![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, функции и предмет экологического праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы экологического права Принципы - это руководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития. Всем принципам присущ ряд общих черт - они являются обусловленными и верны лишь постольку, поскольку соответствуют природе и истории. В экологическом законодательстве выделяются следующие принципы: принцип собственности как неотъемлемое право субъектов; принцип общегосударственного управления природопользованием, устанавливающий общегосударственные интересы над ведомственными; принцип строгого целевого использования природных объектов; принцип рационального и эффективного использования природных объектов; принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов; принцип комплексного подхода в природопользовании, выражающийся в том, что при использовании любого природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и окружающей средой в целом. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны Окружающей среды Экологическое законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений средств экономического стимулирования. При этом ставится следующая задача: охрана окружающей среды только тогда будет иметь положительный эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда будет экономически выгодна хозяйствующему субъекту.
Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.
Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды - совокупность экономических мер стимулирования хозяйственной деятельности субъектов в выполнении ими экологических требований, а также мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, закрепленных в экологическом законодательстве. Элементами экономического механизма охраны окружающей среды являются: • планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды;
• финансирование охраны окружающей среды; • платежи за природопользование и за загрязнение окружающей среды; • экологическое страхование; • меры экономического стимулирования (льготы). Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды. Планирование (прогнозирование) составляет часть экологических программ, представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Планирование охраны окружающей среды осуществляется как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации и муниципальных органах. Наиболее значимой программой является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Правительство РФ разрабатывает и приводит в действие комплексные и целевые программы, направленные на восстановление природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности (например, постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. 584 «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна»). Федеральные экологические программы направлены на государственную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков; на создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; программы «Отходы», «Сохранение а охраны окружающей среды; мурского тигра«, «Возрождение Волги», а также на оздоровление экологической обстановки в отдельных регионах. Общие требования к прогнозированию экологической обстановки закреплены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». Виды прогнозов: долгосрочные (1 раз в пять лет на 10-летний период), среднесрочные (от трех до пяти лет, ежегодно корректируются). краткосрочные (ежегодно - отражаются в федеральном бюджете).
Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах: • в ВК — схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76), государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77); • в Законе о животном мире — федеральные территориальные и местные государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18); • ЗК (ст. 113, 114) и ЛК (ст. 72) устанавливают, что планирование использования и охраны данных ресурсов и объектов осуществляется в форме земле- и лесоустройства. Так, в ст. 113 ЗК говорится, что землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях хозяйствования, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель. Понятие, функции и предмет экологического права Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе права необходимы как минимум три условия: 1) государственный интерес в создании такой отрасли; 2) специфика регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования; 3) наличие либо потребность в особых источниках права. Государственный интерес в формировании экологического права, т.е. в переходе к нему от права природоресурсного, выражается в том, что в сложившихся противоречиях между обществом и природой невозможно навести должный порядок без дополнительных правовых усилий, которые должны радикально изменить всю систему правового регулирования. Природоохранительное право сложилось позже других отраслей, постепенно обособившись от земельного, в рамках которого и появились его нормы. Однако новая отрасль возникла как одна из ведущих отраслей права с присущими ей специфическими контрольно-регулятивными, надзорными функциями. Первоначально правовая охрана природы стояла в одном ряду с земельным, горным, лесным и водным законодательством, затем выделилась в самостоятельную отрасль, которая регулирует охрану и использование природного комплекса. Нормы экологического права внедряются в производственные отношения, а поддержание и улучшение среды является производственным процессом, поэтому это так или иначе охватывает всю сферу общественных отношений, способных оказывать воздействие на природные процессы, на использование объектов природы, на взаимоотношение общества и природы. Система экологического права есть последствие негативных процессов развития цивилизации. В нем сконцентрирована совокупность отношений в системе: природа - общество - государство. Поэтому оно является отраслью права особого рода, предпосылкой правового регулирования в любой области, поскольку его функционально ведущая роль обусловливает необходимость как прямого включения принципиальных начал этой отрасли в законодательные акты других отраслей права, опосредующих различные области хозяйственных отношений, так и «экологизацию» их некоторых институтов.
Комплексный характер объекта правовой охраны природы, межотраслевой приоритет природоохранительных норм - все это позволяет рассматривать данную отрасль как регулятивную, состоящую из научно обоснованных нормативов. К основным функциям отрасли экологического права относятся: установление экологической правосубъектности; установление режима (состояния) неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров); контроль за состоянием окружающей среды и регулирование деятельности по прогнозированию ее состояния; лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах: регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов; регулирование ответственности за нарушение естественного состояния окружающей среды. Экологическое право имеет свои специфические источники права, достаточно многообразные и постоянно развивающиеся, что позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль российского права. Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Экологическое право как комплексная отрасль права содержит систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по: - изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий негативной хозяйственной деятельности (природоохранное право); - рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологического права природопользователями (объединяет нормы таких самостоятельных природоресурсовых отраслей права, как земельное, водное, лесное и др.), а также включающая экологизированные нормы других отраслей права (гражданского, уголовного, административного). По Б.В. Ерофееву (1996), предметом экологического права являются экологические общественные отношения качественно новой природы, особенности которых выражаются в том, что данные общественные отношения: • носят исторический характер, поскольку порождены особенностями обстановки конкретного исторического периода; • носят производственный характер, поскольку в рамках производственных отношений существует взаимодействие людей с природой, поэтому они присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: производстве, распределении произведенной продукции, ее обращении и потреблении;
• всегда имеют наряду с непосредственной «эксплуатационной» целью и свои особые цели, отличные от целей хозяйственной эксплуатации имущества; • сохраняют природные объекты в ходе их использования; • улучшают природные объекты в ходе их использования; • восстанавливают нарушенные природные объекты. Экологические правоотношения - урегулированные нормами экологического права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные экологические отношения, которые возникают между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Предмет экологического права включает отношения: - по природопользованию; - по охране окружающей среды; - по защите экологических прав физических и юридических лиц; - между государствами; - международными организациями по охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах всего человечества. Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.18 (0.01 с.) |