Виды государственной помощи семьям с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды государственной помощи семьям с детьми



Правовое регулирование данного вида социального обес­печения осуществляется на основании Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» (новая ре­дакция от 22 марта 2001 г.). Закон определяет виды го­сударственной помощи семьям с детьми и круг лиц, кото­рые вправе претендовать на получение этой помощи.

Виды государственной помощи семьям с детьми:

1) пособие в связи с беременностью и родами. Этот вид пособия выплачивается женщинам за весь период отпуска по беременности и родам в размере 100 % сред­немесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, по­собия по безработице), но не менее 25 % прожиточного
минимума для трудоспособного лица на месяц;

2) единовременное пособие по случаю рождения ре­бенка назначается в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет и выплачивается одному из родителей (усыновителю или опекуну);

3) пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста назначается в размере прожиточно­го минимума для детей в возрасте до 6 лет и ежемесячно выплачивается лицу, которое фактически осуществляет уход за ребенком (один из родителей, усыновитель, опе­кун, бабка, дед или иной родственник);

4) пособие на детей, которые находятся под опекой или попечительством. Этот вид пособия назначается опекуну или попечителю ребенка. Размер пособия равня­ется разнице между прожиточным минимумом для ре­бенка соответствующего возраста и среднемесячным раз­мером получаемых на ребенка алиментов и пенсий за пре­дыдущие шесть месяцев;

5) пособие малообеспеченным семьям с детьми. По­собие назначается семье с детьми в возрасте до 16 лет(учащихся — до 18 лет), если среднемесячный совокуп ный доход семьи ниже прожиточного минимума для се­мьи. Размер пособия определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесяч­ным совокупным доходом за предыдущие шесть меся­цев.

Все виды государственной помощи семьям с детьми, кроме пособия по беременности и родам, назначают и вып­лачивают органы социальной защиты населения по месту проживания родителей (усыновителей, опекуна, попечите­ля). Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы (службы).

ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Конституция Украины гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицин­ское страхование.

Охрана здоровья — это система мероприятий, направ­ленных на сохранение и развитие физиологических и пси­хических функций, оптимальной трудоспособности и со­циальной активности человека.

«Основы законодательства Украины об охране здоро­вья» (19 ноября 1992 г.) включают в понятие «охрана здоровья» несколько компонентов, поскольку здоровье че­ловека зависит от многих факторов:

—жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья человека;

—безопасную для жизни и здоровья окружающую при­родную среду;

—санитарно-эпидемиологическое благополучие терри­тории проживания;

—безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха;

—квалифицированную медико-санитарную помощь;

—достоверную и своевременную информацию о состо­янии своего здоровья и здоровья населения;

—участие в формировании государственной политики в области здравоохранения и управлении здравоох­ранением;

—возмещение причиненного здоровью вреда и некото­рые другие положения конституция Украины содержит ряд важных юриди­ческих гарантий охраны здоровья населения:

1) государственное финансирование программ, связанных с охраной здоровья;

2) бесплатная медицинская помощь в государствен­ных и коммунальных учреждениях здравоохранения;

3) недопустимость сокращения существующей сети государственных и коммунальных медицинских учрежде­ний;

4) содействие со стороны государства развитию лечеб­ных учреждений всех форм собственности;

5) развитие физической культуры и спорта;

6)обеспечение санитарно-эпидемиологического бла­гополучия.

Нормативные источники

Основы законодательства Украины об охране здоровья: За­кон Украины от 19 ноября 1992 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 4. — Ст. 19.

О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 5 ноября 1991 г.// Відомості Верховної Ради України — 1992. — № 3. — Ст. 10.

О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 22 марта 2001 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 20. — Ст.102.

Глава 15. ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

15.1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

Финансовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в области мобилизации, распре­деления и использования государственных финансовых средств.

Финансовое право регулирует исключительно отноше­ния, возникающие в финансовой деятельности государ­ства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор платежей и налогов, государственное финансирование и кредитование, регулирование денежной и валютной сис­тем и др. Денежные отношения между физическими и юридическими лицами, например, отношения в сфере бан­ковской деятельности, регулируются другими отраслями права.

Финансовое законодательство Украины — это совокуп­ность нормативно-правовых актов, содержащих нормы финансового права. К их числу относятся Бюджетный кодекс Украины (22 июня 2001 г.), Закон Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.), Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменени­ями). Декрет Кабинета Министров Украины «Об акциз­ном сборе» (1993 г.) и другие нормативно-правовые акты.

Финансовая система Украины включает:

1) общегосударственный централизованный фонд (го­сударственный бюджет Украины);

2) централизованные фонды для отдельных терри­торий (местные бюджеты);

3) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд со­циального страхования, Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и другие фонды);

4) децентрализованные фонды (финансы отраслей на­родного хозяйства, предприятий разных форм собственно­сти, учреждений и организаций);

5) разные формы кредита (банковского и государствен­ного). Государственный внутренний кредит представляет собой привлечение государством свободных средств насе­ления (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг) с последующим возвратом этих средств. Государственный внешний кредит представляет собой заимствование средств других государств и международных организаций. Обслу­живание внешнего кредита осуществляется в первую оче­редь. Банковский кредит предоставляется из свободных средств Национальным банком Украины коммерческим банкам;

6) страхование (например, государственное социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли утрату трудоспособности).

15.2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

Важной составной частью финансовой системы Украи­ны является бюджетная система. Бюджет — это роспись доходов и расходов государства или иного собственника бюджета на определенный период (по общему правилу — на 1 календарный год). Бюджетная система Украины со­стоит из государственного бюджета и местных бюдже­тов, к которым относятся:

1) бюджет Автономной Республики Крым;

2) областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах;

3) бюджеты местного самоуправления (бюджеты тер­риториальных громад сел, поселков, городов и их объеди­нений).

Государственный и местный бюджет могут состоять из общего и специального фондов.

Общий фонд бюджета включает:

1) все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета от­носят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.;

2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий I фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на выполнение функций государства, задач местного самоуправ­ления;

3) финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники по­крытия дефицита бюджета, а также расходование финан­сов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.

Специальный фонд бюджета включает:

1) бюджетные назначения на расходы за счет конкрет­но определенных источников поступлений;

2) гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели;

3) разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.

Передача средств между общим и специальным фон­дами бюджета разрешается только путем изменения в за­кон о Государственном бюджете Украины или путем при­нятия решения соответствующего совета.

15.3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ

Бюджетный процесс — это деятельность государствен­ных органов и органов местного самоуправления по со­ставлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюд­жета и утверждению отчета об его исполнении. В соответ­ствии с Бюджетным кодексом Украины бюджетный процесс включает следующие стадии:

1) составление проектов бюджетов. Проект Государ­ственного бюджета Украины составляет Кабинет Мини­стров Украины. После принятия Верховной Радой Украи­ны закона о Государственном бюджете во втором чтении Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные орга­ны сельских, поселковых, городских советов готовят про­екты решений о соответствующих местных бюджетах;

2) рассмотрение и принятие закона о Государствен­ном бюджете Украины, решений о местных бюджетах. Закон о Государственном бюджете Украины рассматрива­ется Верховной Радой Украины и принимается не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Бюджет Ав­тономной Республики Крым, областные и районные бюд­жеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского АРК и городов областного значения) рассматриваются и утверждаются соответствующим сове­том не позднее чем в двухнедельный срок после офици­ального опубликования закона о Государственном бюд­жете Украины. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если такие созданы), посел­ковые и сельские бюджеты утверждаются соответствую­щими советами не позднее, чем в двухнедельный срок после утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, города республиканского АРК либо города областного значения) бюджета;

3) исполнение бюджета. Исполнение Государственно­го бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Исполнение местных бюджетов обеспечивают местные государственные администрации, исполнительные органы местных советов или городские, поселковые либо сельские головы (если исполнительные органы в местном совете не созданы). В случае необходимости на этой ста­дии вносятся изменения в нормативно-правовые акты о бюджетах;

4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему. Кабинет Мини­стров представляет в Верховную Раду отчет об исполне­нии Государственного бюджета Украины, а Верховная Рада принимает решение по отчету. Регулярные отчеты о дохо­дах и расходах Государственного бюджета должны быть обнародованы. Местные исполнительные органы отчиты­ваются об исполнении местных бюджетов перед соответ­ствующими советами.

15.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ УКРАИНЫ

Государственный бюджет Украины — это централи­зованный фонд финансовых ресурсов государства, необхо­димый для материального воплощения функций Украин­ского государства. Он утверждается Верховной Радой Ук­раины в форме закона на один календарный год.

Проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывает Кабинет Министров Украины. Он должен быть представлен Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.

Верховная Рада Украины рассматривает проект закона в трех чтениях и принимает Закон о Государственном бюджете до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете, Кабинет Мини­стров Украины имеет право осуществлять расходы и взи­мать обязательные платежи в бюджет в соответствии с законом о Государственном бюджете на предшествующий бюджетный период.

Кабинет Министров Украины обеспечивает исполнение Государственного бюджета Украины. Обслуживание бюд­жетных операций осуществляется Государственным каз­начейством Украины.

Контроль за исполнением Государственного бюджета возложен на Верховную Раду Украины. В частности, Счет­ная палата от имени Верховной Рады Украины осуществ­ляет контроль за использованием средств Государствен­ного бюджета Украины. В случаях, определенных Бюд­жетным кодексом (например, изменение структуры расходов), Верховная Рада вправе внести изменения в за­кон о Государственном бюджете. Верховная Рада Украи­ны принимает решение по отчету об исполнении Государ­ственного бюджета Украины.

15.5. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ВИДЫ

Для осуществления функций государства и содержа­ния государственного аппарата необходимы финансовые средства. Доходы государства в значительной мере скла­дываются из налоговых поступлений в бюджет.

Налог — это установленный государством обязатель­ный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом.

Плательщиками налогов являются физические и юри­дическими лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого че­ловека.

Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюд­жет определяются Законом Украины «О системе налого­обложения» (18 февраля 1997 г.) и другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада

Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины.

В Украине существуют следующие виды налогов:

1) по действию в пространстве различают общегосу­дарственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины, пла­тельщик вносит их в государственный бюджет (например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с фи­зических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Местные налоги устанавливаются местными сове­тами, эти налоги направляются в местный бюджет (на­пример, налог на рекламу, коммунальный налог, гостинич­ный сбор, рыночный сбор);

2) по методу взыскания налоговых средств различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскива­ются непосредственно с доходов или имущества физиче­ских или юридических лиц (например, подоходный налог с физических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет про­изводители товаров и услуг, включая сумму налога в цену товара или услуги (например, налог на добавленную сто­имость);

3) по субъекту уплаты налога различают налоги, упла­чиваемые физическими лицами (например, подоходный налог); налоги, уплачиваемые юридическими лицами (на­пример, налог на прибыль); налоги, уплачиваемые и физи­ческими, и юридическими лицами (например, налог с вла­дельцев транспортных средств):

4) по объекту налогообложения — различают налоги на имущество (например, налог на землю) и налоги на доходы (например, налог на прибыль);

5) по ставке налогообложения — прогрессивные (рас­считываются по принципу: чем выше доходы, тем выше ставка) и пропорциональные (имеют одинаковую ставку для всех налогоплательщиков независимо от размеров облагаемого имущества или доходов). Примером прогрес­сивного налога является подоходный налог с граждан, а пропорционального — налог на владельцев транспортных средств.

15.6. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Уплата налогов и ежегодное представление в налого­вую инспекцию декларации о своем имущественном по­ложении и доходах — конституционная обязанность граж­данина Украины. Важнейший из налогов с физических лиц — подоходный налог. Порядок взыскания данного налога установлен Декретом Кабинета Министров Украи­ны «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями).

Плательщиками данного налога выступают гражда­не Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине или не имеющие постоянного места проживания в Украине.

Объектом налогообложения являются доходы, полу­ченные в денежной или натуральной форме, за исключе­нием: всех видов социальной помощи и пенсий; алимен­тов; средств, полученных от реализации имущества по но­тариально удостоверенному договору; выигрышей; дивидендов и некоторых других доходов.

Кроме того, подоходный налог взыскивается из сумм авторского вознаграждения, из сумм доходов, полученных гражданами не по месту основной работы, из сумм, полу­ченных от занятия предпринимательской деятельностью.

Лица, постоянно проживающие в Украине, уплачивают подоходный налог из совокупного дохода, полученного из разных источников в Украине и за ее пределами за ка­лендарный год.

Лица, не имеющие постоянного места жительства в Украине, уплачивают подоходный налог с дохода, полу­ченного из источников только в Украине за календар­ный год.

Совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму минимума месячной заработной платы (необлагаемый минимум — в настоящее время равен 17 гривням). До­полнительно совокупный облагаемый доход уменьшает­ся на сумму необлагаемого минимума одному из родите­лей (опекуну, попечителю) на каждого ребенка в возрас­те до 16 лет. Кроме того, совокупный облагаемый доход уменьшается отдельным категориям граждан, указанным в законе (инвалиды и участники войны, иных боевых операций, лица, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС и др.).

Нормативные источники

О подоходном налоге с граждан: Декрет Кабинета Мини­стров в редакции от 26 декабря 1992 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 10. — Ст.77.

О системе налогообложения: Закон Украины от 18 февра­ля 1997 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 16. — Ст.119.

Бюджетній кодекс Украини: Закон Украины от 21 июня 2001 г. Відомості Верховної Ради України. — 2001 — № 37-38. — Ст.189.

Глава 16.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16.1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предпринимательство — это непосредственная само­стоятельная, систематическая, на собственный риск дея­тельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли. Она осуще­ствляется физическими и юридическими лицами, зарегис­трированными как субъекты предпринимательской дея­тельности в порядке, установленном законодательством.

Правовое регулирование предпринимательской деятель­ности осуществляется Конституцией Украины, Хозяйствен­ным кодексом Украины, Законом Украины «О предпри­нимательстве» (7 февраля 1991 г., с последующими из­менениями), «О предприятиях в Украине» (27 марта 1991 г.) и рядом других нормативно-правовых актов.

Субъекты предпринимательской деятельности:

1) граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособ­ности и дееспособности;

2) юридические лица всех форм собственности;

3) объединения юридических лиц.

Все субъекты предпринимательской деятельности под­лежат государственной регистрации.

Конституция Украины, Хозяйственный кодекс и Закон Украины «О предпринимательстве» закрепляют принцип свободы предпринимательской деятельности. Вместе с тем существует ряд ограничений в осуществлении предприни­мательской деятельности. В частности, отдельные виды деятельности могут осуществлять только государствен­ные предприятия (изготовление и реализация наркоти­ческих веществ, производство военного оружия, боеприпа­сов).

Ряд видов предпринимательской деятельности подле­жит лицензированию. Лицензия — это специальное раз­решение, выданное уполномоченным органом государства на выполнение определенных действий. Например, только при наличии лицензии могут осуществляться изготовле­ние и реализация медикаментов и химических веществ, изготовление спиртных напитков, табачных изделий, ме­дицинская и юридическая практика, организация азарт­ных игр и многое другое.

16.2. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принцип свободы предпринимательства проявляется и в том, что субъекты предпринимательской деятельнос­ти вправе избрать любую ее форму. Организационно-пра­вовые формы предпринимательской деятельности опре­деляются Законами Украины «О предприятиях в Украи­не» (27 марта 1991 г.), «О хозяйственных обществах» (19 сентября 1991 г.).

Основная организационно-правовая форма предприни­мательства — предприятие.

Предприятие — это самостоятельный уставной хозяй­ствующий субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследователь­скую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли (дохода).

В уставе предприятия определяются собственник и наименование предприятия, его местонахождение (юриди­ческий адрес), предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных орга­нов, порядок создания имущества предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

В Украине могут действовать предприятия на разных формах собственности:

1) частное предприятие, основанное на собственности физических лиц;

2) коллективное предприятие, основанное на собствен­ности трудового коллектива предприятия;

3) хозяйственные общества;

4) предприятие, основанное на собственности объеди­нений граждан;

5) коммунальное предприятие, основанное на собствен­ности территориальной громады;

6) государственное предприятие, основанное на госу­дарственной собственности. Разновидностью государствен­ных предприятий являются казенные предприятия. Они создаются по решению Кабинета Министров Украины пу­тем преобразования государственных предприятий, не под­лежащих приватизации при наличии хотя бы одного из трех условий:

— предприятие проводит производственную или иную деятельность, которую вправе осуществлять только государственное предприятие (например, производство оружия);

— государство является основным (свыше 50 %) по­требителем продукции предприятия (например, по­шив форменной одежды для армии);

— предприятие является субъектом естественной мо­нополии (например, система энергоснабжения).

Субъекты предпринимательской деятельности вправе объединяться в хозяйственные общества, представляющие собой еще одну организационно-правовую форму предпри­нимательской деятельности.

Хозяйственное общество — это предприятие, учрежде­ние, организация, созданные на основе договора юридиче­скими лицами и гражданами путем объединения их иму­щества и предпринимательской деятельности с целью по­лучения прибыли.

Существуют следующие виды хозяйственных обществ:

1) акционерное общество. Оно имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости. По обязательствам акционерное общество отвечает только имуществом общества. Акцио­неры несут ответственность в пределах имеющихся у них акций;

2) общество с ограниченной ответственностью. В обществе с ограниченной ответственностью уставный фонд разделен на определенные доли. Участники общества от­вечают по обязательствам только в пределах своих до­лей-взносов в уставный фонд;

3) общество с дополнительной ответственностью. Участники общества отвечают в пределах своих долей-взносов, а если этого недостаточно — дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех кратном размере к взносу каждого участника;

4) полное общество. Все его участники несут ответ­ственность по обязательствам общества всем своим иму­ществом;

5) командитное общество. В этом обществе часть участников отвечает всем своим имуществом, а другая часть — только в пределах вклада в имущество общества.

16.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственная регистрация субъектов предприни­мательской деятельности — это документальное засвиде­тельствование факта создания субъекта предприниматель­ства, государственный учет и ведение реестра субъектов предпринимательства. Правовое значение государственной регистрации субъекта предпринимательства состоит в том, что с момента регистрации он приобретает статус юриди­ческого лица.

Государственная регистрация субъектов предпринима­тельской деятельности осуществляется в исполнительном комитете районного (городского, районного в городе) сове­та или в районной государственной администрации по месту нахождения субъекта.

Для государственной регистрации субъекта предприни­мательской деятельности — юридического лица — пода­ются следующие документы:

1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;

2) решение учредителя либо учредительный договор и устав, если он необходим для создаваемой организацион­ной формы предпринимательства;

3) документ, свидетельствующий об уплате регистраци­онного сбора;

4) документ, свидетельствующий об уплате взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятель­ности.

Для государственной регистрации субъекта предпри­нимательской деятельности — физического лица — по­даются следующие документы:

1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;

2) документ о включении в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и иных обяза­тельных платежей;

3) документ, свидетельствующий об уплате peгистрационного сбора;

4) документ, удостоверяющий личность.

Государственная регистрация субъектов предпринима­тельской деятельности производится при наличии необ­ходимых документов в течение пяти рабочих дней. Орга­ны государственной регистрации обязаны в течение этого срока внести данные из регистрационной карточки в Ре­естр субъектов предпринимательской деятельности и вы­дать свидетельство о государственной регистрации.

Нормативные источники

Про підприємства в Україні: Закон України від 27 березня 1991 p. (зi змінами та доповненнями станом на 1.03.2003) // Инфодиск «Законодательство Украины». Компьютерная библио­тека «Правовые справочники Украины». — 2003. — Март.

Про підприємництво: Закон України від 7 лютого 1997 р. (зi змінами та доповненнями станом на 1.03.2003) // Инфо­диск «Законодательство Украины». Компьютерная библиотека «Правовые справочники Украины». — 2003. — Март.

Глава 17.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

17.1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Экологическое законодательство регулирует обществен­ные отношения в области охраны, использования и вос­производства природных ресурсов.

Участниками экологических правоотношений выступа­ют: государство - как собственник природных ресурсов, фи­зические и юридические лица, территориальные громады и органы местного самоуправления в качестве природопользователей. Объектами экологических правоотношений яв­ляются природные богатства: земля, ее недра, водные ре­сурсы, леса, атмосферный воздух, животный и раститель­ный мир.

Природа является первоисточником жизни и деятель­ности человека, в силу чего охрана природы является важ­нейшей, зафиксированной на конституционном уровне обязанностью человека и гражданина.

Особенность экологического законодательства Украи­ны — наличие большого количества нормативно-право­вых актов. Ведущим комплексным нормативно-правовым актом в этой отрасли является Закон Украины «Об охра­не окружающей природной среды» (25 июня 1991 г., с последующими изменениями), который определяет право­вые, экономические и социальные основы организации ох­раны природы, экологические права и обязанности граж­дан и иных субъектов природопользования.

Среди источников экологического права важное место занимают кодифицированные законодательные акты: Лес­ной кодекс, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Земельный кодекс. Они содержат нормы, регулирующие процесс ис­пользования, воспроизводства.и охраны отдельных при­родных ресурсов (земля, лес и т.д.).

Кроме того, нормы экологического права содержат За­коны Украины «О природно-заповедном фонде» (16 июня 1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (16 октября 1992 г.), «О животном мире» (3 марта 1993 г.), «Об эко­логической экспертизе» (9 февраля 1995 г.), «О расти­тельном мире» (9 апреля 1999 г.).

К источникам экологического права относятся также указы Президента Украины и постановления Кабинета Министров Украины, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере использования, воспро­изводства и охраны природных ресурсов.

17.2 ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Принципы охраны окружающей природной среды —

это фундаментальные основы природоохранной деятель­ности государства и общества. Они установлены зако­ном Украины «Об охране окружающей природной сре­ды» и заключаются в следующем:

1) приоритетность (первоочередность) требований экологической безопасности. Этот принцип означает обя­зательность соблюдения экологических стандартов, нор­мативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении всех видов деятельности. Недопусти­мо оправдывать нарушение экологических нормативов хозяйственной или иной целесообразностью;

2) гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;

3) превентивный (предупреждающий) характер мер по охране окружающей природной среды. Например, очисти­тельные сооружения промышленного предприятия долж­ны вводиться в действие до того, как предприятие начнет работу с тем, чтобы предотвратить загрязнение окружаю­щей среды;

4) экологизация материального производства на ос­нове воспроизводства возобновляемых природных ресур­сов, широкого внедрения новейших ресурсосберегающих технологий. Например, использование такого возобновля­емого ресурса, как лес должно производиться только при условии насаждения новых лесных массивов, а использо­вание невозобновляемых ресурсов (полезных ископаемых) должно быть максимально экономным;

5) сохранение пространственного и видового разнооб­разия и целостности природных объектов и комплексов. Этот принцип охраны окружающей природной среды реализуется путем создания и охраны природно-заповедного фонда Украины;

6) научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества. Ох­рана окружающей природной среды должна сочетаться с потребностями развития экономики и решения социальных проблем общества. Например, функционирование приро­доохранных объектов может и должно привести к созда­нию новых рабочих мест и получению экономического эффекта;

7) обязательность экологической экспертизы. Разме­щению производственных и иных объектов должна пред­шествовать экологическая экспертиза;

8) гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды. Например, проекты размещения произ­водственных объектов должны широко обсуждаться об­щественностью;

9) научно обоснованное нормирование влияния хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую природ­ную среду;

10) бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;

11) взыскание сборов за загрязнение окружающей при­родной среды и ухудшения качества природных ресурсов, компенсация вреда, нанесенного нарушением законодатель­ства об охране окружающей природной среды;

12) учет антропогенного1 фактора в деле охраны ок­ружающей природной среды;

13) сочетание мер стимулирования и ответственно­сти в деле охраны окружающей природной среды. На­пример, должны поощряться (главным образом, путем налоговых льгот) природоохранные мероприятия, в то вре­мя как экологические правонарушения должны пресекаться и преследоваться;

14) широкое межгосударственное сотрудничество в деле охраны окружающей природной среды.

17.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН УКРАИНЫ

Основные экологические права и обязанности человека и гражданина закреплены Конституцией Украины (см. вопрос 4.27).

Конституционные права в области природопользова­ния и охраны природы развиты и конкретизированы За­коном Украины «Об охране окружающей природной сре­ды». В частности, наряду с конституционными правами, гражданам Украины гарантируется право на:

1) безопасную для жизни и здоровья окружающую

природную среду;

2) участие в обсуждении проектов законодательных актов и материалов относительно размещения объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружаю­щей природной среды внесение предложений в государ­ственные органы по этому поводу;

3) участие в разработке и осуществлении мер по охране окружающей природной среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов;

4) общее и специальное использование природных ре­сурсов;

5) объединение в общественные природоохранные

формирования;

6) получение полной и достоверной информации о

состоянии окружающей природной среды;

7) участие в проведении общественной экологической

экспертизы;

8) получение экологического образования;

9) обращение в суд за защитой нарушенных экологи­ческих прав.

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» также конкретизирует обязанности граждан в об­ласти охраны окружающей природной среды:

1) соблюдение требований экологической безопаснос­ти, экологических нормативов и лимитов использования

природных ресурсов;

2) соблюдение экологических прав и законных инте­ресов иных лиц;

3) внесение платы за специальное использование

природных ресурсов;

4) уплата штрафов за экологические правонаруше­ния;

5) возмещение вреда, нанесенного загрязнением и иным негативным влиянием на окружающую природную среду.

17.4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ

К ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

Использование человеком природных ресурсов с целью удовлетворения своих потребностей носит название при­родопользования. Субъектами права природопользования являются физические и юридические лица.

Различают право общего и право специального приро­допользования.

Общее природопользование удовлетворяет жизненно необходимые потребности человека без оплаты, без зак­репления природных ресурсов за конкретным лицом, без выдачи специальных разрешений. Каждый вправе, напри­мер, использовать парки, рощи, пляжи для отдыха, водо­емы для любительского и спортивного рыболовства.

Специальное природопользование предполагает опла­ту (в том числе — на льготных условиях), закрепление природных ресурсов за конкретным субъектом (физиче­ским или юридическим лицом), выдачу специального раз­решения для осуществления производственной и иной де­ятельности. Например, заготовка леса может осуществ­ляться только при наличии лесорубочного билета (ордера).

Виды природопользования:

1) землепользование. Земли используются для веде­ния сельского хозяйства, размещения и развития насе­ленных пунктов, предприятий промышленности, транспорта, связи и т.д.;

2) водопользование. Водные ресурсы используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде и в бытовых целях, а также для производственных по­требностей;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.108 с.)