Общая характеристика основных принципов избирательной системы РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика основных принципов избирательной системы РФ



 

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»+ Конституция РФ

Избирательное право – подотрасль Конституционного Права РФ, охватывающая совокупность КП норм, закрепляющих принципы избирательной системы РФ, порядок подготовки и проведения выборов населением депутатов и выборных должностных лиц органов власти и местного самоуправления

+ индивидуальное право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное), участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, включая голосование (в субъективном смысле)

Избирательная система – реально существующий порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц.

Принципы избирательной системыэто основополагающие начала, на которых она строится, организуются и проводятся выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации выборы организуются на основе следующих принципов:

-всеобщего избирательного права;

-равного избирательного права;

-прямого избирательного права;

-тайного голосования на выборах;

-свободы выборов и добровольного участия в них избирателей;

-сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах;

-состязательности на выборах;

-сочетания государственного и негосударственного финансирования выборов;

-организации и проведения выборов избирательными комиссиями.

 

1. Принцип всеобщего избирательного права

Это исходный принцип избирательной системы, он означает право российского гражданина, достигшего необходимого возраста, избирать и быть избранным, а также право на участие во всех избирательных действиях, мероприятиях и процедурах.

Для российского гражданина стержневыми в принципе всеобщности являются два начала: право избирать и право быть избранным. Право избирать и быть избранным не зависит от каких-либо социальных факторов. Гражданин может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Право избирать означает предоставление гражданину Российской Федерации возможности в день выборов принять участие в голосовании, т.е. получить избирательный бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик - активное избирательное право. Активное избирательное право предоставляется гражданину Российской Федерации, достигшему возраста 18 лет.

Право быть избранным означает предоставление гражданину возможности баллотироваться в депутаты представительного органа или выборного должностного лица государственной власти или местного самоуправления. Иначе говоря, право быть избранным означает предоставление гражданину возможности претендовать на выборный пост - пассивное избирательное право. Пассивное избирательное право для кандидата на пост Президента РФ наступает по достижении 35 лет, депутата Государственной Думы — с 21 года.

В России нет условий, ограничений и запретов в реализации избирательных прав по соображениям имущественным, социальным, политической лояльности, пола, грамотности.

Избирательные права могут быть ограничены по следующим основаниям:

1) по возрасту;

2) по принадлежности к гражданству;

3) по проживанию;

4) по прохождению военной службы;

5) по количеству избраний;

6) в связи с нахождением на выборной должности и претензиями на несколько мандатов;

7) по прекращению прежнего мандата выборного лица;

8) по возможностям занятия определенной должности;

9) в связи с отбыванием уголовного наказания;

10) в связи с недееспособностью.

 

 

2. Принцип равного избирательного права

Это означает:

- равные голоса

- равное их количество

Иногда равное избирательное право характеризуют — при выборах депутатов — еще и равенством числа избирателей в избирательных округах и в этом плане как бы одинаковой «ценой» выборного мандата, равной представленностью избирателей различных округов в органе власти, что обеспечивается одинаковой нормой представительства избирателей на округ. Эта норма определяется делением общего числа избирателей всей территории, на которой проводятся выборы, на число депутатов, которых надо избрать.

Однако полное равенство избирательных округов ни по территории, ни по числу избирателей, приходящихся на избирательный округ, на выборах обеспечить трудно. Избирательное законодательство говорит, что при создании одномандатных избирательных округов (т.е. в округе избирается один депутат) соблюдается примерное равенство избирательных округов и допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей на один округ в сторону увеличения и уменьшения. Такое отклонение означает, что избирательные округа будут неодинаковыми по числу избирателей.

 

3. Принцип прямого избирательного права

Избрание непосредственно (прямо) населением.

Косвенные выборы не применяются в избирательной практике нашего государства.

 

4. Принцип тайного голосования

Тайное голосование обеспечивается наличием на каждом избирательном участке специальных кабин или комнат, в которых избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени, после чего опускают их в избирательные ящики.

 

5. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан

Выборы в нашей стране являются свободными, т.е. проводятся в обстановке гласности, широкого информирования населения обо всех мероприятиях.

Участие каждого гражданина в выборах является не только свободным, но и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на него с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

 

6. Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов

Мажоритарнаяизбирательная система — это избрание депутатов по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория соответственно государства, территориальной единицы. Если в одном избирательном округе избирается один депутат, это будет одномандатный округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат выдвигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвижение политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен набрать больше голосов избирателей, чем его соперники.

Пропорциональная избирательная система — это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз только партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов единым избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, получает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голосов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских мандатов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на избирательное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределении мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участвовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер - 5%.

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорциональную избирательные системы на выборах законодательных (представительных) органов субъектов РФ, причем к распределению мандатов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получивших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

 

7. Принцип состязательности

Обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.

 

8. Принцип сочетания государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств

До 1993 г. выборы финансировались исключительно из государственного бюджета. Всякие возможности частного финансирования не допускались и служили основанием для признания результатов выборов недействительными.

Затем было установлено следующее: финансирование мероприятий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств федерального или местного бюджета; вместе с тем для финансирования избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.

По отдельным видам выборов есть свои особенности в формировании избирательных фондов. Например, Федеральный закон 2005 г. о выборах депутатов Государственной Думы предусматривает такие источники избирательного фонда политической партии, как собственные средства - которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии; добровольные пожертвования граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

9. Принцип проведения выборов избирательными комиссиями

Этот принцип избирательной системы прежде всего означает, что за организацию и проведение выборов отвечают формируемые и действующие на основе участия общественности избирательные комиссии — Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территориальные и участковые избирательные комиссии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 4479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.021 с.)