Правовое регулирование охраны вод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование охраны вод



Водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории России, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр.

Водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Необходимо иметь в виду, что в число отношений, регулируемых водным законодательством, не входят, во-первых, отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, и, во-вторых, отношения по поводу воды, изъятой из водных объектов (эти отношения регулируются гражданским, санитарным и иным законодательством).

Охрана вод — это система мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также государство), включая требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса. При этом законодатель указывает на особенности, во- первых, охраны поверхностных и подземных вод; во-вторых, регулирует как общий порядок охраны вод, так и конкретизацию этих требований в зависимости от вида деятельности или места расположения источника загрязнения; в-третьих, в ряде случаев объединяет меры по охране водных объектов как от загрязнения, так и от засорения.

В числе общих обязанностей вышеуказанных субъектов, в частности, выделяются следующие.

Во-первых, охрана водных объектов от загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая загрязнение через поверхность земли и воздух.

Во-вторых, охрана водных объектов от засорения, которая осуществляется посредством установления общего запрета на сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.

В-третьих, предупреждение и ликвидация аварийного загрязнения водных объектов, которое возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты и причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Указанные обязанности конкретизируются в следующих случаях.

Во-первых, для охраны водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше. Эти источники не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты. Соблюдение данных требований обеспечивается приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

Во-вторых, для охраны водных объектов от загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов. Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы. При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, пользователи недр обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

В-третьих, для охраны водных объектов от загрязнения и засорения с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

В-четвертых, для охраны водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами). Содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде. Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты запрещаются. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке. Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается. Данный перечень обязанностей не носит исчерпывающего характера.

Разновидностью рассмотренных обязанностей является установление требований к водопользователям, которые обязательны к исполнению в ходе осуществления хозяйственной или иной деятельности. Следует выделить следующие требования.

Во-первых, требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и вводу в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Они проявляются в обязательности проведения согласования со специально уполномоченными органами мест строительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. При проектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Запрещается ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов (в том числе захоронение отходов), не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод; водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств; животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон, и т. д.

Во-вторых, требования при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, означают установление запретов: на сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние; сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

Гарантией соблюдения данных требований являются меры эколого-правовой ответственности, означающие возможность запрета ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов либо ограничения, приостановления или запрещения эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Такие решения принимают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 105 — 106 ВК РФ).

Другим принципиальным направлением охраны водных объектов является придание водному объекту и (или) прилегающей к нему территории особого эколого-правового статуса по причине его уникальности и ценности (водоохранные зоны, особо охраняемые водные объекты, округа санитарной или горно-санитарной охраны) либо статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации (экологического бедствия).

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. Она устанавливается для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая подобная деятельность. В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.

Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Другой разновидностью особо охраняемых природных территорий являются особо охраняемые водные объекты — природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Эти объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйствен ной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. В рамках данной подгруппы особое место занимает охрана озера Байкал — природного объекта всемирного наследия.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей среды

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.009 с.)