Механизм природопользования и охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм природопользования и охраны окружающей среды



В соответствии с современными представлениями, охрану окружающей среды можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее.

Комплекс этих мер рассматривается как механизм охраны окружающей среды. Практика последних лет доказала, что опора на что-либо одно (например, на ужесточение ответственности за неправомерное загрязнение природной среды) не привела к положительным сдвигам в состоянии природы.

Таким образом, механизм природопользования и охраны окружающей среды можно определить как находящиеся в тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые в качестве единого целого организационные, правовые и экономические меры, направленные на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, обеспечение благоприятных условий жизни человека и защиту его осеновных экологических прав и свобод.

Механизм природопользования и охраны окружающей среды состоит из 7 основных элементов, которые в свою очередь являются самостоятельными механизмами природопользования и охраны окружающей среды:

1.Организационно-правовой (управленческий) механизм — включает две группы системообразующих инструментов: а) система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды и б) функциональные, ситуационные формы управления (экологические сертификация, лицензирование, контроль и пр.).

2. Экономико-правовой механизм - система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) природопользования и охраны окружающей среды.

З. Правовой механизм образуют основные правовые институты: юридическая ответственность за экологические правонарушения; возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среде.

4 Механизм особой охраны включает систему специальных, государственно установленных мероприятий по защите: а) особо охраняемых природных территорий и объектов (природно-заповедный режим); б) особо опасных зон - экологически неблагополучных территорий (чрезвычайный режим).

5. Идеологический механизм: экологическое воспитание, экологическое образование и экологическая культура.

6. Общественный механизм включает систему организационно-правовых, экономических и идеологических мер по охране окружающей среды, осуществляемых общественными организациями, населением.

7. Международно-правовой механизм: в зависимости от участия в нем государств делится на универсальный и региональный; включает в себя следующие механизмы: конвекционные инструменты (дву- и многосторонние договоры), институционные инструменты (международные организации и их органы, постоянно действующие конференции), ситуационные инструменты (переговоры, миссии, конференции и т.д.).

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны

Окружающей среды

Экологическое законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений средств экономического стимулирования. При этом ставится следующая задача: охрана окружающей среды только тогда будет иметь положительный эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда будет экономически выгодна хозяйствующему субъекту.

 

Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.

 

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды - совокупность экономических мер стимулирования хозяйственной деятельности субъектов в выполнении ими экологических требований, а также мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, закрепленных в экологическом законодательстве.

Элементами экономического механизма охраны окружающей среды являются:

• планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды;

• финансирование охраны окружающей среды;

• платежи за природопользование и за загрязнение окружающей среды;

• экологическое страхование;

• меры экономического стимулирования (льготы).

Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование (прогнозирование) составляет часть экологических программ, представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Планирование охраны окружающей среды осуществляется как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации и муниципальных органах.

Наиболее значимой программой является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Правительство РФ разрабатывает и приводит в действие комплексные и целевые программы, направленные на восстановление природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности (например, постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. 584 «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна»).

Федеральные экологические программы направлены на государственную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков; на создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; программы «Отходы», «Сохранение а охраны окружающей среды;

мурского тигра«, «Возрождение Волги», а также на оздоровление экологической обстановки в отдельных регионах.

Общие требования к прогнозированию экологической обстановки закреплены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития».

Виды прогнозов: долгосрочные (1 раз в пять лет на 10-летний период), среднесрочные (от трех до пяти лет, ежегодно корректируются). краткосрочные (ежегодно - отражаются в федеральном бюджете).

Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах:

• в ВК — схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76), государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77);

• в Законе о животном мире — федеральные территориальные и местные государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18);

• ЗК (ст. 113, 114) и ЛК (ст. 72) устанавливают, что планирование использования и охраны данных ресурсов и объектов осуществляется в форме земле- и лесоустройства. Так, в ст. 113 ЗК говорится, что землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях хозяйствования, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.031 с.)