Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Референдум РФ как институт народовластия (на базе фкз 2004 Г. )
Референдум – всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения Нормативная база.
Исходные начала, касающиеся референдума, закреплены в Конституции РФ: референдум наряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа; право участвовать в референдуме – основное право граждан. Референдум назначает Президент РФ. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Референдум может стать важной частью процедуры пересмотра действующей Конституции РФ, ее замены путем принятия новой Конституции РФ. Референдум проводится на территориях субъектов РФ, в отношении которых решается вопрос об образовании нового субъекта РФ.
К числу специальных федеральных источников КП, регулирующих проблематику референдумов, относятся: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002) и ФКЗ «О референдуме РФ» (28.06.2004). Большое значение имеют Постановления КС от 11 июня 2003 и 21 марта 2007. В субъектах РФ – конституции и уставы субъектов, законы о референдумах субъектов и о местных (муниципальных) референдумах. На уровне МСУ – уставы Муниципальных Образований.
Природа референдума. Суть и значение референдума определяется тремя пунктами – волеизъявление народа, голосование, результат. Избиратель отдает предпочтение одному из вариантов решения проблемы, если на референдум предложено несколько вариантов; если же предложено только одно решение, у избирателя есть возможность сказать «да» или «нет» («за» или «против»). Воля большинства имеет обязательное значение.
Референдум (лат.) – то, что должно быть сообщено. Исторически возник, как форма обращения власти к народу с просьбой высказаться (консультативное значение), постепенно был признан императивным. С референдумом перекликается опрос народа (тоже голосованием), различие в результате – при референдуме голосование имеет окончательное значение, при опросе – консультативное. Различие может быть и в степени охвата населения (референдум – нужна минимум половина населения, опрос – можно и меньше половины). Таким образом, можно говорить об императивных (референдум) и консультативных (опрос) референдумах.
Плебисцит (лат.) – «решение народа» – тоже императивное голосование, отличать от референдума можно только по предмету. Референдум – внутриполитические вопросы, плебисцит – внешнеполитические. Такое деление условно.
Принципы проведения референдума: 1) референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании; 2) граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.; 3) граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях; 4) гражданин РФ голосует за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно; 5) участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме; 6) голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина РФ.
Участвовать в референдуме имеет право гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда Круг вопросов референдума (ст.6): Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ; также на референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ; на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На референдум не могут выноситься вопросы: 1) об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ; (нельзя на федеральный референдум, можно в субъекте) 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, ГД ФС РФ, а также о проведении их досрочных выборов; 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ; (для этого есть определенный порядок, нарушение которого приведет к неразберихе)
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 5) об избрании или досрочном прекращении полномочий органов или должностных лиц, образованных в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц; 6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; (для референдума нужно время, а тут необходимы срочные меры)
Процедура назначения референдума:
Сначала инициатива референдума выражается в виде сбор 2 миллионов подписей или принятия решения о необходимости проведения референдума Конституционным Собранием; затем проверяется правильность сбора подписей и подписных листов ЦИК РФ, и они направляются Президенту вместе со своим заключением (если Конституционное Собрание, то направляется его решение Президенту); затем Президент направляет документы и материалы в КС РФ, который должен принять решение о признании инициативы референдума соответствующей Конституции РФ; наконец, Президент РФ должен принять решение о назначении референдума.
Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума: Референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение 3 месяцев со дня их отмены; Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы; Проведение повторного референдума не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования его результатов. В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием его результатов не может быть выдвинута инициатива проведения
Инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ; 3) Федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим ФКЗ. Инициативная группа должна состоять из региональных подразделений, создаваемых более чем в половине субъектов. Инициаторов должно быть не менее 4,5 тысяч (не менее 100 участников с одного субъекта).
Регистрация инициативной группы: Первый этап – регистрация региональной подгруппы в избирательной комиссии соответствующего субъекта Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы (+ прилагается проток по итогам собрания). Получив документы от региональной подгруппы, ИК субъекта оповещает ЦИК РФ о вопросе референдума. ЦИК в течение 10 дней проверяет соответствие вопроса ФЗ о референдуме и принимает соответствующее решение. Если ЦИК установила несоответствие, то она должна это мотивировать, и тогда ИК субъекта не вправе регистрировать региональные подгруппы. ИК субъекта (в течение 15 дней) может отказать подгруппе в регистрации при неправильном предоставлении документов. Решение об отказе в регистрации ИК может быть обжаловано в суд общей юрисдикции, отказ ЦИК – в ВС РФ. Если несоответствие Конституции – ВС отправляет запрос в КС (новшество закона 2008г).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.01 с.) |