Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественные экологические объединенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем участия в общественных объединениях. Деятельность общественных экологических объединений (организаций) регламентируется экологическим законодательством. На первом месте стоит конституция Российской Федерации, провозглашающая право российских граждан на объединение для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30). Однако запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены, в частности, на подрыв безопасности государства (ст. 13). Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает право граждан создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, иные общественные формирования и фонды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения. Граждане могут участвовать в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды. К числу иных нормативных актов, закрепляющих экологические права граждан, можно отнести: Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и некоторые другие. Эти нормативные правовые акты определяют статус общественных экологических организаций, их формы, функции, полномочия (права и обязанности), принципы и методы взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, взаимоотношения с международными общественными экологическими организациями. Общественные экологические организации осуществляют свою деятельность на правах юридического лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. Их деятельность (создание, реорганизация, ликвидация и т.п.) и ответственность регулируются нормами гражданского права (Гражданским кодексом Российской Федерации). Государственная регистрация общероссийских и международных общественных экологических объединений (организаций) осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации; межрегиональных общественных экологических объединений - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; региональных и местных объединений — органами юстиции субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что общественные экологические объединения (организации) могут функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица. Общественные экологические организации можно подразделить на З группы. 1. Общественные организации, осуществляющие исключительно экологическую, природоохранную деятельность. К их числу относится прежде всего Всероссийское общество охраны природы. Основными целями его уставной деятельности являются организация движения общественности за здоровую и благоприятную экологическую обстановку в Российской Федерации; развитие активности в самодеятельности граждан по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. В эту же группу входит Высший экологический совет при Комитете по экологии Государственной думы, представляющий собой постоянно действующий коллегиальный орган экспертного информационно-консультативного обеспечения. Сюда же относятся благотворительные общественные образования, содействующие различным организациям и физическим лицам в помощи жертвам экологических катастроф. 2. Общественные экологические организации, занимающиеся проблемами экологии наряду с выполнением иных своих функций. Многие общественные организации различного профиля стали активно заниматься еще и экологией. Например, Всероссийское общество спасения на водах, целью которого является оказание помощи государственным и местным органам власти и управления в осуществлении мероприятий по охране жизни людей на водах, международная неправительственная организация «Центр экологии человека», осуществляющая помощь жертвам стихийных бедствий и экологических катастроф. К числу таких организаций относятся и другие объединения: творческие союзы, экологические секции при библиотеках и домах культуры, историко-патриотические экологические организации и т.п. В 1997 году учрежден общественный центр «Экология и правозащита», объединивший юристов, заинтересованных в решении задач по реализации декларированных Конституцией Российской Федерации положений о высшей ценности человека, его прав и свобод. Центр должен содействовать совершенствованию экологического законодательства и правоприменительной практики в области охраны природы, повышению уровня правовой и экологической культуры. З. Общественные экологические организации, которые занимаются конкретными проблемами окружающей природной среды, а не общими ее вопросами, например охраной животных (Межреспубликанский благотворительный фонд в защиту животных) или сохранением видового разнообразия и численности птиц на территории России (Союз охраны птиц России). К данной группе можно отнести также Интернациональный фонд жертв радиационных катастроф. Эта общественная экологическая организация осуществляет защиту гражданских, экономических, культурных прав и свобод жертв радиационных катастроф, их социальную и медицинскую реабилитацию, а также материальное обеспечение и трудоустройство граждан, пострадавших от воздействия радиации. Объединения (ассоциации и союзы) экологических организаций создаются на договорной основе для расширения своих возможностей в реализации уставных целей. В частности, довольно известны экологическая ассоциация “Экология и мир”, Социальный экологический союз, Российский экологический союз. Отделения этих объединений действуют в различных городах, имеют широкую сеть первичных организаций и филиалов. Такие экологические объединения имеют возможность проводить крупномасштабные природоохранные проекты в разных концах Российской Федерации. Особенности таких объединений в том, что все входящие в них организации равноправны и не подчинены какому- либо центру, они сотрудничают друг с другом с целью добиться наибольшей эффективности в своей экологической деятельности. В 1997 году был создан Общероссийский союз общественных объединений «Российское экологическое движение» (РЭД). Цель создания движения — объединение усилий общероссийских, региональных и местных общественных экологических и природоохранных организаций в подготовке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, воспитанию у населения стремления жить и развивать экономику и общество в соответствии с законами и возможностями природы. Особый интерес представляют, помимо вышеприведенных экологических организаций (объединений): 1) политизированные экологические организации, 2) различные комитеты спасения, 3) экологические организации научного и коммерческого характера, 4) экологические фонды. К политизированным общественным экологическим организациям следует отнести Федеральное экологическое движение зеленых, учрежденное в 1990 году Советским благотворительным фондом экологии и милосердия имени В. Высоцкого, Советской ассоциацией альтернативной помощи (медицины) и Международной ассоциацией стрессотерапии. Цель этого движения — создание “Мирового общества Земли” с общими экологическим, политическим и экономическим направлениями. Среди экологических комитетов спасения наиболее известен Комитет спасения Волги. В настоящее время его отделения действуют во всех областных центрах и многих крупных городах Волжского бассейна. Этот комитет занимается вовлечением людей в движение сохранение Волги и связанных с ней территорий. Не менее важна деятельность такого общественного экологического комитета, как Комитет по спасению реки Хопер, проведший несколько экспедиций по изучению экологической обстановки в ее бассейне и разработавший на основе полученных материалов Концепцию природоохранного развития реки Хопер и прилегающих к ней земель как единой экосистемы. К наиболее активно действующим экологическим организациям научного и коммерческого характера можно отнести экологическое объединение “Ноосфера”, которое имеет серьезные научные разработки в области очистки питьевой воды, очистки промышленных выбросов. Экологические фонды - это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные благотворительные экологические цели. Межрегиональный фонд поддержки экологических инициатив содействует осуществлению конкретных мероприятий по улучшению экологической обстановки в различных регионах России, оказывает всестороннюю поддержку экологическому предпринимательству и изобретательству. Государство не вправе вмешиваться в деятельность экологических фондов, исключение составляет лишь государственная регистрация этих организаций. Но, как и все иные общественные организации, они осуществляют свою деятельность на основе соответствующего законодательства. Несмотря на свою самостоятельность и независимость, общественные экологические организации по-прежнему сотрудничают с органами государственной власти и органами местного самоуправления: требуют назначения государственной экологической экспертизы по вопросам размещения и проектирования объектов, рекомендуют своих представителей для участия в ней; ставят вопросы перед государственными органами о привлечении к ответственности виновных должностных лиц; предъявляют в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда здоровью или имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями. В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные и иные государственные органы, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, их должностные лица обязаны содействовать общественным объединениям в реализации их прав, принимать необходимые меры по выполнению предложений и требований общественных организаций в сфере природоохранной деятельности. Лица, препятствующие общественным экологическим организациям (объединениям) в реализации их функций, привлекаются к ответственности правоохранительными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать общественным экологическим организациям, как некоммерческим, экономическую поддержку в различных формах: - предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей; - полное или частичное освобождение от оплаты за пользование государственным или общественным имуществом; - материально-техническое обеспечение и субсидирование этих организаций; - финансирование на конкурсной основе благотворительных экологических программ, разрабатываемых общественностью. Не только государство оказывает воздействие на деятельность общественных экологических организаций, но и сами они воздействуют на деятельность государства. Например, они осуществляют контроль за выполнением экологического законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Общественные экологические организации в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» выполняют следующие функции: - разрабатывают, утверждают и пропагандируют свои экологические программы; - защищают экологические права и интересы населения; - развивают экологическую культуру населения; - привлекают граждан на добровольных началах к активной природоохранной деятельности; - за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполняют работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды; - оказывают всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; - создают общественные фонды охраны природной среды и расходуют их на проведение экологических мероприятий; - требуют в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничения, прекращения или перепрофилирования их деятельности; - требуют предоставления своевременной достоверной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны; - организуют собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, сбор подписей. Этот перечень не является исчерпывающим. Общественные организации и движения выполняют и некоторые другие функции, отвечающие целям экологической деятельности и не противоречащие законам Российской Федерации. Большое значение в деятельности общественных экологических организаций имеет проведение общественной экологической экспертизы. В соответствии с федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественные организации (объединения) имеют право: - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; - направлять предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной деятельности в соответствующие государственные органы экологической экспертизы; - получать от этих органов информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы. Цели государственной и общественной экологической экспертизы совпадают, но задачи их разные. Обычно общественная экологическая экспертиза наряду с другими задачами стремится привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, распространить информацию о его опасности для окружающей природной среды. Федеральный закон «Об общественных объединениях» также установил право общественных объединений участвовать в выработке и принятии решений органов государственной власти и органов местного самоуправления через своих представителей в порядке и объеме, предусмотренных этим и другими законами. Заключения общественной экологической экспертизы, проводимой общественными объединениями граждан, носят рекомендательный характер, однако становятся юридически обязательными после их утверждения соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Общественные экологические объединения участвуют в проведении ОВОС, их мнение должно приниматься во внимание до принятия решения об осуществлении этой деятельности. Основными формами участия общественных экологических объединений граждан в проведении ОВОС являются открытые заседания; публичные слушания; представление письменных замечаний по различным документам, касающимся окружающей среды. Общественные организации (в том числе экологические) должны иметь право знакомиться с проектом будущего объекта, с оценкой его предполагаемых воздействий на окружающую природную среду, с предполагаемыми экологическими последствиями; право требовать предоставления информации о проекте; право сотрудничать с органами государственной власти, органами местного самоуправления и с заказчиком проекта в проведении мероприятий по учету мнения населения; право участвовать в проведении слушаний и обсуждении проекта; право представлять свои соображения об экологическом улучшении проекта или требовать отказа в осуществлении проекта и, наконец, право знакомиться с конечными выводами и решениями, принятыми по данному проекту. Российские экологические общественные организации (объединения) вправе сотрудничать с аналогичными организациями других стран, если это не противоречит российскому законодательству, не нарушает интересов нашей страны, не влияет на обороноспособность, экономическое, политическое положение России и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 4742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.009 с.) |