Понятие, функции и предмет экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, функции и предмет экологического права



Принципы экологического права

Принципы - это руководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития. Всем принципам присущ ряд общих черт - они являются обусловленными и верны лишь постольку, поскольку соответствуют природе и истории.

В экологическом законодательстве выделяются следующие принципы:

принцип собственности как неотъемлемое право субъектов;

принцип общегосударственного управления природопользованием, устанавливающий общегосударственные интересы над ведомственными;

принцип строгого целевого использования природных объектов;

принцип рационального и эффективного использования природных объектов;

принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов;

принцип комплексного подхода в природопользовании, выражающийся в том, что при использовании любого природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и окружающей средой в целом.

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны

Окружающей среды

Экологическое законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений средств экономического стимулирования. При этом ставится следующая задача: охрана окружающей среды только тогда будет иметь положительный эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда будет экономически выгодна хозяйствующему субъекту.

 

Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.

 

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды - совокупность экономических мер стимулирования хозяйственной деятельности субъектов в выполнении ими экологических требований, а также мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, закрепленных в экологическом законодательстве.

Элементами экономического механизма охраны окружающей среды являются:

• планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды;

• финансирование охраны окружающей среды;

• платежи за природопользование и за загрязнение окружающей среды;

• экологическое страхование;

• меры экономического стимулирования (льготы).

Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование (прогнозирование) составляет часть экологических программ, представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Планирование охраны окружающей среды осуществляется как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации и муниципальных органах.

Наиболее значимой программой является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Правительство РФ разрабатывает и приводит в действие комплексные и целевые программы, направленные на восстановление природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности (например, постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. 584 «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна»).

Федеральные экологические программы направлены на государственную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков; на создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; программы «Отходы», «Сохранение а охраны окружающей среды;

мурского тигра«, «Возрождение Волги», а также на оздоровление экологической обстановки в отдельных регионах.

Общие требования к прогнозированию экологической обстановки закреплены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития».

Виды прогнозов: долгосрочные (1 раз в пять лет на 10-летний период), среднесрочные (от трех до пяти лет, ежегодно корректируются). краткосрочные (ежегодно - отражаются в федеральном бюджете).

Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах:

• в ВК — схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76), государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77);

• в Законе о животном мире — федеральные территориальные и местные государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18);

• ЗК (ст. 113, 114) и ЛК (ст. 72) устанавливают, что планирование использования и охраны данных ресурсов и объектов осуществляется в форме земле- и лесоустройства. Так, в ст. 113 ЗК говорится, что землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях хозяйствования, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.

Понятие, функции и предмет экологического права

Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе права необходимы как минимум три условия: 1) государственный интерес в создании такой отрасли; 2) специфика регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования; 3) наличие либо потребность в особых источниках права.

Государственный интерес в формировании экологического права, т.е. в переходе к нему от права природоресурсного, выражается в том, что в сложившихся противоречиях между обществом и природой невозможно навести должный порядок без дополнительных правовых усилий, которые должны радикально изменить всю систему правового регулирования.

Природоохранительное право сложилось позже других отраслей, постепенно обособившись от земельного, в рамках которого и появились его нормы. Однако новая отрасль возникла как одна из ведущих отраслей права с присущими ей специфическими контрольно-регулятивными, надзорными функциями.

Первоначально правовая охрана природы стояла в одном ряду с земельным, горным, лесным и водным законодательством, затем выделилась в самостоятельную отрасль, которая регулирует охрану и использование природного комплекса. Нормы экологического права внедряются в производственные отношения, а поддержание и улучшение среды является производственным процессом, поэтому это так или иначе охватывает всю сферу общественных отношений, способных оказывать воздействие на природные процессы, на использование объектов природы, на взаимоотношение общества и природы.

Система экологического права есть последствие негативных процессов развития цивилизации. В нем сконцентрирована совокупность отношений в системе: природа - общество - государство. Поэтому оно является отраслью права особого рода, предпосылкой правового регулирования в любой области, поскольку его функционально ведущая роль обусловливает необходимость как прямого включения принципиальных начал этой отрасли в законодательные акты других отраслей права, опосредующих различные области хозяйственных отношений, так и «экологизацию» их некоторых институтов.

Комплексный характер объекта правовой охраны природы, межотраслевой приоритет природоохранительных норм - все это позволяет рассматривать данную отрасль как регулятивную, состоящую из научно обоснованных нормативов.

К основным функциям отрасли экологического права относятся:

установление экологической правосубъектности;

установление режима (состояния) неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров);

контроль за состоянием окружающей среды и регулирование деятельности по прогнозированию ее состояния;

лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах:

регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов;

регулирование ответственности за нарушение естественного состояния окружающей среды.

Экологическое право имеет свои специфические источники права, достаточно многообразные и постоянно развивающиеся, что позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль российского права.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как комплексная отрасль права содержит систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по:

- изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий негативной хозяйственной деятельности (природоохранное право);

- рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологического права природопользователями

(объединяет нормы таких самостоятельных природоресурсовых отраслей права, как земельное, водное, лесное и др.), а также включающая экологизированные нормы других отраслей права (гражданского, уголовного, административного).

По Б.В. Ерофееву (1996), предметом экологического права являются экологические общественные отношения качественно новой природы, особенности которых выражаются в том, что данные общественные отношения:

• носят исторический характер, поскольку порождены особенностями обстановки конкретного исторического периода;

• носят производственный характер, поскольку в рамках производственных отношений существует взаимодействие людей с природой, поэтому они присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: производстве, распределении произведенной продукции, ее обращении и потреблении;

• всегда имеют наряду с непосредственной «эксплуатационной» целью и свои особые цели, отличные от целей хозяйственной эксплуатации имущества;

• сохраняют природные объекты в ходе их использования;

• улучшают природные объекты в ходе их использования;

• восстанавливают нарушенные природные объекты.

Экологические правоотношения - урегулированные нормами экологического права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные экологические отношения, которые возникают между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Предмет экологического права включает отношения:

- по природопользованию;

- по охране окружающей среды;

- по защите экологических прав физических и юридических лиц;

- между государствами;

- международными организациями по охране окружающей среды от

вредных воздействий в интересах всего человечества.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.02 с.)