Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей средыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Механизм воздействия общества на систему «человек-природа» проявляется в разных формах экологического контроля над состоянием окружающей среды, ее охраны и рационального использования. Среди них главным является государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Управление в сфере взаимодействия общества и природы – совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, соблюдение, а также защиту экологических прав юридических и физических лиц. Цель управления - обеспечить охрану окружающей среды и рациональное природопользование. Виды управления: общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное (в том числе муниципальное). Управление в сфере взаимодействия общества и природы классифицируется на основе функций управления: • производственное – планирование; учет вредных воздействий на природную среду; координация природоохранной деятельности; экологический контроль; локальное нормотворчество; • общественное - участие граждан и общественных объединений в принятии экологически значимых решений; общественная экологическая экспертиза; общественный экологический контроль; • отраслевое (ведомственное.) - государственные функции управления реализуются через соответствующие отраслевые функции, которые в совокупности с производственными могут реализовывать экологические функции управления; • государственное - создание системы органов управления и координация их деятельности; нормотворчество; управление природными ресурсами; планирование исполнения охраны и улучшения окружающей среды; экологическое нормирование; оценка воздействия на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; экологическая сертификация; экологическое аудирование; экологический мониторинг; экологический контроль; экологическое воспитание и образование и др. В области охраны окружающей среды действуют свои методы государственного управления: административный (приказ); экономический (создание условий экономической заинтересованности); морально-материальный (награждение - взыскание, премия и т.п.). Принципы государственного экологического управления: • законность; • «экологизация экономики и экономизация экологии»; • комплексность; • административно-территориальный принцип организации управления; • бассейновый (применительно к территории бассейнов морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно- территориального деления) принцип организации управления; • смешанный (сочетание бассейнового и административно- территориального принципов); • разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.
Государственный механизм использования и охраны окружающей среды России - это эколого-правовая система, основу которой составляют: а) система органов государственного управления в сфере охраны и использования окружающей среды; б) средства (способы) воздействия государства (его органов) на экологических правонарушителей. Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает систему органов управления охраной окружающей среды, которую составляют органы федеральной государственной власти, государственной власти субъектов Федерации общей компетенции, местного самоуправления, а также некоторые органы, наделенные полномочиями по экологическому управлению. К органам федеральной государственной власти общей компетенции относятся Федеральное Собрание РФ (ст. 5 Конституции РФ), Правительство РФ (ст. 6), специально уполномоченные на то федеральные государственные органы (ст. 7) - органы государственного управления, осуществляющие свои функции на всей территории России самостоятельно и через свои территориальные органы. Выделяются три разновидности таких органов. Органы общего (комплексного) государственного экологического управления; Министерство природных ресурсов России - осуществляет управление особо охраняемыми территориями, государственными фондом недр, водным и лесным фондами; 3. Федеральная служба земельного кадастра России и Министерство имущественных отношений РФ (до 30 апреля 1998 г. - Государственный комитет РФ но земельным ресурсам и землеустройству, с 30 апреля 1998 г. Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Минземстрой России), с 22 сентября 1998 г. до 20 мая 2000 г. - Государственный комитет РФ по земельной политике) осуществляют управление государственным земельным фондом. Функциональные органы государственного экологического управления - это органы, на которые возложены специальные задачи по государственному экологическому управлению: Минздрав России (в том числе Департамент госсанэпиднадзора России); Минобороны России, Госстрой России, МВД России (см. приказ МВД России от 12 июля 1993 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России»), МПС России (см. Примерное положение об отделе охраны природы Управления железной дороги, утвержденное приказом МПС России от 26 декабря 1996 г.); Госкомстат России, МЧС России и др. Кроме того, особое место занимают природоохранные прокуратуры. Координационные специально уполномоченные органы государственного управления в области ООС (осуществляют свою деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ): Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию, Экспертный совет при Правительстве РФ, Государственный центр экологических программ Министерства природных ресурсов России и др. К органам государственной власти субъектов Федерации общей компетенции отнесены, например. Администрация по землепользованию и экологии Московской области (действующая на основании Положения о нем, утвержденного постановлением главы администрации Московской области от 1 ноября 1994 250). Органы местного самоуправления также функционируют в сфере регулирования природоохранных отношений. Главную роль исполнительного характера по охране окружающей среды выполняет Министерство природных ресурсов России. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов России это министерство является федеральным исполнительным органом в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, координирующим деятельность иных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Министерство природных ресурсов России является не только государственным органом управления государственным фондом недр, но и специально уполномоченным государственным органом управления использования и охраны водного фонда, а также специально уполномоченным государственным органом (в пределах своей компетенции) в области охраны окружающей среды. Эти функции возложены на Министерство как на правопреемника упраздненных Комитета по геологии и использованию недр, Комитета по водному хозяйству и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Министерство природных ресурсов России осуществляет возложенные на него полномочия либо непосредственно, либо через свои территориальные органы (бассейновые и подведомственные ему организации). Свою деятельность оно осуществляет во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления и общественными организациями. В Положении о Министерстве природных ресурсов России подробно определены его задачи и функции в областях геологического изучения и управления государственным фондом недр, управления использованием и охраной водного фонда, а также проведения государственной политики и координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Министерство природных ресурсов России осуществляет на коллегиальной основе: 1. межотраслевую координацию и функциональное регулирование: - в области охраны окружающей среды; - обеспечения экологической безопасности; - сохранения биологического разнообразия; -обращения с отходами, за исключением радиоактивных; - в части, касающейся соблюдения требований природоохранительного законодательства; 2. государственную экологическую экспертизу; 3. управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями; 4. несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Некоторые функции в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов выполняют другие государственные органы. Например, с 1992 г. в структуре Минобороны России существует Управление экологии и специальных средств защиты. В округах и по видам, родам войск имеются специальные экологические инспекции, главная задача которых - организация и координация правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах РФ с целью максимального уменьшения последствий военной деятельности на окружающую среду, обеспечение зашиты личного состава, действующего в экстремальных условиях. Управление имеет свою программу экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, ставшую разделом Концепции экологической безопасности России. Оно разрабатывает рекомендации для каждого вида, рода войск, настоятельное требование которых - обязательная экологическая экспертиза при проведении учений. Министерство чрезвычайных ситуаций России имеет свои войска, спасательную технику и авиацию, а также различные центры и отряды, способные к быстрым оперативным действиям в случае возникновения любых чрезвычайных ситуаций. Согласно Положению о нем, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г., к его функциям относятся: 1) руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе их последствий; 2) участие в подготовке предложений по разработке развития и размещения производительных сил, проектов планировки и застройки территории с учетом радиационных, социально экономических и других факторов, направленных на защиту населения и окружающей среды в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению; З) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны и др. Итак, являясь федеральным специализированным органом власти, МЧС России осуществляет государственное управление, координацию и контроль в области гражданской обороны, проведения подводных работ особого назначения, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, возможным применением средств поражения. Ряд природоохранных функций выполняют Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России. Согласно Закону РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в деле санитарно- эпидемиологического благополучия населения важная роль принадлежит Минздраву России, на которое с 14 августа 1996 г. возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора. Минздрав России обеспечивает реализацию государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактику заболеваний населения. В зависимости от компетенции государственные органы, осуществляющие контроль в области природопользования, классифицируются на органы общей межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов природопользования и охраны окружающей среды, во-первых, не является их специальной функцией, а во-вторых, решения этих органов действуют на определенных территориях и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, подпадающие под территориальную юрисдикцию этих органов. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям экологии, Министерство природных ресурсов России занимается вопросами охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории России, то приказ Министерства природных ресурсов - только на той территории, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ. Как федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, так в органы местного самоуправления общей компетенции в отличие от остальных органов осуществляют комплексное регулирование природопользованием и охраны окружающей среды на своей территории. Поэтому в постановлениях Правительства РФ, в нормативных правовых актах исполнительных органов субъектов Федерации и в решениях органов местного самоуправления могут содержаться разнообразные положения, регулирующие деятельность в различных отраслях. К органам регулирования межведомственной компетенции относятся Росгидромет, Минздрав России, Госстандарт России, МВД России и др. Они образуют самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе для ГИБДД, осуществляющей контроль за соблюдением этого стандарта В отличие от межведомственных органы отраслевой компетенции осуществляют регулирование по использованию и охране, как правило, одного природного объекта и издают обязательные к использованию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта. Функции государственного регулирования природопользованием и охраны окружающей среды выполняет Министерство природных ресурсов России и его территориальные органы, а также специально уполномоченные государственные органы в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и их территориальные органы в пределах своей компетенции. Функции государственного регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов осуществляют специально уполномоченные государственные органы в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и их территориальные органы, к которым относятся: Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство имущественных отношений РФ, Росгидромет, Роскартография, Госкомрыболовство России, Министерство сельского хозяйства РФ и др. Министерства и ведомства осуществляют государственное управление развитием хозяйственной и иной деятельности, обязаны вносить изменения и дополнения в отраслевое законодательство в соответствии с федеральным экологическим законодательством. Министерство природных ресурсов России и его территориальные органы, специально уполномоченные государственные органы России в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов наряду с исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления несут ответственность за благоприятное качество окружающей среды. Взаимодействуя со специально уполномоченными органами, Министерство природных ресурсов России осуществляет природопользование и охрану окружающей среды, координирует деятельность специально уполномоченных органов в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, а также других министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций в области природопользования и охраны окружающей среды, проводит государственный экологический контроль. В ведении специально уполномоченных государственных органов находятся: регулирование использования отдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, а также государственный контроль над использованием и охраной указанных объектов. К ведению органов местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды относятся: владение, пользование и распоряжение природными ресурсами и природными объектами, находящимися в муниципальной собственности; выдача разрешений природопользователям на ведение хозяйственной и иной деятельности в соответствии с порядком, установленным законодательством; принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований. Федеральные органы регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов выполняют следующие задачи. 1. Министерство природных ресурсов России осуществляет: • комплексное управление и регулирование в области охраны окружающей среды, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; • координацию деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; • оценку и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов; • формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, регулирование природопользования, обеспечение экологической безопасности, приватизацию единой государственной системы экологического мониторинга; • организацию и проведение государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности; • обеспечение населения экологической информацией; • организацию природно-заповедного дела, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ; • реализацию обязательств России, вытекающих из членства нашей страны в международных организациях и участия в международных договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов, функцию международного сотрудничества в этой области; • развитие и эффективное использование материально- технической базы территориальных органов и подведомственных организаций; • контроль над ведением работ по геологическому изучению недр, рациональным, комплексным, экологически безопасным использованием недр и их охраной, соблюдением порядка и условий пользования недрами; • взаимодействие с государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, включая наблюдение за качеством подземных вод, мониторинг экзогенных и эндогенных геологических процессов; • контроль в области охраны подземных вод от загрязнения и истощения, ведение государственного водного кадастра по разделу «Подземные воды»; • определение возможности сброса в недра сточных вод и захоронения в глубоких горизонтах вредных веществ и отходов производства и размещение сети наблюдательных скважин; • разработку правил и норм геологического изучения недр, а также порядок и условия их применения; • разработку и реализацию основных направлений федеральной политики в области водного хозяйства, воспроизводства, охраны водных ресурсов и восстановления водных объектов, бассейнового регулирования использования водных ресурсов; • проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства, водопользования, воспроизводства, охраны водных ресурсов и восстановления водных объектов, бассейнового регулирования водных ресурсов; • разработку и реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий паводков и других видов вредного воздействия вод; • организацию эксплуатации и строительства водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения; • совершенствование экономического и правового механизма управления водным хозяйством, водопользованием и охраной водных ресурсов; • разработку основных направлений федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства; • обеспечение постоянства лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, усиление защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных функций леса; • защиту федеральных интересов при регулировании лесопользования, восстановлении и охране лесов; совершенствование экологических методов управления в лесном хозяйстве; • защиту интересов России в использовании и охране трансграничных вод; • международное сотрудничество в области водного хозяйства, использования и охраны водных ресурсов. 2. Федеральная служба земельного кадастра России и Министерство имущественных отношений РФ: осуществляют государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организуют и проводят работы, связанные с приватизацией земель; осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель; ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; организуют и проводят работы по землеустройству, организуют выполнение научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель; создают банки данных о федеральных и других землях; разрабатывают меры по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.
З. Госкомрыболовство России: осуществляет единую политику в области рационального использования запасов рыб, других водных животных и растений, их сохранения и воспроизводства; регулирует использование водных живых ресурсов; готовит предложения по управлению рыбными запасами и в открытых районах Мирового океана за пределами экономической зоны России с целью заключения международных договоров, соглашений и конвенций; организует изучение состояния запасов рыб, других водных животных и растений, устанавливает объемы допустимых уловов, разрабатывает научно обоснованные режимы промысла и комплексные мероприятия по повышению биопродуктивности рыбохозяйственных водоемов; осуществляет комплексный анализ социально-экономического и научно-технического развития рыбного хозяйства страны; ведет контроль за работой капитанов рыбных портов, безопасностью мореплавания на рыбохозяйственных судах; руководит деятельностью своего представительства за рубежом. 4. Росгидромет: осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение экономики, органов государственной власти, населения и Вооруженных Сил РФ и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг; оценивает климатические изменения агроклиматических и поверхностных водных ресурсов России и субъектов Федерации; исследует гидрометеорологические и геофизические процессы в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземное космическое пространство; осуществляет активное воздействие на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления; ведет государственный надзор за проведением предприятиями, учреждениями и организациями работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления; выполняет в установленном порядке международные обязательства России по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на гидрометеорологические процессы. К систематизированным источникам сбора и использования экологической информации относятся государственные кадастры природных ресурсов, Красная книга РФ, Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, Государственный доклад о состоянии ООС в России и др. К системе организационно-правовых мер по природопользованию и охране окружающей среды относится государственный учет природных ресурсов – ведение государственных кадастров природных ресурсов Государственный учет в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется по единой системе (органами статистического учета), по видам и подвидам ресурсов (например, по видам земель, вод, лесов в другим объектам природы), их количеству, качеству. Этот первичный учет является базой для дальнейшей более совершенной формы учета и контроля - кадастров природных ресурсов государственного уровня и значения. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов - свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Кадастры представляют собой совокупность: количественных данных о природных ресурсах, их видах в подвидах; наглядных таблиц, диаграмм и схем; световых табло, карт; электронных данных. Каждый кадастр - это многотомный свод показателей. По кадастрам определяются экономическая оценка и бонитировка почв, других природных ресурсов, размеры и виды ренты, платежей, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы и другие показатели, необходимые для рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды. По своему характеру и содержанию кадастр - это совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, ресурса, о его составных частях, субъектах прав на них (собственников, владельцев, пользователей, арендаторов). Указанные данные ежегодно уточняются и пополняются в зависимости от изменений в том или ином ресурсе (например, деградация и консервация земель, перевод их из одной категории в другую, уничтожение лесов пожарами, исчезновение или создание новых водоемов, разведка новых месторождений полезных ископаемых). Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование. Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. Государственные кадастры классифицируются на следующие два вида: кадастры природных ресурсов и кадастры территорий. 1. К кадастрам природных ресурсов относится, в частности, Государственный водный кадастр (см. ст. 79 ВК); Государственный кадастр объектов животного мира (см. ст. 14 Закона о животном мире); Государственный земельный кадастр содержит систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель России и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется путем их описания и индивидуализации в Едином государственном реестре земель, земельных участков. Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре»; Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (см. ст. 30 в 32 Закона о цедрах); Государственный лесной кадастр (см. ст. 69 ЛК); Государственный водный кадастр (см. ст. 79 ВК); Государственный кадастр объектов животного мира (см. ст. 14 Закона о животном мире); Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (см. ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях, приказ Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. Г 312 «О6 утверждении правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»). 2. Кадастры территорий состоят из территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. В качестве государственных кадастров выступают: Реестр особо охраняемых природных территорий; документы о загрязнителях окружающей среды; красные книги редких и исчезающих животных и растений; государственный Регистр потенциально опасных веществ (химических, биологических и иных, как естественных, так и искусственно созданных). В России в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. 52-ФЗ «О животном мире» и Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. 15 «О Красной книге Российской Федерации» ведутся Красная Книга РФ и красные книги субъектов Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим сведения о распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных в дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Красная книга РФ ведется Министерством природных ресурсов России и его территориальными органами во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства РФ и его территориальными (бассейновыми) органами, Российской академией наук, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации. Ведение Красной книги РФ включает. • сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира; • организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира; • создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира; • занесение в установленном порядке в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира; • подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ; • подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; • выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; • выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Основанием для занесения в Красную книгу РФ или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные об опасном сокращении е го численности и (или) ареала. о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению. Основанием для исключения из Красной книги РФ или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий его существования или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а также в случае его безвозвратной потери (вымирания). Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ - способ государственной регистрации этих веществ, ведется по единой для России системе и включает информацию о назначении, номенклатуре, производстве и применении этих веществ, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде. Государственной регистрации подлежат потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории России и закупаемые за рубежом для использования в экономике страны и быту. Данная регистрация осуществляется на основе токсиколого-гигиенических и эколого-токсикологических исследований, гигиенической регламентации, гигиенических экологических нормативов в отношении безопасности веществ для здоровья человека и природных ресурсов, в отношении безопасности веществ для окружающей среды, а также с учетом мер индивидуальной и коллективной зашиты здоровья человека и окружающей среды при производстве и применении (использовании) потенциально опасных химических и биологических веществ. Порядок ведения данного Регистра регулируется соответствующим постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1410 создан Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Основная задача Фонда - накопление и сохранение информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в целях обеспечения такой информацией отраслей экономики, Вооруженных Сил РФ и населения страны. Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - это упорядоченная, постоянно пополняемая совокупность документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, получаемая в результате деятельности Росгидромета, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, исполнительной власти субъектов Федерации, физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, мониторинге состояния окружающей среды). Централизованный учет документов Единого государственного фонда данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации - Мировым центром данных, в порядке, установленном Росгидрометом. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в России представляет собой официальный документ, содержащий информацию о качестве ОС, состоянии природных ресурсов и т.п., предназначенную для государственных органов управления и населения, и служащий основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в России. Разработка доклада осуществляется Министерством природных ресурсов России с участием заинтересованных министерств и ведомств. Ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды состоит из трех частей: «Качество природной среды и состояние природных ресурсов» (ч. 1), «Воздействие народного хозяйства на окружающую среду» (ч.11), «Государственное регулирование природопользования в охраны окружающей среды» (ч. III). Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды и природных ресурсов Должностные лица специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов, а также санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.135.68 (0.019 с.) |