Правовые проблемы переработки и захоронения радиоактивных отходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые проблемы переработки и захоронения радиоактивных отходов



Под радиоактивными отходами понимаются не подлежащие дальнейшему использованию вещества (в любом агрегатном состоянии), материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровень, установленный нормативными актами.

Перечень ядерных материалов, технологий и установок, услуг в области применения и использования ядерной энергии и радиоактивных отходов содержится в приложении 1 постановления Правительства РФ от 21 декабря 1992 г.

Радиоактивные отходы образуются:

• при добыче и переработке радиоактивных руд, производстве ядерного топлива; в процессе производства энергии на атомных электростанциях;

• при переработке отработавшего ядерного топлива;

• при производстве оружейных ядерных материалов;

• в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;

• при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;

• при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике;

• при подземных ядерных взрывах.

В настоящее время на территории России накопилось большое количество отходов. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов. Ни на одной российской атомной электростанции нет полного комплекта установок для их кондиционирования. На всех атомных электростанциях производится упаривание жидких радиоактивных отходов. Полученный в результате этого концентрат хранится в металлических емкостях или отверждается методом битумирования. Твердые радиоактивные отходы помещаются в специальные хранилища без предварительной подготовки.

В связи с таким печальным положением дел существует риск возникновения радиационных аварий и создается реальная угроза радиоактивного загрязнения ОС, переоблучения населения и персонала предприятий атомной промышленности.

Для решения проблемы снижения уровня радиационной опасности Правительством РФ приняты постановление от 11 октября 1997 г. № 1298 «0б утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» и Федеральные целевые программы:

«Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы», «Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов», «Отходы».

В ходе реализации этих программ планируется:

• создать эффективную систему радиационного контроля;

• создать новые установки по очистке жидких и обработке твердых радиоактивных отходов;

• создать транспортные упаковочные комплексы, транспортные средства и вспомогательные сооружения для безопасного транспортирования различных видов отработавшего ядерного топлива;

• произвести дезактивацию загрязненных радионуклидами сооружений, производственных помещений и оборудования;

• создать технические средства для переработки радиоактивных отходов;

• провести обследование мест проведения подземных ядерных взрывов и составить экологические паспорта, характеризующие радиационную обстановку в зонах взрывов и на прилегающих к ним территориях;

• создать пункты захоронения радиоактивных отходов на архипелаге Новая Земля, на Дальнем Востоке и на базе ленинградского специализированного комбината «Радон», а также пункты захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности.

Эти мероприятия позволят выполнить требования Федерального закона от 5 декабря 1996 г. «О радиационной безопасности населения», под которой понимается состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Закон, в частности, формулирует принципы обеспечения радиационной безопасности:

• принцип нормирования — не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан;

• принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда;

• принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц.

Строя практическую деятельность по использованию атомной энергии в соответствии с данными принципами, наше общество сможет избежать угрозы разрушения окружающей среды и генофонда человечества от негативного воздействия ионизирующего облучения.

Эколого-правовые требования в городских и сельских поселениях

Виды поселений по российскому законодательству и эколого-правовые требования в градостроительстве.

Экологические требования в городских и сельских поселениях, обеспечивающие благоприятные условия проживания населения, устанавливаются в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» и Градостроительным кодексом РФ (принят 8 апреля 1998 г.).

Различают два вида поселений: городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, аулы, и иные).

В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

• сверхкрупные города (численность населения свыше З млн человек)

• крупнейшие города (от 1 до З млн);

• крупные города (от 250 тыс. до 1 млн);

• большие города (от 100 до 250 тыс.);

• средние города (от 50 до 100 тыс.);

• малые города и поселки (до 50 тыс.);

• крупные сельские поселения (свыше 5 тыс.);

• большие сельские поселения (от 1 до 5 тыс.);

• средние сельские поселения (численность населения от 200 до 1 тыс.);

• малые сельские поселения (менее 200 человек).

К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены:

• города федерального значения Москва и Санкт Петербург;

• города - центры субъектов Федерации;

• города-курорты;

• исторические поселения, а также поселения, на территориях которых имеются памятники истории и культуры;

• городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и т.д.);

• городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или которые подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В России насчитывается 1087 городов и более 2000 поселков городского типа, различных по численности населения, природно-климатическим условиям размещения, экономическому и природноресурсному потенциалу. Практически во всех городах, особенно в крупных, последние 40 лет зрели неразрешенные проблемы, связанные с ухудшением качества окружающей среды и ее охраной. Эти проблемы обусловлены многими факторами техногенного и природного свойства, а также синергическим эффектом от их сочетаний.

К эколого-правовым требованиям в области градостроительства относится следующее:

· градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований безопасности территории и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды (например, проводиться государственная экологическая экспертиза), экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами окружающей среды и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

• в градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы о защите территорий и поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об охране недр, о рациональном использовании природных ресурсов;

• территории, загрязненные химическими и биологическими веществами, вредными микроорганизмами, превышающими допустимые концентрации, радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней в случаях, если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на таких территориях создают угрозу здоровью человека, подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.

В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное назначение.

На территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться следующие виды территориальных зон: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование. В территориальные зоны могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.

Санитарно -защитные зоны устанавливаются между промышленными предприятиями и жилыми или общественными зданиями. Они служат для защиты населения от вредного воздействия производства. Размер санитарно-защитных зон зависит от мощности, условий осуществления технологического процесса, характера и количества выделяемых в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, создаваемого шума, вибраций, электромагнитных волн, радиочастот, ультразвука и других вредных факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния промышленных предприятий на окружающую среду..

Значительная доля загрязнения окружающей среды городов приходится на автомобильный транспорт. Надзор за выполнением обязанностей владельцев автомобильного транспорта не допускать превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных газов возложен на ГИБДД МВД России.

Санитарная охрана окружающей среды городов осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, среды обитания человека и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности (см. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). В этом Законе содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городов.

Санитарные правила включают порядок: а) сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов; б) обезвреживания отходов; в) уборки населенных мест; г) уборки объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки, лечебно-профилактические учреждения). Утверждение норм проектирования и реконструкции объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам; д) содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, уровень радиационного фона; е) соблюдение санитарных норм.

Контроль за выполнением данных требований осуществляет Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, входящая в систему органов Минздрава России (Положение об этой Службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г.).

Организацию деятельности системы данной службы осуществляет Главный государственный санитарный врач РФ, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Федерации. В функции государственной санитарно-эпидемиологической службы в поселениях включаются: санитарное нормирование (ПДК); выдача разрешительных документов в области охраны окружающей среды и здоровья человека (заключений на размещение предприятий и сооружений, их технико-экономическое и экологическое обоснование, на ввод объектов в эксплуатацию); надзорная деятельность (надзор за выполнением санитарных норм и правил, соблюдением установленных нормативов, приостановление, прекращение деятельности предприятий, наложение штрафов, взыскание ущерба); контрольная деятельность (социально-гигиенический мониторинг).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.013 с.)