Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доходы и расходы коммерческого банка и основные направления их анализа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Доходы и расходы коммерческого банка имеют свою специфику, которая определяется характером, оказываемым им услуг клиентам и проводимым операциям. Доходы банка можно разделить на следующие экономически однородные группы. I. Доходы от пассивных операций, которые банк получает (может получать) в форме комиссионного вознаграждения (комиссий), в частности, за: • открытие счета, на который новый клиент вносит вклад (депозит); • ведение счета (проведение по счету расчетных и платежных операций); • выдачу клиенту выписок из его счета; • выдачу наличных денег; • закрытие счета. Комиссионные доходы данного рода можно считать доходами от операционной (основной) деятельности банка. II. Доходы от активных операций. Они в свою очередь могут быть разделены на операционные и прочие (неоперационные) доходы. Операционные доходы (доходы от операционной деятельности) включают в себя: 1. Процентные доходы — полученные банком проценты: • за выданные кредиты и займы (банк одновременно может получать и комиссии), • за депозиты, которые он разместил в других банках, в том числе в Центральном (включая проценты за средства банка на корреспондентских счетах в других коммерческих банках); • по долговым ценным бумагам, приобретенных банком; • по лизинговым операциям (банк одновременно получает также лизинговые платежи и комиссии); • по другим активным операциям; 2. Непроцентные доходы – доходы, полученные банком доходы от: • операций обмена ваюты; • операций доверительного управления; • долевого участия в деятельности других юридических лиц (полученные банком дивиденды на принадлежащие ему акции или паи таких лиц); К прочим доходам можно отнести: • доходы, получаемые за информационные, обучающие, консультационные услуги банка; • доходы непредвиденного, случайного (нерегулярного) характера: • доход от реализации имущества банка. Доход образуется в том случае, если рыночная цена такого имущества окажется больше его балансовой оценки; в противном случае получится расход, который будет означать убыток; • доходы в виде положительных курсовых разниц от переоценки принадлежащих банку ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и некоторых других активов (с тем же уточнением, что и в предыдущем пункте); • суммы возмещения банку ранее причиненных ему убытков; • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; • доходы от реализации залогов, в свое время полученных банком в обеспечение кредитов; • суммы, возвращаемые банку (суммы кредитов, ранее списанных на убытки, налогов, неосновательно удержанных с банка и т.п.); • полученные банком штрафы, пени, неустойки. По аналогии с классификацией доходов расходы банка можно разделить на следующие группы: Операционные расходы (расходы, необходимые для обеспечения функционирования банка) включают в себя: • процентные расходы — уплаченные банком проценты за привлеченные им средства (полученные кредиты, займы, вклады, депозиты), в том числе привлеченные с помощью выпущенных банком ценных бумаг; • непроцентные расходы — остальные (кроме процентных) расходы на проведение всех операций банка: • расходы на заработную плату и материальное поощрение сотрудников; • расходы на содержание аппарата управления, в том числе представительские и компенсационные расходы; • уплаченные банком комиссионные; • уплаченные банком дивиденды; • эксплуатационные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт основных фондов, расходы на аренду, рекламу, на приобретение малоценных и быстро изнашивающихся предметов, транспортные, почтовые и телеграфные расходы, командировочные расходы, плата за обучение, за информацию, упаковочные и другие материалы, за бланки и тому подобные общебанков-ские хозяйственные расходы некапитального характера); • расходы, связанные с созданием резервов на покрытие возможных убытков от кредитных и некоторых иных операций банка, относимые на себестоимость таких операций. К прочим (неоперационным) расходам банка можно отнести, в частности: • уплаченные налоги и другие внесенные обязательные платежи; • уплаченные штрафы, пени и неустойки; • убытки от реализации имущества; • убытки в виде отрицательных курсовых разниц при переоценке принадлежащих банку некоторых видов активов. Расходы банка должны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы банка), а потому ими необходимо постоянно управлять, имея в виду как минимум недопущение нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля. С этой целью используются процедуры бюджетирования — регулярного составления совокупности финансовых планов (бюджетов) банка. Исходная информация для их среднесрочных и краткосрочных планов, в которых отражается направление предстоящего развития банка. Горизонт текущего краткосрочного планирования деятельности банка целесообразно принять равным 1 году, а продолжительность планового периода — равным 1 кварталу. Желательно составлять следующие виды бюджетов: финансовых ресурсов; операционных доходов и расходов; хозяйственных расходов; расходов на содержание сотрудников, коммерческих и административных расходов; капитальных вложений. Сметы затрат при этом составляются исходя из принципов: • методического единства состава и направлений затрат; • наиболее полного распределения расходов по сметам отдельных подразделений; • формирования сметы затрат подразделений, не зарабатывающих доходы, с учетом их возможного покрытия за счет доходов зарабатывающих подразделений (при их совместной деятельности). В течение года и при подведении итогов банку необходимо оценивать свою работу и определять, работает ли он с прибылью для себя и с убытком. В зависимости от выявленных финансовых результатов он должен корректировать виды своей деятельности в соответствии с изменениями внешней и внутренней обстановки. Внешним выражением результатов работы банка за определенный период времени, приводящих к потерям или чистой прибыли, служат данные о его доходах и расходах за отчетный период. Предварительно перед анализом доходную и расходную часть результативных счетов следует сгруппировать. В доходной части выделяют три группы статей: 1. Доходы от операционной деятельности банка, включая доход от предоставления межбанковских кредитов, операции с клиентами, операции ценными бумагами, лизинговых операций, сдачи в аренду имущества. 2. Доходы от побочной деятельности, т.е. сдачи в аренду служебных помещений, машин, оборудования, оказания услуг небанковского характера. Эти доходы относятся к разряду случайных.. 3. Доходы, отраженные по ряду статей, «не заработанных» банком в течение истекшего финансового года. Эта группа доходов может искажать результаты деятельности банка, поскольку в эти доходы включаются результаты переоценки ценных бумаг, которыми владеет банк. Расходная часть результирующих счетов может быть сгруппирована следующим образом: 1. Операционные расходы, к которым относятся проценты и комиссии, выплаченные по операциям по межбанковскому кредиту и с клиентами. Эти расходы по аналогии с доходами связаны с активностью банка. 2. Расходы, связанные с обеспечением функционирования банка, включающие административно-хозяйственные расходы и амортизационные отчисления. 3. Расходы на покрытие риска в деятельности банка, к которым относится превышение штрафов уплаченных над полученными, связанными с сомнительными и убыточными операциями. Приведенная группировка доходов и расходов по результирующим счетам банка используется в практике зарубежных банков и не является единственной. Вместе с тем, использование ее позволяет судить о методике формирования прибыли банка и перспективах рентабельности его работы. Анализ структуры доходов и расходов следует начинать с определения доли соответствующих групп в общем объеме полученных доходов или производственных расходов, В частности, удельный вес операционных доходов должен стремиться к 100%, а темп прироста по сравнению с предыдущим периодом должен быть ритмичным и соответствовать росту объема основных операций. При уменьшении прироста первой группы доходов общее увеличение дохода может быть достигнуто за счет двух других групп. На возникновение такой тенденции — роста доходов от побочной деятельности и «незаработанных» — банк должен обратить особое внимание: это обычно свидетельствует об ухудшении управления активными операциями банка, либо ухудшающейся конъюнктуре рынка кредитных услуг. Само по себе наличие доходов от побочной, небанковской деятельности обычно расценивается как нормальное явление, однако требует постоянного внимания и контроля. Увеличение доли этой группы доходов не должно происходить за счет операционных доходов, либо должно носить кратковременный характер. Рост операционных расходов банка среди общего объема, как правило, свидетельствует о двух обстоятельствах: неблагоприятном состоянии конъюнктуры рынков, на которых банк приобретает кредитные ресурсы, или ухудшении руководства деятельностью банка. Особое внимание при анализе структуры расходов уделяется анализу расходов, связанных с обеспечением функционирования деятельности банка, особенно административно-хозяйственных расходов, и расходов, связанных с ростом риска в работе банка. В условиях кризиса и инфляции обычно происходит быстрый рост административно-управленческих расходов, главным образом зарплаты, при недостаточном росте прибыли. В условиях экономического кризиса, который сопровождается банкротствами, банки должны направлять значительные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операции. В результате такой политики удельный вес второй и третьей групп расходов будет расти. После проведения анализа доходов и расходов банка по укрупненным статьям следует более детально изучить структуру доходов или расходов, формирующих укрупненную статью, занимающую наибольший удельный вес в общем объеме доходов или расходов. Предметом углубленного анализа должен являться длительный промежуток времени, например год, с изучения тенденций внутри анализируемого периода. Такой анализ позволит выявить долю каждой статьи доходов по отношению к обороту по той или иной операции. Увеличение статей доходов может произойти за счет влияния двух факторов: • увеличения оборота по выданным кредитам; • роста среднего уровня взимаемой процентной ставки за кредит. Оба фактора оказывают влияние в сторону увеличения дохода. Влияние изменения объема выдачи кредита на получение доход банком может быть определено по формуле: (V0 - Vn) • Rо = Q, где Vо - объем выдачи кредита (дебетовый оборот по ссудным счетам) в анализируемом периоде; Vn - объем выдачи кредита за предыдущий период; Ко - средний уровень процентной ставки в анализируемом периоде. Измерить влияние изменения среднего уровня процентной ставки на доход банка от начисленных и уплаченных процентов можно по формуле: (Rо – Rn) • Vо, где Rо — средний размер процентной ставки, взимаемой за пользование Rn — средний размер процентной ставки, взимаемой за пользован кредитом в предыдущем периоде; V0 — оборот по выдаче кредита в анализируемом периоде. Кроме измерения влияния отдельных факторов на изменение уровня дохода по той или иной операции, банку следует определять уровень доходности каждой статьи, которая способствовала получению дохода. Аналогично следует проводить анализ уровня расходов банка по операциям за период. Затем для полноты оценки деятельности банка за анализируемый период производится сравнение доходов и расходов по уровню доходности и убыточности. Такое сравнение позволяет выявить, какие операции являются прибыльными, какие убыточными и не покрываются ли убытки от одних операций за счет прибыли от других операций. В частности, повышение уровня доходности по статье «начисленные и полученные проценты» должно оцениваться также с точки зрения проведения банком рисковых операций. Повышение в общем объеме кредитных вложений банка доли ссуд с повышенным риском не может рассматриваться как положительное явление. Анализ структуры расходов по статье «начисленные и уплаченные проценты» с точки зрения уровня расходов тоже является принципиальным. Так, увеличение уровня расходов на уплату процентов по расчетным, текущим и другим счетам клиентов не может быть признано положительным, так как за счет остатка средств на этих счетах происходит выдача ссуд. Изменение соотношения уровня расходов в пользу расчетных, текущих счетов будет свидетельствовать о снижении ликвидности банка. Банки должны очень осторожно и взвешенно подходить к оценке возрастания доли отдельных статей затрат, допуская рост с учетом прогнозов последующей от них отдачи. В случае признания структуры доходов и расходов банка неблагоприятной банк должен корректировать свою дисконтную и кредитную политику. В итоге можно сделать вывод, что на рост доходов банка оказывают влияние: • повышение уровня доходности кредитных операций; • увеличение доли «работающих» активов, т. е. активов, приносящих доход, в суммарных активах (оптимальный уровень не ниже 85%). К активам, приносящим доход, относятся: краткосрочные ссуды, долгосрочные кредиты, кредиты другим банкам, ценные бумаги, задолженность по факторингу, средства, перечисленные предприятиям для участия в их хозяйственной деятельности; • рост доходности некредитных операций. Банку следует уменьшать те затраты, которые занимают наибольший удельный вес в общей сумме непроцентных расходов, конечно, не в ущерб деятельности банка. Вероятно, нецелесообразно сокращать расходы на содержание аппарата управления. Усилия следует сосредоточить на уменьшении штрафов, пени, неустоек. Обобщающим показателем суммарных затрат банка является отношение суммарных расходов к количеству обслуживаемых клиентов. Следует отметить, что сокращению расходов банка будут способствовать: • гармонизация структуры ресурсной базы, т. е. увеличение доли расчетных и депозитных счетов предприятий, организаций, граждан и уменьшение доли дорогостоящих инструментов (межбанковских кредитов). Для этого необходимо создать в банке специальное подразделение, которое целенаправленно занималось бы только ресурсами; • разумное уменьшение непроцентных расходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.012 с.) |