Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды государственной помощи семьям с детьми↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовое регулирование данного вида социального обеспечения осуществляется на основании Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» (новая редакция от 22 марта 2001 г.). Закон определяет виды государственной помощи семьям с детьми и круг лиц, которые вправе претендовать на получение этой помощи. Виды государственной помощи семьям с детьми: 1) пособие в связи с беременностью и родами. Этот вид пособия выплачивается женщинам за весь период отпуска по беременности и родам в размере 100 % среднемесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, пособия по безработице), но не менее 25 % прожиточного 2) единовременное пособие по случаю рождения ребенка назначается в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет и выплачивается одному из родителей (усыновителю или опекуну); 3) пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста назначается в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет и ежемесячно выплачивается лицу, которое фактически осуществляет уход за ребенком (один из родителей, усыновитель, опекун, бабка, дед или иной родственник); 4) пособие на детей, которые находятся под опекой или попечительством. Этот вид пособия назначается опекуну или попечителю ребенка. Размер пособия равняется разнице между прожиточным минимумом для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным размером получаемых на ребенка алиментов и пенсий за предыдущие шесть месяцев; 5) пособие малообеспеченным семьям с детьми. Пособие назначается семье с детьми в возрасте до 16 лет(учащихся — до 18 лет), если среднемесячный совокуп ный доход семьи ниже прожиточного минимума для семьи. Размер пособия определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом за предыдущие шесть месяцев. Все виды государственной помощи семьям с детьми, кроме пособия по беременности и родам, назначают и выплачивают органы социальной защиты населения по месту проживания родителей (усыновителей, опекуна, попечителя). Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы (службы). ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ Конституция Украины гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицинское страхование. Охрана здоровья — это система мероприятий, направленных на сохранение и развитие физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека. «Основы законодательства Украины об охране здоровья» (19 ноября 1992 г.) включают в понятие «охрана здоровья» несколько компонентов, поскольку здоровье человека зависит от многих факторов: —жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья человека; —безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; —санитарно-эпидемиологическое благополучие территории проживания; —безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха; —квалифицированную медико-санитарную помощь; —достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения; —участие в формировании государственной политики в области здравоохранения и управлении здравоохранением; —возмещение причиненного здоровью вреда и некоторые другие положения конституция Украины содержит ряд важных юридических гарантий охраны здоровья населения: 1) государственное финансирование программ, связанных с охраной здоровья; 2) бесплатная медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения; 3) недопустимость сокращения существующей сети государственных и коммунальных медицинских учреждений; 4) содействие со стороны государства развитию лечебных учреждений всех форм собственности; 5) развитие физической культуры и спорта; 6)обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Нормативные источники Основы законодательства Украины об охране здоровья: Закон Украины от 19 ноября 1992 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 4. — Ст. 19. О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 5 ноября 1991 г.// Відомості Верховної Ради України — 1992. — № 3. — Ст. 10. О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 22 марта 2001 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 20. — Ст.102. Глава 15. ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 15.1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ Финансовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в области мобилизации, распределения и использования государственных финансовых средств. Финансовое право регулирует исключительно отношения, возникающие в финансовой деятельности государства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор платежей и налогов, государственное финансирование и кредитование, регулирование денежной и валютной систем и др. Денежные отношения между физическими и юридическими лицами, например, отношения в сфере банковской деятельности, регулируются другими отраслями права. Финансовое законодательство Украины — это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы финансового права. К их числу относятся Бюджетный кодекс Украины (22 июня 2001 г.), Закон Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.), Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями). Декрет Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе» (1993 г.) и другие нормативно-правовые акты. Финансовая система Украины включает: 1) общегосударственный централизованный фонд (государственный бюджет Украины); 2) централизованные фонды для отдельных территорий (местные бюджеты); 3) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и другие фонды); 4) децентрализованные фонды (финансы отраслей народного хозяйства, предприятий разных форм собственности, учреждений и организаций); 5) разные формы кредита (банковского и государственного). Государственный внутренний кредит представляет собой привлечение государством свободных средств населения (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг) с последующим возвратом этих средств. Государственный внешний кредит представляет собой заимствование средств других государств и международных организаций. Обслуживание внешнего кредита осуществляется в первую очередь. Банковский кредит предоставляется из свободных средств Национальным банком Украины коммерческим банкам; 6) страхование (например, государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли утрату трудоспособности). 15.2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ Важной составной частью финансовой системы Украины является бюджетная система. Бюджет — это роспись доходов и расходов государства или иного собственника бюджета на определенный период (по общему правилу — на 1 календарный год). Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов, к которым относятся: 1) бюджет Автономной Республики Крым; 2) областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах; 3) бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений). Государственный и местный бюджет могут состоять из общего и специального фондов. Общий фонд бюджета включает: 1) все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета относят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.; 2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий I фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на выполнение функций государства, задач местного самоуправления; 3) финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники покрытия дефицита бюджета, а также расходование финансов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами. Специальный фонд бюджета включает: 1) бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений; 2) гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели; 3) разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета. Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только путем изменения в закон о Государственном бюджете Украины или путем принятия решения соответствующего совета. 15.3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ Бюджетный процесс — это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и утверждению отчета об его исполнении. В соответствии с Бюджетным кодексом Украины бюджетный процесс включает следующие стадии: 1) составление проектов бюджетов. Проект Государственного бюджета Украины составляет Кабинет Министров Украины. После принятия Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете во втором чтении Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов готовят проекты решений о соответствующих местных бюджетах; 2) рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах. Закон о Государственном бюджете Украины рассматривается Верховной Радой Украины и принимается не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского АРК и городов областного значения) рассматриваются и утверждаются соответствующим советом не позднее чем в двухнедельный срок после официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если такие созданы), поселковые и сельские бюджеты утверждаются соответствующими советами не позднее, чем в двухнедельный срок после утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, города республиканского АРК либо города областного значения) бюджета; 3) исполнение бюджета. Исполнение Государственного бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Исполнение местных бюджетов обеспечивают местные государственные администрации, исполнительные органы местных советов или городские, поселковые либо сельские головы (если исполнительные органы в местном совете не созданы). В случае необходимости на этой стадии вносятся изменения в нормативно-правовые акты о бюджетах; 4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему. Кабинет Министров представляет в Верховную Раду отчет об исполнении Государственного бюджета Украины, а Верховная Рада принимает решение по отчету. Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть обнародованы. Местные исполнительные органы отчитываются об исполнении местных бюджетов перед соответствующими советами. 15.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ УКРАИНЫ Государственный бюджет Украины — это централизованный фонд финансовых ресурсов государства, необходимый для материального воплощения функций Украинского государства. Он утверждается Верховной Радой Украины в форме закона на один календарный год. Проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывает Кабинет Министров Украины. Он должен быть представлен Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому. Верховная Рада Украины рассматривает проект закона в трех чтениях и принимает Закон о Государственном бюджете до 1 декабря года, предшествующего плановому. Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете, Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы и взимать обязательные платежи в бюджет в соответствии с законом о Государственном бюджете на предшествующий бюджетный период. Кабинет Министров Украины обеспечивает исполнение Государственного бюджета Украины. Обслуживание бюджетных операций осуществляется Государственным казначейством Украины. Контроль за исполнением Государственного бюджета возложен на Верховную Раду Украины. В частности, Счетная палата от имени Верховной Рады Украины осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины. В случаях, определенных Бюджетным кодексом (например, изменение структуры расходов), Верховная Рада вправе внести изменения в закон о Государственном бюджете. Верховная Рада Украины принимает решение по отчету об исполнении Государственного бюджета Украины. 15.5. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ВИДЫ Для осуществления функций государства и содержания государственного аппарата необходимы финансовые средства. Доходы государства в значительной мере складываются из налоговых поступлений в бюджет. Налог — это установленный государством обязательный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом. Плательщиками налогов являются физические и юридическими лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого человека. Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюджет определяются Законом Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.) и другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины. В Украине существуют следующие виды налогов: 1) по действию в пространстве различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины, плательщик вносит их в государственный бюджет (например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Местные налоги устанавливаются местными советами, эти налоги направляются в местный бюджет (например, налог на рекламу, коммунальный налог, гостиничный сбор, рыночный сбор); 2) по методу взыскания налоговых средств различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскиваются непосредственно с доходов или имущества физических или юридических лиц (например, подоходный налог с физических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет производители товаров и услуг, включая сумму налога в цену товара или услуги (например, налог на добавленную стоимость); 3) по субъекту уплаты налога различают налоги, уплачиваемые физическими лицами (например, подоходный налог); налоги, уплачиваемые юридическими лицами (например, налог на прибыль); налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами (например, налог с владельцев транспортных средств): 4) по объекту налогообложения — различают налоги на имущество (например, налог на землю) и налоги на доходы (например, налог на прибыль); 5) по ставке налогообложения — прогрессивные (рассчитываются по принципу: чем выше доходы, тем выше ставка) и пропорциональные (имеют одинаковую ставку для всех налогоплательщиков независимо от размеров облагаемого имущества или доходов). Примером прогрессивного налога является подоходный налог с граждан, а пропорционального — налог на владельцев транспортных средств. 15.6. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Уплата налогов и ежегодное представление в налоговую инспекцию декларации о своем имущественном положении и доходах — конституционная обязанность гражданина Украины. Важнейший из налогов с физических лиц — подоходный налог. Порядок взыскания данного налога установлен Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями). Плательщиками данного налога выступают граждане Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине или не имеющие постоянного места проживания в Украине. Объектом налогообложения являются доходы, полученные в денежной или натуральной форме, за исключением: всех видов социальной помощи и пенсий; алиментов; средств, полученных от реализации имущества по нотариально удостоверенному договору; выигрышей; дивидендов и некоторых других доходов. Кроме того, подоходный налог взыскивается из сумм авторского вознаграждения, из сумм доходов, полученных гражданами не по месту основной работы, из сумм, полученных от занятия предпринимательской деятельностью. Лица, постоянно проживающие в Украине, уплачивают подоходный налог из совокупного дохода, полученного из разных источников в Украине и за ее пределами за календарный год. Лица, не имеющие постоянного места жительства в Украине, уплачивают подоходный налог с дохода, полученного из источников только в Украине за календарный год. Совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму минимума месячной заработной платы (необлагаемый минимум — в настоящее время равен 17 гривням). Дополнительно совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму необлагаемого минимума одному из родителей (опекуну, попечителю) на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Кроме того, совокупный облагаемый доход уменьшается отдельным категориям граждан, указанным в законе (инвалиды и участники войны, иных боевых операций, лица, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС и др.). Нормативные источники О подоходном налоге с граждан: Декрет Кабинета Министров в редакции от 26 декабря 1992 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 10. — Ст.77. О системе налогообложения: Закон Украины от 18 февраля 1997 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 16. — Ст.119. Бюджетній кодекс Украини: Закон Украины от 21 июня 2001 г. Відомості Верховної Ради України. — 2001 — № 37-38. — Ст.189. Глава 16. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16.1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Предпринимательство — это непосредственная самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли. Она осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины «О предпринимательстве» (7 февраля 1991 г., с последующими изменениями), «О предприятиях в Украине» (27 марта 1991 г.) и рядом других нормативно-правовых актов. Субъекты предпринимательской деятельности: 1) граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности; 2) юридические лица всех форм собственности; 3) объединения юридических лиц. Все субъекты предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации. Конституция Украины, Хозяйственный кодекс и Закон Украины «О предпринимательстве» закрепляют принцип свободы предпринимательской деятельности. Вместе с тем существует ряд ограничений в осуществлении предпринимательской деятельности. В частности, отдельные виды деятельности могут осуществлять только государственные предприятия (изготовление и реализация наркотических веществ, производство военного оружия, боеприпасов). Ряд видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Лицензия — это специальное разрешение, выданное уполномоченным органом государства на выполнение определенных действий. Например, только при наличии лицензии могут осуществляться изготовление и реализация медикаментов и химических веществ, изготовление спиртных напитков, табачных изделий, медицинская и юридическая практика, организация азартных игр и многое другое. 16.2. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Принцип свободы предпринимательства проявляется и в том, что субъекты предпринимательской деятельности вправе избрать любую ее форму. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности определяются Законами Украины «О предприятиях в Украине» (27 марта 1991 г.), «О хозяйственных обществах» (19 сентября 1991 г.). Основная организационно-правовая форма предпринимательства — предприятие. Предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли (дохода). В уставе предприятия определяются собственник и наименование предприятия, его местонахождение (юридический адрес), предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок создания имущества предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. В Украине могут действовать предприятия на разных формах собственности: 1) частное предприятие, основанное на собственности физических лиц; 2) коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия; 3) хозяйственные общества; 4) предприятие, основанное на собственности объединений граждан; 5) коммунальное предприятие, основанное на собственности территориальной громады; 6) государственное предприятие, основанное на государственной собственности. Разновидностью государственных предприятий являются казенные предприятия. Они создаются по решению Кабинета Министров Украины путем преобразования государственных предприятий, не подлежащих приватизации при наличии хотя бы одного из трех условий: — предприятие проводит производственную или иную деятельность, которую вправе осуществлять только государственное предприятие (например, производство оружия); — государство является основным (свыше 50 %) потребителем продукции предприятия (например, пошив форменной одежды для армии); — предприятие является субъектом естественной монополии (например, система энергоснабжения). Субъекты предпринимательской деятельности вправе объединяться в хозяйственные общества, представляющие собой еще одну организационно-правовую форму предпринимательской деятельности. Хозяйственное общество — это предприятие, учреждение, организация, созданные на основе договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. Существуют следующие виды хозяйственных обществ: 1) акционерное общество. Оно имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости. По обязательствам акционерное общество отвечает только имуществом общества. Акционеры несут ответственность в пределах имеющихся у них акций; 2) общество с ограниченной ответственностью. В обществе с ограниченной ответственностью уставный фонд разделен на определенные доли. Участники общества отвечают по обязательствам только в пределах своих долей-взносов в уставный фонд; 3) общество с дополнительной ответственностью. Участники общества отвечают в пределах своих долей-взносов, а если этого недостаточно — дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех кратном размере к взносу каждого участника; 4) полное общество. Все его участники несут ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом; 5) командитное общество. В этом обществе часть участников отвечает всем своим имуществом, а другая часть — только в пределах вклада в имущество общества. 16.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности — это документальное засвидетельствование факта создания субъекта предпринимательства, государственный учет и ведение реестра субъектов предпринимательства. Правовое значение государственной регистрации субъекта предпринимательства состоит в том, что с момента регистрации он приобретает статус юридического лица. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в исполнительном комитете районного (городского, районного в городе) совета или в районной государственной администрации по месту нахождения субъекта. Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица — подаются следующие документы: 1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации; 2) решение учредителя либо учредительный договор и устав, если он необходим для создаваемой организационной формы предпринимательства; 3) документ, свидетельствующий об уплате регистрационного сбора; 4) документ, свидетельствующий об уплате взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности. Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — физического лица — подаются следующие документы: 1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации; 2) документ о включении в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и иных обязательных платежей; 3) документ, свидетельствующий об уплате peгистрационного сбора; 4) документ, удостоверяющий личность. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности производится при наличии необходимых документов в течение пяти рабочих дней. Органы государственной регистрации обязаны в течение этого срока внести данные из регистрационной карточки в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и выдать свидетельство о государственной регистрации. Нормативные источники Про підприємства в Україні: Закон України від 27 березня 1991 p. (зi змінами та доповненнями станом на 1.03.2003) // Инфодиск «Законодательство Украины». Компьютерная библиотека «Правовые справочники Украины». — 2003. — Март. Про підприємництво: Закон України від 7 лютого 1997 р. (зi змінами та доповненнями станом на 1.03.2003) // Инфодиск «Законодательство Украины». Компьютерная библиотека «Правовые справочники Украины». — 2003. — Март. Глава 17. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 17.1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Экологическое законодательство регулирует общественные отношения в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов. Участниками экологических правоотношений выступают: государство - как собственник природных ресурсов, физические и юридические лица, территориальные громады и органы местного самоуправления в качестве природопользователей. Объектами экологических правоотношений являются природные богатства: земля, ее недра, водные ресурсы, леса, атмосферный воздух, животный и растительный мир. Природа является первоисточником жизни и деятельности человека, в силу чего охрана природы является важнейшей, зафиксированной на конституционном уровне обязанностью человека и гражданина. Особенность экологического законодательства Украины — наличие большого количества нормативно-правовых актов. Ведущим комплексным нормативно-правовым актом в этой отрасли является Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» (25 июня 1991 г., с последующими изменениями), который определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны природы, экологические права и обязанности граждан и иных субъектов природопользования. Среди источников экологического права важное место занимают кодифицированные законодательные акты: Лесной кодекс, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Земельный кодекс. Они содержат нормы, регулирующие процесс использования, воспроизводства.и охраны отдельных природных ресурсов (земля, лес и т.д.). Кроме того, нормы экологического права содержат Законы Украины «О природно-заповедном фонде» (16 июня 1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (16 октября 1992 г.), «О животном мире» (3 марта 1993 г.), «Об экологической экспертизе» (9 февраля 1995 г.), «О растительном мире» (9 апреля 1999 г.). К источникам экологического права относятся также указы Президента Украины и постановления Кабинета Министров Украины, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. 17.2 ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Принципы охраны окружающей природной среды — это фундаментальные основы природоохранной деятельности государства и общества. Они установлены законом Украины «Об охране окружающей природной среды» и заключаются в следующем: 1) приоритетность (первоочередность) требований экологической безопасности. Этот принцип означает обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении всех видов деятельности. Недопустимо оправдывать нарушение экологических нормативов хозяйственной или иной целесообразностью; 2) гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей; 3) превентивный (предупреждающий) характер мер по охране окружающей природной среды. Например, очистительные сооружения промышленного предприятия должны вводиться в действие до того, как предприятие начнет работу с тем, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды; 4) экологизация материального производства на основе воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших ресурсосберегающих технологий. Например, использование такого возобновляемого ресурса, как лес должно производиться только при условии насаждения новых лесных массивов, а использование невозобновляемых ресурсов (полезных ископаемых) должно быть максимально экономным; 5) сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов. Этот принцип охраны окружающей природной среды реализуется путем создания и охраны природно-заповедного фонда Украины; 6) научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества. Охрана окружающей природной среды должна сочетаться с потребностями развития экономики и решения социальных проблем общества. Например, функционирование природоохранных объектов может и должно привести к созданию новых рабочих мест и получению экономического эффекта; 7) обязательность экологической экспертизы. Размещению производственных и иных объектов должна предшествовать экологическая экспертиза; 8) гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды. Например, проекты размещения производственных объектов должны широко обсуждаться общественностью; 9) научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; 10) бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности; 11) взыскание сборов за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов, компенсация вреда, нанесенного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды; 12) учет антропогенного1 фактора в деле охраны окружающей природной среды; 13) сочетание мер стимулирования и ответственности в деле охраны окружающей природной среды. Например, должны поощряться (главным образом, путем налоговых льгот) природоохранные мероприятия, в то время как экологические правонарушения должны пресекаться и преследоваться; 14) широкое межгосударственное сотрудничество в деле охраны окружающей природной среды. 17.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН УКРАИНЫ Основные экологические права и обязанности человека и гражданина закреплены Конституцией Украины (см. вопрос 4.27). Конституционные права в области природопользования и охраны природы развиты и конкретизированы Законом Украины «Об охране окружающей природной среды». В частности, наряду с конституционными правами, гражданам Украины гарантируется право на: 1) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; 2) участие в обсуждении проектов законодательных актов и материалов относительно размещения объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды внесение предложений в государственные органы по этому поводу; 3) участие в разработке и осуществлении мер по охране окружающей природной среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов; 4) общее и специальное использование природных ресурсов; 5) объединение в общественные природоохранные формирования; 6) получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды; 7) участие в проведении общественной экологической экспертизы; 8) получение экологического образования; 9) обращение в суд за защитой нарушенных экологических прав. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» также конкретизирует обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды: 1) соблюдение требований экологической безопасности, экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов; 2) соблюдение экологических прав и законных интересов иных лиц; 3) внесение платы за специальное использование природных ресурсов; 4) уплата штрафов за экологические правонарушения; 5) возмещение вреда, нанесенного загрязнением и иным негативным влиянием на окружающую природную среду. 17.4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ Использование человеком природных ресурсов с целью удовлетворения своих потребностей носит название природопользования. Субъектами права природопользования являются физические и юридические лица. Различают право общего и право специального природопользования. Общее природопользование удовлетворяет жизненно необходимые потребности человека без оплаты, без закрепления природных ресурсов за конкретным лицом, без выдачи специальных разрешений. Каждый вправе, например, использовать парки, рощи, пляжи для отдыха, водоемы для любительского и спортивного рыболовства. Специальное природопользование предполагает оплату (в том числе — на льготных условиях), закрепление природных ресурсов за конкретным субъектом (физическим или юридическим лицом), выдачу специального разрешения для осуществления производственной и иной деятельности. Например, заготовка леса может осуществляться только при наличии лесорубочного билета (ордера). Виды природопользования: 1) землепользование. Земли используются для ведения сельского хозяйства, размещения и развития населенных пунктов, предприятий промышленности, транспорта, связи и т.д.; 2) водопользование. Водные ресурсы используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде и в бытовых целях, а также для производственных потребностей; 3) лесопользова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.49 (0.012 с.) |