государственный сектор, в состав которого входили Российский государственный банк, большинство железных дорог, огромный земельный фонд, а также многочисленные фабрики и заводы. В значительной степени подъему национальной экономики России способствовала и система государственных заказов, особенно заказов на строительство железных дорог.

Роль государства в экономике страны еще больше возросла в годы первой мировой войны, когда возникла острая необходимость в милитаризации экономики и улучшения снабжения армии. Для практического решения этих задач и усиления роли государства в управлении экономикой в 1915г. были созданы “Особые совещания” по обороне, по топливу, по перевозкам и по продовольствию.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября1917г, когда владельцы заводов, фабрик, банков покинули страну, экономика осталасьбезуправления. Переход большого количества предприятий в общественную собственность ставил перед Советом Народных Комиссаров (СНК) вопрос о способах управления ими. В поисках новых форм управления на микро- и макроуровнях ВЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществляли ряд мер, наиболее принципиальными из которых являлись следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ); образование местных органов экономического управления.

Общественная собственность объективно требовала поиска методов, составляющих единую систему управления. Национализация земли, крупной промышленности, железных дорог, банков, введение монополии внешней торговли заложили основу социалистического сектора в экономике.

В годы иностранной интервенции и гражданской войны экономическая политика советского государства получила название “военного коммунизма”. Краткие общие положения его следующие:

· замена постепенного социалистического преобразования “штурмовым” методом ликвидации капиталистических элементов;

· введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли;

· использование продразверстки как прямого неэквивалентного обмена между городом и деревней;

· свертывание товарно-денежных отношений и натурализация производственных отношений;

· введение всеобщей трудовой повинности.

Такимобразом, сущность экономики “военного коммунизма” характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу и внеэкономическими формами принуждения к труду.

Победа советской власти в гражданской войне и освобождение регионов от иностранных интервентов создали условия для введения НЭПа (Новой экономической политики). Центральным звеном явилась замена продразверстки продналогом, что создало личную заинтересованность сельских тружеников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и повышении производительности труда. Важнейшим фактором в развитии промышленности в период НЭПа было оживление капитализма, наряду с которым разрешалась сдача в аренду частному капиталу мелких предприятий и привлечение иностранного капитала. Исключительно важным элементом НЭПа была стабилизация советского рубля. В качестве разменной монеты стали использовать серебро и медь.

На макроуровне был разработан и принят научно обоснованный план ГОЭЛРО, рассчитанный на 10 лет, который предполагал строительство электростанций, восстановление основ тяжелой индустрии и транспорта. Было положено начало плановой работе всех государственных органов.

НЭП дал определенные позитивные результаты: было восстановлено сельское хозяйство, возрождалась промышленность, были построены новые электростанции, решалась продовольственная проблема. НЭП дал импульс для развития производства потребительских товаров и торговли. При этом потребительская кооперация становилась ведущей торговой системой.

Но были и негативные стороны НЭПа:

· тресты и предприятия в погоне за прибылью начали резко поднимать цены при уменьшении выпуска продукции;

· шло расслоение в уровне благосостояния народа.

В 1928г. начался “Великий перелом”, который ознаменовался “жесткой централизацией управления, сворачиванием НЭПа, коллективизацией сельского хозяйства, форсированной индустриализацией страны. Курс на индустриализацию страны был продолжен и в годы довоенных пятилеток. В результате к началу второй мировой войны наша страна стала мощной, индустриально-аграрной державой, которая смогла выстоять и победить в войне с гитлеровской Германией, покорившей почти всю Европу.

Эта же модель управления экономикой позволила в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, создать атомное оружие, развернуть космические исследования. Однако такая модель, доказавшая свою жизнеспособность в экстремальных ситуациях, стала давать сбои в условиях длительного мира, что было особенно заметно в конце 80-х годов.

Активно проводил курс на совершенствование системы управления экономикой Н.С.Хрущев. Наиболее принципиальным решением явился переход в 1957 г. от отраслевой системы управления к территориальной (через советы народного хозяйства), что создало более благоприятные условия для организации труда и структуры управления на микроуровне и комплексного развития экономических ресурсов. Негативно сказались на системе управления ликвидация Хрущевым сельских райкомов партии и раздел обкомов на промышленные и сельские, но уже через месяц после отставки Хрущева и выхода его на пенсию А.Н.Косыгин отменил это его решение.

В сентябре 1965 г. было принято решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой.

В это время было принято постановление “О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования”. Косыгин утверждал, что показатель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях препятствует улучшению ассортимента и качества продукции. Вместо показателя “валовая продукция” предложено было использовать в планах предприятий показатель “объем реализованной продукции”. Совершенствование экономического стимулирования включало улучшение системы ценообразования и системы оплаты труда. Оно проводилось, с одной стороны, путем централизованного увеличения ставок заработной платы и окладов, с другой стороны - за счет более широкого использования части доходов предприятия для материального стимулирования. С этой целью на предприятиях были созданы фонды экономического стимулирования:

1. фонд материального поощрения (средства используются на выплаты премий);

2. фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (средства идут на строительство и ремонт жилых домов, детских учреждений и др.);

3. фонд развития производства (для финансирования нецентрализованных капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и др.).

В сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить три этапа:

· ускорение социально-экономического развития (1986-1987гг.);

· радикальная экономическая реформа (1988-1989гг.);

· переход к рыночным отношениям (с 1990г.).

В течение первых двух этапов сохранялась прежняя затратная система управления экономикой, что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса.

Накручивание объема производства в рублях, искусственное завышение цен, перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв заданий по дешевым приводило к следующим негативным последствиям:

· усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства;

· систематическому невыполнению годовых и пятилетних планов выпуска продукции;

· разбалансированию потребительского рынка, созданию всеобщего дефицита;

· увеличению эмиссии денег, которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб., т.е. в 4,5раза по сравнению с 1985 г.;

· росту внешней задолженности, которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз.

Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и содействовало ее развалу.

Третий этап “перестройки” - переход к рыночным отношениям - направлен на повышение темпов социально-экономического развития СССР. После путча 1991 г. процесс приобретения союзными республиками политической и экономической самостоятельности приобрел необратимый характер. Новый план углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, на котором Б.Н. Ельцин выступил с обращением к депутатам и народу, в котором говорилось о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономику и начать процесс оздоровления.

Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.

Для реализации одобренной программы было образовано новое правительство, во главе которого стоял президент. Оно активизировало процесс образования новых рыночных структур управления.

В частности, был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственнымимуществом,в функции которого входило:

· разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества;

· анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности;

· продажа на конкурсных и аукционных началах государственных предприятий и др.

В процессе создания рыночной среды многие отраслевые министерства были преобразованы в различные корпорации и холдинги, которые получили самостоятельность, необходимую для перехода от директивных методов управления к рыночному регулированию хозяйственной деятельности. Коренным поворотом в переходе к рыночной экономике являлась либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название “шоковая терапия ”.

За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений: коммерческие банки и различные биржи, многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель. Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования по ряду объективных и субъективных причин вызвала ухудшение социально-экономического положения населения страны.

Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и 2-3-кратного повышения цен спад производства составил почти 20%, а цены на предметы первой необходимости выросли от 60 до 250 раз. В результате работа правительства была признана неудовлетворительной, Е.Т.Гайдар был освобожден от занимаемой им должности и.о. главы правительства.

Новым премьер-министром был избран B.C. Черномырдин, продолживший курс “шоковой терапии”, что вело к дальнейшему спаду производства и ухудшению социального положения населения.

Принятие в 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Согласно ей, основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему усмотрению. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. По новой Конституции Президент может решать своими указами многие принципиальные вопросы управления экономикой.

В 1994 г. Президент подписал 2 пакета, состоящие из 6 указов каждый. Все они были направлены на ускорение и углубление рыночных преобразований в России, создание более благоприятных условий для конкуренции и являются одним из базовых основ рыночных отношений.

Наиболее важными указами были следующие:

“О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой”.

“О некоторых вопросах налоговой политики”.

“О совершенствовании работы банковской системы РФ”.

“О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы”.

Исключительную важность для развития менеджмента как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ”. В ст. 1 этого Закона, в частности, говорится, что государственное прогнозирование развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлении этого развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Главными факторами, не позволившими России в августе 1998 года избежать девальвации рубля, явились отсутствие поддержки антикризисной программы правительства со стороны Государственной Думы и недостаточный объем помощи со стороны МВФ(Международного валютного фонда).

Курс доллара по отношению к рублю немедленно поднялся на 11%. Попытки защитить рубль с помощью валютных интервенций были крупной ошибкой ЦБР (Центрального банка России). Это и послужило решающим фактором обвала рубля в конце августа - начале сентября.

Последствия кризиса были тяжелыми:

1. снижение доверия инвесторов к правительству страны, Центральному Банку (ЦБ) и Министерству финансов России, что означало потерю возможностей займа и отток зарубежных инвестиций;

2. закрытие источников финансирования дефицита государственного бюджета, что означало переход к инфляционному характеру финансирования;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.5.218 (0.07 с.)