Электронное правительство как элемент стратегического улучшения в государственном управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электронное правительство как элемент стратегического улучшения в государственном управлении



 

Одним из эффективных инструментов совершенствования управления на государственном уровне стало использование возможностей электронных технологий. Впервые о расширении возможностей коммуникативных технологий и создании в России электронного правительства заговорили с подачи Д.Н. Медведева в 2004 г. В 2007 г. была утверждена концепция электронного правительства[203]. В 2008 году были разработаны и утверждены необходимые документы, а в 2009 – 2010 гг. было осуществлено практическое внедрение данной стратегической инновации.

Впервые она зародилась в 1991 г. в США как «электронное правление». Конечно, ни о каком дублировании исполнительной власти здесь речи не было. Электронное правительство не было даже дополнением к традиционному правительству. Оно было задумано как способ автоматизации процесса предоставления государственных услуг населению страны и обеспечения некоторого политического участия граждан в оценке проводимых мероприятий и выражения своего мнения по вопросам управления районом или городом при помощи Интернета и средств массовой информации.

Используя возможности распространения сети Интернет и персональных компьютеров, стало возможным внедрение американского опыта в России. И, хотя электронное правительство не было отечественным изобретением, процесс его внедрения представил собой элемент стратегического нововведения в систему государственного и муниципального управления.

Общеизвестно, как много времени требовалось гражданину для получения разного рода справок, информации, налоговых уведомлений, льгот, оформления ребенка в школу, записи к врачу, оплаты за жилье, коммунальные услуги и т.п. Электронное правительство, как система электронного документооборота, основанная на автоматизации управленческих процессов, позволила существенно повысить эффективность государственного управления, снизить его издержки, а так же упростить процедуру получения некоторых услуг населением.

Наибольшим спросом стали пользоваться официальные сайты федеральной социальной службы, пенсионного фонда, федеральной миграционной службы, суда, адвокатуры, нотариата, федеральной налоговой службы, жилищно-коммунального обслуживания, учреждения образования, здравоохранения и т.п. Возможности электронного правительства стали использоваться так же органами управления в целях изучения общественного мнения по вопросам благоустройства, строительства, переименования улиц и площадей, организации маршрутов движения общественного транспорта и т.п.

Анализ показывает, что расширение возможностей электронного правительства позволяет улучшить взаимодействие между: государством и гражданами; государством и бизнесом; государством и служащими; всеми ветвями государственной власти.

Трудно себе представить, что еще 10 лет назад, для того, что бы встать на учет по улучшению жилищных условий, очередник должен был послать запросы, получить ответы и представить в жилищную комиссию справки из 87 регионов страны о том, что у него нет в собственности жилых помещений или недвижимости. Данная процедура занимала порой до полугода. А сейчас – от трех до шести дней.

В настоящее время все государственно – административные ведомства разрабатывают, технологически обслуживают и обеспечивают бесперебойную работу своих официальных сайтов. Интернет – ресурс дает необходимые сведения об устройстве и деятельности ведомства и перечне предоставляемых услуг, обеспечивает комплект общественных веб-сервисов и снабжен средствами взаимодействия с другими правительственными учреждениями.

Электронное правительство совершенствуется вместе с информационными и коммуникационными технологиями. Это позволяет распространить возможности электронного правительства на регионы и муниципальные образования, снизить уровень бюрократизации, повысить эффективность работы государственных учреждений, расширить возможности гражданского общества в получении оперативной информации, в том числе, - о работе государственных служб и о политических процессах в стране.

Таким образом, внедрение электронного правительства, как элемента стратегической инновации позволяет:

· обеспечить доступность электронного общения с государственными органами в любое время и в любом месте, имеющим доступ к интернету; оптимизировать получение установленных государством услуг физическими и юридическими лицами;

· увеличить объем получаемой помощи в сфере бытового, транспортного, коммунального, торгового, аптечного и других видов помощи; расширить возможности граждан по медицинскому, образовательному, культурному, информационному и другим видам обслуживания;

· увеличить технологическую осведомленность в сфере Интернет – технологий, расширения коммуникаций и общения с другими людьми; осуществить оплату полученных услуг или оказания помощи через Интернет-банк посредством пластиковой карты;

· снизить отрицательное воздействие фактора территориальной удаленности от производственных и культурных центров; повысить степень участия граждан в процессе избирательных компаний и осуществлению обоснованного голосования за кандидатов в представительные органы;

· предоставить новые возможности участия граждан в политической жизни страны, оценке происходящих событий, выражения своего мнения по вопросам управления;

· ликвидировать возможности вымогательства, снизить уровень коррупции и взяточничества; заменить в некоторых случаях разрешающий способ регистрации бизнеса на явочный и др.

Анализ общественного мнения показывает на целый ряд недостатков и пожеланий в области электронного правительства. Во-первых, следует распространить опыт электронного правительства на регионы и муниципалитеты, опираясь на расширяющееся покрытие территории страны Интернетом и ростом покупательной способности населения до приобретения домашних компьютеров.

Во-вторых, усилить контроль за качеством Интернет – услуг, непременно взыскивать с руководителей, создавших электронный сайт для «галочки» а не для удовлетворения запросов населения.

В-третьих, продолжить наступление на бюрократию, которая под прикрытием электронных услуг, продолжает «кошмарить» граждан и предпринимателей.

В-четвертых, улучшить взаимодействие между ведомствами в интересах улучшения взаимного обмена информацией, а не использовать просителей в качестве курьеров по предоставлению справок из одной конторы в другую.

В-пятых, шире использовать передовой, в том числе зарубежный опыт электронного управления Например:

© стопроцентное покрытие системой электронного управления населения и территории Латвии; создание теледомов, оборудованных интернетом и электронным управлением в сельских и трудно доступных местностях;

© бразильская система электронных выборов с использованием полумиллиона электронных урн по всей территории страны, особенно в трудно доступных районах;

© опыт Сингапура по созданию наиболее централизованной и полностью взаимосвязанной межведомственной системы электронного управления с самым широким в мире спектром предоставляемых услуг;

© опыт США с наиболее высоким уровнем технологического обслуживания системы электронного правительства, точности предоставляемой информации на всех существующих в стране языках и возможностями решения самых сложных проблем граждан.

Эти и другие положительные примеры углубления стратегических изменений в интересах расширения сферы общения государства и граждан находят применение и в России. Так, в 2013 г. Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал распоряжение «Об утверждении Концепции развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде[204]», принятая во исполнение Указа Президента РФ[205] В.В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В результате их исполнения к 2018 г. предоставление государственных и муниципальных услуг будет обеспечено для 70% граждан. При этом будет разработан единый портал услуг, увеличено их количество и качество, преодолены межведомственные барьеры и упрощена регистрация на портале.

Среди наиболее востребованных услуг станут: выдача и замена паспортов, регистрация автомототранспортных средств, получение сведений из реестра налогоплательщиков, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

В начале 2014 г. Правительство РФ приняло т.н. «дорожную карту[206]» развития ИТ-отрасли по реализации Концепции, в которой предусматривается:

«развитие спектра не только государственных и муниципальных, но и коммерческих услуг населению; усиление качества предоставляемых услуг населению и разработка отечественной продукции ИТ-отрасли;

«контроль за регистрацией интеллектуальной собственности ИТ-отрасли в не в офшорах, а в России; усиление инвестиций в ИТ-отрасль со стороны отечественных венчурных фондов и льготного кредитования.

Эти и некоторые другие меры правительства позволят к 2018 г.: создать 50 новых центров исследований в области высоких технологий; принять 17 национальных стандартов в области ИТ-производства; ввести не менее 11 новых технопарков общей площадью 350 кв. м.; дополнительно выделить 125 тыс. бюджетных мест в ИТ-вузах и др.

Уже сейчас на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) зарегистрировано 10 млн чел., т.е. каждый 6-й пользователь Интернета и эти показатели непрерывно растут. К 2020 г. ИТ-отрасль возрастет в 2,3 раза и создаст условия для 93% удовлетворения населения стратегического нововведения в виде электронного правительства.

Таким образом, использование коммуникативных информационных технологий в сфере государственного управления и предоставления услуг населению олицетворяет собой реальное осуществление стратегических изменений в интересах улучшения жизни народа.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.013 с.)