Правовое регулирование охраны земель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование охраны земель



Земля в Российской Федерации является составной частью окружающей среды, подлежащей охране от загрязнения, истощения, деградации и иного негативного воздействия. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранность экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии с наиболее устоявшимся в науке подходом под право вой охраной земли «понимается установление системы организационно- правовых и экономических мер, направленных на сохранение земель как важнейшего объекта окружающей природной среды, включающей в качестве главной составной части правовое регулирование порядка землепользования и обеспечение публичных интересов, а также установление и применение мер юридической ответственности за нарушение обязанностей по рациональному использованию и охране земель».

Целями охраны земель являются, во-первых, предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности и, во-вторых, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 ЗК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что эта общая цель дифференцируется применительно к различным категориям земель, например земель сельскохозяйственного назначения и земель поселений

Реализацию данных целей законодатель предполагает следующим образом. Во-первых, посредством возложения на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев в арендаторов земельных участков обязанностей по проведению группы мероприятий, в том числе по сохранению почв и их плодородия; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, заболачивания, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, а также мероприятий по внедрению новых технологий и проведение восстановления нарушенных земель.

На органы государственной власти и местного самоуправления, в свою очередь, также возлагаются обязанности по разработке федеральных, региональных и местных программ охраны земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий, осуществлению консервации земель и т. д.

Для повышения заинтересованности землепользователей в сохранении и восстановлении почв органами государственной власти могут устанавливаться экономические стимулы в порядке, определенном бюджетным и налоговым законодательством.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Определенной разновидностью данного направления является закрепление необходимости соблюдения требований по охране земель при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. Так, при размещении ГЭС должны предусматриваться меры по сохранению земель и почв, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения также должны проводиться мероприятия по охране земель и почв от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв. Перечень таких требований можно продолжить.

Во-вторых, охрана земель осуществляется посредством установления на отдельных земельных участках или территориях особого эколого-правового режима. Данный режим может включать в себя две разновидности. Первая касается земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Порядок использования таких земель, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно- бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и иных работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного в химического воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации

Другая разновидность данного направления охраны земель предполагает установление особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ. Почвы, представляющие особую ценность по своим характеристикам для Российской Федерации или субъекта РФ, подлежат внесению в такие книги с установлением режима особой охраны и выведению из активного хозяйственного использования. При этом, на наш взгляд, обе выше указанные меры применяются в тех случаях, когда размер территории или иные обстоятельства не влекут придания ей статуса особо охраняемой природной территории или зоны экологического бедствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.006 с.)