Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм природопользования и охраны окружающей средыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с современными представлениями, охрану окружающей среды можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее. Комплекс этих мер рассматривается как механизм охраны окружающей среды. Практика последних лет доказала, что опора на что-либо одно (например, на ужесточение ответственности за неправомерное загрязнение природной среды) не привела к положительным сдвигам в состоянии природы. Таким образом, механизм природопользования и охраны окружающей среды можно определить как находящиеся в тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые в качестве единого целого организационные, правовые и экономические меры, направленные на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, обеспечение благоприятных условий жизни человека и защиту его осеновных экологических прав и свобод. Механизм природопользования и охраны окружающей среды состоит из 7 основных элементов, которые в свою очередь являются самостоятельными механизмами природопользования и охраны окружающей среды: 1.Организационно-правовой (управленческий) механизм — включает две группы системообразующих инструментов: а) система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды и б) функциональные, ситуационные формы управления (экологические сертификация, лицензирование, контроль и пр.). 2. Экономико-правовой механизм - система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) природопользования и охраны окружающей среды. З. Правовой механизм образуют основные правовые институты: юридическая ответственность за экологические правонарушения; возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среде. 4 Механизм особой охраны включает систему специальных, государственно установленных мероприятий по защите: а) особо охраняемых природных территорий и объектов (природно-заповедный режим); б) особо опасных зон - экологически неблагополучных территорий (чрезвычайный режим). 5. Идеологический механизм: экологическое воспитание, экологическое образование и экологическая культура. 6. Общественный механизм включает систему организационно-правовых, экономических и идеологических мер по охране окружающей среды, осуществляемых общественными организациями, населением. 7. Международно-правовой механизм: в зависимости от участия в нем государств делится на универсальный и региональный; включает в себя следующие механизмы: конвекционные инструменты (дву- и многосторонние договоры), институционные инструменты (международные организации и их органы, постоянно действующие конференции), ситуационные инструменты (переговоры, миссии, конференции и т.д.). Экономико-правовой механизм природопользования и охраны Окружающей среды Экологическое законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений средств экономического стимулирования. При этом ставится следующая задача: охрана окружающей среды только тогда будет иметь положительный эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда будет экономически выгодна хозяйствующему субъекту.
Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.
Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды - совокупность экономических мер стимулирования хозяйственной деятельности субъектов в выполнении ими экологических требований, а также мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, закрепленных в экологическом законодательстве. Элементами экономического механизма охраны окружающей среды являются: • планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды; • финансирование охраны окружающей среды; • платежи за природопользование и за загрязнение окружающей среды; • экологическое страхование; • меры экономического стимулирования (льготы). Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды. Планирование (прогнозирование) составляет часть экологических программ, представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Планирование охраны окружающей среды осуществляется как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации и муниципальных органах. Наиболее значимой программой является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Правительство РФ разрабатывает и приводит в действие комплексные и целевые программы, направленные на восстановление природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности (например, постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. 584 «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна»). Федеральные экологические программы направлены на государственную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков; на создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; программы «Отходы», «Сохранение а охраны окружающей среды; мурского тигра«, «Возрождение Волги», а также на оздоровление экологической обстановки в отдельных регионах. Общие требования к прогнозированию экологической обстановки закреплены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». Виды прогнозов: долгосрочные (1 раз в пять лет на 10-летний период), среднесрочные (от трех до пяти лет, ежегодно корректируются). краткосрочные (ежегодно - отражаются в федеральном бюджете). Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах: • в ВК — схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76), государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77); • в Законе о животном мире — федеральные территориальные и местные государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18); • ЗК (ст. 113, 114) и ЛК (ст. 72) устанавливают, что планирование использования и охраны данных ресурсов и объектов осуществляется в форме земле- и лесоустройства. Так, в ст. 113 ЗК говорится, что землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях хозяйствования, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.72 (0.008 с.) |