Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегические инновации в сфере управления государственными заказами и закупкамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из основных функций государственной и муниципальной власти является предоставление населению социально значимых товаров, работ и услуг. Основным способом реализации этой задачи является формирование и размещение государственных и муниципальных заказов и осуществление закупок в интересах удовлетворения потребностей населения. Годовой объем этих закупок имеет тенденцию к постоянному росту и составлял 4 трлн. в 2009 г., 5 трлн. в 2010 г. и 7 трлн. руб. в 2014 г[230]. Паразитируя на особой значимости процесса государственных закупок определенная часть недобросовестных служащих стали использовать данную сферу расходования бюджетных средств в интересах личного обогащения. По мнению специалистов область государственных и муниципальных заказов и закупок традиционно занимала ведущее место в коррупционной деятельности. Не использовать стратегических изменений в преодоление данного явления было невозможно. Нормативной базой этой важнейшей сферы общественных интересов являлся Закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[231]». Однако, как показала практика, этот закон не позволял успешно решать вопросы повышения эффективности бюджетных расходов, имел чрезмерно узкую направленность, не предусматривал надежной защиты от многочисленных махинаций, а зачастую способствовал незаконному обогащению чиновников от лица заказчика или менеджеров из числа хозяйственных исполнителей или перекупщиков. Длительное время этот процесс был одним из самых коррумпированных в стране, сопровождавшийся «коммерческой или служебной тайной», заключением т.н. «взаимовыгодных соглашений о намерениях», «многомиллионными откатами», «замаскированными взятками» и другими негативными явлениями. По подсчетам экономистов потери бюджетов всех уровней от многочисленных нарушений в сфере государственных закупок при их триллионных масштабах составляли не менее 10 - 12%[232] в год. Данное обстоятельство способствовало признанию неправового характера основных регуляторов государственных и муниципальных закупок, принятых младореформаторами в начале 90-х гг. с подачи западных консультантов и под давлением олигархического лобби. Многомиллиардные потери инициировали разработку и внедрение стратегических изменений в исключительно важную для страны систему закупок. Основная роль была отведена Федеральным законам № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[233]» и ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц[234]». Новые законы регламентировали проведение торгов, установили нормирование закупок и обеспечили рациональность бюджетных расходов. В них даны четкие определения общественных, государственных и муниципальных нужд и закупок. Использован международный опыт procurement, purchasing, supply[235], требования Генеральной ассоциации о тарифах и торговле и Генеральной ассоциации о торговых услугах. Закон сформулировал основную задачу государственных закупок как приобретение и доставку материальных ресурсов установленного качества, требуемого количества, в нужное время, в нужное место и с наименьшими затратами. И потребовал строгого соблюдения принципов госзакупок. К первой группе принципов относятся т.н. «свойства торгов». 1. Прозрачность (транспарентность) и гласность – наличие ясных правил и действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение правил государственных и муниципальных закупок. 2. Равноправие (справедливость) или открытая и эффективная конкуренция – обеспечение равных возможностей для всех участников размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг для государственных и муниципальных нужд, а так же равное и справедливое (обоюдовыгодное) отношение ко всем потенциальным участникам размещения заказа при определении поставщика, исполнителя, подрядчика по контракту. 3. Ответственность – взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупок, а так же законность и цивилизованность договорных отношений. 4. Недискриминация – отсутствие, снятие неправомочных ограничений и препятствий в отношении конкуренции при размещении заказов, в частности, в отношении иностранных поставщиков. Вторая группа принципов связана с затратами конкурсного размещения заказов и выполнения других процедур. 1. Эффективность – достижение максимального конечного результата закупок для потребителя с максимальной экономической выгодой для заказчика/покупателя. 2. Экономичность осуществление процедур закупки с минимально возможными затратами. 3. Подотчетность и соблюдение процедур – строгое соблюдение законодательно установленного порядка проведения закупок, включая применение процедур, соответствующих объемам и характеру приобретаемых товаров, работ и услуг и соответствующий контроль со стороны государства и общества. Особое внимание Закон обращает на выполнение дополнительных принципов, позволяющих пресечь коррупционные явления в сфере закупок. 1. Законность деятельности государственных заказчиков. 2. Осуществление контроля над размещением государственного заказа. 3. Использование информационных технологий при заключении контрактов. Органы власти в целях автоматизации деятельности государственных и муниципальных заказчиков получили право создавать федеральные, региональные и муниципальные информационные системы, интегрированные в единую информационную систему, использование которой повышает прозрачность и эффективность закупок. Закон, в интересах противодействия коррупции в государственных масштабах, определяет, что заказы/закупки могут осуществляться только двумя путями. 1) Путем проведения торгов: а. конкурс, где победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта; б. аукцион, где победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. 2) Без проведения торгов: а. запрос котировок, при котором победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта; б. у единственного поставщика; в. на товарных биржах. Процедура закупочного цикла по новому закону должна начинаться с прогнозирования потребностей в закупках, включать их непосредственное осуществление и заканчиваться оценкой эффективности удовлетворения потребности. Он включает в себя: «прогнозирование потребности и планирование закупки; «осуществление самой закупки; «управление контрактом; «подведение итогов и оценка эффективности закупки. Принципиально новым стал критерий оценки: не экономия бюджетных средств, а степень удовлетворения общественной потребности в закупке. Значительно сузились коррупционные возможности в определении поставщика. В настоящее время – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками исключительно в порядке, установленным законом. Он начинается с размещения извещения о закупке или приглашением потенциальных поставщиков принять участие в конкурсной процедуре и заканчивается теперь не заключением контракта, а исполнением обязательств сторон. Внесены существенные изменения в систему бывшей электронной информации, не лишенной коррупционной предвзятости. Вместо всероссийской информационной базы была создана Единая информационная система, включающей нормативно-правовое обоснование, равные права субъектов на участие, аналитику, статистику, справочные материалы, библиотеку типовых условий, контрактов и другую полезную информацию. Созданы электронные торговые площадки. Участниками контрактной системы закон назвал: самих заказчиков, уполномоченные ими органы власти, учреждения и организации, операторы электронных торговых площадок, участников конкурентных процедур, федеральные органы исполнительной власти по регулированию торгов и аналогичные органы субъектов РФ. Особое место занял концерн «Росатом» - единственная государственная организация, выведенная из-под действия Закона № 223 ФЗ и представляющая пилотный проект поглощения контрактной системой всей сферы корпоративных закупок. По новым положениям к разряду заказчиков отнесены: · заказчики 1-го уровня - федеральные органы власти, органы управления федеральными внебюджетными фондами; · заказчики 2-го уровня - региональные власти, руководство региональных внебюджетных фондов и казенные учреждения; · заказчики 3-го уровня - муниципалитеты и казенные учреждения. · частично – бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, если им делегированы эти полномочия. Что позволяет исключить «лишние» звенья в структуре закупок. Интересам противодействия коррупции служит предусмотренная законом возможность предметной или частичной централизации государственных и муниципальных закупок. Более строго регламентировано участие в конкурентных процедурах: - участники определяются только в соответствии с законом; - ограничения в участии должны быть обоснованы; - допустимо участие официальных представителей; - состав участников дополнен социально ориентированными некоммерческими организациями. Принципиальное значение имеет предоставление приоритета в торгах не электронным аукционам, скомпрометировавшим себя в 90-е годы, а открытым конкурсам. Открытые аукционы в электронной форме могут осуществляться только на сайте электронной торговой площадке под общественным контролем. В соответствии с нормативными документами[236] были утверждены 5 электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ООО «РТС-тендер». В настоящее время вклад электронных аукционов в общую сумму государственных и муниципальных аукционов составляет 84,5%, открытые конкурсы – 14,7%, запросы котировок – 0,9%[237]. Главным федеральным органом, регулирующим контрактную систему, назначено Министерство экономического развития, которое совместно с Федеральной антимонопольной службой и Рособоронзаказом разрабатывает и осуществляет антикоррупционные меры противодействия. Таким образом принятые меры и новые законоположения существенно ограничили монополизацию сферы госзакупок и расширили возможности малых и средних предприятий по участию в торгах. Ежегодно их присутствие колеблется от 550 до 700 заказов в пределах 1 – 2-х млрд. руб.[238], показывая при этом гораздо большую гибкость и мобильность при выполнении заказов и участвуя в закупках, чем крупные корпорации и предприятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.012 с.) |