Органы управления коммерческим банком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы управления коммерческим банком.



Высшим органом общего управления коммерческим банком, в соответствии с действующим законодательством, является общее собрание акционеров (участников) банка. Как правило, общее собрание акционеров собирается один раз в год. Поэтому, в промежутках между общими собраниями акционеров, общими вопросами управления занимается совет директоров (наблюдательный совет банка).

Как правило, указанные органы, принимают управленческие решения, связанные со стратегическими вопросами деятельности коммерческого банка. Для каждого из этих органов законодательно установлена сфера их компетенции.

Следующий уровень управления – это оперативное управление. В законодательстве оперативное управление может осуществляться либо коллегиально органом оперативного управления (правление), либо унитарным органом оперативного управления (управляющий).

Органы оперативного управления осуществляют повседневное управление банком: совершают сделки, реализуют отношения с органами государственного управления и налоговыми органами, распоряжаются имуществом банка, подбирают и расставляют персонал банка.

Одной из важнейших задач органов оперативного управления является выбор модели организационной структуры банка. В банковской практике применяются несколько организационных структур, которые отличаются друг от друга составом, структурой, входящих в них подразделений, а также их функциями.

Наиболее распространенными, в условиях российской практики являются линейные модели организационных структур.

Линейные модели организационных структур, как правило, построены по функциональным признакам.

Линейная функциональная модель банка построена исходя из необходимости выделения структурных подразделений банка соответственно предлагаемым рын­ку банковским продуктам и выполняемым операциям (кредитование, депозитная деятельность, расчетные и кассовые операции, валютные операции, операции с драгоценными металлами, гарантии и поручи­тельства, трастовые и другие операции). Адекватно данным операциям в банке создаются группы, отделы, управления, организующие соот­ветствующий вид банковской деятельности. Разумеется, банк зачас­тую не может заниматься всеми перечисленными операциями. Для того чтобы создать новое специализированное подразделение, банки должны располагать достаточными помещениями, капиталом, кадра­ми, техникой. Лишь теоретически можно предположить, что каждое направление деятельности представлено в банке в виде самостоятель­ного структурного подразделения.

Функциональная модель считается классической и наиболее рас­пространенной моделью организации банка. Это, однако, не означает, что данная модель является единственно правильной и наиболее эф­фективной. По оценкам экспертов, функциональная модель не приво­дит к значительному сокращению административно-хозяйственных расходов и увеличению продуктивности заключаемых сделок. Многие рассматривают ее излишне консервативной, недостаточно учитываю­щей имеющиеся требования рынка. Кроме того, данная структура предполагает наличие в банке квалифицированных руководителей — специалистов в соответствующих направлениях деятельности.

В процессе создания специализированной структуры банку зачас­тую важно заниматься не всеми видами деятельности, а выбрать стра­тегические зоны бизнеса. По каждой из этих зон необходимо разрабо­тать целевую установку, стратегию и обозначить ресурсное обеспече­ние. При этом важно, чтобы практически каждая стратегическая зона предпринимательской деятельности могла бы функционировать само­стоятельно как независимая, автономная единица с определенным сегментом рынка. Отсюда вторая модель линейной организации бан­ковской структуры — дивизионная модель, ориентированная на опреде­ленные отрасли деятельности.

В банковском бизнесе отдельные отрасли (зоны) деятельности ре­комендуется подразделять на три части: «кредит», «финансы» и «вло­жение капитала» (или, по английской терминологии, «коммерческую банковскую деятельность», «инвестиционную банковскую деятель­ность» и «трастовую банковскую деятельность»). Первая при этом тес­но взаимодействует с кредитным рынком, вторая — с денежным рын­ком и рынком капиталов, третья — с рынком услуг по управлению иму­ществом. Каждой из данных зон деятельности соответствует особое законодательство.

Более того, в современных условиях устойчивой остается тради­ция, при которой банковский персонал специализируется в какой-ли­бо одной области. Разумеется, каждое направление стратегических зон бизнеса тесно взаимодействует с другими. Банковский работник, за­нимающийся кредитным делом, не может не знать принципы органи­зации работы на финансовом рынке и рынке капиталов. Известно, к примеру, что нередко операции на рынке капиталов сопровождаются обязательством предоставить ссуду (обязательства «стэнд-бай»), сглаживая тем самым риски при размещении ценных бу­маг. В свою очередь банковский кредит довольно часто выдается под обеспечение ценными бумагами, поэтому кредитный работник не может не знать, что из себя представляет та или иная ценная бумага, как она котируется на рынке и т.п. Стратегические зоны банковской деятельности часто разделяются и по типу рынка, на котором работает банк. Если денежно-кредитный институт активно занимается международными экономическими опе­рациями, то его деятельность целесообразно разделить на деятель­ность, осуществляемую на внешнем рынке, и деятельность, осуществ­ляемую на внутреннем рынке. Такое деление считается оправданным прежде всего с юридической точки зрения, поскольку деятельность на внешнем рынке требует знания зарубежного и международного зако­нодательства. С экономической точки зрения международные сделки чаще всего сопряжены с использованием большего, чем на внутреннем рынке, размера собственных ресурсов, требуют изучения и управления валютными и страновыми рисками.

Обособление стратегических зон банковской деятельности сказы­вается и на структуре аппарата управления. Крупные банки, стремясь облегчить свою организационную структуру, обособляют управление той или иной зоной бизнеса в форме дочерней компании, которая может, например, заниматься: лизингом промышленного оборудования, недвижимости и автотранспорта; факторингом и форфейтингом; бир­жевыми операциями, управлением имуществом и инвестиционным консультированием; специальным финансированием и кредитовани­ем; участием в других предприятиях; ипотечным кредитованием, вы­дачей потребительских кредитов, мелких ссуд и т.д.; обслуживанием целых отраслей предпринимательской деятельности (например, инве­стиционной деятельности); обслуживанием определенных групп кли­ентов и предоставлением определенных банковских продуктов.

В будущем юридическую самостоятельность могли бы получить та­кие сервисные подразделения банка, как агентства, занимающиеся инфор­мационными технологиями, системами информирования клиентов, инфраструктурой системы расчетов, подразделения или отделы, спе­циализирующиеся на управлении потоками наличности и казначей­скими ценными бумагами, стратегическим планированием, маркетин­гом, финансовым анализом и анализом рынка ценных бумаг.

Третья модель линейной структуры банка ориентируется на геогра­фию рынка. Она свойственна универсальному банку, работающему в разных странах, областях и регионах с четко определенными границами. В этом случае органы руководства в банке несут территориальную ответ­ственность, а в разных странах создаются дочерние компании, отвечаю­щие за деятельность внутри данного региона. В дальнейшем организа­ционная структура в зависимости от ситуации может строиться по фун­кциональному или дивизионному принципу.

Четвертая модель организационной структуры банка ориенти­руется на группы клиентов, каждая из которых характеризуется определенными интересами, потребностями, а следовательно, нужда­ется в специфическом обслуживании, которое осуществляется через отдельное подразделение. Так, в качестве отдельных групп клиентов могут быть выделены: мелкие, средние и крупные предприятия; транс­национальные компании; представители свободных и творческих про­фессий; состоятельные частные клиенты; массовые клиенты (физиче­ские лица); институциональные клиенты (пенсионные кассы, страхо­вые общества, юридические общества); лечебные учреждения и т.п.

Помимо рассмотренных четырех линейных моделей структур бан­ка на практике часто встречаются так называемые матричные модели, которые представляют собой комбинацию двух и более принципов де­ления организационных структур.

Двухмерная матричная модель использует комбинацию функцио­нального деления и деления по группам клиентов, что позволяет более обстоятельно решать вопросы управления. Два сотрудника (руководи­теля), отвечающих за свой участок деятельности, имеют возможность высказать свою точку зрения и прийти к соглашению, в большей сте­пени отвечающему потребностям как банка, так и клиента.

Использование двухмерной матричной модели, комбинирующей функциональное деление и деление по группам клиентов, обычно приводит, с одной стороны, к формированию подразделений, осуще­ствляющих те или иные операции, и служб, осуществляющих продажу продукта. В международной практике службы, занимающиеся сбытом Услуг, принято называть «front office». Их задачей является продажа продукта, привлечение новых клиентов и т.д. Подразделения, осуществляющие банковские операции, получила название «back office». Их задачей яв­ляется анализ операций или проектов, их оценка, принятие решения по данным проектам или операциям и контроль за их выполнением.

При решении вопросов на высшем уровне двухмерная модель по­зволяет учесть конъюнктуру рынка, потребности групп клиентов, ориентировать сбыт продуктов по новым каналам. Так, если один из двух отделов, занимающихся сбытом, ориентируется на конкретного потребителя, то второй может работать в области развития коммуника­ционных систем (банкоматов, прямой почтовой рассылки и т.д.).

Работа отделов, занимающихся сбытом, нередко подтверждает со­мнительность принципа обслуживания клиентов из одной руки. Изве­стно, что потребности клиентов постоянно повышаются, а квалифика­ция персонала нередко оказывается недостаточной, что на практике приводит к необходимости формирования филиалов, ответственных за определенную группу клиентов. Этот шаг в организационном отноше­нии позволяет банкам лучше приспособиться к изменениям потребно­стей своих клиентов, повысить свою конкурентоспособность на рынке.

Для двухмерной модели характерно наличие различной компетен­ции двух служб — централизованной функциональной и службы сбы­та, что делает необходимым их кооперацию и координацию. Для этого в банке формируется связующее звено — группы поддержки продажи, куда входят специалисты, задачей которых является консультирование службы маркетинга по вопросам организации, например, внешнетор­говых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бумаг и т.п. Роль этих специалистов не только в более углубленной подготов­ке решений по тому или иному вопросу, но и в обеспечении обмена опытом и знаниями между функциональными отделами и службой маркетинга. Практика показывает, что данные специалисты при необ­ходимости могут брать на себя и функции обоих подразделений.

Сочетание отраслевого и клиентского (потребительского) принци­пов позволяет сосредоточить в одном отделе услуги, которые могут пользоваться спросом у тех или иных групп клиентов. В частности, в банковской структуре могут быть образованы отделы «Масштабные банковские продукты», «Консультирование по вопросам капиталовло­жений и андеррайтинга», «Ипотечное кредитование и лизинг», «Об­служивание корпоративных клиентов», «Внешнеторговый и междуна­родный банковский бизнес». «Интегрированный» менеджер по про­дукту по отношению к отраслевым менеджерам функционирует как координатор, в конечном счете он решает вопрос, что и когда должно быть сделано в его сфере бизнеса. Менеджеры, ориентированные на группы клиентов, решают вопрос о том, кто и как должен осуществ­лять маркетинговую деятельность.

Двухмерная матричная модель может быть применена и в сочета­нии функционального и отраслевого принципов. В этом случае со­трудники маркетинговых служб могут быть сориентированы на функ­циональный (продуктовый) или отраслевой аспект деятельности (рис 1).

 

 

 

 


По сферам деятельности

           
 
Кредитная деятельность
 
Специалисты по поддержке продаж
 
 
 
Инвестиционная деятельность
 
   
анализ рынка развитие продуктов подготовка рынка
 
 
Валютные операции
 
 
Депозиты
 

 

 

               
 
Трастовая деятельность
 
Управление филиалами
 
Филиал тип №1
 
Филиал тип №1  
 
 

 


По потребительским группам

           
 
Частные клиенты
   
персонал контроллинг компьютерная обработка данных и т.д
 
 
Корпоративные клиенты
     
Филиал, ориентированный на определенную потребительскую группу
 

 

 


По функциям

   
 
Планирование
 
 
Согласование работы отделов
 
 
Операционная деятельность
 
 
Контроллинг
 
 
Персонал

 

 


Рис.1. Двухмерная рыночно-ориентированная модель организационной структуры банка.

 

Трехмерная матричная модель

 

Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех рав­нозначных критериев, например функционального и регионального принципов и принципа разделения по группе клиентов.

Сильная сторона трехмерной матричной модели состоит в том, что в процессе принятия решения сталкиваются три точки зрения. Ответ­ственность за отдельные группы и сегменты рынка закрепляется на высшем уровне управления банком.

Трехмерную матричную модель организации структуры следует от­личать от трехмерной линейной модели. Последняя включает в себя сферу маркетинга (рыночная сфера), сферу обработки банковских операций, связанных с предоставлением услуг клиентам, и сферу ме­неджмента (управленческая сфера). Это означает, что всякая сделка, заключаемая банком с клиентом, представляет собой соединение по крайней мере трех частей: заключение сделки (заключение договора, например, об открытии счета или кредитного соглашения), организа­цию банковских операций (например, выдача или погашение кредита, продажа или покупка ценных бумаг) и управление, связанное с выпол­нением банковских операций (планирование, развитие, управление, координацию и контроль; иногда это называют обработкой банков­ских операций). В трехмерной матричной модели в полной мере отра­жаются идеи общей маркетинговой направленности банковского бизнеса. При ее внедрении каналы сбыта обслуживают отдельные целевые рынки, создаются центры обслуживания, специализирующиеся на от­дельных группах клиентов. Все большее внимание при этом банки обращают на послепродажное обслуживание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.021 с.)