Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, функции и предмет экологического права↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы экологического права Принципы - это руководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития. Всем принципам присущ ряд общих черт - они являются обусловленными и верны лишь постольку, поскольку соответствуют природе и истории. В экологическом законодательстве выделяются следующие принципы: принцип собственности как неотъемлемое право субъектов; принцип общегосударственного управления природопользованием, устанавливающий общегосударственные интересы над ведомственными; принцип строгого целевого использования природных объектов; принцип рационального и эффективного использования природных объектов; принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов; принцип комплексного подхода в природопользовании, выражающийся в том, что при использовании любого природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и окружающей средой в целом. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны Окружающей среды Экологическое законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений средств экономического стимулирования. При этом ставится следующая задача: охрана окружающей среды только тогда будет иметь положительный эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда будет экономически выгодна хозяйствующему субъекту.
Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.
Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды - совокупность экономических мер стимулирования хозяйственной деятельности субъектов в выполнении ими экологических требований, а также мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, закрепленных в экологическом законодательстве. Элементами экономического механизма охраны окружающей среды являются: • планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды; • финансирование охраны окружающей среды; • платежи за природопользование и за загрязнение окружающей среды; • экологическое страхование; • меры экономического стимулирования (льготы). Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды. Планирование (прогнозирование) составляет часть экологических программ, представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Планирование охраны окружающей среды осуществляется как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации и муниципальных органах. Наиболее значимой программой является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Правительство РФ разрабатывает и приводит в действие комплексные и целевые программы, направленные на восстановление природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности (например, постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. 584 «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна»). Федеральные экологические программы направлены на государственную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков; на создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; программы «Отходы», «Сохранение а охраны окружающей среды; мурского тигра«, «Возрождение Волги», а также на оздоровление экологической обстановки в отдельных регионах. Общие требования к прогнозированию экологической обстановки закреплены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». Виды прогнозов: долгосрочные (1 раз в пять лет на 10-летний период), среднесрочные (от трех до пяти лет, ежегодно корректируются). краткосрочные (ежегодно - отражаются в федеральном бюджете). Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах: • в ВК — схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76), государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77); • в Законе о животном мире — федеральные территориальные и местные государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18); • ЗК (ст. 113, 114) и ЛК (ст. 72) устанавливают, что планирование использования и охраны данных ресурсов и объектов осуществляется в форме земле- и лесоустройства. Так, в ст. 113 ЗК говорится, что землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях хозяйствования, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель. Понятие, функции и предмет экологического права Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе права необходимы как минимум три условия: 1) государственный интерес в создании такой отрасли; 2) специфика регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования; 3) наличие либо потребность в особых источниках права. Государственный интерес в формировании экологического права, т.е. в переходе к нему от права природоресурсного, выражается в том, что в сложившихся противоречиях между обществом и природой невозможно навести должный порядок без дополнительных правовых усилий, которые должны радикально изменить всю систему правового регулирования. Природоохранительное право сложилось позже других отраслей, постепенно обособившись от земельного, в рамках которого и появились его нормы. Однако новая отрасль возникла как одна из ведущих отраслей права с присущими ей специфическими контрольно-регулятивными, надзорными функциями. Первоначально правовая охрана природы стояла в одном ряду с земельным, горным, лесным и водным законодательством, затем выделилась в самостоятельную отрасль, которая регулирует охрану и использование природного комплекса. Нормы экологического права внедряются в производственные отношения, а поддержание и улучшение среды является производственным процессом, поэтому это так или иначе охватывает всю сферу общественных отношений, способных оказывать воздействие на природные процессы, на использование объектов природы, на взаимоотношение общества и природы. Система экологического права есть последствие негативных процессов развития цивилизации. В нем сконцентрирована совокупность отношений в системе: природа - общество - государство. Поэтому оно является отраслью права особого рода, предпосылкой правового регулирования в любой области, поскольку его функционально ведущая роль обусловливает необходимость как прямого включения принципиальных начал этой отрасли в законодательные акты других отраслей права, опосредующих различные области хозяйственных отношений, так и «экологизацию» их некоторых институтов. Комплексный характер объекта правовой охраны природы, межотраслевой приоритет природоохранительных норм - все это позволяет рассматривать данную отрасль как регулятивную, состоящую из научно обоснованных нормативов. К основным функциям отрасли экологического права относятся: установление экологической правосубъектности; установление режима (состояния) неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров); контроль за состоянием окружающей среды и регулирование деятельности по прогнозированию ее состояния; лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах: регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов; регулирование ответственности за нарушение естественного состояния окружающей среды. Экологическое право имеет свои специфические источники права, достаточно многообразные и постоянно развивающиеся, что позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль российского права. Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Экологическое право как комплексная отрасль права содержит систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по: - изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий негативной хозяйственной деятельности (природоохранное право); - рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологического права природопользователями (объединяет нормы таких самостоятельных природоресурсовых отраслей права, как земельное, водное, лесное и др.), а также включающая экологизированные нормы других отраслей права (гражданского, уголовного, административного). По Б.В. Ерофееву (1996), предметом экологического права являются экологические общественные отношения качественно новой природы, особенности которых выражаются в том, что данные общественные отношения: • носят исторический характер, поскольку порождены особенностями обстановки конкретного исторического периода; • носят производственный характер, поскольку в рамках производственных отношений существует взаимодействие людей с природой, поэтому они присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: производстве, распределении произведенной продукции, ее обращении и потреблении; • всегда имеют наряду с непосредственной «эксплуатационной» целью и свои особые цели, отличные от целей хозяйственной эксплуатации имущества; • сохраняют природные объекты в ходе их использования; • улучшают природные объекты в ходе их использования; • восстанавливают нарушенные природные объекты. Экологические правоотношения - урегулированные нормами экологического права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные экологические отношения, которые возникают между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Предмет экологического права включает отношения: - по природопользованию; - по охране окружающей среды; - по защите экологических прав физических и юридических лиц; - между государствами; - международными организациями по охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах всего человечества. Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.231.182 (0.01 с.) |