Правовое регулирование охраны лесов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование охраны лесов



Лес — это целостная экосистема — совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Согласно ст. 7 ЛК РФ лесной фонд составляет только часть лесных природных ресурсов. В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны, на землях городских поселений (городские леса), а также древесно-.кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях населенных пунктов (поселений), землях водного фонда, а также землях иных категорий. Поэтому можно сказать, что к лесному фонду относятся леса, произрастающие только на землях лесного фонда.

В состав земель лесного фонда входят:

а) лесные земли, то есть покрытые лесной растительностью либо предназначенные для ее восстановления (например, в случае вырубки, пожара и т. д.);

б) нелесные земли, то есть земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (занятые просеками, дорогами, болотами и т. д.).

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель и фиксируются в лесном кадастре. Следует подчеркнуть, что деревья, произрастающие в лесах, являются объектами лесных отношений и самостоятельного правового регулирования лишь до тех пор, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью с одной стороны, и землей — с другой. Использование древесины и иных заготовленных даров леса регулируется гражданским, а не лесным правом или экологическим правом.

Для обеспечения охраны лесов как составной части окружающей среды лесное законодательство предусматривает две основные группы мероприятий.

Во-первых, производит разделение лесного фонда на леса первой, второй и третьей групп в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями. В этом наиболее ярко проявляется природоохранное и природно-ресурсное направление взаимодействия природы и общества.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. В лесах указанных групп по решению специально уполномоченных органов могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования.

Во-вторых, кроме установления дифференцированного правового режима в разных группах лесов, лесное и экологическое законодательство предусматривает возложение на граждан и юридических лиц, а также органы государственной власти определенных обязанностей в сфере охраны лесов, обусловленных целями охраны и защиты лесного фонда и не входящих в него лесов.

В числе таких целей следует выделить: охрану от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других подобных действий, а также защиту от вредителей и болезней леса. Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий. Так, в необходимых случаях на период высокой пожарной опасности в лесах органы государственной власти субъектов РФ, федеральный орган управления лесным хозяйством (его территориальные органы) вправе запрещать посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда. Другим примером является возложение на пользователей леса обязанности по разработке и утверждению (по согласованию с лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством) планов противопожарных мероприятий, а также проведение их в установленные сроки.

Определенную специфику имеет охрана зеленого фонда городских в сельских поселений, который не входит в лесной фонд. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.005 с.)