Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Личность и авторитет менеджераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
7.1. Требования к менеджерам Одним из важнейших аспектов менеджмента является изучение деятельности менеджера. Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке "люди-цели". Менеджеры являются субъектами управленческой деятельности и играют три группы ролей в организации. Во-первых, менеджер выступает в качестве руководителя, который формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует усилия своих подчиненных и выступает в качестве представителя организации. Менеджер должен исполнять роль руководителя, лидера для всех своих подчиненных. Эта роль определяется не только его положением в иерархии управления (начальник и связующее звено между вышестоящим и нижестоящим уровнями), но и особым типом отношений с подчиненным, а также стилем руководства (соблюдение баланса "люди"/"задачи"). Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и разъясняет политику и основные цели организации. Быть "преобразователем" информации - вот вторая важная роль менеджера. Эта роль соответствует положению менеджера в организации и заключается в сложном творческом процессе преобразования получаемой извне разнообразной информации. В-третьих, это роли по выработке и реализации решения, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения имеющихся ресурсов, осуществляет оперативные корректировки и т.п. Таким образом, еще одной ролью менеджера в организации является разработка, принятие и реализация управленческих решений. Выполняя эту роль, менеджер организует работу по выбору необходимых средств достижения установленных целей. В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Вместе с тем, каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает в качестве руководителя по отношению к определенной организации. Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: · к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений; · к руководителю предприятия в целом и его подразделений (управлений, отделений, отделов); · к руководителю по отношению к подчиненным; · к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами. К менеджеру любого уровня управления предъявляются требования, в частности, следующие: 1. наличие общих знаний в области управления предприятием; 2. компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится предприятие по виду и характеру своей деятельности; 3. владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в наиболее выгодных сферах применения; 4. принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими менеджерами и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; 5. наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; 6. умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов; 7. умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции. И все же важнейшим требование к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Это умение включает: · знания в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы; · знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе; · устранение неспособных работников с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы. Успешность работы менеджера во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта. Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей способностью к управленческой деятельности (ОСУД). Сильного менеджера можно отличать от слабого по степени разнородности используемых приемов и методов управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные проблемы и успешно разрешать конфликтные ситуации. О наличии ОСУД свидетельствует умение менеджера масштабно мыслить, рационально решать кадровые проблемы. Следует отметить, что знающий и уверенный в своих силах менеджер обычно подбирает себе способных и перспективных подчиненных. В то же время менеджер не очень уверенный в своих силах и поэтому боящийся конкуренции, старается подбирать себе подчиненных послабее. В этом просматривается двойной вред для соответствующей организации: невысока отдача от самого менеджера и крайне низка эффективность управленческой деятельности подобранных им сотрудников. Еще одним важным аспектом ОСУД можно назвать умение четко и объективно оценивать деятельность своих подчиненных и перераспределять функции и отдельные задания между ними. Под личностно-деловыми качествами менеджера понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние на управленческую деятельность. Эти качества определяются способностями индивида, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями характера, темпераментом, накопленным опытом работы. Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств являются: · компетентность, · коммуникабельность, · стрессоустойчивость, · нравственность, · способность творчески решать проблемы, · смелость в принятии решений. Компетентность подразумевает наличие у менеджера специального образования, широкой эрудиции в различных областях, постоянное повышение им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность мышления менеджера и наличие у него соответствующих организаторских способностей. Коммуникабельность зависит от темперамента индивида (наилучшей коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, делового обаяния, адаптивных качеств, поведения в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера является умение выслушать собеседника и установить с ним деловые, а иногда и дружеские контакты. Известно, что менеджер осуществляет три вида общения: · субординационное, · служебно-товарищеское, · дружеское. Выбор предпочтительного вида общения в конкретной ситуации во многом характеризует коммуникабельность менеджера. Под стрессоустойчивостью понимают способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую напряженность. К сожалению, стрессы являются неизбежным злом в деятельности всех менеджеров. Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных особенностей человека и, в частности, от его темперамента. Так, например, сангвиники значительно спокойнее реагируют на любые стрессовые ситуации, чем флегматики и тем более меланхолики. В то же время надо помнить о том, что стрессоустойчивость можно развивать при помощи аутогенной тренировки, используя методы психологической саморегуляции, а также психотерапевтическое воздействие. К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера в первую очередь следует отнести честность, порядочность, принципиальность. Наряду с этими качествами менеджер должен быть справедливым, обязательным, доброжелательным, приветливым, сдержанным, уравновешенным. Необходимо подчеркнуть, что если менеджер не обладает высокими морально-этическими качествами, то у него чаще всего отсутствуют многие деловые качества, такие как объективность, организованность, дисциплинированность. Морально-этические качества наряду с деловыми в значительной степени определяют стиль руководства менеджера. Наилучшим следует считать стиль, характерными признаками которого являются: четкость, ясность, своевременность в постановке целей и задач; рациональное определение прав и обязанностей работников; совершенство применяемых методов управления; знание способностей и квалификации своих подчиненных; постоянный поиск резервов производства; оперативность и четкость в работе; умение маневрировать ресурсами; отработанная система эффективного контроля. Способность менеджера творчески решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые довольно часто возникают в условиях рыночной экономики. Как известно, все виды творческой работы, в том числе и работа менеджера, требует выработки идей. Существуют несколько способов генерирования таких идей. Наибольшее распространение получил метод "мозговой атаки ", предложенный американским психологом Осборном. Этот метод предусматривает непринужденную обстановку, люди должны быть раскованными, не допускается никакой критики в отношении высказанных гипотез, то есть мнение каждого участника считается ценным и не обсуждается. Рассмотрение проблемы длится 30-40 минут, за это время выдвигается несколько идей, все записывается на магнитофон, а затем подвергается тщательному анализу. Руководит этой работой чаще всего психолог; крайне желательно, чтобы участники были представителями разных профессий, так как идеи из разных областей знаний могут натолкнуть на неожиданные решения. Каждую высказанную идею анализируют, исходя их трех критериев: насколько вероятна ее плодотворность, можно ли заставить ее "работать" в данной ситуации, является ли она лучшей среди других возможностей. Смелость в принятии решений является еще одним важнейшим профессиональным качеством преуспевающего менеджера. Принятие решений осуществляется на всех этапах управленческой деятельности и от обоснованности и своевременности их исполнения зависят производственные результаты деятельности отдельных подразделений и всего предприятия. В процессе принятия решений менеджеру необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности и, наконец, выбрать наиболее эффективный вариант решения. Наряду с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера в значительной мере зависит от его опыта, под которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет, как правило, вместе со стажем его работы. Однако это утверждение справедливо лишь в том случае, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, то есть работать творчески. Поскольку менеджер стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность. Менеджер должен учитывать влияние на производственную деятельность так называемых факторов личного характера, к числу которых относятся: · стремление к улучшению служебного положения; · желание увеличить свои доходы; · риск того, что в результате участия в процессе перемен человек может понести убытки или в самом крайнем случае лишиться работы; · отрицательное отношение к изменениям, если, по мнению того или иного лица, в результате возникают структуры с привилегированным статусом; · боязнь принять неправильное решение; · нежелание брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Труд менеджера имеет много специфических особенностей связанных с характером самого труда, предметом, результатом, применяемым средствам, а также оценкам этого труда. Решаемые в процессе труда менеджера задачи предопределяют умственный, творческий характер этого труда. Главный смысл и содержание деятельности менеджера заключается в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, а также организации и стимулировании совместной работы подчиненных. Менеджер очень много работает с информацией, преобразуя которую он принимает решения. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат деятельности менеджера чаще всего оценивается по достижению поставленных целей. В настоящее время предъявляются серьезные требования к профессиональной компетенции менеджеров, важнейшими из которых являются: · понимание природы управленческого труда и процесс менеджмента; · профессиональная компетентность; · знание должностных и функциональных обязанностей; · умение собирать, анализировать и перерабатывать информацию; · организаторские способности; · творческое мышление; · высокие нравственные качества; · непрерывное повышение квалификации; · способность к объективной самооценке. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностями использовать их в повседневной работе. Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы. В первую группу входят знания и умение выполнять свою работу: · высокая информированность по профессиональным вопросам; · умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; · знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом менеджмента; · способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления; · умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять своими эмоциями. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — подчиненными, коллегами, руководителями, высшими администраторами, акционерами, поставщиками, заказчиками и другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью той организации, где работает менеджер. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны тех лиц, с кем они вступают в контакт. От ошибок и просчетов в работе не застрахованы самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления, работать над исправлением положения. Профессиональная деятельность менеджера значительно различается в зависимости от того, на какой ступени иерархии работает данный менеджер. Одна из форм разделения труда менеджера носит горизонтальный характер и предопределяет расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений предприятия. Следует отметить, что все эти менеджеры работают на одной и той же иерархической ступени управления. Помимо них на предприятии есть менеджеры, которые координируют работу этих менеджеров и руководят этой работой. Таким образом, помимо горизонтального разделения труда менеджеров на любом предприятии существует еще и вертикальное разделение их труда, предусматривающее разный иерархический уровень. Различают менеджеров низового, среднего и высшего звеньев. Менеджеры низового звена представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Примером менеджера низового звена является мастер участка. Работа менеджеров низового звена является оперативной, она наполнена разнообразными действиями и предусматривает систематический и длительный контакт с подчиненными. Тщательное изучение должностных инструкций и анализ практических данных деятельности менеджеров на полиграфических предприятиях дает возможность определить процентное соотношение оптимального расходования рабочего времени менеджером низового, среднего и высшего звеньев. Менеджеры низового звена должны расходовать свое рабочее время следующим образом: 1. Планирование и распределение работы между подчиненными - 25% 2. Контроль качества продукции и работы подчиненных - 20% 3. Участие в совещаниях, заседаниях, собраниях - 5% 4. Работа с информацией и документацией - 5% 5. Решение различных оперативных вопросов - 20% 6. Воспитательная работа с подчиненными - 25% Работа менеджеров низового звена координируется и контролируется менеджерами среднего звена. Эти руководители обычно возглавляют крупное подразделение, отдел или цех предприятия. Менеджеры среднего звена должны расходовать свое рабочее время следующим образом: 1. Работа с информацией, документацией, планирование работы - 30% 2. Координация работы участков и отдельных подчиненных - 5% 3. Проведение и участие в совещаниях, заседаниях, собраниях - 10% 4. Осуществление контроля работы подчиненных - 10% 5. Решение различных оперативных вопросов, работа со службами и отделами предприятия - 35% 6. Воспитательная работа с подчиненными - 10% Менеджеры высшего звена осуществляют руководство предприятием в целом, они наделены большими правами и должны нести всю полноту ответственности за результаты работы. Менеджеры высшего звена должны расходовать свое рабочее время следующим образом: 1. Работа с информацией, документацией, планирование работы - 25% 2. Координация работы цехов и служб предприятия - 10% 3. Проведение совещаний, заседаний, собраний - 15% 4. Осуществление контроля работы цехов и служб предприятия - 5% 5. Работа с заказчиками, поставщиками, посещение внешних организаций, выставок, ярмарок и др. - 25% 6. Решение различных оперативных вопросов - 15% 7. Воспитательная работа с подчиненными - 5% Таким образом, с полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми фигурами в организации. Однако задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые менеджерами низового, среднего и высшего звеньев, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, и менеджерами выполняются разные функции. На основании стиля руководства людьми выделяют 10 типов менеджеров: 1. Авторитарный. Стремится доминировать и подчинять себе всех, с кем сталкивается в практической деятельности. Отстраняет подчиненных от участия в управлении. Подавляет инициативу исполнителей. 2. Коллегиальный. Девиз такого менеджера: "Моя точка зрения - одна из возможных". Это обычно демократ по натуре, профессионал по образованию и опыту работы. Поощряет инициативу, делегирует полномочия в управлении. 3. Дипломатический. Характеризуется способностью быстро перестраиваться на новую модель деятельности. Тяготеет к общительности, берет на себя инициативу в переговорах. Крайний тип характеризуется изворотливостью и демагогией. 4. Либеральный Предоставляет подчиненным полную свободу действий, поощряет инициативу. Берет, как правило, на себя ответственность за поведение подчиненных. В качестве отрицательных черт выступают - попустительство, пренебрежение к осуществлению контрольной функции, либерализм по отношению к лодырям и прогульщикам. 5. Авральный. Работу обычно организует по принципу "Давай, давай! Потом разберемся". Нередко осуществляет мобилизацию всех материальных и духовных ресурсов подчиненных на выполнение конкретного задания. При частом использовании данного принципа страдает ритмичность работы подразделения. 6. Конструктивный. Для него характерен постоянный поиск и создание условий для полезных преобразований. По натуре - это побудитель подчиненных на использование в своей деятельности нестандартных приемов. В качестве негативных черт следует отметить чрезмерную увлеченность преобразованиями. 7. Документальный. Он всегда верит в "хорошую бумагу". Обычно - это прирожденный аппаратчик, склонный управлять людьми только из канцелярии. Положительные тенденции - аккуратность, подтянутость, осмотрительность. 8. Демонстрационный. Часто прибегает к призывам, умеет воодушевить людей на трудные дела (возбуждает дух соперничества), стремится к демонстрации своей исполнительности перед вышестоящим начальством. 9. Компромиссный. Такое поведение полезно для урегулирования конфликтов. Однако частое применение тактики компромисса ведет к отказу от приемов применения жесткого контроля деятельности подчиненных. 10.Деловой. В этом типе сочетаются многие положительные черты всех названных типов. Основной девиз у такого менеджера: “Работа! Работа! Работа!” В результате ориентация на личность подчиненного почти отсутствует. Перечисленные типы менеджеров позволяют прогнозировать их деятельность в различных ситуациях, возникающих в ходе производственного процесса на полиграфических предприятиях. Вопросы для повторения 1. Кто такой менеджер? 2. Какие роли выполняет менеджер в организации? 3. Какие требования предъявляются к менеджерам всех уровней? 4. Что такое ОСУД? 5. Какое значение имеет опыт менеджера? 6. В чем главный смысл и основное содержание деятельности менеджера? 7. Каковы требования к профессиональной компетенции менеджера? 8. Каковы принципиальные различия в содержании деятельности менеджеров низового, среднего и высшего звена на полиграфических предприятиях? 9. Назовите десять типов менеджеров в зависимости от стиля управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.016 с.) |