Основные черты РФ как государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты РФ как государства



Надо характеризовать природу РФ не просто как государства, а как федеративного государства со следующими характерными чертами:

1) наличие Основного закона – Конституции, а также разветвленного законодательства. Ч. 2 ст. 4 Конституции РФ говорит, что Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ. Конституция РФ применяется на всей территории РФ, все законы не должны противоречить ей;

2) своя территория и территориальное верховенство. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. РФ осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Территориальное верховенство имеет 2 аспекта: внешнеполитический (никто извне не может распоряжаться территорией РФ, проводить какие-либо изменения) и внутриполитический (органы субъектов РФ не могут проводить изменения территории РФ без ее участия);

3) наличие единого гражданства, право приема в гражданство и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства. По ФЗ «О гражданстве РФ» (2002) предусмотрено только единое гражданство РФ. Прием в гражданство и разрешение выхода из него являются компетенцией РФ;

4) федеральная система государственных органов. В нее входят Президент, ФС, Правительство и иные ФОИВ, КС, ВС, нижестоящие суды общей и арбитражной юрисдикции, Генеральный прокурор, ЦИК и др.;

5) единая внутренняя и внешняя политика. Формируется с участием субъектов РФ и осуществляется органами РФ. РФ присущи ее международное признание и международная правосубъектность (участие в международных отношениях);

6) единые Вооруженные Силы. Они подчиняются Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ – Президенту РФ. Создание войсковых формирований субъектов РФ непозволительно;

7) единая система служб безопасности и внутренних дел. Органы безопасности созданы применительно к территориальной структуре государства, имеют вертикальное подчинение. Руководители органов внутренних дел субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ;

8) единая денежно-финансовая система с едиными денежной единицей, системой налогов, кредитно-денежным обращением, ЦБ РФ и т.д. Ст. 75 Конституции РФ говорит, что денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия производится только ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается;

9) наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции;

10) наличие государственного языка РФ. Ст. 68 Конституции РФ говорит, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Как федеративное государство РФ вправе регулировать вопросы использования языка и языковые отношения применительно ко всей своей территории. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития;

11) РФ обладает символами (атрибутами) государства – флагом, гимном, гербом, столицей. ФКЗ «О государственном гимне РФ» (2000), «О государственном гербе РФ» (2000), «О государственном флаге РФ» (2000). Столица РФ – город Москва (закон РФ «О статусе столицы РФ» - 1993).

 

Вопрос 42. Виды и правовой статус субъектов РФ. Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ

Виды субъектов

По видовой принадлежности ст. 5 КРФ:

• республики,

• края,

• области,

• города федерального значения,

• автономная область,

• автономные округа.

По родовой принадлежности:

государства — это республики;

национально-территориальные образования — автономная область, автономные округа;

территориальные образования — края, области, города федерального значения.

 

Правовой статус, закрепленный в Конституции РФ:

1. субъекты РФ равноправны, т.е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации.

 

2. Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом

Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

• Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

• Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом

Субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.

 

3. У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт конституция у республики, устав у остальных субъектов.

 

4. У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобразное территориальное верховенство.

5. Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. 2004 г.): представлена органом законодательной (представительной) власти, высшим должностным лицом субъекта РФ, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.

 

6. Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией.

• Прежде всего, Конституция РФ предусмотрела разделение вопросов ведения между Федерацией и субъектами: э то вопросы исключительного ведения Федерации; вопросы совместного ведению Федерации и ее субъектов; вопросы собственного ведения субъектов.

• Есть также представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, которые обязаны отреагировать на подобные обращения.

Процедура решения определенных вопросов федерального уровня предусматривает участие субъектов РФ. Например, при внесении поправок в Конституцию РФ проект закона Федерации о поправке направляется органам законодательной власти субъектов и имеет шансы на принятие лишь после их одобрения не менее чем двумя третями указанных органов.

 

7. Субъекты, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом

 

8. У субъектов РФ есть право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и субъектами. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

 

9. Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта человек проживает. Это не исключает права субъекта РФ на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности, по укреплению их материального положения.

 

10. Охраной безопасности страны, вооруженной защитой ее территории занимается Российская Федерация. Отсюда у субъекта РФ нет права на свои войсковые формирования (армию, внутренние войска, пограничников и т.п.). Но у субъекта есть обязанность оказывать содействие обеспечению безопасности государства.

 

11. У субъектов РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях.

 

12. Субъекты имеют право на применение официального языка. Для республик, как субъектов РФ, допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ).

 

13. Все субъекты РФ имеют право на свои символы — герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).

ОСОБЕННОСТИ:

Республика:

• Национально-территориальный принцип (создание на основе этого принципа)

• Обозначены как государства

• Равноправны с иными субъектами

• Первое место при перечислении субъектов в Конституции РФ

• Имеют конституцию. Принимается или законодательным органом, или на референдуме субъекта

• Право на установление государственных языков

 

Края, области:

• Территориальный признак

 

Город федерального значения:

• Специфика Москвы состоит в том, что она выполняет сразу несколько функций — это столица Российской Федерации, ее субъект и административный центр Московской области.

• Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время административным центром Ленинградской области.

Автономная область

• Только одна Еврейская автономная область, особенностей нет.

 

Автономный округ

• Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного такого закона).

• Тем не менее, на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область и автономный округ являются субъектами РФ, значит они равны в своем статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, он, следовательно, занимает подчиненное положение в отношении края, области.

Перспективы разрешения этой коллизии видятся:

• в объединении соответствующих субъектов в один (формально новый) субъект РФ.

• выход автономного округа из состава края, области и прямое вхождение его в Российскую Федерацию.

 

Порядок принятия

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части

Требования (одинаковы как для образования, так и для принятия):

-осуществляется на добровольной основе

-должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

 

Условия принятия:

может быть принято иностранное государство или его часть.

-осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

-новому субъекту предоставляется статус республики (если иное не предусмотрено международным договором).

Порядок принятия:

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, является данное иностранное государство.

Президент Российской Федерации после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Рассмотрение предложения, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

ФЗ о ратификации международного договора и ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Образование нового субъекта РФ

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

3) Критерии образования

Нет четких критериев, это больше политический вопрос, а конституционно происходит закрепление политического решения. Однако можно выделить следующее:

- способность территории по экономическим, организационным, а в определенных случаях и по национальным факторам быть субъектом Федерации.

- необходимость в нем с точки зрения разделения властей по вертикали, потребностей соответствующей территории в разнообразных связях вне этой территории.

- для соответствующей территории на базе ее экономического и управленческого потенциала требуется собственная нормативная правовая база для организации дел и жизни населения; а также для учета природных, хозяйственных, бытовых и других условий территории.

 

4) Порядок образования

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации (Таким образом, закон четко предусмотрел только один вариант образования нового субъекта).

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

 

1) Инициатива образования в составе Федерации нового субъекта принадлежит тем субъектам, на территориях которых образуется новый субъект. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации.

2) Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3) Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ.

Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации

В случае если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов такие референдумы будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов вопрос об образовании нового субъекта получил одобрение.

Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта все-таки не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из субъектов, инициатива образования в составе Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами не ранее чем через год.

 

Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Федерации нового субъекта

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.061 с.)