Кадровое обеспечение стратегических инноваций в органах государственного и муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадровое обеспечение стратегических инноваций в органах государственного и муниципального управления



Учитывая высокую значимость стратегических инноваций, можно утверждать, что их успех непосредственно связан с эффективностью деятельности государственных гражданских служащих, роль и значимость которых в период разработки и реализации изменений многократно возрастает.

Однако, результативность государственного и муниципального управлением в стране остается невысокой. По международным критериям, Россия находится на 115 месте[159] по этим показателям. И это не смотря на то, что количество государственных и муниципальных служащих в России из расчета на каждую тысячу жителей превышает показатели всех развитых стран (см.: таблицу 4.5.1).

Таблица 4.5.1

Численность работников, замещавших должности государственных гражданских и муниципальных служащих в РФ по состоянию на 2015 год [160]

№№ п/п Должности государственной и муниципальной службы (тыс. чел) Всего Законода тельной Исполни тельной Судеб ной
  Должности гражданской государственной службы 718,6 7,7 592,2 109,1
  Укомплектованность (в %%) 91,3 93,1 90,5 95,6
  2.1. В том числе в федеральных государственных органах 506,3 - 418,1 87,6
  Укомплектованность (в %%) 90,1 - 89,1 95,2
  2.2. В том числе в государственных органах субъектов РФ 212,3 7,7 174,1 21,5
  Укомплектованность (в %%) 94,5 93,1 94,2 97,3
  Должности муниципальной службы 326,4 9,1 311,3 -
  Укомплектованность (в %%) 96,0 92,5 96,2 -

Суммирование приведенных данных показывает, что численность работников, замещающих гражданские должности в федеральных, региональных и в муниципальных органах управления составляет 1 млн. 45 тыс. чел. То есть, на каждую тысячу жителей приходится 7 – 8 чиновников. Тогда как в европейских странах этот показатель равняется 3 – 4, в американских – 4 – 5 и в азиатских – 5 – 6. Таким образом, по сравнению с развитыми странами Россия имеет в полтора – два с половиной раза больше чиновников в расчете на каждую тысячу жителей[161].

Не секрет, что осуществление стратегических изменений обусловлено общим уровнем подготовки государственных и муниципальных служащих и их подготовкой к управлению этим процессом в частности. Общий уровень профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих по состоянию на 2015 г. представлен в таблице 4.5.2.

Таблица 4.5.2

Уровень образования государственных и муниципальных гражданских служащих по состоянию на 2015 год. [162]

 

№№ п/п Уровень образования Количество тыс. чел. Процент от общего количества
  Высшее 747,1 71,5
  Среднее специальное 259,1 24,8
  Общее среднее 38,6 3,7
  Прошли переквалификацию 126,4 12,1
  Общее количество служащих 1045,1  

 

Сравнение приведенных данных с данными штатных расписаний и требованиями, предъявляемыми к уровню образования государственных и муниципальных служащих видно, что из 718,6 тыс. государственных и 326,4 тыс. муниципальных служащих одна треть нуждается в повышении уровня подготовки и почти столько же (27,4%) – в переквалификации[163] на соответствие занимаемых должностей в органах ГМУ. Данное положение подтверждается тем, что среди служащих с высшим и средним специальным образованием 20 % имеют непрофильное профессиональное образование[164].

В таблице 4.5.3 представлена информация о профилях высшего базового образования государственных и муниципальных служащих.

 

Таблица 4.5.3

Профили высшего базового образования государственных и муниципальных служащих в РФ по состоянию на 2015 год [165] .

Профиль образования   Государственные служащие в %% Муниципальные служащие в %%
Государственное и муниципальное управление    
Иной управленческий профиль (менеджмент, управление персоналом и т.д.)    
Экономический    
Технический    
Юридический    
Иной гуманитарный профиль (история, философия, социология и т.д.)    
Естественнонаучный    
Иной    
Итого    

 

Приведенные в таблице данные наглядно раскрывают недостатки образования в сфере управления. Только 9% государственных и 13% муниципальных служащих имеют профильное высшее образование (ГМУ и другой управленческий профиль), остальные 91% государственных и 87% муниципальных служащих имеют непрофильное образование, что естественно затрудняет процесс управления в интересах осуществления стратегических изменений.

Таким образом, статистика показывает, что возможности повышения образования государственных и муниципальных служащих далеко не исчерпаны. Одной из причин недостаточной подготовки руководящих кадров явилось то, что их состав в начале 90-х гг. формировался не по уровню образования, профилю подготовки и деловым качествам, а по критериям личной преданности вышестоящим руководителям и идеям либерализма и демократии. К сожалению, этот рудимент не преодолен и до сих пор.

В 2014 г. Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий, что государственные и муниципальные учреждения, обязаны принимать на должности управленческого звена только тех сотрудников, которые соответствуют профессиональным стандартам по направлению подготовки «Государственная и муниципальная служба». Смысл состоял в том, что бы прекратить формирование руководящих кадров по принципам кумовства и личной преданности, а осуществлять его исключительно на основе соответствующего уровня и профиля подготовки кандидатов на замещение вакантных должностей.

Однако, при последующих чтениях в законопроект были внесены изменения, в соответствии с которыми требования об уровне и профиле подготовки были переадресованы только к должностям специалистов и технических работников. А по отношению к должностям руководящих государственных и муниципальных служащих – чиновников остались действовать положения, установленные в 90-х гг. первым президентом РФ Б. Ельциным и премьер – министром Е. Гайдаром[166].

В настоящее время возрастает потребность в повышении уровня базового образования и соответствующего профиля подготовки государственных и муниципальных служащих в интересах формирования качественно нового кадрового состава органов управления, в условиях разработки и осуществления новых стратегических изменений в сфере ГМУ.

Актуальность в повышении качества подготовки возрастает в связи с постоянным обновлением и увеличением количества служащих. Средний возраст государственных и муниципальных служащих в 2015 г. составил 45 лет. За последние 3 года количество служащих в возрасте до 30 лет возросло с 13 до 15%, а в возрасте от 50 до 60 лет - с 26 до 32%. Более того, в связи с увеличением пенсионного возраста, появилась тенденция к увеличению доли служащих в возрасте свыше 60 лет – с 5 до 16%. А вот количество государственных и муниципальных служащих в самом продуктивном возрасте от 30 до 40 лет имеет тенденцию к снижению с 24 до 21%[167]. Особенности этого процесса еще нуждаются в научном исследовании.

Но уже сейчас настораживает тот факт, что лишь у половины государственных и муниципальных служащих имеется стаж нахождения на службе более 5 лет[168]. Что говорит о том, что каждый второй служащий не имеет практического опыта работы в период осуществления стратегических изменений и реформирования всех сторон жизни государства и общества.

Общеизвестно, что в этих условиях многократно возрастает роль образовательной и профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих к деятельности по управлению стратегическими изменениями в сфере ГМУ, которая представляет собой целенаправленную деятельность профессиональных образовательных учреждений высшего и других уровней образования, а так же системы переподготовки, повышения квалификации и стажировки в интересах обучения государственных и муниципальных служащих осуществлению стратегических изменений в подведомственной им сфере.

Управле́ние стратегическими изменениями представляет собой процесс применения инновационных форм, методов и процедур руководства, направленных на социально - экономическое оздоровление страны, региона или отдельной местности в интересах обеспечения их опережающего развития за счет реализации прогрессивных научно – обоснованных стратегических изменений.

Основными направлениями управления стратегическими изменениями в сфере государственного и муниципального управления можно считать постоянный мониторинг и диагностику социально - экономического состояния объекта, разработка новых управленческих, экономических, политических и социальных стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек руководства, повышение результативности и эффективности управленческого труда, привлечение дополнительных средств и не использованных резервов, совершенствование демократических основ и современных типов управления, усиление мотивации в интересах осуществления стратегических изменений и др.

Учитывая непосредственную взаимосвязь между уровнем подготовки гражданских служащих и качеством управления стратегическими изменениями, можно проследить, как она закреплена в нормативно – правовых документах. Рассмотрим основные из них.

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную службу РФ, ее прохождением и прекращением, а так же закрепляет принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы[169], что естественно включает в себя умение управлять процессами стратегических изменений.

Ст. 12 этого Закона определяет квалификационные требования к должностям гражданской службы: уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Ст. 22 регулирует порядок поступления на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу, который предусматривает наличие у кандидата готовности к работе условиях изменяющейся обстановки.

Предусматривается наличие управленческих способностей к осуществлению изменений в содержании должностного регламента гражданских служащих (ст.47), в ходе проведения аттестации (ст. 48), и при сдаче квалификационного экзамена (ст. 49). Таким образом, Закон «О государственной службе РФ» предусматривает готовность государственных и муниципальных служащих к управлению стратегическими изменениями на порученном участке деятельности.

2.Федеральный закон РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы РФ» регулирует государственную гражданскую службу и в качестве основного принципа утверждает профессионализм и компетентность служащих[170].

Под профессионализмом государственного и муниципального служащего понимается его реализованная способность, направленная на максимально полное соответствие требованиям управленческой среды соответствующего органа управления. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие его профессиональные знания, осведомленность и способность к их эффективной реализации в служебной деятельности, в том числе и в сфере осуществления стратегических изменений.

3.Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2004 г. регулирует поступление на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение. Так же как и выше названные законы он объявляет профессионализм и компетентность основным принципом деятельности служащих[171] и раскрывает основное содержание управления в интересах обновления всех сфер жизни и деятельности муниципального образования.

Законодатель, принимая нормативно – правовой акт, вправе обозначить только общий порядок, основное содержание и принципы решения насущной социальной проблемы, возложив обязанность конкретизации путей ее решения на уполномоченные государственные органы.

Так, например, Закон определяет, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования[172].
А статья 61 этого закона определяет, что подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. На них же возлагается ответственность за разработку учебно – методических документов, определяющих по согласованию с полномочными органами ГМУ содержание и порядок обучения в вузах.

Например, заключение договора о целевом приеме или договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока, осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента РФ, нормативным правовым актом Правительства РФ и законодательством субъекта РФ (Федеральный закон от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ[173].

4. Координация подготовки кадров для гражданской службы в условиях реформирования государства и общества осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой. В последнее время обращает на себя внимание растущая популярность профессии государственного и муниципального служащего. По данным опроса, проведенного «Левада – Центром», в настоящее время в рейтинге самых привлекательных профессий у молодежи первое место занимает государственная гражданская служба[174].

27% опрошенных из числа выпускников средних школ признались, что органы государственной и муниципальной власти являются предпочтительным местом работы. Поэтому они намерены поступать в высшие учебные заведения на «Государственное и муниципальное управление». Повышенный спрос на профессию способствует увеличению количества вузов, ориентированных на подготовку государственных и муниципальных чиновников.

По данным министерства образования и науки в настоящее время в России зарегистрировано 969 высших учебных заведений, в том числе 578 государственных и 391 коммерческих, в которых обучается 5 млн. 646,7 тыс. студентов[175]. 77 вузов, осуществляют подготовку государственных и муниципальных служащих, для которых выделено 1907 бюджетных мест[176]. Общее количество студентов составляет 21 тыс. То есть ежегодно 5250 выпускников пополняют ряды государственных и муниципальных служащих.

Вузовская подготовка государственных гражданских служащих

Подготовка государственных и муниципальных служащих в рамках высших учебных заведений строится на основе федерального государственного образовательного стандарта, который определяет порядок получения высшего образования и его содержание. Разработка стандарта в Министерстве образования началось с момента формирования новых органов власти и постоянно совершенствуется.

В 1990 г. в «Классификатор специальностей высшего профессионального образования» впервые была включена специальность «Государственное и муниципальное управление».

22 декабря 1993 г. вышел Указ Президента РФ № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе»[177], который явился первым общероссийским нормативным актом, который позволил установить официальные положения о государственной службе и требования к образованию гражданских государственных служащих в сфере реформирования государства и общества.

Первый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» был введен в действие 5-го марта 1994 г[178]. Он установил срок освоения образовательно – профессиональной программы при очной форме обучения – 5 лет, получение квалификации «Менеджер» и область профессиональной деятельности: обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления и совершенствование руководства экономическими процессами с учетом особенностей рыночного реформирования страны.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ВПО) по специальности «Государственное и муниципальное управление (ГМУ) был введен в действие 2-го марта 2000 г[179]. Он утвердил новое направление в подготовке специалистов - «Менеджмент в области ГМУ» и скорректировал область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем ГМУ и совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально – экономического развития страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения позволил перейти от строго определенных учебной программой теоретических основ обучения к усилению практической направленности и образовательному творчеству в соответствии с профилем подготовки и профессиональными интересами студентов. Главные усилия обучения были направлены на формирование общенаучных и профессиональных компетенций выпускников. ФГОС обеспечил переход отечественного высшего образования на двухуровневую систему:

а) по направлению подготовки ГМУ, степень бакалавр[180], со сроком обучения 4 года.

б) по направлению подготовки ГМУ, степень магистр[181], со сроком обучения 2 года.

Практически это позволило углубить профильную подготовку выпускников обеих уровней и отсеять неперспективных для управленческой деятельности бакалавров, которые после выпуска могли претендовать только на должности специалистов в государственных и муниципальных органах управления. Тогда как магистры соответствовали должностям руководителей и помощников.

Очередной ФГОС 3+ высшего профессионального образования (ОПОП)[182] представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и определяет задачи по формированию общенаучных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускников, среди которых близкие к управлению стратегическими изменениями являются:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества (ОК-2);

- способность находить организационно – управленческие решения, оценивать их результаты и готовность нести за них ответственность с позиции их социальной значимости (ОПК-2);

- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления (ОПК-3);

- эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков (ПК-1);

- владением навыками использования мотивации, лидерства и власти для решения стратегических управленческих задач, а так же для организации групповой работы (ПК-2);

- владением навыками анализа при оценке состояния экономической, социальной и политической среды, деятельности органов ГМУ (ПК-6);

- умением моделировать административные процессы в органах ГМУ (ПК-7);

- владением технологиями формирования общественного мнения (ПК-11);

- способностью разрабатывать и управлять проектами, направленными на получение качественных результатов (ПК-13).

ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «магистр») представляет собой более высокий уровень подготовки и включает в себя формирование совокупности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обязательных при обучении в магистратуре. Среди них и те, которые связаны с управлением стратегическими изменениями:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2);

- способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности (ОК-4);

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-3);

- владение технологиями управления персоналом, готовностью и умением формировать команды для решения поставленных задач (ПК-1);

- владение способностями и умением находить управленческие решения в кризисных ситуациях (ПК-2);

- владение способностью к анализу и планированию в области ГМУ (ПК-4);

- владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем (ПК-5);

- способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации (ПК-6);

- способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля (ПК-7);

- способность критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);

- способность готовить предложения по совершенствованию ГМУ (ПК-14);

- способность выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-15);

- владение методикой анализа и макроэкономическими подходами к объяснению деятельности государства (ПК-19).

Стандарты предоставляет возможность вузу дополнять набор компетенций выпускников с учетом направленности обучения. При этом они обязаны ежегодно обновлять ОПОП с учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы[183].

5. Важнейшими документами вузовского обучения являются Учебные планы подготовки бакалавров и магистров, на основе которых можно делать вывод о том, в какой степени они готовят выпускников к осуществлению стратегическими изменениями в сфере ГМУ.

В Учебных планах всех вузов по направлению подготовки ГМУ в базовой части предусмотрен курс экономической теории (микро – и макроэкономика, мировая экономика), который естественным образом раскрывает понятие, признаки и формы стратегических изменений, раскрывает их сущность, значение и пути реформирования государства и общества. В вариативной части учебных планов предусмотрено изучение дисциплин государственного управления экономикой, внутренней и внешней политики, развития социальных условий и т.п. В базовой части профессионального цикла находятся учебные дисциплины непосредственно связанные с реализацией стратегических изменений в различных сферах деятельности. В состав вариативной части учебных планов по выбору студента входят учебные дисциплины по изучению процессов реформирования государства и общества.

В частности в Учебный план Московского государственного университета дизайна и технологий по направлению ГМУ включена учебная программа «Стратегические изменения в сфере государственного и муниципального управления» на освоение которой отводится 4320 часов. Аналогичные программы имеются и в других ведущих вузах и на отдельных факультетах по направлению подготовки ГМУ. Что оказывает положительное влияние на подготовку государственных гражданских служащих.

Дополнительное профессиональное образование

Формирование государственного заказа на дополнительное профессиональное образование осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.

Гражданские государственные и муниципальные служащие проходят непрерывное профессиональное образование, которое включает в себя: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку[184].

В ходе анализа основных нормативно – правовых документов о дополнительном образовании служащих было установлено, что задачи, порядок организации и содержание профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки предусматривают приобретение необходимых знаний по осуществлению стратегических изменений[185], а так же формирование навыков и умений, необходимых для осуществления нового вида профессиональной служебной деятельности.

Кроме того, были проанализированы нормативно – правовые требования, определяющие порядок прохождения службы.

а. Квалификационные требования к должностям гражданской службы включают в себя: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в условиях осуществления стратегических изменений.

Подбор персонала включает изучение и исследование профессионального и психологического опыта и качеств кандидатов на замещение вакантных должностей с учетом способностей осуществлять изменения на порученном участке деятельности, целью которого является установление полезности и профессиональной пригодности для исполнения обязанностей на конкретной должности и определения выборки из общего числа претендентов, наиболее подходящей кандидатуры с учетом соответствия его квалификации, специальности, способностей и личных качеств.

Оценка является результатом сравнения познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталона. Из проведенного анализа можно сформулировать модель муниципального служащего, которая определит профессионализм и квалификацию работника. Так как ГМУ несет в себе обязанность работы служащих с населением, положительную роль играет опыт разработки «Профессионально – квалификационной модели и критериев оценки служащих[186].

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп входит наличие высшего образования[187]. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Что позволяет рассчитывать на взвешенный и обоснованный подход руководителей и специалистов к осуществлению стратегических изменений.

б. Конкурсы на замещение вакантных должностей включает в себя наличие образования на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих РФ[188].

Образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения и практически не содержат вопросов противодействия кризисам.

Условия конкурсов на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы[189] различных министерств практически включают в себя требования к умению кандидатов осуществлять изменения на рабочем месте и на порученном участке работы.

Попытка соотнести условия конкурса с умением кандидатов действовать в нестандартных условиях стратегических изменений предпринята в нормативных документах отдельных органов управления субъектов РФ. Например:

- умение грамотно и полно оценивать обстановку, оперативно принимать решения для достижения поставленных целей и организовывать их выполнение;

- самостоятельность в принятии решений, готовность брать на себя ответственность за принятые решения и действия[190]. Что в общем соответствует конкретике стратегических изменений хотя и не в прямой постановке.

в. А ттестация представляет собой установление соответствия уровня знаний и квалификации служащего занимаемой должности, как необходимое условие присвоения квалификационного разряда, дачи заключения или отзыва о деловых качествах сотрудника.

Указом Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» было утверждено «Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ». В состав требований к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы вошли некоторые преимущества тем кандидатам, которые имеют опыт участия в стратегических изменениях в сфере ГМУ[191].

г. Сдача квалификационного экзамена в целях оценки знаний, навыков и умений служащих и определения их профессионального уровня, как правило, включает в себя целый ряд вопросов по формам и методам реализации стратегических изменений в сфере ГМУ.

д. Д олжностной регламент. Профессиональная служебная деятельность государственного и муниципального служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, являющегося составной частью административного регламента государственного (муниципального) органа. Должностные регламенты[192] различных категорий федеральных и муниципальных служащих предусматривают конкретные положения об основных направлениях деятельности по осуществлению стратегических изменений.

е. Служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную (муниципальную) службу или служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы показывает, что служащие обременены обязанностями по овладению навыками осуществления инновационными изменениями.

ж. В последние годы в состав министерств и ведомств стали вводиться департаменты развития государственной службы. В состав их задач включаются положения по осуществлению стратегических изменений, соответствующих современным требованиям.

Улучшение образования

Исходя из изложенных фактов, напрашивается вывод о не вполне достаточном внимании подзаконных актов и нормативных документов к проблемам улучшения подготовки государственных и муниципальных служащих управлению стратегическими изменениями в стране.

Так, например, было бы целесообразно в текст типовых приказов федеральных служб России «Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим» пункт IV “Требования, предъявляемые к уровню и характеру профессиональных знаний государственных гражданских служащих» дополнить словами «знать и уметь применять основные методы управления стратегическими изменениями». В пункт V “Требования, предъявляемые к деловым и личностным качествам государственных гражданских служащих» включить слова «…умение осуществлять управление в условиях реформирования всех сторон жизни и деятельности государства и общества»[193].

В должностные регламенты государственных и муниципальных служащих было бы полезно включить требования к профессиональным навыкам и умениям. Например: «…умение организовывать практическую деятельность коллектива по осуществлению стратегических изменений.

В пункт II Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ после слов: «целью профессиональной переподготовки является приобретение дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности» дополнить словами: «в том числе в условиях стратегических преобразований».

В пункт III после слов: «Повышение квалификации служащих является обновлением и совершенствованием навыков в связи с необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач» дополнить словами «в том числе и в условиях осуществления стратегических изменений».

Пункт IV после слов: «приобретение практических навыков и умений для эффективного использования своих должностных обязанностей», дополнить словами «в том числе и в условиях стратегических изменений»[194].

Эти и некоторые другие дополнения способствовали бы распространению требований по овладению знаниями и навыками стратегического управления на все уровни государственной и муниципальной службы.

Особая роль в этом принадлежит руководителям органов власти и профессиональных учебных заведений по всем формам основного образования, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных и муниципальных служащих, которые требуют серьезного обновле­ния и модернизации.

Это обусловлено тем, что сложившаяся система образования государственных и муниципальных служащих не в полной мере учитывает особенности стратегических преобразований в сфере ГМУ. Особое значение приобретают изменения в подходах к профессиональному образованию как с точки зрения организации учебного процесса, так и его содержания.

Основополагающую роль призвано сыграть повышение качества правовой базы профессиональной подготовки. В частности конкретизация задач по усилению подготовки государственных гражданских служащих в нормативных документах, положениях государственных стандартов, указах и постановлениях о профессиональной и дополнительной подготовке. Возможно даже принятие закона «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих» с учетом требований стратегических изменений в сфере ГМУ.

Требуют серьезного совершенст­вования научно-методическое обес­печение образовательного процесса и подготовка преподавательских ка­дров для системы дополнительного профессионального образования (ДПО) государст­венных и муниципальных служащих. Не решены про­блемы создания единой системы го­сударственного лицензирования об­разовательной деятельности в обла­сти подготовки государственных служащих, единых требований к уровню профессиональной подго­товки при проведении аттестации при за­мещении должностей государствен­ной гражданской службы.

В частности, определенное значение имеет усиление конкуренции образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих.

Немаловажную роль играет преодоление ведомственной зависимости образовательных учреждений от государственных и муниципальных органов, выступающих в роли заказчиков дополнительного образования. Что сковывает инициативу образовательных учреждений в актуализации тематики обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.091 с.)