Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главные задачи выполняйте рано утром, что создает ощущение успеха.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Секрет успеха многих менеджеров заключается в том, что они еще ранним утром дома или на рабочем месте непосредственно до начала рабочего дня успевают выполнить то или иное важное для них дело, или по крайней мере начать его. Подобное решающее опережение в любом случае окупается. Знание и практическое использование основных правил для правильного построения рабочего времени менеджера и его подчиненных позволяет в конкретных производственных условиях повысить эффективность трудовой деятельности подразделений организаций, в том числе и полиграфических предприятий. При организации планирования личной работы менеджеру следует придерживаться следующей последовательности: 1. Определение затрат времени на постоянные дела. 2. Анализ содержания планируемых дел и определение времени, необходимого для их выполнения. 3. Составление перспективного плана. 4. Запись текущих дел и составление плана рабочего дня. Планирование времени менеджера, как правило, имеет две цели: · употребить имеющееся время для высокоэффективной деятельности; · достичь поставленных задач с возможно меньшим расходом времени. Чем грамотнее и тщательнее менеджер спланирует свое время, тем плодотворнее сможет использовать его в своих личных и профессиональных интересах. Мировой опыт свидетельствует о том, что увеличение затрат времени на планирование приводит к сокращению времени на исполнение и в конечном счете к экономии времени в целом. Менеджеры, которые регулярно в течение 10 минут планируют свой рабочий день, могут сэкономить до 2-х часов рабочего времени и значительно эффективнее справляются со всеми стоящими перед ними задачами. Следует подчеркнуть, что планирование работы осуществляется подавляющим большинством менеджеров. Они планируют предстоящий день, неделю, месяц, квартал, год, а также ближайшие 3-5 лет. Однако мало кто из менеджеров рассчитывает предстоящую работу во времени. Это обусловлено прежде всего тем, что отсутствуют данные о затратах времени на аналогичные работы, которые выполнялись ранее. Для рациональной организации своего труда менеджер должен уметь четко определять продолжительность каждой планируемой работы, сроки ее начала и окончания. Начинать следует с долгосрочного плана. Для этого надо составить перечень наиболее значимых работ за год, квартал, месяц, а затем установить сроки начала и окончания этих работ. В числе таких работ могут быть повторяющиеся из года в год работы, а также работы, необходимость в которых должна появиться в будущем. Необходимость включения таких работ, сроки их начала и окончания могут быть определены на основе опыта прошлых лет. Следует учитывать, что работа менеджера динамична, сложна, отличается многими случайными, непредсказуемыми событиями, которые могут нарушить намеченные ранее планы. Поэтому считается хорошим показателем выполнение личных планов менеджерами на 70-75%. Это уже значительный сдвиг в сторону улучшения распределения времени. Грамотное планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные с тем, чтобы потом распределить выполнение каждой из них по времени. Принципиально важно составлять планы на день в письменном виде. Это обеспечивает разгрузку памяти и создает хорошие мотивы к работе. Деловая активность менеджера становится целенаправленной и ориентированной на строгое следование разработанному плану. Кроме того, план, продуманный и зафиксированный на бумаге, менее подвержен воздействию различных помех. Благодаря систематическому контролю результатов (отметки о выполнении пунктов плана) у менеджера не теряются несделанные дела, их можно перенести на другое время. Постоянное планирование позволяет совершенствовать методику личной работы менеджера, так как при четком понимании того, что нужно сделать в течение рабочего дня, менеджер должен старается рационализировать свой труд, чтобы добиться лучших результатов. Реальный план на день – это план, в котором содержится лишь то, что менеджер хочет, должен и может сделать в течение дня. Поэтому чем более реальным представляются поставленные цели, тем больше сил концентрирует менеджер на их достижение. Для более эффективной организации труда менеджера необходимо проводить целевое планирование его труда. Целевое планирование труда менеджера представляет собой планирование, направленное на достижение определенных, заранее известных целей. Целью в планирование организации труда менеджера является повышение эффективности труда при минимуме затрат. В целом весь процесс планирования можно представить в виде схемы: Формулирование цели → Анализ текущего состояния → Выявление слабых сторон → Проведение наблюдения → Проведение мероприятий по улучшению труда → Сравнение результатов до и после проведения мероприятий Формулирование цели представляет собой важный процесс. От того, правильно ли будет выбрана цель, зависит, что будет подвергнуто исследованию, и какие результаты будут получены. Анализ текущего состояния необходим в первую очередь для того, чтобы иметь эталон. Сравнение эталона с результатом проведения мероприятий по организации труда покажет эффективность проведенных мероприятий. После проведения анализа, необходимо выявить слабые стороны в организации труда менеджера. Если не выявить основные направления работы, то затраты времени и усилий окажутся значительными, а результат будет неудовлетворительным. Следующий этап — проведение наблюдений — требует тщательной проработки и организации. Сначала необходимо решить, какие наблюдения необходимо провести. Например, при организации рабочего места необходимо провести замеры объема рабочей зоны, уровня шума, освещения и другие. Для улучшения документооборота необходимо проанализировать документы по различным признакам - степень важности, возможность решения некоторых вопросов другими работниками и др. Затем необходимо решить, кто будет проводить наблюдения. Это может быть либо сам менеджер, либо исследователь. В любом случае менеджер должен помогать в проведение исследования и быть заинтересованным в результатах. После проведения наблюдений необходимо решить вопрос о необходимости проведения мероприятий по улучшению организации труда. Если затраты по проведению этих мероприятий окупятся, то необходимость их проведения очевидна. Затем проводятся непосредственно мероприятия по улучшению труда менеджера. И в заключении необходимо сравнить полученные результаты с теми, которые были раньше. Если труд менеджера улучшился и затраты были незначительны, то мероприятия были проведены правильно. Важное место в работе менеджера занимает работа с документами и корреспонденцией. Документы и корреспонденция, в зависимости от источника делятся на исходящие и входящие. Исходящие документы являются своеобразной визитной карточкой предприятия. Вследствие этого все документы и вся корреспонденция должна быть составлена и написана грамотно. В основном печать исходящих документов находиться в ведении секретаря. Задача менеджера составить документ (менеджер должен составлять только те документы, которые не могут быть составлены его подчиненными). В процессе составления документа, делового письма и другого большую помощь может оказать компьютер. Для этого достаточно вложить в память компьютера образцы деловых писем, документов и только вносить небольшие исправления и уточнения. Сложнее дело обстоит с входящими документами. В зависимости от размера предприятия растет количество корреспонденции и самому менеджеру просто немыслимо просматривать всю корреспонденцию. На помощь должен прийти секретарь или специальное подразделение, в функции которых входит: 1. Регистрация поступающей корреспонденции. 2. Сортировка корреспонденции в зависимости от предназначения. 3. Отбор документов, которые адресованы менеджеру или находятся в его прямой компетенции. 4. Сортировка корреспонденции по степени важности. Наиболее рациональным и приемлемым является сортировка, позволяющая менеджеру сразу оценить степень важности. Для этого можно, например, раскладывать корреспонденцию в специальные цветные папки. На столе у менеджера должен стоять специальный лоток для бумаг с несколькими отделениями, в которые он сможет класть корреспонденцию в зависимости от важности, исполнителей и другого. Менеджер, просматривая корреспонденцию в порядке важности, должен написать резолюцию. Хранить документы в кабинете менеджера нет никакой необходимости и поэтому в обязанности секретаря или специального отдела вменяется ведение архива. Хранимые документы должны быть классифицированы по определенным признакам, по которым их легко было бы найти. С повсеместным внедрением компьютеров задачу хранения документов можно переложить на них. Это сэкономит время на их поиск и место, необходимое для хранения. Менеджер должен владеть деловым красноречием. Основная цель выступления заключается в том, чтобы воздействовать на мысли слушателей, склонить их к своей точке зрения. Хорошо выступить это не просто изложить все имеющиеся данные, а максимально привлечь внимание слушателей и склонить их на свою сторону. Для того чтобы выступление прошло эффективно, к нему надо основательно подготовиться. Можно отметить основные рекомендации, которые могут помочь менеджеру как при подготовке к выступлению, так и во время самого выступления: 1. Важно ответить на вопросы, какая необходимость лежит в основе предстоящего выступления и каким образом оратор сможет убедить слушателей в правильности своей точки зрения. 2. В соответствии с этим определите цель своей речи: чего вы хотите достичь своим выступлением? 3. Изложите на бумаге в форме тезисов сведения о предмете выступления, которыми располагаете. Убедитесь, что уже на этом этапе у вас есть материал для выступления и вам есть что сказать. 4. Четко определите, на какие вопросы вы должны дать ответы слушателям. 5. Соберите недостающие материалы для выступления, выберите самое важное, пользуйтесь при этом специальной литературой по теме выступления, справочными словарями, журналами и другими источниками справочного характера. 6. Продумайте сложнейшие моменты аргументации. 7. Попытайтесь разбить приготовленный для выступления материал на части. 8. Составьте тезисы речи с включением в них ключевой информации, цитат, определений. 9. Если у менеджера нет опыта публичных выступлений, то перед выступлением ему необходимо потренироваться. 10. Требуется концентрация внимания менеджера на основных вопросах содержания речи. 11. Замечено, что на современную публику особенно благоприятно действует импровизированная речь. Чтение «по бумажке» не эффективно и нередко раздражает слушателей. 12. При подготовке к выступлению нужно выяснить, каков круг слушателей (половозрастной состав, интересы и т.д.), а также какой тип выступления предстоит (научный доклад, лекция, выступление на собрании и т.д.). В заключение необходимо отметить, что успех речи зависит во многом и от того, как говорить. Монотонно выложенные факты не произведут должного эффекта. В противоположность этому эмоциональная с расстановкой речь (перед ключевой фразой и после нее необходимо делать 1-2 секундную паузу) будет более убедительна. Для проведения приема сотрудников лучше выделить определенное время в течение рабочего дня. Оптимальным представляется время между 1400 и 16°°. Если это возможно, то необходимо пользоваться предварительной записью у секретаря. Посетитель, по возможности, должен заранее изложить тему предстоящей беседы. Это позволит, во-первых, сократить время на изложение темы разговора, во-вторых, позволит менеджеру подготовиться к предстоящей беседе и, в-третьих, если это возможно, направить посетителя к другим исполнителям. Посетителю необходимо заранее сообщить временные рамки разговора. Все приемы посетителей можно разделить как официальные, так и неофициальные. Официальные приемы можно проводить: 1. За столом для конференций, совещаний. Это поставит менеджера и посетителя в одинаковые условия, то есть психологически собеседнику будет легче общаться с менеджером. К такому способу целесообразнее прибегать, когда прием посетителя официальный, но менеджер пытается установить с ним более тесные межличностные отношения. 2. За рабочим столом. За рабочим столом лучше всего вообще не принимать посетителей, т.к. на нем могут находиться важные документы, которые может увидеть посетитель и по ряду другим причин. За таким столом лучше принимать провинившихся работников. Когда менеджер сидит за рабочим столом, а работник находиться спереди, то психологически работнику намного сложнее и подчас одного этого хватает, чтобы еще до критических замечаний со стороны менеджера работник понял свою вину. Неофициальные приемы лучше проводить в «зоне отдыха». Удобно расположившись на диване или в кресле, менеджеру и собеседнику будет легче раскрепоститься и быстро наладить межличностный контакт. Посетитель, который пришел с личной беседой к менеджеру, будет чувствовать себя гораздо более уверенно в такой обстановке, чем официальной. Для того чтобы ограничить время, затрачиваемое на беседу (а значит сэкономить время менеджера), необходимо, как уже отмечалось ранее, сообщить посетителю допустимую продолжительность беседы. Если собеседник не прекращает разговор, можно тактично сказать ему, что время разговора истекло. Необходимо отметить, что для оптимального ведения беседы менеджер должен: 1. Уметь активно слушать. То есть в процессе рассказа собеседника не просто слушать молча, а показывать, что он следит за ходом мысли собеседника. Это, например, можно сделать путем высказываний типа: да-да, конечно, безусловно и других. 2. Уметь понять собеседника. Причем «понять не значит принять». Если менеджер может правильно понять собеседника, то это поможет ему принять правильное решение. 3. Уметь направить разговор в нужное русло. 4. Стараться говорить на уровне, понятном собеседнику. Менеджер в своей повседневной деятельности должен систематически посещать рабочие места для непосредственных контактов с подчиненными и получения необходимой информации. Посещение рабочих мест позволяет: наладить с коллективом хорошие отношения, быть в курсе всех дел на предприятии. Также при посещении рабочих мест работники могут высказать менеджеру свои пожелания или возможные варианты решения проблем. При подготовке к такому посещению менеджер должен собрать необходимый материал по тому или иному цеху, подразделению, чтобы быть в курсе дел, происходящих в них. Для хорошего контакта с рабочими необходимо учитывать психологические моменты. В частности, в цеха лучше идти одетым соответствующим образом. При встрече с рабочими необходимо поощрять их стремление высказаться по актуальным проблемам. Чтобы не забыть внесенные предложения их лучше кратко записывать и после тщательного анализа внедрять, не забывая поощрять работников, внесших рационализаторские предложения. Для посещения рабочих мест лучше выбирать время ближе к концу рабочего дня, когда производительность несколько ниже и отвлечение работников не нанесет большого вреда производственному процессу. Как правило, у менеджеров высшего звена есть секретарь. Менеджер должен учитывать, что по работе его секретаря работники будут судить о работе его самого. Если секретарь не умеет разговаривать по телефону, грубит посетителям, проявляет неорганизованность, некомпетентность в производственных вопросах, то с большой степенью достоверности можно предположить, что стиль работы данного менеджера отличается такими же недостатками. Поэтому менеджер не должен жалеть времени и сил на совершенствование организации не только своего труда, но и труда своего ближайшего помощника – секретаря. Функции секретаря многообразны и сложны и чем больше знает и умеет делать секретарь, тем меньше будет загруженность менеджера мелкими техническими вопросами, тем больше будет у него времени для решения крупных и важных проблем. Вопросы для проверки 1. Каковы составляющие организации труда менеджера? 2. Каковы правила экономии рабочего времени менеджера? 3. Что входит в планирование работы менеджера? 4. Суть схемы планирования работы менеджера. 5. Как менеджеру работать с документами и корреспонденцией? 6. Как менеджеру рационально готовиться к выступлениям? 7. Как менеджеру организовать прием работников и посещение рабочих мест? 8. Перечислите составляющие работы менеджера на предприятиях. 9. Как менеджер должен организовать работу секретаря?
9.4. Самоменеджмент и стрессоустойчивость менеджера Работа менеджера полиграфического предприятия связана с систематическим нервно-эмоциональным напряжением. В связи с этим важное значение в производственной деятельности и в процессе отдыха менеджера имеет знание и практическое использование основных правил самоменеджмента и овладение методами повышения стрессоустойчивости. Существует много путей для достижения финансового успеха в работе менеджера. Вне зависимости от того, какой путь вы выбираете, кого возьмете себе в наставники, какой философии будете следовать, все должно начинаться с самого менеджера. Из всей совокупности качеств менеджера можно выделить “великолепную семерку”: · смелость — боязнь неудач и страх осложняют движение к успеху; каждое новое действие дает и жизненный опыт; · терпение — добиться успеха мгновенно невозможно; упорство и осознанное преодоление трудностей ведут к цели; · зависть — чувство неудовлетворенности должно быть доброжелательным и освобождающим от злого духа соперничества; · сомнение — здоровое сомнение сопутствует принятию ответственных решений; · скромность — скромный человек видит себя как часть всего, что его окружает; · искренность — основа уверенности в себе; очень большой вред приносит человек, который верит своей лжи; · сострадание — доброта и служение людям, симпатия к другим усиливают личную энергию человека. Для выработки в себе подобных качеств важное значение имеет воспитание в себе самовнушения. Самовнушение -это оказание влияния на самого себя с целью укрепления своих сил. Оно помогает владеть собой в трудных ситуациях. Обеспечить собственный настрой можно различными приемами. Каждый менеджер обычно выбирает наиболее подходящий индивидуальный прием. Философия оптимизма менеджеру необходима. Большинство проблем управления требуют значительного нервно-эмоционального напряжения. Для воздействия на свое подсознание можно использовать различные варианты: Первый вариант. Мое подсознание — это мои силы. Самые высокие результаты мне по плечу. Я соберу все силы и способности. Подсознание поможет собрать все в памяти. Творческие силы прорвутся через подсознание. Второй вариант. Я знаю, чего хочу. Я могу добиться того, что хочу. И у меня тоже великие цели. У меня сильная воля. Я могу концентрироваться. Я знаю это совершенно точно и могу представить все подробности. Я достигну своей цели. Третий вариант. Меня переполняет ощущение радости. Неудачи пройдут. Я действую свободно и уверенно. Я люблю свою профессию и сделаю все для успеха своего предприятия. Мой труд несет пользу людям. Различные сложности постоянно возникают в управленческой работе. Для некоторых из них имеется набор стандартных компенсирующих действий: · страх перед продолжительностью работы — поделите работу на части, начинайте с небольшой задачи, подведите промежуточный итог; · страх перед возможной неудачей — составьте список возможных путей решения проблемы, проанализируйте возможные причины неудачи; · страх перед некомпетентностью — поищите помощи, выделите проблему или часть ее, где вы недостаточно разбираетесь, определите, кто вам нужен для помощи; · отсутствует соответствующая информация — определите, что вам необходимо, где взять информацию и насколько это важно для результата. Существуют так называемые усилители менеджера, которыми нужно уметь пользоваться в своей деятельности: · развитие способности принимать решения; · повышение работоспособности; · умение эффективно вдохновлять людей; · умение снять нервозное состояние; · улучшение здоровья; · эффективное использование перерывов в работе; · способность наслаждаться свободным временем; · умение переключаться с напряжения на расслабление; · развитие оптимизма; · стремление к развитию; · совершенствование памяти. Можно выделить некоторые черты менеджера, которые дают основание для его замены: пренебрегает своим здоровьем; плохо знает экономику; не думает о карьере; отсутствует чувство юмора; не жертвует своим временем для организации; работает только “от” и “до”; неприятен в отношениях с людьми; не уважает своих подчиненных; не уважает культуру и традиции организации; избегает личной ответственности; преследует критику; не выполняет обещания; не владеет самодисциплиной; часто раздражается; порождает конфликты в коллективе; не умеет убеждать; не внушает доверия и уверенности; не знает должностных обязанностей своих подчиненных; не умеет наладить дисциплину подчиненных; некоммуникабелен; одевается неряшливо; очень агрессивен; не умеет прогнозировать события; оценивает работников по личной преданности. Многие руководители слишком сильно ориентированы на процесс деятельности в ущерб конечным результатам. Эти управленческие ошибки проявляются через констатацию проблем вместо выработки альтернатив, исполнение служебного долга вместо получения результата, сбережение ресурсов взамен оптимизации их использования. Существует много “поглотителей” времени менеджера. Из основных можно выделить следующие: · отсутствие приоритета в делах; · попытка слишком много сделать за один раз; · отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения; · плохое планирование трудового дня; · личная неорганизованность; · отрывающие от дел телефонные звонки; · незапланированные посетители; · неспособность сказать “нет”; · отсутствие самодисциплины; · неумение довести дело до конца; · затяжные совещания; · отсутствие современных вспомогательных средств оргтехники. Если вам не хватает времени, то следует провести анализ его использования. Инвентаризацию времени можно провести по нескольким дням, выделяя виды деятельности и виды помех. Инвентаризацию следует проводить непрерывно и оперативно. При итоговом анализе следует ответить на вопросы: · Была ли работа необходима? · Были ли оправданы затраты времени? · Было ли целесообразным выполнение работы? · Разумно ли выбрано время выполнения работы? · Какие помехи оказались самыми значимыми? Начинать рабочий день следует с позитивным настроением. В начале дня желательно найти позитивное дело, организовать положительный психологический настрой. Каждый рабочий день важно сделать в целом позитивным. Важно соблюдать временной режим и начинать работу и одно и то же время. Начинать день необходимо с просмотра перечня дел, намеченных ранее на этот день, и при необходимости внести коррективы в график работы на день. Многие менеджеры просматривают корреспонденцию не в начале дня, а после выполнения первоочередных дел. Утром целесообразно заниматься сложными и важными делами. Достаточно быстро текущие дела могут завлечь и свой поток, и не будет времени для анализа и обдумывания других важных вопросов. В процессе работы постоянно возникает соблазн отвлекающих дел. Неожиданное отвлечение резко снижает производительность, поэтому приоритет выполняемых дел важно контролировать постоянно. Однородные дела (типа телефонных разговоров, просмотра корреспонденции, подписания документации) следует выполнять порциями. Это дает выигрыш на вспомогательном времени. Один раз производится соответствующая подготовка, а потом выполняется несколько однородных дел. В ходе рабочего дня необходим свободный час. Это пауза при чрезмерном напряжении, время обдумывания проблем, время умственного расслабления. Заканчивается рабочий день подведением итогов и просмотром дел на завтра. Даже если настроение плохое, неприятностей масса, следует сконцентрировать внимание на положительном моменте. Нужно отдохнуть, и завтра настроение должно стать более оптимистичным. Важно отметить, что помешало вам сегодня, где была ненужная критика, какие были напрасные компромиссы, какая польза принесена коллегам и организации? Можно рабочий день оценить по пятибалльной шкале: 5 - на редкость удачный день, 4 - особенно удачный день, 3 - средний день, 2 - можно было бы лучше, 1 - неудачный день. Деловой календарь необходим каждому руководителю, это философия информационного порядка, инструмент для эффективного достижения целей в служебной деятельности и личной жизни. В деловом календаре структурируются цели, разрабатываются сценарии, ликвидируются “накладки”, совмещается функциональное и календарное планирование. Планирование времени осуществляют на нескольких уровнях: Перспективный план захватывает несколько лет. Это желание достижения своих глобальных целей. Годовой план — это набор конкретных мероприятий с примерными сроками исполнения. Месячный план детализирует конкретные мероприятия с точностью до дня исполнения, выделяет резервы времени, отмечает важные для дел дни. Дневной план фиксирует последовательность мероприятий с фиксацией времени начала и окончания. Вся система планирования — это постепенное уточнение вида и сроков работ, последовательное заполнение ресурсов времени. Принципиально важно составлять план в письменном виде. Это разгружает память, исключает совпадение дел. Оформление плана является важнейшим моментом. Если вы не можете прочитать свой план, мучительно вспоминаете, что означает запись, то систему фиксации плана следует менять. Для отдельных мероприятий необходимо отмечать не только наименование и время начала, но и цели, фамилии исполнителей, что следует сделать, время окончания. Наиболее опытные менеджеры в ходе своей деятельности постоянно ведут дневникосновных событий и мероприятий, где фиксируют свое мнение по тем или иным вопросам, отмечают положительные и отрицательные результаты деятельности, делают различные пометки. Не менее 30% времени руководителя тратится на чтение деловых писем, документов, публикаций, научных работ. Рациональное чтение позволяет выиграть время, а для этого следует использовать некоторые стандартные приемы. Метод селекции материала — весь материал читать не обязательно. В каждом тексте следует выделить основной блок, который бы показал ориентацию материала и его полезность. Возможны несколько групп ценности печатных материалов: · материал необходим для изучения срочно; · материал нужен, но не сегодня; · материал следует отдать другому сотруднику; · материал явно бесполезен. Метод выбора нужной информации — при просмотре материала следует выделить его структуру, пропустить вспомогательные части, выделить смысл текста, обратить внимание на ключевые слова. Стресс – это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психологическое. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на работе. Изучение и учет этих факторов поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье менеджера – одно из условий достижения успеха в любой организации. Различают следующие реакции организма человека на стресс: Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая плохая адаптация. Вследствие этого могут возникнуть различные психологические или физические отклонения. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен, и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Две другие реакции активные и подчинены воле человека. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде) Активная релаксация (расслабление). Расслабление повышает природную адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: · импульс · стресс · адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль и человек так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Релаксация – это метод, с помощью которого можно полностью или частично избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того, чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос. Примеры некоторых релаксационных упражнений: 1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить себе помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно. 2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом. 3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При вдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением. 4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь почувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела. В заключении мысленно ”пробегитесь” по всем мышцам своего тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение, напрягите мышцы всего тела: при выходе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию – и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшими, полными сил и энергии. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления. Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.014 с.) |