Особый Порядок изменения Конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особый Порядок изменения Конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.



Особый вариант специальных требований - сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и, тем самым, обеспечивалась бы ее стабильность.

В главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части:

 

Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9.

Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений.Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

 

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

По истечении годового срока СФ на очередном собрании устанавливает результаты рассмотрения. Результаты могут быть обжалованы в течение 7 дней в ВС РФ Президентом или органом законодательной власти субъекта с немедленным извещением президента и СФ (до вступления в силу решения ВС по жалобе закон не направляется на подписание Президенту).

Если ВС потребует пересмотра результатов, СФ на очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос

Если одобрили не менее 2/3 субъектов – в течение 7 дней закон направляется президенту для подписания и официального опубликования, которое осуществляется президентом в течение 14 дней. Если не одобрили – повторная аналогичная инициатива только через год. Принятая поправка подлежит внесению президентом в текст конституции и в течение месяца откорректированная конституция публикуется.

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

 

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст статьи 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.

В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Таким образом, порядок принятия и изменения Конституции РФ намеренно усложнен ее создателями с целью обеспечения стабильности российского общества и гарантированности соблюдения, реализации и воплощения конституционных норм и принципов.

 

Вопрос 12. Конституционное Собрание: назначение, вопросы состава и деятельности.

Принятие Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» предусмотрено действующей Конституцией Российской Федерации. Статья 135 говорит о том, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствие с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание: оно либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Проект Конституции принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование.

Конституционное Собрание – учредительный орган государственной власти РФ, создание и деятельность которого нацелены на подтверждение неизменности действующей либо разработку новой Конституции, ее принятие или вынесение на референдум.

Существует несколько подходов к образованию Конституционного Собрания:

а) преобразовать в Конституционное Собрание обе палаты Федерального Собрания РФ

(«+»: одно дело – рассмотреть в палатах, другое – при общей работе;

«-» замирание работы палат ФС с созывом Конституционного Собрания);

б) 1-ая половина членов – депутаты ГД и члены СФ, 2-ая половина – представители от субъектов РФ, избранные в равном количестве их органами законодательной власти, причем общая численность представителей должна быть = общему числу федеральных парламентариев

«+»: в деятельности принимают участие органы государственной власти федерального уровня и субъектов;

«-»: громоздкое Конституционное Собрание (около 1300 человек), ощутимые расходы при размещении иногородних членов Конституционного Собрания);

в) избрать членов Конституционного Собрания в субъектах – по 2 от каждого

«+»: в деятельности принимают участие органы государственной власти федерального уровня и субъектов;

«-»: Президент и иные федеральные высшие должностные лица не участвуют в работе, нет уверенности, что придут те люди, которые подготовлены для этой работы, эти люди могут поставить локальные интересы выше общегосударственных;

г) формирование органами государственной власти – в его состав направляют своих представителей Президент, палаты ФС, Правительство, высшие федеральные суды, субъекты РФ;

д) межфракционный проект Авакьяна

Членами Собрания могут быть граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом!

Всего 300 членов

Входят три категории лиц: по должности (президент, председатель и зам. правительства, руководители комитетов ГД и председатель, руководители комитетов СФ и председатель, председатель конституционного суда, председатель верховного суда, уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и т. д.).

по избранию (два от каждого субъекта) и по назначению (ведущие ученые-юристы, старше 30 лет обладающие должной квалификацией и не входящие две другие категории).

Работа:

на первом заседании утверждает свой Регламент, избирает Председателя и заместителей Председателя.

Заслушивает и обсуждает доклад представителя инициатора пересмотра гл. 1, 2, 9 Конституции РФ, который обосновывает свои предложения по пересмотру, а также положения своего проекта новой Конституции.

Рассматривает вопрос о подтверждении неизменности Конституции РФ (решение принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания).

Если ДА – задача Собрания считается завершенной, оно прекращает свою деятельность.

Если НЕТ – Конституционному Собранию надо разработать проект новой Конституции.

Затем выносится вопрос о принятии данного проекта за основу.

Если принимается за основу большинством голосов – образуется рабочий орган и ему поручается доработка проекта в определенный срок.

Если проект не принимается – Конституционное Собрание должно принять решение о разработке проекта новой Конституции (если это решение не принимается – деятельность считается завершенной).

После разработки рабочим органом проект новой Конституции обсуждается на заседании Собрания и принимается за основу большинством голосов от общего числа его членов.

Собрание может образовать редакционную комиссию для рассмотрения поправок к проекту. (Поправки считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 1/2 общего числа членов Собрания.)

• С учетом поправок рабочий орган составляет окончательный вариант текста проекта Конституции и снова вносит на рассмотрение Конституционного Собрания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.01 с.)