Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и стадии принятия качественных решений.

Поиск

В основе процесса принятия решений по управлению фирмой лежат четыре основных принципа, игнорирование которых (полное или частичное) может привести к ошибочным решениям и неудовлетворительным результатам. Соблюдение же этих принципов дает возможность принимать качественные решения на всех уровнях организации.

Первый принцип - это принцип организационного единства. Форма организации должна быть приспособлена к бесперебойному осуществлению связей, что облегчает как процесс принятия решений, так и контроль за их выполнением. Нельзя не учитывать и того факта, что полномочия и ответственность все больше переходят "из рук в руки". Только возлагая на менеджеров ответственность за результаты их решений можно подготовить лучшие руководящие кадры.

Второй принцип: политика, стратегия и цели должны быть настолько четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего характера, касающихся новых видов деятельности, выходящей за пределы сегодняшних потребностей.

Третий принцип требует иметь достаточное количество надежных данных об изменяющейся обстановке, необходимых для поддержания эффективных связей между менеджерами высшего уровня и более низкими уровнями функционирующих подразделений организации. Чрезвычайно важно производить отбор имеющихся данных таким образом, чтобы менеджеры высшего уровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом.

Четвертый принцип предусматривает гибкость, без которой могут остаться неиспользованными бесчисленные возможности. При идеальных условиях (наличие точных критериев, ясных целей и полной информации) потребность в менеджерах, принимающих решения, была бы невелика. ЭВМ смогла бы ответить на любой вопрос. К сожалению, мы живем далеко не в идеальном мире и постоянно существует потребность в квалифицированных менеджерах, определяющих оптимальные направления действий организации. По своей природе перечисленные принципы являются универсальными и их необходимо придерживаться в управленческой и предпринимательской деятельности.

Отметим, что менеджеры обычно принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворять их в жизнь. Если решение принято, трудно его изменить. Процедура анализа по поводу альтернатив при принятии решений отличается от процедуры при причинно-следственном анализе.

Само решение может принимать ряд форм и представлять: стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив; бинарное решение (да или нет); многовариантное решение (имеется очень широкий спектр альтернатив); инновационное решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.

Наиболее распространенный тип решений - это стандартное решение. Аналитические шаги, необходимые для его принятия, применимы также и для остальных типов решений. При принятии любого типа решений опыт менеджера включается с первого шага и используется в ходе всего этого процесса. Если в причинно-следственном анализе необходимо опасаться "любимых причин" менеджеров, то при принятии решений можно стать жертвой "излюбленных альтернатив". В этом случае предпочтение "излюбленного варианта" может исказить весь анализ и привести к заранее известному выбору.

Как правило, для успешного осуществления процесса принятия управленческих решений менеджеру необходимо пройти восемь основных его стадий.

На первой стадии главная задача состоит в правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения должен начинаться с осознания необходимости его принятия. Важно, прежде всего, задаться вопросом о самом выборе, который предстоит сделать. Такие вопросы способствуют выполнению трех задач: показать связь решения с необходимостью сделать выбор; задают направление в поиске альтернатив; исключают альтернативы, лежащие за пределами поставленной цели.

Стремясь обеспечить правильность постановки цели решения, менеджер должен ответить на такие вопросы:

1. Какой выбор я пытаюсь сделать? Этот вопрос дает точку отсчета. Он будет уточнен двумя следующими вопросами.

2. Почему это решение необходимо?

3. Каким было последнее решение? Этот вопрос вытекает из концепции, что все решения образуют некоторую цепь. Поэтому очень важно найти место данного решения в ней. Например, предположим, что цель решения заключается в выборе программы подготовки кадров для осуществления мероприятий по улучшению условий труда. Прежде чем поставить такую цель, необходимо ответить на вопрос: "Уверены ли мы, что улучшение условий труда разрешит проблему улучшения морального климата в коллективе?" Если это так, то возникает новый вопрос: "Убеждены ли мы, что требуется программа подготовки кадров?" Только ответив на эти вопросы, можно двигаться дальше, исходя из того, что предшествующие решения получены в результате серьезного анализа.

Вторая стадия связана с установлением критериев решения. Так как о решениях судят, прежде всего, по полученным результатам, то с их рассмотрения разумно и начать процесс выбора. Эти результаты именуются "критериями решения" и представляют собой основу фактически осуществляемого выбора. Менеджерам важно четко представлять, чего они хотят достичь. Ключевой вопрос в данном случае таков: "Какие факторы следует учитывать, делая выбор?" Этот вопрос порождает ряд ситуаций, которые должны быть учтены при выборе решения. В ситуации группового принятия решения постановка такого вопроса предполагает, что лица, на деятельность которых должно повлиять данное решение, будут иметь возможность высказать свои предположения, требования.

На третьей стадии менеджер проводит разделение критериев по принципу их важности для организации. Критерии имеют различное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательные ограничения, тогда как другие просто фиксируют желательные характеристики, чтобы принять достаточно эффективное решение, следует разделить критерии на жесткие ограничения и желательные характеристики, без которых можно было бы и обойтись. Затем важно проранжировать критерии, отнесенные к категории желательных. В принятии управленческих решений, конечно, неизбежны и компромиссы. Например, предпочтете ли вы более быстрой поставке более низкую цену? Готовы ли вы пожертвовать скоростью ремонта ради лучшего качества обслуживания?

На четвертой стадии осуществляется выработка альтернатив. При обсуждении стандартных решений это не составляет проблемы. Например, при сравнении различных мест расположения нового пункта обслуживания клиентов. При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.

Пятая стадия – это сравнение выработанных на предыдущей стадии альтернатив. Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив и выбора наилучшего варианта. Иногда все варианты решения выглядят хорошими, и ни одно не кажется преимущественным. Поэтому, чтобы сделать выбор, менеджер нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив.

Критерий оценки последствий различных вариантов определяется обычно целью решений. При этом существует необходимость в измерении степени, до которой определенное событие способствует достижению цели. Для разрешения конфликтов нужна общая единица измерения последствий. Без нее нельзя, например, сравнить альтернативу, ведущую к минимизации затрат, связанных с привлечением ресурсов, с альтернативой, позволяющей минимизировать сроки такого привлечения. Для сравнения этих альтернатив, нужно чтобы они принадлежали к одному классу явлений и могли быть измерены по единой шкале.

Применительно к экономике можно сказать, что, к сожалению, нельзя выразить все последствия в виде их влияния на издержки, доход или прибыль, поэтому использование денег в качестве всеобщей единицы измерения может оказаться затруднительным.

На шестой стадии определяется риск, которому может быть подвергнут банк в случае выбора конкретной альтернативы. В предпринимательской деятельности выявление риска может варьировать от сложного вероятного анализа в моделях оптимизации до чисто интуитивных догадок.

Чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и пытаться предсказать трудности, с которыми можно столкнуться в случае реализации каждой из них. Подчеркнем важность рассмотрения альтернативы, потому что отклонения, связанные с принятием одной альтернативы, как правило, не имеют ничего общего с возможными отклонениями в случае реализации других альтернатив.

Вот некоторые случаи риска. Если, например, строительство здания не будет завершено вовремя, то придется задержать открытие банка. Или другой пример. Если в спрос на банковские услуги летом упадет, то могут сократится доходы и прибыль. Эти виды риска характеризуют некоторые типичные побочные эффекты, которые следует учитывать в предпринимательском деле.

На седьмой стадии разрабатывающий решение делает оценку риска. Знать о существовании риска важно, но недостаточно. Необходимо определить его значимость. При оценке риска учитываются такие факторы, как вероятность его наступления и величина. При помощи фактора вероятности формируется суждение о том, что - то или иное событие действительно произойдет. Фактор же величины позволяет сформировать суждение о степени влияния события на положение банка в сфере действия риска.

На восьмой стадии принимается решение. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение. Ведь эти данные позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Следует отметить, что показатели степени риска прямо не связаны между собой, пока нет такой формулы, которая позволила бы их сравнить. Поэтому следует поставить вопрос: "Стоит ли дополнительная эффективность, которую можно получить, того риска, на который я иду?" Обычно менеджеры не стремятся минимизировать риск, а идут на риск приемлемый и контролируемый. Делая выбор, менеджер анализирует, взвешивает целый ряд суждений. Очень важно эти суждения четко рассортировать. Ведь решение, которое нужно принять, основывается на определенной сумме оценочных суждений. Однако встречаются в практике предпринимательства и неоднозначные (двойные) решения, которые именуются бинарными. В бинарном решении представлены две диаметрально противоположные альтернативы. Обычно это конкурирующие альтернативы, которые вынуждают делать выбор "да/нет", "или/или". Например, открывать еще один филиал или нет. Большинство бинарных ситуаций возникает в результате того, что не проводится серьезный и углубленный анализ проблемы.

4. Планирование в системе управления: необходимость и сущность планирования.

 

Общая схема процесса управления банком как регулируемой системой включает четыре основные фазы: планирование, анализ, регулирование, контроль, которые образуют замкнутый управленческий цикл.

Планирование занимает в этом ряду особое место не только из-за того, что является первым этапом данного цикла, но также и потому, что определяет ме­тодологию и технологию всех остальных процессов менеджмента.

Все элементы банковского менеджмента тесно связаны между собой единым плановым процессом и могут рассматриваться как различные компоненты расширенной системы планирования, которая должна пронизывать всю деятельность банка и обеспечивать основу принятия управленческих решений, так как в идеале каждое решение банковских менеджеров должно обуславливаться следующими факторами:

1) задачами, которые решает банковская организация;

2) прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды: экономической ситуацией в целом, состоянием рынков, на которых действует банковская организация;

3) внутренними возможностями банка: состоянием его активов и пассивов, возможностями и квалификацией банковского персонала;

4) принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней, т.е. степенью децентрализации процесса управления.

Каждый из этих факторов, так или иначе, проявляется в процессе банковского планирования. На различных этапах этого процесса:

1) определяются генеральные направления и приоритеты перспективного развития банка, его локальные цели и задачи;

2) разрабатываются банковские продукты, пользующиеся спросом на рынке и требующиеся клиентам банка;

3) согласовываются конкретные планы, разрабатываемые для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, с достигнутым потенциалом и структурными ограничениями на операции банка;

4) определяются пути достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка;

5) уточняются и корректируются перспективные плановые показатели с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;

6) согласовываются текущие решения о проведении конкретных операций банка с целью поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;

7) осуществляются структурирование организации и планирование персонала, которые обязаны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей,

8) обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и сформировать требования к персоналу необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.

Все этапы планирования должны опираться на мониторинг и анализ внутреннего состояния банка и состояния внешней среды. Взаимодействие информационных потоков, возникающих на всех этапах планирования и управления банком должно обеспечивать интегрированный, системный и ситуационный подходы к планированию деятельности банка

Интегрированный подход предполагает проведение анализа и прогнозирования всей системы показателей жизнедеятельности банка на единой информационной и методологической платформе. Он базируется на совокупном использовании системного и ситуационного подходов.

Системный подход требует рассмотрения банка как системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: людей, структуры, технологии, информационного обеспечения, ориентированных на достижение поставленных целей. Банк рассматривается как открытая система, связанная с внешней средой.

Ситуационный подход предполагает выделение ключевых компонентов, способных оказывать существенное влияние на состояние банка, и подготовку альтернативных сценариев развития, ориентированных на различные сочетания этих параметров.

Итак, планирование в широком смысле представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучения потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией. Планирование в узком смысле можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с будущим банковской организации. В данном контексте планирование не затрагивает сферу принятия решений и организацию их выполнения.

В любом случае планирование решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.

Обязательными принципами организации планирования банка должны стать:

1) гибкость и индикативность, т.е. возможность быстрого регулирования плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации;

2) тщательно продуманный и организованный процесс контроля за выполнением плановых показателей, который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей;

3) альтернативность планирования: составление многовариантного плана для оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации;

4) встроенностъ системы планирования в организационную структуру банка, предполагающая участие в составлении плана и контроле выполнения плана менеджеров всех уровней управления;

5) ориентацию стратегии развития и отдельных планов на максимизацию финансовых результатов.

Таким образом, планирование является начальным звеном стандартного управленческого цикла: планирование — выполнение плана — контроль — планирование и т.д.

Основная цель системы планирования коммерческим банком может быть сформулирована следующим образом: формирование и адаптация стратегии банка, а также организация процесса оперативного планирования деятельности банка, обеспечивающие долгосрочный рост его стоимости и поддержание конкурентоспособности.

Для достижения данной цели в процессе планирования необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить формирование стратегических целей организации и тактики их реализации, соответствующих приоритетам, определённым акционерами и Советом директоров банка;

- обеспечить единое видение целей и приоритетов развития банка для менеджмента и сотрудников банка, а также определить сферу ответственности каждого субъекта планирования в решении поставленных задач;

- сформировать стратегические альтернативы развития банка и выбрать оптимальные с точки зрения их влияния на справедливую стоимость банка варианты его развития;

- найти и выбрать программы и проекты развития банка, обеспечивающие реализацию его целей, определить их приоритетность с точки зрения влияния на достижение стратегических целей;

- согласовать цели и программы развития с имеющимися ресурсными и прочими ограничениями деятельности банка;

- обеспечить устойчивое финансовое состояние банка в процессе реализации и развития стратегии, в том числе его безубыточную деятельность и ограничение принимаемых рисков величиной чистых активов (капитала) банка.

Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желае­мых результатах деятельности.

Планирование определяет условия и границы, в которых предстоит работать коллективу. Оно позволяет координировать все стороны деятельности банка через сводные показатели посредством системы материального стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка:

• перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе в целях достижения целей и задач, стоящих перед банком;

• текущих планов (бизнес-планов), определяющих конкретные параметры деятельности банка в краткосрочной перспективе и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.

В планах должны найти отражение: содержание стратегических целей и задач банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации; постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.

В теории банковского менеджмента упоминаются самые разнообразные виды планирования: стратегическое, маркетинговое, текущее, тактическое, оперативное, финансовое, планирование персонала, составление сметы расходов банка и т.д. По уровню детализации отдельных задач и плановых показателей можно выделить следующие виды планирования:

планирование стратегии банка, предполагающее определение миссии банка, его целей и задач, приоритетов перспективного развития;

• маркетинговое планирование, нацеленное на разработку и внедрение банковских продуктов, пользующихся спросом на рынке;

• бизнес-планирование, призванное определить конкретные пути решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг и структурные ограничения на операции банка, которые позволят ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка;

• оперативное планирование, определяющее перечень и сроки реализации конкретных проектов, обеспечивающих выполнение бизнес-плана, а также объем и структуру необходимых для этого ресурсов и сроки окупаемости затрат;

• финансовое планирование, целью которого является оценка финансовых результатов, ожидаемых при выполнении того или иного варианта бизнес-плана или текущего плана, и построение прогнозного баланса банка;

• составление сметы расходов и использования прибыли банка, затрагивающее вопросы определения объемов накладных расходов банка и необходимых затрат капитала на новые программы или проекты;

• бюджетное планирование, определяющее основные направления и плановые финансовые показатели деятельности отдельных структурных подразделений банка (так называемых бизнес-единиц);

• планирование текущей деятельности, задачей которого является подготовка и согласование текущих решений о проведении конкретных операций банка с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий с целью поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности и обеспечения соблюдения системы лимитов банка;

• структурирование организации и планирование персонала, которые призваны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей, обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и подобрать персонал необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.

Все эти виды планирования тесно связаны между собой и области их пересечения обеспечивают единство процесса планирования деятельности банка.

Так, планирование стратегии должно стать исходной точкой для плана маркетинга и бизнес-планирования, так как оно призвано определить те рынки банковских услуг, круг клиентов, виды деятельности, которым отдают предпочтение учредители кредитной организации. Стратегия разрабатывается, как правило, на достаточно длительный период (5—10 лет), но может уточняться в зависимости от внешних и внутренних условий, выявленных в процессе составления плана маркетинга и при бизнес-планировании. Поэтому стандартное описание этих процессов начинается с этапа целеполагания.

Маркетинговое планирование нацелено, прежде всего, на разработку конкурентоспособных банковских продуктов и услуг. Однако оно не будет завершено, пока не будет проведена детальная оценка тех затрат прибыли или капитала, которые

необходимы для продвижения перспективных услуг на рынок или для расширения сферы распространения старых продуктов. Данные расчеты являются частью процесса финансового планирования, а бизнес-план должен учесть те изменения, которые произойдут в перспективе в структуре и эффективности проводимых операций в результате реализации плана маркетинга.

Бизнес-план составляется для того, чтобы найти оптимальные пути реализации провозглашенной стратегии и увязать ее во времени с существующим потенциалом банка и его маркетинговыми возможностями. План маркетинга, по сути, является одним из этапов бизнес-планирования, нацеленным на определение конкурентной позиции банка, его сильных и слабых сторон и разработку продуктов и услуг, которые бы позволили ему укрепить эту позицию и завоевать новые рынки и новых клиентов.

Текущий план — это корректировка набора плановых показателей и индикаторов, определяемых бизнес-планом. Текущий план может затронуть и план маркетинга, когда банк из-за ограниченности внутреннего потенциала, или из-за изменений внешних условий корректирует свою политику внедрения новых продуктов и услуг, или изменяет объем своего присутствия на определенных рынках.

Финансовый план является составной частью и завершающим этапом любого вида планирования: он всегда должен прорабатываться таким образом, чтобы можно было определить, как его исполнение повлияет на конечные финансовые результаты, налоги и на использование прибыли банка, его баланс и выполнение обязательных экономических нормативов и внутренних лимитов банка. Прежде всего финансовый план завершает составление бизнес-плана и плана маркетинга и корректируется в процессе текущего планирования.

Составление сметы расходов и использования прибыли — только один из этапов построения финансового плана. Кроме показателей сметы на этом этапе должны быть определены объемы доходов и расходов от проводимых операций банка. Смета составля­ется в процессе бизнес-планирования и корректируется в процессе текущего планирования.

Оперативный план призван обеспечить корректировку текущих позиций банка в соответствии с установленными в процессе бизнес-планирования лимитами и ориентировочной структурой операций, определенной плановым балансом. На этом же этапе принимаются решения о конкретных процентных ставках по операциям на основе принципов процентной политики, описанных в бизнес-плане.

Планирование персонала осуществляется в рамках маркетингового планирования и бизнес-планирования для определения характеристик необходимых трудовых ресурсов. Планирование персонала завершается расчетами, определяющими изменение фонда оплаты труда, расходов на переподготовку и повышение квалификации кадров и т.п. Данные расчеты включаются в итоговую смету.

Структурирование организации и определение принципов управления ею должны осуществляться на основе стратегических задач и целей, установленных учредителями банка. С этой точки зрения важно иметь раздел, определяющий организационную структуру кредитной организации, в рамках стратегического плана. По мере его уточнения в процессе бизнес-планирования и маркетингового планирования возможна корректировка структуры в зависимости от решаемых на каждом конкретном этапе задач.

Таким образом, видно насколько тесно связаны между собой все виды банковского планирования. Большинство из них является одновременно и отдельными этапами про­цесса разработки стратегии банка, и элементами текущего управления деятельностью кредитной организации. Во избежание противоречий, возникающих при принятии управленческих решений из-за несогласованности отдельных плановых и аналитических процедур, необходимо разработать такую технологию текущего, перспективного и стратегического планирования, которая определяла бы общие стандарты данных процессов. Решение данной задачи предполагает создание: единого информационного хранилища банка, содержащего всю внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия плановых и управленческих решений, единой методологии анализа и планирования деятельности банка, обеспечивающей сопоставимость всех используемых в практике управления кредитной организацией плановых и аналитических показателей; единого регламента планирования деятельно­сти банка, определяющего обязанности управленческого персонала и структурных подразделений банка на различных этапах планового процесса, сроки, регулярность и ответственность за реализацию плановых процедур.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под управленческим решением?

2. Какие направления охватывает управленческое решение?

3.Охарактеризуйте, как влияет интуиция, суждение и рациональность на принятие управленческого решения?

4. Назовите принципы принятия решения.

5. Перечислите стадии процесса принятия решения.

6. Какие существуют подходы к планированию деятельности банка?

7. Назовите существующие виды планирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.014 с.)