Подходы к выбору стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к выбору стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления



Общая классификация факторов стратегических инноваций в организации разработаны профессором Одинцовым А.А. в целом ряде работ[104], в которых выделяются внешние и внутренние факторы влияния на внедрение стратегических нововведений. На основе этого и с учетом современной практики можно предпринять попытку дать определение и раскрыть основные факторы выбора стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления.

Факторами выбора стратегических инноваций в ГМУ можно считать основные источники и побудительные причины, вызывающие необходимость осуществления коренных преобразований в области государственного и муниципального управления, определяющие его прогрессивное развитие.

В области внешнего воздействия на стратегические изменения в сфере ГМУ следует назвать противоборство двух мировых тенденций: глобализации и регионализации. Регионализация – это укрепление разграничений и отличий между территориально – социальными обществами, проявляющееся в стремлении к локализации, сохранении культурных различий между социальными группами и этносами, возникновении новых экономических и политических образований. А Глобализация – это процесс превращения всего мира в единую гигантскую систему, характеризующейся всеобщим охватом и комплексностью коренных изменений в жизнедеятельности всего человечества и снижением значимости национально – государственных факторов развития.

Эта борьба оказывает влияние на весь мир и на все стороны жизни и деятельности нашего государства, общества и граждан - экономику, политику, социум, культуру, науку и технику. Серьезное давление испытывает на себе и сфера государственного и муниципального управления.

В последнее время все более значимую роль играет глобализация, как процесс становления мировой взаимозависимости, формирования единого экономического, политического, социального и информационного пространства. Это обусловлено:

развитием всемирных коммуникационных сетей и взаимопроникновением друг в друга разнообразных социокультурных парадигм;

расширением возможностей свободного обмена товарами, капиталами, услугами, работами и информацией;

потребностями развитых стран экспортировать новые технологии, а развивающихся стран – природные ресурсы.

Наряду с целым рядом положительных явлений в экономике, политике, социуме, науке и культуре глобализация порождает и крупномасштабные негативные последствия, связанные с мировыми экономическими кризисами, застоем, политической нестабильностью, культурным отчуждением и серьезным отставанием многих стран, что поощряет политический, этнический, идеологический и религиозный экстремизм, имеющий многообразные региональные аспекты[105]. Не находится вне зоны этого влияния и сфера ГМУ.

В области внутреннего воздействия на стратегические изменения государственного и муниципального управления можно назвать:

«характер внутренней политики государства, направленной на повышение легитимности органов федеральной, региональной и муниципальной власти;

«подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих;

«повышение качества и эффективности управления, использование передовых методов и технологий;

«деятельность правительства по ресурсному обеспечению органов государственного и муниципального управления;

«социально – демографическая обстановка в стране, регионе, муниципальном образовании;

«использование стимулов и мотивов в интересах повышения персонала в результатах управленческого труда и др.

По большому счету следует выделить несколько основных системообразующих факторов, то есть целого ряда внутренних и внешних причин, которые обусловливают необходимость разработки и реализации стратегических изменений в сфере ГМУ. Среди них:

v изменение внешнеполитической обстановки в мире, нарастание заграничных угроз и вызовов, направленных на разрушение или ослабление государства;

v изменение экономической, политической и социальной обстановки в стране, диктующей необходимость проведения коренных преобразований в управлении;

v нарастание социально – экономических противоречий, затрудняющих дальнейшее развитие государства и общества;

v изменения в области использования приемов, способов и технологий федерального, регионального и муниципального управления;

v трансформация целей и интересов руководителей органов управления, для которых эта сфера является основным средством достижения личных целей;

v изменение целей и интересов персонала организации, учреждений, государственных гражданских служащих органов управления;

v изменения условий и возможностей, задаваемых новыми информационно-коммуникационными технологиями в области управления и др.

Осуществление стратегических изменений в сфере ГМУ представляет собой сложный комплекс процессов, направленных на внедрение коренных перемен в деятельности органов управления. Поэтому необходимо учитывать что:

• это длительный процесс, который занимает достаточно много времени на подготовку к проведению изменений, непосредственное внедрение и контроль в процессе осуществления перемен;

• важнейшей частью этого процесса является выбор правильного изменения из различных альтернативных вариантов, от которого зависит будущее органа управления;

• процесс стратегических изменений можно рассматривать только как системный процесс, который затрагивает всю систему управления;

• многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе осуществления изменений, обладают высокой степенью неопределенности;

• процесс затрагивает интересы многих людей, поэтому необходимо уделять особое внимание человеческому фактору при реализации изменений.

И, наконец, комплекс всех процессов, связанных с осуществлением стратегических изменений, — это не просто последовательность действий по выполнению обычной работы, а фактически - новая стратегия управления.

Анализ, проведенный учеными – специалистами в области управления профессорами Глазьевам С.Н. Делягиным М.А., Кургиняном С.И. Одинцовым А.А. показывают, что особое значение для реализации стратегических изменений в государственном управлении имеют следующие факторы.

¯ Необходимое время для осуществления изменений;

¯ Степень и вид ожидаемого сопротивления;

¯ Сила (полномочия) инициатора изменений;

¯ Объем требуемой информации;

¯ Факторы риска.

В основе этих факторов положена предполагаемая скорость изменений или «стратегический континуум». Если за основу берутся предполагаемые организационные изменения, то «континуум» учитывает другие факторы.

Четко или нечетко спланированы мероприятия по разработке и внедрению изменений;

Значительное или незначительное привлечение материальных и финансовых ресурсов;

Изменения потребуют дополнительного привлечения персонала или не потребуют;

Предполагается преодолеть любое сопротивление изменениям или только до определенного уровня[106].

Если за основу анализа стратегических изменений берется предполагаемая степень сопротивления им, то факторами будут следующие.

Ø Степень и вид сопротивления стратегическим изменениям;

Ø Уровень власти и полномочий у руководителя изменений;

Ø Наличие информации для планирования и реализации изменений;

Ø Фактор риска, возможность не достигнуть желаемого результата.

В общем, все факторы можно изложить в следующем порядке:

1. Становление демократического информационного общества.

2. Совершенствование политики государственного управления в стране.

3. Объективные потребности общества в улучшении управления.

4. Появление инновационных идей в сфере ГМУ.

5. Распространение информационно-коммуникативных систем.

6. Изменение демографической структуры общества.

7. Необходимость преодоления негативных тенденций в управлении.

8. Преодоление кризисных явлений во всех сферах жизни страны.

9. Адекватное реагирование на внешние угрозы и вызовы.

10. Стремление к повышению качества жизни народов РФ.

Таким образом, действие этих и иных факторов неминуемо приводит к необходимости внести стратегические изменения в систему государственного и муниципального управления в стране. Осуществить их последовательно и целенаправленно, исходя из ключевых факторов успеха, то есть из приоритетных направлений, которые в наибольшей степени окажут влияют на повышение эффективности государственного и муниципального управления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.008 с.)