Внедрение системы бюджетирования и оперативное управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрение системы бюджетирования и оперативное управление



После того, как выбрана модель построения бюджетного планирова­ния и проработаны методология и концепция данного вопроса, перед бан­ком встает не менее сложная задача практической реализации. Остано­вимся подробнее на вопросах внедрения или практического построения системы бюджетирования, для чего рассмотрим основные этапы этого процесса:

• создание рабочей группы (проекта) по внедрению бюджетного пла­нирования с определением куратора из высшего руководства банка и четких сроков реализации проекта;

• формализация и утверждение общей концепции построения бюджет­ного планирования, закрепляющей выбранную руководством банка мо­дель, основные цели и задачи организации бюджетирования, систему ограничений при детальной проработке и проектировании;

§ выделение бюджетных единиц (центров ответственности) и закреп­ление за ними статуса центров прибыли или центров затрат в официаль­ном порядке;

§ разработка структуры и внешней формы бюджета (иногда разраба­тываются две формы бюджета, отличающихся детализацией информации);

§ классификация и унификация статей доходов и расходов, если это не сделано ранее в рамках функционирования системы управленческого учета в банке;

§ построение системы внутренних счетов бюджетных единиц (откры­тие счетов, определение порядка работы с ними, их взаимодействия с аналитическими счетами бухгалтерского учета);

§ моделирование на основе реальных данных за прошедшие периоды я коррекция механизма внутреннего трансфертного ценообразования (если он существует);

§ моделирование и корректировка, также на основе реальных данных, показателей оценки деятельности подразделений (нормы рентабельнос­ти, порог самоокупаемости, построение системы материального стиму­лирования и т. д.);

§ разработка и практическое тестирование механизмов оперативного управления бюджетным планированием (рассмотрению которых ниже посвящен отдельный пункт);

§ разработка и утверждение детального описания процесса функцио­нирования бюджетного планирования (положение о бюджетном плани­ровании в банке);

§ формирование и реализация технического задания на доработку существующей автоматизированной банковской системы или на созда­ние специализированного программного обеспечения для автоматизации процесса бюджетного планирования;

§ создание организационной инфраструктуры бюджетного планиро­вания (передача соответствующих функций казначейству, создание спе­циализированного подразделения, например финансового отдела, назна­чение ответственных и руководства и т. п.).

Перечисленные этапы являются основными с организационной точки зрения, и каждый из них достаточно важен. Однако наиболее принципиаль­ным моментом для внедрения бюджетного планирования, как нам представ­ляется, выступают моделирование и практическое тестирование с использо­ванием реальных данных за прошлые периоды всех особенностей выбран­ной модели бюджетирования. Это связано с тем, что с практической точки зрения реализация даже самых удачных теоретических выкладок в области финансов в реальной работе очень часто приводит к весьма неожиданным и неадекватным результатам. В силу этого практическому тестированию дол­жно уделяться повышенное внимание, так как оно способно резко изменить представления не только об отдельных тонкостях, например трансфертного ценообразования, но и о самой концепции данного процесса.

Другим важным моментом, которому на практике не всегда уделяется достаточное внимание, является формализация и детальное документирование всех особенностей процесса бюджетного планирования. Эта детализация может оформляться в виде внутреннего регламентирующего документа - «Положения о бюджетном планировании в банке», кото­рый должен быть обязательно доступен руководителям центров ответственности (бюджетных единиц). Очень часто менеджеры, занятые в реальных бизнес-процессах, теряют доверие к бюджетированию. Они не воспринимают его всерьез как адекватный инструмент оценки их труда, так как непрозрачность и неформализованность методологии они относят к механизмам манипулироания финансовым результатом и соответственно средствам давления на них со стороны руководства.

Неоспоримое достоинство бюджетного планирования - то, что в про­цессе оперативной деятельности отдельных подразделений и банка в це­лом оно является автоматическим механизмом контроля над финансовы­ми потоками, регулирует их и стимулирует активную деятельность по оптимизации затрат и увеличению доходов. Этот механизм действует независимо от мнений отдельных руководителей или исполнителей, а иног­да и вопреки им. Он может функционировать сам по себе, даже когда за ним нет постоянного, жесткого и строгого контроля, достаточно, напри­мер, наличия серьезных наказаний за нарушение бюджетной дисципли­ны. Для реализации этого служат специальные механизмы оперативного управления бюджетным планированием. Естественно, что они индивиду­альны и зависят от особенностей работы банка и выдвигаемых руковод­ством к системе бюджетирования требований. Рассмотрим отдельные, наиболее значимые из них. К основным механизмам оперативного уп­равления бюджетным планированием можно отнести:

• автоматическое секвестирование бюджета. Этот механизм заклю­чается в пропорциональном сокращении лимитов на расходные опера­ции подразделения без каких-либо дополнительных согласований при недоформировании доходной части. Предположим, подразделение зара­ботало на 20%меньше, чем планировало, и это было отражено в его бюд­жете. Если функционирует механизм секвестирования, расходы подраз­деления автоматически сократятся на 20%;

• автоматическое блокирование расходов. Этот механизм может зак­лючаться, например, в следующем. При резком падении доходов, пред­положим на 40%. все собственные расходы подразделения блокируются, и оно до специального решения высшего руководства не может осуще­ствить никакое расходование средств;

• постатейная детализация и ограничение расходов. Утвержденный прогнозный бюджет способен быть инструментом жесткого контроля не только сумм расходов, но и их точной номенклатуры при наличии бюджетной дисциплины;

• система ответственности за недовыполнение доходной части. Этот механизм также часто используется в процессе оперативного управле­ния бюджетным процессом в банке в виде совокупности мер, налагае­мых на руководство и ответственных работников при невыполнении Д°" Таким образом, мы рассмотрели отдельные принципиальные моменты в процессе организации бюджетного планирования. Необходимо под­черкнуть, что оно является на редкость удачным и эффективным инстру­ментом управления современным банком, неиспользование которого се­рьезнейшим образом ослабит менеджмент и лишит руководство не только одного из оптимальных средств регулирования финансовыми потоками, но и действенным механизмом саморегулирования и мотивации. С другой стороны, как уже отмечалось выше, некорректно построенная систе­ма бюджетирования может не только не оказать необходимого положи­тельно эффекта, но и стать серьезным источником внутренних противо­речий в организации.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что показывает коэффициент «степень покрытия капитала наиболее рискованных видов активов (К2)?

2. Как рассчитывается показатель «риска несбалансированной устойчивости банка (К6)?

3. Как рассчитывается показатель «отдачи активов (К10)?

4. Что понимается под системой бюджетирования в коммерческом банке?

5. На основе чего происходит выделение бюджетных единиц в системе бюджетного планирования в банке?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.006 с.)