Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая устойчивость коммерческого банка и ее показатели.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Финансовый анализ в коммерческом банке как система оценки экономической эффективности его деятельности и метод оценки качества управления им реализуется на практике в двух взаимоувязанных направлениях: анализе финансовых результатов и анализе финансового состояния банка. Анализ финансового состояния представляет собой совокупность методов исследования процесса формирования и использования денежных фондов банка, а также достаточности денежных средств, необходимых для организации эффективной банковской деятельности. Анализ финансового состояния проводится с целью: - оценки текущего и перспективного финансового состояния банка; - возможности и целесообразности темпов развития банка с позиций их финансового обеспечения; - выявления доступных источников финансовых ресурсов и оценки возможности и целесообразности их мобилизации; - прогнозирования положения банка на рынке капиталов. Важнейшей характеристикой финансового положения банка является его устойчивость к изменениям внешних и внутренних условий его функционирования. К внутренним факторам относятся: уровень ликвидности и платежеспособности банка, стабильность банка (неизменность и положительная динамика показателей финансового состояния с течением времени), достаточностью капитала и др. Внешними факторами являются экономические и политические условия внешней среды, включая и положение банка на финансовом рынке. Влияние внутренних факторов оцениваются путем расчета соответствующих показателей финансовой устойчивости. Оценка и учет внешних факторов осуществляется в процессе стратегического анализа и планирования. Анализ финансового положения банка проводится посредством сопоставления расчетных значений коэффициентов устойчивости с рекомендованными значениями или выявления тенденций их изменения в ту или иную сторону. Оценка надежности банка и его возможности поддерживать структуру пассивов, обеспечивающую устойчивую деятельность производится на основе коэффициента покрытия собственного капитала (К1): К1= ФБ +ПР-ПУ ССБРУТТО где ФБ - фонды банка: уставный, резервный, фонды специального назначения, фонд накопления, другие фонды; ПР - прибыль отчетного года и предыдущих лет; ПУ – средства, вложенные в акции, доли и паи в качестве стратегических инвестиций; ССБРУТТО – собственные средства банка, включая начисленные резервы. Снижение показателя К1 свидетельствует о том, что темпы роста собственного капитала отстают от темпов роста общего капитала, т.е. речь идет о снижении потенциальных возможностей выполнения принятых обязательств банком. Обеспечение собственными средствами банка в части доходных активов отражает коэффициент степени покрытия капиталом наиболее рискованных видов активов (К2). К2 = ФБ +ПР-ПУ АПД
где АПД - активы приносящие доход. Рост показателя К2 свидетельствует о повышении уровня обеспеченности и защищенности банковских операций от неблагоприятного воздействия изменения рыночной ситуации. Снижение же свидетельствует об уменьшении удельного реального обеспечения активов в составе собственных средств, снижении удельного веса базисного капитала в валюте баланса, а также снижении ликвидного обеспечения работающих активов. Степень обеспечения собственным оборотным капиталом банка, активов, отвлеченных из оборота, показывает коэффициент иммобилизации К3, он же является обобщающим показателем состояния собственного оборотного капитала коммерческого банка. К3 = ССНЕТТО АИМ где ССНЕТТО - собственные средства банка, за вычетом начисленных резервов; АИМ – иммобилизованные активы. Увеличение коэффициента иммобилизации означает рост достаточности собственных средств для поддержания сбалансированности баланса за счет свободного остатка собственных средств-нетто. Понижение значения коэффициента К3 свидетельствует о том, что в банке снижается обеспеченность собственными средствами и увеличивается иммобилизация ресурсов в неработающие активы. При этом возрастает риск ликвидности, неплатежеспособности и в целом падения надежности банка. Дополнительным показателем, подтверждающим правильность выводов относительно значений коэффициента К3 является показатель маневренности собственного оборотного капитала, который определяется как соотношение собственных средств-нетто и средств-брутто (К4) К4 показывает степень мобильности собственного оборотного капитала. Это соотношение обязательно должно быть больше 0. Если К4 равняется 0, то это является свидетельством повышенных кредитных, процентных и др. рисков в деятельности банков. При значительных отклонениях от оптимальной величины можно отметить, что темпы роста средств, направляемые на производительные операции, выше темпов роста средств направляемых в оборот. Кроме того, это может свидетельствовать о низкой эффективности использования собственных и заемных средств. Наряду со структурой собственного капитала на общую стабильность банка оказывает влияние размещение заемных средств. Вывод о структуре собственных и привлеченных средств коммерческого банка можно сделать на основе анализа промежуточного коэффициента покрытия (К5) или коэффициента автономности. К5 = ССНЕТТО ПС где ПС - привлеченные средства. Значение этого показателя отражает уровень покрытия заемных средств собственными ресурсами. Рост и высокий уровень этого соотношения свидетельствует о наличии значительного потенциала в развитии банка. При замедлении темпов роста этого показателя следует дополнительно рассмотреть вопрос о рациональном использовании как собственного капитала банка, так и привлеченных ресурсов. Важное значение для оценки финансового положения банка имеет показатель риска несбалансированной устойчивости, который определяется величиной долгосрочных депозитов в составе привлеченных средств (К6) К6 = ДБП +ДСР + КСЛ ПС где, ДБП - доходы бедующих периодов; ДСР - срочные депозиты; КСЛ - средства на корреспондентских счетах «Лоро».
Увеличение этого показателя говорит о сбалансированности управления активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения и размещения денежных ресурсов. Уменьшение значения К6 свидетельствует о снижении финансовой устойчивости из-за уменьшения доли привлеченных срочных депозитов и остатков на счетах «Лоро» и пассивного портфеля банка. Степень обеспечения банка собственными и заемными средствами отражает показатель финансовой напряженности (К7):
К7 = ССБРУТТО - ДБП ПС
Уменьшение темпов роста собственных средств банка по сравнению с темпами роста заемных средств ведет к снижению управляемости активными операциями. Падение значения коэффициента в течение анализируемого периода может свидетельствовать об агрессивной кредитной политике и росте потенциального кредитного риска. Соотношение активов приносящих доход по отношению к платным пассивам (депозиты, полученные кредиты) целесообразно поддерживать на уровне более 1. Для оценки значения этого показателя, рассчитывается показатель К8.
К8 = АДП____ ДДВ +ДСР + КР ПОЛ, где ДДВ – депозиты до востребования; ДСР - депозиты срочные; КР ПОЛ - кредиты полученные.
Активность деятельности банка на рынке услуг отражает показатель, характеризующий удельный вес активов, непосредственно участвующих в операциях, приносящих доход (К9) К9 = АПД ВБ, где ВБ - все банковские активы. Повышение удельного веса доходных активов свидетельствует об увеличении емкости рынка услуг, предоставляемых коммерческим банком. При оценке этой тенденции необходимо обращать внимание на динамику невозвращенных кредитов. Снижение доли активов, приносящих доход, ниже 0.7 свидетельствует о том, что будущее банка выглядит весьма проблематично. Резкие изменения значения К9 свидетельствуют о несбалансированности структуры доходных операций банка. Важное значение, для более глубокого понимания развития структуры активов имеет показатель отдачи активов (К10), рассчитываемы как отношение валовых доходов банка к активам, приносящим доход. Резкие изменения могут указывать либо на высокую долю рискованных ссуд в портфеле банка, либо на низкий высокий уровень отдачи активов. Оценка качества кредитной политики банка делается на основе показателя использования привлеченных средств (К11).
К11 = КРВ + ФФ ПС, где КР В - кредиты выданные; ФФ - факторинг, форфейтинг. Значение К11 показывает удельный вес привлеченных средств, направляемых непосредственно на кредитование. Резкие изменения этого показателя в пределах анализируемого периода свидетельствуют об изменчивости кредитной политики. Если К11 превышает 0.75, это свидетельствует об агрессивной высокорискованной кредитной политике банка, если же ниже - наоборот. Негативное изменение означает несбалансированность кредитного портфеля банка, отсутствие стратегии активных операций, высокую зависимость от конькжтуры рынка. Возможно возникновение кредитного и процентного рисков. Эффективность использования заемных средств определяется коэффициентом доходностью привлеченных средств К12.
К12 = ПР___ ДСР + Д ДВ,
где ПР - валовая прибыль банка; Д СР - срочные депозиты;
Д ДВ - депозиты до востребования. К12 показывает количество денежных единиц дохода, приходящихся на одну единицу кредитных ресурсов, привлекаемых банком. Наличие скачкообразной динамики показателя, свидетельствует о потенциальном наступлении риска ликвидности и процентного риска. При плавном повышении указанного показателя можно сделать вывод об эффективном управлении кредитным и депозитным портфелем коммерческого банка. Деятельность банка по развитию депозитной клиентской базы оценивается активностью привлечения средств (К13), которое исчисляется как отношение суммы привлеченных средств к величине всех банковских активов. Снижение показателя может свидетельствовать о недостаточной работе банка по развитию депозитной базы, корреспондентских связей, по развитию технологий пассивных операций. Показателями, характеризующими эффективность банковского менеджмента, является его рентабельность, которая отражает степень прибыльности и доходности банковской деятельности. Способность менеджмента банка контролировать свои расходы, исключая объективный расходный фактор - рыночный уровень процентной ставки, является рентабельность дохода (К14). Рентабельность дохода рассчитывается как отношение прибыли к доходам банка. Рост показателей свидетельствует об оптимизации структуры ресурсной базы, т.е уменьшении дорогостоящих активов или снижении неоправданных расходов. Важным показателем, характеризующим деятельность банка по рациональному размещению активов является показатель рентабельности общего капитала, который рассчитывается как отношение прибыли ко всем банковским активам. Уменьшение этого показателя может свидетельствовать о росте доли иммобилизованных активов или несбалансированности между активными и пассивными операциями коммерческого банка. Оценка эффективности использования собственных средств банка может быть измерена показателем эффективности использования собственных средств, который рассчитывается как отношение прибыли к величине собственного капитала. Рост этого показателя свидетельствует об увеличении величины собственных средств, вовлекаемых в оборот по активным операциям банка. Такое вовлечение повышает устойчивость банка при стабильной величине банковских рисков, связанных с привлечением ресурсов. Таким образом, приведенная система показателей, позволяет при их анализе делать достаточно обоснованные выводы о финансовом положении банка, его устойчивости и отдельным вопросам финансового управления. 2. Бюджетное планирование в коммерческом банке. Для эффективного управления денежными потоками коммерческого банка, в банковской практике применяется бюджетное планирование. Бюджетное планирование – это важная часть финансового управления. Под бюджетным планированием понимается процесс формирования и контроля исполнения детализированного бюджета расходов и поступлений денежных средств по отдельным операциям и сферам деятельности банка. Бюджет составляются, как правило, на год, квартал и на месяц. Для каждого срока существует два типа бюджетов. Первый это прогнозируемый, или плановый, бюджет, являющийся основным финансовым ориентиром при осуществлении оперативного управления. Второй это фактический бюджет, который строится уже по результатам деятельности после завершения определенного временного периода. Плановые бюджеты могут строиться по следующей схеме. На основании годового бюджета разрабатываются более детальные квартальные, на основании которых формируются еще более детализированные помесячные бюджеты. Реальные бюджеты формируются в обратном порядке. Задача управления максимально сблизить эти два типа бюджетов (план и факт). Необходимым требованием к структуре бюджетов является их постатейная детализация. Это может быть индивидуально разработанная в целях бюджетного планирования система классификаторов (символов) доходов и расходов, или статей. Часто для бюджетного планирования используют статьи управленческого учета. Однако, в любом случае статьи должны быть грамотно агрегированы с экономической точки зрения. Для построения наглядной и понятной система классификаторов не следует применять стандартные признаки бухгалтерского учета Их количество должно быть строго ограничено, так как излишняя детализация будет усложнять понимание и мешать наглядному оформлению бюджетов. Деление на конкретные статьи расходов и поступлений зависит от выбранной модели и утвержденных принципов бюджетирования. В качестве примера рассмотрим некоторые статьи расходов, определяющиеся следующими признаками: - офис (аренда, охрана, уборка): - заработная плата (основная, премия, командировки); - социальные программы (питание, медицинское обслуживание, спорт); - хозяйство (офисные телекоммуникации, мебель, канцелярские товары и расходные материалы, почта и курьерские услуги, транспорт и прочие хозяйственные расходы); - административно-производственные затраты (юридическая поддержка), консультирование, заработная плата администрации, персонала, вспомогательных служб, подбор персонала, повышение квалификации); - маркетинг (реклама, представительские расходы, наглядные материалы, заработная плата службы маркетинга); - информационно-технологическое обеспечение (техническое оборудование, программное обеспечение, заработная плата технических специалистов); - операционные затраты (затраты на ресурсы, пооперационные издержки, налоги) и т. п. Названные статьи в зависимости от потребностей и особенностей конкретною банка могут расширяться по количеству основных признаков и по степени детализации каждого из них. Что же касается самого процесса бюджетною планирования, то он включает в себя следующие составляющие: - выбор, создание и утверждение модели и правил ведения бюджетного планирования в организации: - регулярная разработка в соответствии с принятыми правилами 01-дельных бюджетов по бюджетным единицам (структурным подразделениям, направлениям деятельности, классам операций, компаниям в рамках холдинга и т. д.); - корректировка и утверждение отдельных бюджетов; - составление и утверждение консолидированного бюджета организации: - контроль исполнения консолидированного и отдельных бюджетов, а также механизмы оперативного управления и корректировки в процессесе исполнения бюджета. Традиционная модель организации бюджетирования строится по следующей технологии. В организации определяются центры финансовой ответственности, или иначе бюджетные единицы. Ими могут быть структурные подразделения, отдельные проекты или направления деятельности. Далее производится деление на центры прибыли и центры затрат. Оно осуществляется исходя из того, зарабатывает ли такая бюджетная единица реальные деньги или нет, т. е., существует ли доход от ее деятельности. Центрами прибыли в банке становятся подразделения, ответственные за размещение ресурсов, и подразделения, получающие доход, не связанный с размещением ресурсов. При традиционной организационной структуре первыми могут являться такие подразделения, как кредитный отдел, отдел ценных бумаг и т. п., которые еще называют центрами размещения. К подразделениям, получающим доход, не связанный с размещением ресурсов, можно отнести операционный отдел, отдел международных расчетов, отдел индивидуальных сейфов и т. п., которые называют центрами обслуживания. Центрами затрат по этой схеме являются обеспечивающие службы и подразделения, ответственные за привлечение ресурсов, которые не приносят доход. К ним можно отнести отдел кадров, хозяйственную и транспортную службы, подразделения, ответственные за автоматизацию и банковские технологии, внутреннюю бухгалтерию, юридический отдел, охрану, маркетинг, канцелярию, кассовый отдел и даже руководство банка, их можно назвать центрами обеспечения. Центры привлечения - это прежде всего депозитный отдел. Помимо того центрами привлечения являются и другие подразделения, которые могут при этом выполнять функции центров обслуживания. Например, в традиционной организационной структуре операционный отдел выполняет такие совмещенные функции: он участвует в обслуживании клиентов и этим обеспечивает себе доход от расчетно-кассового обслуживания и одновременно является одним из основных подразделений, обеспечивающих привлечение наиболее дешевых ресурсов, хотя сам он их и не размещает. Центры привлечения определяют цену ресурса, которую оплачивают (виртуально) центры размещения. Разумеется, что такая цена должна быть в рамках рыночной цены привлечения ресурса, например на межбанковском рынке, так как в таком случае центрам размещения будет боле выгодно использовать не свободные ресурсы своего же банка, а внешние, что недопустимо. Приблизительно эта же схема распространяется и на оплату взаимных услуг. Так, консультирование сотрудниками одного подразделений (центра прибыли) своих коллег из другого центра прибыли должно быть оплачено, поскольку, если эта работа занимает существенное время, она приводит к издержкам, которые при функционировании рыночных механизмов должны быть компенсированы потребителем тех или иных услуг. Методики определения внутренней стоимости ресурсов на практике весьма различаются. Разработка такой методики почти всегда является сугубо индивидуальным процессом, так как зависит не только от структуры, перечня и особенностей осуществления операций, но и от типов используемых привлеченных ресурсов, технологий взаимодействия подразделений и возможностей средств автоматизации, поскольку только на их основе можно практически выстроить работу по любой из методик. Методики внутреннего ценообразования неизбежно сложны. В любом случае они должны включать механизмы расчета себестоимости привлечения ресурсов и учитывать необходимость иметь минимальный контролируемый доход, маржу, у центров привлечения. Хотя иногда па практике используют и более простую схему, по которой внутренняя цена на все перераспределяемые ресурсы всегда равна рыночной (принцип альтернативных источников финансирования). Далее производится распределение затрат между центрами прибыли, для которых они будут общеорганизационными, условно-постоянными издержками. Они также распределяются по индивидуальным методикам. Например, расходы на отдел кадров и повышение квалификации специалистов могут распределяться пропорционально количеству сотрудников в центре прибыли. Затраты на автоматизацию пропорционально персональным компьютерам, числящимся в подразделении, затраты на канцелярию - поровну между всеми центрами прибыли. Финансовый результат в этой модели оценивается для каждого из них по простой формуле: П = ВД + ТД - СПИ - ОИ - ТР, Где П - финансовый результат (прибыль); ВД - внешние реальные доходы; ТД - внутренние трансфертные доходы; СПИ - собственные прямые издержки (зарплата и т. д.); ОИ - общеорганизационные издержки (результат деятельности центров затрат); ТР - внутренние трансфертные расходы (плата за привлеченные ресурсы и услуги). При этом все затраты, а именно сумма собственных прямых издержек, общеорганизационных издержек, внутренних трансфертных расходов будут составлять величину самоокупаемости бюджетной единицы. Получение доходов свыше этой величины означает, что подразделение выходит на рентабельность, которая исчисляется как процент от затрат. Иногда для подразделений может устанавливаться минимальная величина рентабельности, например 10%, называемая нормой рентабельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.017 с.) |