Методы управления активами коммерческих банков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управления активами коммерческих банков.



 

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств. Применительно к коммерческим банкам – это распределение на наличные деньги, инвестиции, ссуды и другие активы. Особое внимание при размещении средств уделяется инвестициям в ценные бумаги и ссудным операциям, в частности составу портфелей ценных бумаг и непогашенных ссуд.

Очевидным решением проблемы размещения средств является «покупка» таких активов, которые могут принести наивысший доход при том уровне риска, на который готово пойти руководство банка. Однако управление фондами в коммерческих банках осложняется целым рядом факторов. Во-первых, поскольку банки являются наиболее регулируемой отраслью предпринимательства, постольку они должны осуществлять размещение средств в строгом соответствии с законами и предписаниями органов контроля. Во-вторых, отношения между банками и его клиентами по ссудам и вкладам строятся на основе доверия и помощи. И, наконец, держатели акций коммерческого банка, подобно всем прочим инвесторам, рассчитывают на норму доходности, соответствующему инвестиционному риску и сравнимую по величине с прибылью от аналогичных инвестиций.

Подавляющая часть привлеченных банком средств подлежит оплате по первому требованию клиентов или с очень коротким сроком уведомления. Вот почему первоочередным условием разумного управления банком является обеспечение способности удовлетворять требования вкладчиков. Второе условие - наличие средств, достаточных для удовлетворения обоснованных потребностей в кредите банковских клиентов. Предоставление такого кредита – главный вид коммерческой деятельности банка. Неспособность банка удовлетворить обоснованные потребности клиентов в кредитах приведет к немедленной потере банком выгодных операций и в конечном итоге – к возможному краху банка как жизнеспособного коммерческого предприятия.

Коммерческие банки относятся к частным деловым организациям, деятельность которых должна быть достаточно прибыльной при ограничениях относительно ликвидности и безопасности. В то же время роль банков как поставщика подавляющей части денежной массы страны возлагает на представителей этой отрасли экономики большую ответственность перед обществом. Общество не должно иметь повода ставить под сомнение платежеспособность, ликвидность или устойчивость банковской системы, а вкладчики должны иметь полную уверенность в надежности любого банка. В некотором отношении цели вкладчиков банка и держателей его акций несовместимы. Эта несовместимость находит отражение в неизбежном противоречии между требованиями ликвидности и желаемой прибыльностью операции, которое проявляется фактически в каждой финансовой сделке коммерческого банка.

Этот конфликт между ликвидность и прибыльностью можно считать центральной проблемой, которую решает банк при размещении средств. С одной стороны, руководство банка ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, кредитования заемщиков с сомнительной кредитоспособностью и сокращения неиспользуемых остатков. Но с другой стороны, руководство банка столь же хорошо знает, что все эти действия серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения спроса на кредит со стороны давних клиентов.

Существует взаимозависимость между активными операциями и операциями пассивными. Ликвидность можно обеспечить, поддерживая высокий уровень кассовой наличности или помещая средства в высоколиквидные активы, а также гарантировав банку возможность привлекать дополнительные вклады и занимать деньги из других источников. Большая изменчивость суммы вкладов, требования досрочного погашения долгов также обуславливают необходимость увеличения ликвидных активов. К тому же имеется прямая связь между издержками банка по вкладами заемным средствам, с одной стороны, и доходами от различных видов активных операций – с другой. Повышать прибыльность банковских операций, не выходя за границы ликвидности, помогает тщательное сопоставление предельных издержек по привлеченным средствам и предельных доходов от кредитов и инвестиций.

Размещение банковских средств в различные виды активов зависит от существующих законов и регулирующих актов, необходимости поддерживать высокий уровень ликвидности и потребности получать достаточно высокий доход. В попытках разрешить дилемму «ликвидность-прибыльность» обозначилось три подхода к управлению активами, различающихся тем, на что делается упор в самом процессе управления активами и до какой степени используется количественный анализ при оценке возможных альтернатив. Ни один из методов нельзя считать идеальным, поскольку у каждого из них свои достоинства и недостатки. В любом из методов имеются элементы, которые можно использовать при решении конкретных проблем отдельного коммерческого банка. Простейшим с точки зрения применения является первый метод, названный методом общего фонда средств. Многие банки широко используют этот метод, особенно в периоды избытка средств. Появление второго метода – распределения активов или конверсии средств – связано со стремлением преодолеть некоторые недостатки первого.

Какой бы отдельный метод или их комбинация не выбирались банком в качестве модели размещения средств в различные активы, руководство банка не забывает о соотношении риска и прибыльности между отдельными категориями активных операций и между отдельными видами кредитов и инвестиций внутри каждой категории. Полезным свойством в достижении цели получения максимальной прибыли является тщательное сопоставление предельных издержек привлечения средств с предельно возможными доходами от активных операций.

 

Метод общего фонда средств.

Средства, за размещение которых отвечает управляющий коммерческого банка, поступают из различных источников, включая вклады до востребования, сберегательные, срочные вклады, а также собственный капитал банка. В основе рассматриваемого метода лежит идея объединения всех ресурсов. Затем совокупные средства распределяются между теми видами активов (ссуды, ценные бумаги, кассовая наличность и т.д.), которые считаются подходящими. В модели общего фонда средств для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей.

Данный метод требует от руководства банка равного соблюдения принципов ликвидности и прибыльности. Поэтому средства помещаются в такие виды активных операций, которые наиболее полно соответствуют этим принципам. Размещение средств осуществляется в соответствии с определенными приоритетами, назначение которых – помочь руководству оперативных отделов решить проблему сочетания ликвидности и прибыльности. Эти приоритеты подсказывают, какая часть каждого рубля имеющихся у банка средств должна быть помещена в резервы первой или второй очереди, использована для ссуд и покупки ценных бумаг, чтобы это принесло доход.

Использование метода общего фонда средств в управлении активами дает банку широкие возможности выбора категорий активных операций. Этот метод устанавливает приоритеты, которые формулируются довольно общо. В то же время указанный метод не содержит четких критериев для распределения средств по категориям активов и не дает решения дилеммы «ликвидность – прибыльность».Последнее зависит от опыта и интуиции банковского руководства.

 

Метод распределения активов

Выше отмечалось, что при подходе к размещению средств с позиций общего фонда средств излишне много внимания уделяется ликвидности и не учитываются различия требований ликвидности по отношению к вкладам до востребования, сберегательным вкладам, срочным вкладам и основному капиталу. С течением времени срочные и сберегательные вклады, требующие меньшей ликвидности, чем вклады до востребования, растут более высокими темпами. Метод распределения активов, известный также как метод конверсии средств, позволил преодолеть ограниченность метода общего фонда средств.

Модель распределения активов устанавливает, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов. Этим методом делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязательных резервов и скоростью их обращения или оборачиваемостью. Например, вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов по сравнению со сберегательными и срочными вкладами и скорость их оборота, как правило, также выше, чем у других видов вкладов. Поэтому большая доля каждого рубля вклада до востребования должна помещаться в первичные и вторичные резервы и меньшая часть – в такие инвестиции, как ссуды под закладные на жилые дома или долгосрочные облигации муниципальных органов. Данная модель предполагает создание нескольких «прибыльных центров» внутри самого банка, используемых для размещения средств, привлеченных банком из разных источников. Эти структурные подразделения часто называют «банками внутри банка», поскольку размещение средств каждым из этих центров осуществляется независимо от размещения средств других центров.

Главным преимуществом рассматриваемого метода является уменьшение доли ликвидных активов и вложений дополнительных средств в ссуды и инвестиции, что ведет к увеличению нормы прибыли. Сторонники метода распределения активов утверждают, что повышение нормы прибыли достигается устранением избытка ликвидных активов, противостоящих сберегательным и срочным вкладам и основному капиталу.

Однако и этот метод имеет недостатки, снижающие его эффективность. Хотя в основу выделения различных «прибыльных центров» положена скорость обращения различных видов вкладов, может не быть тесной связи между скоростью обращения вкладов той или иной группы и колебаниями общей суммы вкладов этой группы. Другим недостатком этого метода является то, что он предполагает независимость источников средств от путей их использования.

Другие недостатки равно касаются и метода общего фонда средств, и метода распределения активов. Оба метода делают акцент на ликвидности обязательных резервов и возможном изъятии вкладов, уделяя меньше внимания необходимости удовлетворять заявки клиентов на кредит. Между тем хорошо известно, что по мере подъема деловой активности растут и вклады и кредиты. Если наступает такой период, банку, помимо установленных норм обязательных резервов, потребуется лишь немного дополнительных ликвидных средств для покрытия изъятия вкладов, особенно если экономист банка способен вполне точно предсказать, когда деловая активность и приток вкладов начнут убывать. В этом случае ликвидные средства потребуются главным образом для покрытия спроса на кредит, который, который возможно, будет расти более высокими темпами, чем вклады.

Следует также учесть наличие сезонных колебаний у отдельных банков, при которых спрос на кредит может расти именно в тот момент, когда объем вкладов снизился. Кроме того, под воздействием проводимой денежно-кредитной политики спрос на кредиты в периоды подъема может опережать рост вкладов, а в периоды спада деловой активности темпы роста депозитов у всех банков выше; в условиях бума умеренному росту вкладов противостоит высокий спрос на кредиты.

Оба рассмотренных метода имеют и еще один недостаток: они опираются на средний, а не предельный уровень ликвидности. Среднее отношение кассовой наличности и правительственных ценных бумаг к общей сумме вкладов может быть достаточным для оценки ликвидности банковской системы в целом, но оно не подскажет руководству отдельного банка, какова должна быть его кассовая наличность на следующей неделе, чтобы покрыть изъятие вкладов и заявки на кредит. Только анализ счетов отдельных клиентов банка и хорошее знание хозяйственных и финансовых условий на местном рынке позволят банку определить потребности в наличных деньгах на данный момент.

Рассмотренные два метода являются несколько упрощенными. Их следует рассматривать не как комплекс нормативных указаний, дающий основу для принятия решений, а как общую схему, в рамках которой руководство банка может определить подход к решению проблемы управления активами. Использование любого из этих методов предполагает способность группы компетентных руководителей исследовать весь комплекс взаимосвязей и вводить те усложнения в анализ и принятие решений, которые соответствуют конкретному положению данного банка.

Управление пассивами банка

Управление пассивными операциями представляет собой также важное звено в системе управления банковскими операциями, в системе всего банковского менеджмента.

Подавляющую часть пассивов банка, доходящую до 90% и выше, составляют привлеченные средства сторонних предприятий, организаций, граждан. Оставшаяся часть приходится на собственные средства банка, состоящие из уставного капитала, фондов специального назначения, резервов и нераспределенной прибыли.

Управление пассивами банка включает в себя поиск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных с наиболее длительными сроками привлечения и установление необходимого оптимального соотношения между отдельными видами пассивов и активов, позволяющего банку всегда выполнять свои обязательства перед кредиторами. Поэтому процессы управления активами и пассивами взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно. При формировании кредитных ресурсов следует учитывать все издержки банка, связанные с привлечением средств, с тем расчетом, чтобы они имели минимально допустимый уровень, позволяющий банку не снижать норму прибыли при размещении этих средств в активные операции.

Основными видами привлеченных средств, которые должны объективно использоваться коммерческими банками в качестве кредитных ресурсов для цели последующего предоставления ссуд предприятиям, организациям, являются срочные вклады и депозиты.Однако, как показывает банковская практика, с момента организации системы коммерческих банков и по настоящее время при формировании этих видов пассивов вследствие влияния ряда факторов складываются неблагоприятные тенденции. Хотя в последнее время и наметилась некоторая активизация процесса привлечения средств предприятий, организаций, граждан, но в целом вклады и депозиты занимают в структуре пассивов коммерческих банков сравнительно невысокий удельный вес.

Негативно влияет также на состояние ликвидности банков и то, что в связи с инфляционными процессами сроки, на которые привлекаются средства во вклады и депозиты, и составляют в основном не более трех месяцев.

В то же время основной удельный вес в структуре пассивов коммер­ческих; банков занимают денежные средства на расчетных и текущих счетах предприятий, организаций, т. е. средства на счетах до востребования, с которых они могут быть изъяты в любой момент. Несмотря на то, что это очень дешевые для банков кредитные ресурсы, величина их может в течение времени существенно колебаться, особенно в условиях кризисного состояния экономики, а поэтому значительную часть этих ресурсов банки объективно, без ущерба для своей ликвидности не могут использовать для предоставления ссуд. Это подтверждается теми случаями, когда у коммерческих банков возникают проблемы с наличием необходимых средств на корреспондентском счете, т.е. вложения средств в активы не покрываются полностью денежными ресурсами и соответственно банки не могут обеспечить выполнение обязательств перед кредиторами.

В процессе управления ликвидностью банков определенную роль играет межбанковский кредит. Удельный вес кредита, предоставляемого коммерческими банками друг другу, первоначально имел тенденцию к росту, хотя на него оказывает влияние в определенные периоды времени денежно-кредитная и финансовая политика государства. Для регулирования уровня ликвидности этот вид пассивов может быть достаточно приемлемым для коммерческих банков, так как его отличают в определенных случаях надежность, значительная величина ресурсов, которую можно получить в предельно сжатые фоки, сравнительно более длительное время пользования по сравнению с другими видами ресурсов.

Наряду с межбанковскими кредитами коммерческие банки в необ­ходимых случаях могут формировать свои пассивы и за счет кредитов Центрального банка России.

Одним из основных видов пассивов, как по своему значению являются собственные средства коммерческого банка. Главная их функция заключается в защите интересов акционеров, вкладчиков, всех кредиторов банка, т.е., как уже указывалось, собственные средства банка служат обеспечением его обязательств перед контрагентами. Наряду с этим собственные средства, находящиеся в денежной форме, могут использоваться в определенной мере в качестве кредитных ресурсов.

Эффективность участия собственных средств в управлении ликвидностью банка зависит от их величины, структуры и размещения. Нормативным документов регламентирующим процедуру формирования собственных средств (капитала) является положение Банка России № 215-П от 10.02.2003г. «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Основное место в структуре собственных средств банков принадлежит уставному капиталу.

К следующему составному элементу собственных средств относится резервный фонд, создаваемый, как правило, за счет отчислений от прибыли банка. Назначением резервного фонда являются покрытие соответствующих убытков и поддержание ликвидности банка.

К важному структурному элементу собственных средств относится нераспределенная прибыль банка. По решению общего собрания акционеров часть дивидендов может реинвестироваться для вложения в определенные виды высокодоходных активов или в развитие банка, что способствует повышению ликвидности банка.

В мировой банковской практике разработаны методы управления пассивными операциями, применение которых предусматривает:

• наличие хорошего помещения и квалифицированного персонала (помещение банка должно быть чистым, уютным, удобным и привлекать клиентов, персонал должен быть вежливым, обходительным и эффективно выполнять свои функции);

• банк должен учитывать общеэкономическую ситуацию в стране и мировую конъюнктуру и исходя из этого, планировать пассивные операции;

• при планировании пассивных операций банк должен учитывать местонахождение свое и филиалов, а также предусмотреть оказание небанковских услуг (в западных странах, например, наличие хорошей автостоянки);

• при развитии и расширении пассивных операций банк должен строить свою политику достаточно гибко и поддерживать свою устойчивость;

• для расширения пассивных операций банк может также использовать фонды центрального банка, на внутреннем рынке — займы от других банков и кредитно-финансовых учреждений, займы на мировом рынке ссудного капитала;

• для расширения пассивных операций банк должен постоянно проводить маркетинг, вводя на рынок новые банковские продукты и услуги, а также эф­фективно использовать рекламу в средствах массовой информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.029 с.)