Вопрос№13. Понятие и основные характеристики современного конституционного строя России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос№13. Понятие и основные характеристики современного конституционного строя России.



Конституция РФ начинается с гл. 1 «Основы конституционного строя». Исходя из ее положений, можно охарактеризовать конституционный строй так: «конституционный стройзакрепленные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства».

символизирует единство 3-х постулатов: человек, общество, государство – построенных на конституционном (закрепленном в основном законе) фундаменте.

• создает предпосылки и благоприятные условия для создания гражданского общества

• экономический фактор присутствует, но нет приоритета каких-либо форм собственности, а равным образом признаются и защищаются все формы собственности

более четко охватывает сущностную и структурную характеристику государства

Основные характеристики конституционного строя:

1) народовластие (народный суверенитет);

2) наличие Российского государства как всеохватывающей организации всего народа;

3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

4) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима;

5) идеологическое многообразие и политический плюрализм;

6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.

1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет ее непосредственно и/или через органы государственной власти и местного самоуправления. Интересам народа служит вся организация жизни общества и государства, совокупность институтов власти. Таким образом, как власть в государстве, так и власть (управление) в обществе лишь разные пути и средства воплощения народовластия.

2) единственной организацией, которая может быть названа организацией всего народа, является государство. Оно должно в равной мере учитывать интересы каждого человека. Государство создается для того, чтобы решать общественно значимые задачи, создавать нормативную правовую базу развития всех общественных отношений и управлять многими делами на благо граждан;

3) ст. 2 Конституции РФ говорит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Политика РФ строится не только на провозглашении, но и на реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Государство и все хозяйствующие структуры должны создавать материальные основы и предпосылки осуществления прав и свобод. Но личность не может доминировать над государством, поэтому нужно дополнить эту конституционную ценность еще одну: личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства;

4) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима – такая конституционная черта, которая проявляется в природе нашего государства, ведь в Конституции РФ оно названо демократическим. При демократии народ управляет всеми своими делами – и государственными, и общественными; и в государстве, и в обществе должна обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы и решать их законными способами. Демократия – это также и внутреннее осознание гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Демократия также является и политическим режимом, когда закон и реальность адекватны друг другу. В государстве должно быть единство государственных институтов, свободы человека и гражданина.

5) идеологическое многообразие и политический плюрализм признаются в ст. 13 Конституции РФ. Этими категориями характеризуется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения;

6) Свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. Закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, капитала, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (кроме направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), равное признание и защита всех форм собственности.

 

14. Российское государство: важнейшие характеристики по Конституции 1993 г.

Государственной основой конституционного строя и его выражением в масштабах всей страны является Российское государство. Наименования РФ и Россия равнозначны.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ «РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ содержит и еще ряд основополагающих характеристик Российского государства. В связи с этим можно выделить следующие черты: 1) демократическое; 2) федеративное и суверенное; 3) правовое; 4) имеющее республиканскую форму правления; 5) основывающееся на принципе разделения властей; 6) социальное; 7) светское.

1. В основе демократического государства стоит предопределенность задач и деятельности государства интересами народа, гласное осуществление государственных функций, политические и личные свободы граждан, гуманистическая направленность политического режима и недопустимость произвола. Демократическое государство служит народу, воплощает его интересы, обеспечивает осуществление государственной власти народом непосредственно, а также через органы государства. Реализация государственных функций доступна любому гражданину, подконтрольна гражданам и общественному мнению

2. РФ как федеративное государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Единая система государственной власти, единая правовая система, единое экономическое пространство, единая денежная единица, отсутствие таможенных пошлин внутри страны, вертикальная подчиненность в рамках федеративных отношений. Россия обладает государственным суверенитетом, т.е. ее власть распространяется на территорию всей страны и никем не может быть ограничена ни извне, ни внутри. Конституция РФ и ФЗ подлежат неукоснительному соблюдению и применению во всех регионах. Государственным суверенитетом обладает исключительно РФ, а субъекты РФ не обладают им, хотя и сохраняют самостоятельность в разрешении вопросов, отнесенных к их ведению; субъекты РФ обладают равным КП статусом независимо от своего наименования, территориальных размеров, численности населения, экономического состояния и других факторов. Это положение отражено в статье 5 Конституции РФ в 2 аспектах:

а) РФ состоит из равноправных субъектов, т.е. их статус одинаков,

б) субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

3. вся жизнь в РФ основывается на Конституции РФ, законах и иных НПА, т.е. на господстве права и закона;

-в таком государстве предполагается исчерпывающе полное правовое урегулирование тех общественных отношений, которые нуждаются в подобной регламентации.

-вся совокупность НПА должна создаваться с соблюдением принципов справедливости и гуманности в отношении тех, кому они адресованы;

-нужно обеспечить исполнение НПА;

-при неисполнении или нарушении закона должна наступать ответственность по закону;

- в правовом государстве должна быть создана система защиты субъектов права и норм права;

-правовое государство обеспечивает действие принципа законности. Он проявляется в совокупности таких начал: наличие норм права, установление юридической ответственности за неправомерное поведение, защита от необоснованных ограничений прав и законных интересов любого субъекта права, а также от необоснованного привлечения его к ответственности;

-в правовом государстве должен существовать определенный склад общественного сознания. Он основывается на том, что надо жить на основе права и закона, у граждан должно быть твердое убеждение, что закон защищает их интересы, он справедлив и перед ним все равны;

4. характеристика РФ как государства с республиканской формой правления означает, что главные должностные лица являются выборными, исключено получение власти в порядке наследования, невозможно «дарение» власти, признаются неконституционными захват власти или ее присвоение. Народ вправе осуществлять властные функции непосредственно: сами органы появляются именно в результате оформления воли народа посредством выборов;

5. разделение властей может проявляться в 2 аспектах: разделение власти на 3 ветви – законодательную, исполнительную, судебную; разделение властных функций по уровням системы государственных органов – федеральный уровень, уровень субъектов РФ и уровень местного самоуправления. Конституция РФ отражает только первый аспект (ст. 10). Принцип разделения властей распространяется только на органы государственной власти. В системе местного самоуправления принцип разделения властей официально не применяется, но реально все равно различаются законодательные и исполнительные органы местного самоуправления. Каждая ветвь власти занимается своими делами. Ветви власти самостоятельны, не имеют права вмешиваться взаимно в деятельность и подменять друг друга. Каждая ветвь власти обладает средствами воздействия на другие ветви власти, чтобы они принимали решения, в которых у данной ветви власти есть интерес, и чтобы обеспечивался баланс властей, а также соблюдалась законность в их деятельности.

6. в ст. 7 Конституции РФ говорится, что РФ – социальное государство. С учетом этой статьи, социальным считается государство, которое создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни, а также, заботиться о здоровье людей. Социальное государство создает предпосылки для свободного развития личности, берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы;

7. в ст. 14 Конституции РФ говорится, что РФ – светское государство и что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство дает гражданам свободу выбора религиозного вероисповедания или отказа от какого бы то ни было вероисповедания. Государство не имеет права возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; вмешиваться в деятельность религиозных объединений. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. В светском государстве все религии равны перед законом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 8649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.015 с.)