Концепция долгосрочного социально – экономического развития как основной вектор стратегических инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция долгосрочного социально – экономического развития как основной вектор стратегических инноваций



В настоящее время основное направление стратегических инноваций определяет Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ [66] . Ее целью является определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики и укрепления позиции России в мировом сообществе в долгосрочной перспективе до 2020 года.

В связи с осуществлением стратегических изменений в сфере ГМУ Концепция определяет:

Ø цели долгосрочного социально-экономического развития страны;

Ø стратегия, направления и этапы достижения поставленных целей;

Ø основные задачи в развитии социальной сферы, науки и экономики;

Ø параметры пространственного развития российской экономики;

Ø характеристика и приоритеты внешнеэкономической политики[67].

Правительство определило, что перспективной целью стратегических изменений в стране является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. В 2015 – 2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП) и по паритету покупательной способности населения.

К концу следующего десятилетия предполагается достигнуть такого уровня, которому будет присуще:

· переход экономики от экспортно – сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, что позволит преодолеть стремление Запада превратить Россию в колонию и резко расширить конкурентный потенциал национальной экономики за счет высоких технологий и модернизированных источников экономического роста;

· инновационный путь развития повысит социальную устойчивость и справедливость в обществе, поскольку прибыль от экономического роста будет получать не узкий слой промышленно – банковской олигархии, присваивающий рентные и экспортные доходы, но и все социальные группы населения, которым принадлежат природные богатства;

· социально – ориентированные изменения позволят прочно опереться на модернизацию традиционных и опережающее развитие ведущих секторов производства и на основе этого повысить производительность труда в 3 – 5 раз, снизить энергоемкость в 1,6 – 1,8 раз, с 5,5 до 25-30% повысить долю инновационной продукции;

· доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» возрастет с 10 - 11 до 17 – 20% в составе ВВП, затраты научные исследования поднимутся до 2,5 – 3%, расходы на образование – до 6 - 7%, на здравоохранение – до 6,7 – 7% от объема ВВП, что существенно улучшит благосостояние народа;

· особенностью стратегических изменений в управлении страной состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего и опережающего развития, поскольку невозможно догнать развитые страны без опережающего развития прорывных секторов экономики.

· стратегические изменения должны способствовать формированию новых механизмов социального развития, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и достижению равновесия в интересах государства, предпринимателей и граждан.

Концепция предполагает осуществить стратегические изменения по следующим направлениям развития [68].

1. Развитие человеческого потенциала России. Это создание условий для развития способностей, улучшение условий жизни и одновременно повышение конкурентоспособности человеческого капитала как ключевого фактора стратегических изменений. Оно предполагает:

- преодоление негативных демографических тенденций и повышение качества жизни;

- устойчивый рост производительности труда и заработной платы, установление партнерских отношений работников, предпринимателей и государства;

- обеспечение высокой мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры;

- укрепление зависимости трудовых пенсий и заработной платы, развитие добровольных пенсионных отчислений до уровня достойной жизни пенсионеров;

- доступность качественных услуг образования, здравоохранения и культуры, обеспечение населения доступным и качественным жильем;

- создание системы поддержки бедного населения, предоставление социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

- сохранение и умножение культурных и духовных ценностей, улучшение качества окружающей среды, снижение уровня преступности.

2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательство и приток капитала в экономику путем:

- развитие конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса и демонополизация экономики, поддержка прорывных и инновационных отраслей;

- снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, улучшение доступа инновационных компаний к финансовым ресурсам;

- повышение транспарентности и договороспособности компаний при высоком качестве государственного администрирования в экономике.

3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного развития:

- формирование национальной инновационной системы, интегрирование с высшим образованием;

- формирование мощного научно – технологического комплекса, поддержка лидерства в научных исследованиях;

- создание центров глобальной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, в высокотехнологических отраслях и в «экономике знаний»;

- содействие конкурентоспособности ведущих отраслей экономики с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах:

- обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям;

- развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России;

- формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала России;

- укрепление на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубленной переработки леса;

- реализация водного потенциала, вовлечение в оборот неосвоенных водных ресурсов и потребления пресной воды;

- реализация аграрного потенциала, развитие экспорта зерна и других продуктов, импортозамещение на внутренних рынках.

5. Расширение и укрепление внешне-экономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда:

- расширение возможностей реализации преимуществ России на внешних рынках, привлечение в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров;

- формирование интегрированного евразийского экономического пространства, превращение России в один из мировых финансовых центров;

- выстраивание стабильных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивое развитие российской экономики;

- усиление России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики:

- формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на энергетическую и транспортную инфраструктуру, на территориальные кластеры;

- выравнивание уровня и качества жизни на территории России с помощью мер территориальной политики;

- укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим сбалансированность развития регионов.

Реализацию стратегических изменений по названным направлениям планировалось осуществить в два этапа: первый в 2008 – 2012 гг., второй в 2013 – 2020 гг. Однако, наступление второго периода совпало с мировым экономическим кризисом, существенно пошатнувшим намеченные планы.

В выступлениях Президента и Председателя Правительства РФ[69] прозвучали первоочередные задачи по выходу из кризиса, стабилизации экономики и совершенствованию антикризисного управления. Одновременно руководство страны подтвердило основное направление стратегических перемен в стране не только до 2020 г., но и в последующий период.

Основным вектором развития становится достаточно амбициозный план закрепления лидирующих позиций России в мировом хозяйстве, превращение инновационных изменений в ведущий фактор экономического роста. Социально – экономическое развитие страны после 2020 года, по мнению ученых и Правительства, будет характеризоваться:

1. Переходом России в группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения, ростом среднего класса;

2. Развертыванием новых инфраструктурных проектов, развитие альтернативных видов топлива и энергии;

3. Интеграцией России в мировое разделение труда, повышение конкурентоспособности в сфере высоких технологий;

4. Расширением передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям исследований;

5. Ужесточением экологических требований к хозяйственной и человеческой деятельности[70].

Совершенствуются взгляды руководства на приоритеты в социально-экономической политике в период после 2020 г.

§ В области развития человеческого потенциала: улучшение социальной среды, здоровья нации, качества жизни, улучшение демографических показателей; ускорение развития человеческого потенциала, обеспечение услугами образования и здравоохранения на уровне мировых стандартов; комфортный тип расселения, снижение бедности до уровня развитых стран.

§ В области создания высококонкурентной институциональной среды: развитие государственного управления экономикой соответствующего мировым сетевым формам ведения бизнеса и глобальной кооперации; развитие социального партнерства и гражданского контроля над деятельностью государства и корпораций; создание полноценной финансовой системы, интеграция банков в мировую финансовую систему, снижение инфляции до 3% в год.

§ В области структурной диверсификации и инновационного развития: развитие высокотехнологичного сектора экономики, как составной части мирового рынка; формирование высококонкурентных отраслей и «экономики знаний»; интеграция обрабатывающих отраслей и их встраивание в глобальные цепочки мирового производства; развитие экологически чистых производств.

§ В области расширения конкурентных преимуществ в традиционных отраслях: развитие экологически чистых производств; интеграция транспортной и энергетической систем в глобальную экономику; создание международных высокоскоростных транспортных коридоров.

§ В области укрепления внешнеэкономических позиций: создание эффективных экономических объединений в евразии с участием и при лидирующей роли России; достижение ключевой роли России в выработке мирового экономического порядка, в решении глобальных проблем в рамках международных институтов сотрудничества.

§ В области сбалансированного пространственного развития: обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны; повышение экономической активности населения в восточных и южных регионах страны.

В итоге к 2030 г. ВВП страны вырастет в 3,8 раза (по сравнению с 2007 г.). А покупательская способность населения достигнет 51 тыс. долл. (в ценах 2005 г.). Особое внимание уделяется совершенствованию системы стратегического управления, которое позволит обеспечить гармоничность развития всех выше названных направлений, согласованность бюджетной, финансовой, структурной экономической и социальной политики. Оно предусматривает разработку и реализацию:

- программы институциональных преобразований;

- долгосрочные и среднесрочныепрогнозы развития;

- программы и проекты развития науки и технологий;

- стратегии развития энергетики, транспорта и др. отраслей;

- программы развития ключевых секторов экономики;

- проекты экономического выравнивания регионов и территорий;

- долгосрочный финансовый план развития и система бюджетирования.

Реализуя стратегические изменения в сфере управления инновационными процессами уже в ближайшей перспективе (к 2020 г.) доля модернизированных предприятий возрастет до 40 – 50%. А участие России на мировых рынках технологичных товаров и услуг достигнет не менее 5 – 10%. В 5 – 7 раз возрастут аналогичные показатели в прорывных отраслях (атомная энергетика, авиатехника, оборонная промышленность, космическое оборудование и техника, специальное судостроение и др.). Экспорт российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме данного вида экспорта увеличится до 2%. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 – 30%[71].

Таким образом, Концепция долгосрочного социально-экономического развития предполагает, что в течение ближайших необходимо создать эффективную модель социально ориентированного развития с использованием традиционных и вновь созданных конкурентных преимуществ России. Безусловно, что это потребует активизации всех факторов роста, и, в первую очередь, проведения целого ряда стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления, соответствующих современным внутренним и внешним вызовам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.015 с.)