Международные и национальные правовые средства охраны окружающей среды Мирового океана, космического пространства и территорий со смешанным режимом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные и национальные правовые средства охраны окружающей среды Мирового океана, космического пространства и территорий со смешанным режимом.



Территория с международным режимом - это территории, которые не входят в состав государственной территории: водные пространства (Мировой океан) за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; международный

район морского дна (дно и недра) за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; Антарктика; космическое пространство.

Территория со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно нормы и международного права, и национального законодательства прибрежных государств (прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств).

Правовые средства охраны окружающей среды Мирового океана содержатся в международных соглашениях, как универсальных, так и региональных конвенциях.

 

Универсальные конвенции:

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 19, 21, 23, 61, 62, 64—67, 94, 116—120, 145 и ч. ХI «Защита и сохранение морской среды») полностью посвящена экологическим проблемам и содержит как общие положения (разд. 1), так и обязательство осуществлять всемирное и региональное сотрудничество (разд. 11), техническую помощь (разд. III), мониторинг (разд. IУ), а также соотношение международных норм и национального законодательства по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды (разд. У), обеспечение выполнения (разд. УI), гарантии (разд. УII), покрытые льдами районы (разд. УIII), ответственность (разд. IХ и суверенный иммунитет (разд. Х);

Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 г. (ст. 24, 25);

Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.;

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и Протокол к ней 1973 г.;

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1972 г.;

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.

Международные конвенции регионального характера;

Соглашение о сотрудничестве в вопросах борьбы с загрязнением вод Северного моря 1969 г.;

Конвенция о предотвращении загрязнения морской среды путем выброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 г.;

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г.;

Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.

 

Правовые средства охраны окружающей среды космического пространства также содержатся в международных соглашениях, например в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г.; Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.

 

Требования к обеспечению рационального использования природных ресурсов в Антарктике закреплены в Договоре об Антарктике 1959 г. и Конвенции о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г.

В России принято постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1476 «Об утверждении порядка рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия договора об Антарктике».

Правовые требования к охране окружающей среды на континентальном шельфе России закреплены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и в Федеральном законе от 25 октября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Предусмотрены следующие меры защиты и сохранения окружающей среды (минеральных и живых ресурсов, захороненных отходов и других материалов) на континентальном шельфе России:

  • предметом государственной экологической экспертизы должны быть проекты федеральных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов и промыслу живых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, захоронению отходов. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального щельфа России, утвержден приказом Госкомрыболовства России от 10 сентября 1996 г. № 169;

• государственный экологический контроль представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил России по защите минеральных и живых ресурсов;

• государственный мониторинг, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга России. Он представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов;

• захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то федеральным органом по охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне и органами государственного горного надзора с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов по пограничной службе, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение. Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов должна предшествовать государственная экологическая экспертиза. Иностранные государства, их физические и юридические лица могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора с Россией.

В выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе может быть отказано, если:

• захоронение создает или может создать угрозу безопасности России;

• захоронение несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных или живых ресурсов;

• запрос на получение разрешения на захоронение отходов и других материалов подан с нарушением установленных российским законодательством требований или содержит недостоверные сведения;

• российский или иностранный заявитель не представил и не может представить доказательства или гарантии того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, а также необходимыми финансовыми средствами для экологически безопасного захоронения отходов и других материалов;

• российским или иностранным заявителем ранее были допущены нарушения Закона о континентальном шельфе или международных договоров России;

• российский или иностранный заявитель имеет не выполненное перед Россией обязательство по произведенному ранее захоронению отходов и других материалов.

Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или разработке минеральных или живых ресурсов либо транспортировании минеральных или живых ресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская авария, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство РФ в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья России или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.

Налажены экономико-правовые меры рационального пользования континентальным шельфом России, которые предусматривают систему платежей (за пользование минеральными и живыми ресурсами, а также за захоронение отходов и других материалов).

В эту систему включены:

• сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензий на пользование минеральными ресурсами;

• сбор за выдачу лицензий на пользование живыми ресурсами;

• плату за геологическую информацию о минеральных ресурсах;

• платежи за пользование минеральными ресурсами;

• плату за пользование живыми ресурсами;

• штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• акцизы;

• сбор за выдачу разрешений на захоронение отходов и других материалов;

• другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством России в области налогообложения.

Исключительная экономическая зона России - это морской район, находящийся за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом об исключительной экономической зоне., международными договорами России и нормами международного права (см. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191 «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Правовые требования к охране окружающей среды (морской среде) в исключительной экономической зоне закреплены в названном Законе и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Природная (морская) среда исключительной экономической зоны состоит из:

• природных ресурсов - живых и неживых ресурсов, находящихся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;

• живых ресурсов - всех видов рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также других водных биологических ресурсов, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Законом о континентальном шельфе;

  • неживых ресурсов - минеральных ресурсов вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергию приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов.

Для рационального использования и сохранения морской среды исключительной экономической зоны применяются следующие меры:

• государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, объектами которой являются проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению и промыслу живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов;

• государственный экологический контроль - система мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил России по защите морской среды, живых и неживых ресурсов;

• государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга России, представляющий систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов;

• нормативы сброса вредных веществ. Они в свою очередь состоят из: а) норм, правил и мер по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующих в пределах территориального моря и внутренних вод России; б) сбросов вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества - любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа России, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.

Загрязнением морской среды считается привнесение человеком (прямо или косвенно) веществ или энергии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда живым ресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха; захоронением - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям российского законодательства и международным договорам России.

 

Международно-правовые меры охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов.

Мировое сообщество приняло не один десяток международных соглашений, касающихся охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов, например:

• Гаагскую конвенцию 1907 г. и Положение о законах и обычаях сухопутной войны;

• Гаагскую конвенцию об установке автоматических контактных подводных мин 1907 г.;

• Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны 1949 г. и Протоколы 1 и I1 к ней 1977 г.;

• Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.;

• Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. (ЭН МОД);

Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г., и др.

Международные соглашения по охране окружающей среды и соответствующие нормы международного права в отсутствие иных положений должны применяться сторонами в вооруженном конфликте. Природоохранные обязательства перед государствами, не являющимися участниками конфликта (например, соседними государствами), и в отношении районов за пределами национальной юрисдикции (например, открытое море) в отсутствие иных положений не должны быть затронуты происходящим вооруженным конфликтом.

Природная среда не может быть законным объектом нападения. Неоправданное военной необходимостью разрушение окружающей среды наказуемо как нарушение международного права (см. подп. «е» п. 1 ст. 23 Гаагского положения, ст. 53 I Женевской конвенции, п. З ст. 35 и ст. 55 Протокола 1 1977 г.). При ведении военных действий должна проявляться забота о защите окружающей среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб окружающей среде и тем самым нанесут ущерб здоровью и выживанию населения.

Общее запрещение разрушать гражданские объекты, за исключением тех случаев, когда такое разрушение оправдано военной необходимостью, обеспечивает защиту и окружающей среды (см. подп. «е» п. 1 ст. 23 Гаагской конвенции, ст. 53 Женевской конвенции, ст. 52 Протокола 11977 г. и ст. 13 Протокола 111977 г.).

В частности, государства должны принимать все необходимые меры, предусмотренные международным правом, в целях запрещения:

• превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами являются военными объектами (см. Протокол 111 к Конвенции об обычных видах оружия);

• подвергать нападению объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие, сельскохозяйственные районы, сооружения для снабжения питьевой водой (см. ст. 54 Протокола 1 1977 г. и ст. 14 Протокола 11 1977 г.);

• подвергать нападению установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения (см. ст. 56 Протокола 1 1977 г. и ст. 15 Протокола 11 1977 г.);

• подвергать нападению культурные ценности, включая культурные и исторические памятники (см. Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 1954 г., ст. 54 Протокола 1 1977 г. и ст. 16 Протокола 111977 г.).

Запрещается использовать средства воздействия на ОС (т.е. любые средства для изменения — путем преднамеренного управления природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способа разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику (см. 1 и 11 Конвенции ЭНМОД). Запрещается также нападение на окружающую среду в качестве репрессалий (см. п. 2 ст. 55 Протокола 11977 г.).

Для того чтобы облегчить опознавание установок или сооружений, содержащих опасные силы, или мест, где ведутся опасные действия, либо мест ОС, необходимых для здоровья человека, и культурных ценностей, включая культурные и при родные памятники, их следует специально обозначить в соответствии с международными нормами (см. п. 7 ст. 56 Протокола 1 1977 г. и ст. б Гаагской конвенции 1954 г.).

Во время проведения исследовательских работ, а также при разработке, приобретении или внедрении новых видов оружия, средств или методов ведения войны государства несут обязательство выяснять, подпадает ли их применение, в некоторых или о всех случаях, под запрещение в соответствии с нормами международного права, включая нормы охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов (см. ст. 36 Протокола 1 1977 г.). В случае нарушения норм охраны окружающей среды принимаются необходимые меры для прекращения подобных и предотвращения новых нарушений. От командиров требуется не допускать, а в случае необходимости пресекать нарушения этих норм и докладывать о них компетентным властям. При выявлении серьезных нарушений против виновных лиц возбуждается дисциплинарное или уголовное преследование (см. ст. 146 и 147 Женевской конвенции и ст. 86 и 87 Протокола 11977 г.).

Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Международные организации в области охраны окружаю щей среды.

Международно-правовые меры охраны окружаю щей среды в период вооруженных конфликтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.032 с.)