Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и методы управленческого контроля

Поиск

 

Известны различные виды контроля и признаки их классификации. В качестве последних могут быть особенности субъектов контроля, характер задач, взаимоотношение субъекта контроля с подконтрольным объектом, используемые методы и техника контроля, и др. Так выделяют формальный, реальный, внутренний и внешний виды контроля (В специальной литературе по менеджменту в последние годы авторы чаще указывают три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый). В зависимости от субъекта различают государственный, ведомственный, общественный виды контроля, которые, в свою очередь, могут иметь подвиды. Их относят к общим, поскольку эти виды используются во всех сферах общественной и государственной жизни.

При организации контроля необходимо учитывать следующее: выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений и сформулировать предложения по устранению негативных тенденций. Работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.

В зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий. Методы предварительного контроля используются до начала исполнения решения, что позволяет определить качественные, количественные и структурные характеристики оптимального варианта его реализации. Задача предварительного контроля - установить, верно ли сформулированы цели, определены задачи и стратегия.

Направляющий контроль применяется от начала практического осуществления решения до завершающего его этапа. Он включает измерение, сравнение, оценку состояния объекта, а также выработку корректирующего действия, направленного на достижение конечных результатов.

Метод фильтрующего контроля применяется в разовом порядке в ходе реализации решения. В его содержание входит приостановление выполнения решения на каком-либо этапе при значительных отклонениях фактических результатов от запланированных.

Последующий контроль применяется после исполнения решений и необходим для оценки результатов выполнения решений. Материалы последующего контроля должны рассматриваться на совещаниях (собраниях) независимо от степени достижения цели решения. При этом анализируются все этапы подготовки, принятия и выполнения решения, оцениваются успехи и недостатки исполнителей, которые с учетом обсуждения нацеливаются на решение новых проблем.

Процесс контроля включает четыре стадии: установление норм и нормативов деятельности; сбор данных о фактических результатах; сравнение и оценку фактического и ожидаемого итогов выполнения; разработку и реализацию корректирующих действий. Нормы и нормативы функционирования устанавливаются в ходе составления планов. На этапе организации контроля выделяются точки наблюдения - индикаторы отклонения поведения объекта контроля от нормы функционирования. Эффективный контроль основан на прогнозировании результатов, должен быть ориентирован на перспективу, иначе может стать формальным и даже бесполезным.

Сбор данных о фактическом исполнении решений - обеспечивающий этап контроля, наилучшая его форма - использование современных технических средств снабжения оперативной информацией. Органами управления устанавливаются ключевые точки, сбор информации от которых позволяет принимать опережающие решения, до наступления нежелательных событий.

Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов должны осуществляться на основе качественной информации (точной и достаточной). Материалы анализа немедленно направляются руководителю, чей участок работы контролировался.

Разработка корректирующих действий осуществляется на основе сигнальной (индикаторной) информации. При этом вскрываются причины отклонений, предлагаются альтернативные варианты их преодоления. Причинами корректировок могут быть:

- ошибки, допущенные при разработке решений.

- изменения, происшедшие под влиянием внешних и внутренних факторов.

- недостатки в организации исполнения решений.

- появление дополнительных возможностей для повышения эффективности решений.

По существу задача внесения корректив является безальтернативной, поскольку в изменившихся условиях (обстоятельствах) выполнение ранее принятого решения может быть неэффективным, либо дезорганизующим. Коррективы вносятся при сохраняющейся целевой ориентации решения. Но возможна ситуация, когда по материалам контроля принимается новое решение сообразно сложившейся обстановке.

Для руководителей внесение изменений в реализацию решений нередко сопряжено с психологическими трудностями. Однако это лучше, чем отказ от них, так как последствиями может быть ухудшение морально-психологического климата, создание видимости работы, нервозность в коллективе, халатность и бесконтрольность. Учитывая нежелательные последствия, руководитель должен предусматривать возможность внесения корректировок в решение, особенно если оно принимается в условиях неполной информационной определенности.

3. Внешний контроль и организация внутреннего контроля в коммерческом банке.

Внешний контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется Центральным банком России (ЦБ РФ), Государственной налоговой службой, независимыми аудиторами и в отдельных специальных случаях службами финансового мониторинга. Методы, критерии и цель такого контроля могут значительно отличаться. Однако, практически во всех случаях оценка производится по количественным, качественным или нормативным показателям. По отдельным вопросам банковской деятельности контроль осуществляется Министерством финансов РФ.

Территориальные учреждения ЦБ РФ периодически направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных ими экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения.

Для обеспечения стабильности банковской системы, качественного контроля за ее работой ЦБ РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления ЦБ РФ на местах организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков. При этом анализируется соблюдение ими обязательных экономических нормативов, а также соблюдение банками законодательства РФ. Следует отметить, что указанная информация носит закрытый характер и недоступна для ознакомления другими заинтересованным лицам.

Внешний аудиторский контроль представляет собой форму независимого контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он осуществляется в двух формах: внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией ЦБ РФ, или физическими лицами, независимыми частными аудиторами, также имеющими лицензию ЦБ РФ.

Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях органов управления банка и получать разъяснения и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка.

По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и др. вопросам. На основании аудиторского заключения принимается решение об утверждении или отказе в утверждении баланса бухгалтерского отчета проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на повторное подтверждение.

Внутренний контроль в коммерческих банках осуществляется практически всеми подразделениями и работниками коммерческого банка. Именно он и является частью менеджмента банка.

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Внутренний контроль в коммерческом банке должен осуществляться непрерывно, всеми работниками банка, для этою необходимо располагать доступом ко всей внутренней информации. Он должен быть, в первую очередь, направлен на: соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии управленческих решений, затрагивающих интересы банка, его акционеров и клиентов; выполнение банком требований федерального законодательства, нормативных актов Банка России, других государственных органов, а также стандартов профессиональной деятельности; осуществление контроля за рисками, возникающими в банковской деятельности; принятие своевременных и эффективных мер, способствующих устранению выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

Внутренний аудит в банковском секторе проводится в соответствии со следующим документом: Положение ЦБ РФ № 242-П от 16.12.2003г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

Основные положения относятся к защите интересов вкладчиков, инвесторов и клиентов. Службы внутреннего аудита (СВА) каждый банк обязан проводить внутренний аудит таким образом, чтобы обеспечить следующее:

• осуществление контроля за соблюдением законодательных требований ЦБ РФ и соответствием компетенции внутренних аудиторов профессиональным стандартам;

• разрешение проблемы столкновения интересов;

• возможность ориентироваться на результаты аудита в соответствии с характером и объемом операций;

• обеспечивать минимизацию банковских рисков.

Ответственность за механизмы внутреннего контроля в банке несет исполнительный орган банка. Деятельность СВА регулируется Положением банка о СВА и другими внутренними положениями, которые должны соответствовать действующему законодательству. Назначение начальника СВА и руководство службой осуществляется исполнительным органом банка, который назначает и освобождает начальника СВА. Начальник СВА не несет ответственность за осуществление обычной банковской деятельности, за деятельность управлений или подотчетных подразделений. Основные обязанности СВА заключаются в следующем:

- обеспечивать текущий контроль осуществляемых процедур и подразделений.

- разрабатывать рекомендации по устранению обнаруженных нарушений.

- документировать все факты нарушений и их результаты на основании полученных данных.

С целью создания в банке СВА, отвечающей всем необходимым требованиям, все кредитные организации контролируются государственными регулирующими банковскими органами и утверждают нормативные документы по внутреннему аудиту, основывающиеся на принципах, установленных различными государственными организациями, такими как, «Институт внутренних аудиторов». В России на практике банки выпускают внутренние положения, в которых определена роль СВА и ее функции на основании действующих нормативных актов ЦБ РФ.

К числу важнейших задач, которые должны решаться внутренним контролем, в первую очередь относятся:

* совершенствование системы внутренних нормативных документов, определяющих полномочия, правила, процедуры принятия решений, затрагивающих интересы банка, его собственников (акционеров, пайщиков) и клиентов;

* выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность;

* совершенствование системы бухгалтерского учета н отчетности;

* обеспечение сохранности имущества банка;

* обеспечение эффективного управления рисками банковской деятельности;

* совершенствование системы внутреннего контроля;

* обеспечение эффективной системы внутрибанковского хозяйственного расчета;

* совершенствование информационного и аналитическою обеспечения процессов управления и контроля:

* принятие своевременных и эффективных мер для устранения выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;

* совершенствование взаимоотношений банка с клиентами;

* поддержание высокого профессионального уровня персонала банка.

Система внутреннего контроля в коммерческом банке в обязательном порядке должна включать в себя следующие важнейшие элементы:

- контрольную среду;

- состав видов внутреннего контроля;

- характеристику субъектов и объектов внутреннего контроля.

Контрольная среда представляет собой один из важнейших элементов системы внутреннею контроля, роль которой в создании условий для эффективного взаимодействия элементов системы внутреннего контроля трудно переоценить, поскольку именно среда во многом определяет эффективность взаимодействия элементов, составляющих любую систему, в том числе систему внутреннего контроля.

Понятие "контрольной среды" по смыслу близко к понятию "банковская инфраструктура", под которой понимают совокупность элементов, обеспечивающих жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура является важнейшим элементом более общего образования - банковской системы, именно поэтому некоторые ее составляющие (такие как информационное, нормативно-правовое, кадровое обеспечение) являются элементами и системы управления, и системы внутреннего контроля коммерческою банка.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем заключается необходимость контроля?

2. Назовите функции контроля.

3. Перечислите виды контроля.

4. Назовите особенности внешнего контроля.

5. В чем заключается сущность внутреннего контроля?

6. Опишите деятельность СВА.

Финансовый менеджмент

1. Финансовая устойчивость коммерческого банка и ее показатели.

2. Бюджетное планирование в коммерческом банке.

3. Внедрение системы бюджетирования и оперативное управление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.008 с.)