Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа стратегических инноваций и принципы их осуществления в социально-экономической системе

Поиск

Инновации системы ГМУ характеризуются особой сложностью, что обусловлено широким спектром изменяемых общественных отношений, разнородностью предпринимаемых обновлений и особенностями реорганизации системы органов управления. Учитывая это, государство само инициирует и осуществляет стратегические изменения в организации и деятельности административных органов и в сфере исполнения ими управленческих полномочий.

Под влиянием современных трансформаций в стране и во всем мире возникает необходимость изменения системы государственного управления существующей на принципах детерминизма и линейности общественного развития. Возрастает потребность в ее изменениях не по «западному образцу», а путем разработки и внедрения новой системы инновационного государственного управления.

По мнению большинства исследователей[51], мы стоим на пороге возникновения новой парадигмы государственного управления, методологическим основанием которой выступает философия «становящегося бытия» и принципы «общей теории «самоорганизации (синергетики)». Начала методологии стратегических изменений в сфере ГМУ заложены в трудах российских ученых Н.Д. Кондратьева, Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца[52]

По их мнению, возможность стратегических изменений базируется на способности органов государственной и муниципальной власти структурно и функционально перестраиваться в соответствии с изменениями внешней среды и осуществлять аналогичные изменения в подведомственной им сфере. Кроме того, они способны самостоятельно оценивать результаты изменений, используя критерий качества публичной власти и благосостояния народа и вносить коррективы в свою стратегию.

Процесс разработки и осуществления стратегических изменений в сфере ГМУ выдвигает повышенные требования ко всем категориям государственных гражданских служащих. В первую очередь, в понимание сущности и необходимости инноваций. Во – вторых - в осознание личной причастности к прогрессивным изменениям и в – третьих в практическую деятельность по их реализации.

Природа стратегических изменений в социально-экономической системе, частью которой является ГМУ состоит в том, что в сфере управления со временем происходит отставание законодательно установленных общественных отношений от стремительно развивающихся производительных сил. Происходит накопление противоречий, которые настоятельно требуют разрешения не путем косметических средств, а коренных преобразований. В противном случае это грозит произойти стихийно революционным путем.

Поэтому преобразования осуществляются самим государством путем осуществления стратегических изменений в виде планомерных реформ в сфере государственного и муниципального управления. Ключевым фактором этого процесса выступает инновационная деятельность.

Таким образом, стратегические изменения осуществляются в результате воздействия изменившихся объективных условий, - с одной стороны, - и при субъективном участии руководства органов государственного управления, - с другой.

При осуществлении стратегических изменений учитываются два основных свойства социально – экономической системы, в том числе и системы ГМУ. Во – первых, это целостность, означающая, что изменение любого компонента этой системы неминуемо повлечет за собой изменения других ее составных частей. Во – вторых, иерархичность, означающая, что нарушение взаимоподчиненности отдельных ее элементов потребует соответствующих изменений между другими составными частями. А совместное нарушение целостности и иерархии может привести к крушению всей системы.

Деятельность по осуществлению стратегических изменений – это комплекс научных, управленческих, организационных, технологических и финансовых мероприятий, направленных на коренное совершенствование системы ГМУ и повышение ее эффективности. В природе стратегических изменений заложены два разнонаправленных вектора, которые предполагают одновременное существование и совместное функционирование в системе управления.

1. Вектор структурирования, упорядоченности, нормативности и традиционности. Его сущность заключается в том, что система сохраняет укоренившиеся, положительно зарекомендовавшие себя организационные формы, приемы и методы управления и сопротивляется любым структурно и институционально не закрепленным попыткам изменения системы управления.

2. Вектор креативности, то есть обновления, изменения и преобразования, который по сути направлен на дестандартизацию сложившейся системы управления и реализацию стратегических изменений. Результатом которых является создание новой структуры и методов управления.

Векторы структурирования и креативности при всей их противоположной направленности предполагают одновременное сосуществование и взаимодействие. Они объективно реализуют принцип единства и борьбы противоположностей и служат способом разрешения накапливаемых в системе управления противоречий.

Так например, за четверть века либерально – демократических реформ, проводимых в России с начала 90-х гг. прошлого века, наряду с достижением положительных результатов социально - экономических реформ, накопилось достаточно недостатков и противоречий в системе государственного и муниципального управления, тормозящих дальнейшее развитие страны.

В соответствии с Концепцией развития страны на период до 2020 года стратегической целью является: «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан[53]».

Достижение этой цели возможно только путем осуществления целого ряда стратегических изменений, связанных с переходом российской экономики от экспортно – сырьевого к инновационному социально – ориентированному типу развития. Природа этих изменений предполагает реализацию следующих преобразований.

1. Развитие человеческого потенциала России.

2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3. Структурная диверсификация экономики на основе высоко технологического развития.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка сырья и др.)

5. Расширение и укрепление внешне – экономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики[54].

Природа стратегических изменений предполагает существенное повышение эффективности управления, направленного на «создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающим вызовам долгосрочного периода. Это – прорыв в повышении качества человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов, и усиление конкурентности бизнес – среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4 – 6,5% в год[55]».

Осуществление стратегических изменений базируется на принципах организации стратегических изменений, которые представляют собой основные положения, правила и установки, выработанные теорией и практикой, которыми следует руководствоваться в процессе диагностирования, планирования, реализации, контроля и корректировки стратегических изменений интересах достижения положительных результатов. По мнению большинства исследователей[56] существуют общие и технологические принципы управления стратегическими изменениями.

К общим принципам можно отнести следующие.

1. Управляемость стратегическими изменениями. Он заключается в том, что познание объективных законов развития природы и общества делает возможным предвидеть результаты того или иного явления. Более того, достигнутый уровень знаний в области управления социально - экономическими процессами дает возможность целенаправленно вмешиваться в развитие отдельных процессов в интересах получения ожидаемых результатов. В этом и находит отражение принципа управляемости процессами планирования, реализации, контроля и корректирования стратегических изменений в области ГМУ.

 

Принцип управляемости инновационного процесса означает, что существуют объективные предпосылки для оказания управленческих воздействий на процесс разработки и реализации нововведений. Внедрение нововведений - не стихийный процесс. Достижение инновационного эффекта требует скоординированных действий по уменьшению отклонений от выбранного курса. Это необходимо потому, что инновационный процесс не регулируется автоматически. Задачей целенаправленного управляемого воздействия на инновационный процесс является обеспечение соответствия фактического состояния инновационного процесса желаемому, запланированному состоянию. Решение этой задачи предполагает реализацию всех управленческих функций, начиная с планирования и заканчивая контролем изменений. Оперативное исполнение данных функций должно закрепляться за соответствующей компетентной службой (органом) в административном учреждении.

Анализ управляемости в стране показывает, что Бориса Ельцина месяцами не было на рабочем месте. Такой вне институциональный центр власти, как "семья", играл куда большую роль, чем все предусмотренные Конституцией институты, вместе взятые. Стратегия Путина состояла в том, чтобы восстановить управляемость страной с опорой именно на институты, которые в то время имели существенные недостатки.

В Федеральном Собрании впервые за все постсоветское время удалось обеспечить в обеих палатах работающее пропрезидентское большинство, способное проводить реформистские законы. Именно благодаря этому в России появились право собственности на землю, едва ли не самая либеральная в мире налоговая система с плоской 13-процентной шкалой подоходного налогообложения, начала создаваться нормальная социальная инфраструктура. Заработали контрольные органы. Судейский корпус стал реально превращаться в полноценную и самостоятельную ветвь государственной власти.

2. Актуальность стратегических изменений. Данный принцип отражает объективную потребность общества в осуществлении стратегических изменений в наиболее сложных условиях своего развития, когда эти изменения становятся единственным выходом из создавшейся обстановки.

Принцип актуальности нововведений означает, что управленческие инновации следует рассматривать в качестве результата организационного развития системы административной деятельности. Текущее состояние управленческой системы находит отражение в содержании планируемых организационных изменений. По этой причине проект нововведения должен быть органически связан с существующей в органе управления потребностью в совершенствовании структуры и методов руководства. Актуальность нововведения показывает, что оно является востребованным в данной организационной системе.

Так, после избрания В.В. Путина Президентом РФ на его плечи легла страна, потерявшая за восемь лет либеральных реформ половину экономики, пережившая разрушительный дефолт, имевшая разоренный до уровня американского города госбюджет и население, более половины которого находились ниже уровня бедности.

Страной руководил крупный бизнес, бесплатно получивший многомиллиардную собственность по «кремлевской разнарядке». Он назначал министров, принимал выгодные для себя законы, избирал губернаторов, разворовывал народные ресурсы, но не вкладывал в национальную экономику никаких средств и не платил налогов.

Россия практически не управлялась, политический режим представлял собой причудливую смесь анархии и олигархии с мизерными демократическими вкраплениями. Правовое пространство отсутствовало, процветали коррупция, некомпетентность, кумовство, безответственность и казнокрадство. Положение усугублялось тем, что шла война, объявленная ваххабитами кавказского халифата. Дезорганизованные реформами спецслужбы и деморализованная армия не могли надежно обеспечить безопасность страны. Горбачевско – ельцинские реформы практически разрушили страну.

Как никогда актуальной стала потребность в осуществлении стратегических изменений, направленных на выживание страны. В основу стратегии Путина был положен прагматизм по отношению к любым идеологическим конструкциям, к модернизации экономики и повышению благосостояния народа. Главной стратегической целью России было объявлено становление ее как современной великой державы, экономически сильной, технологически продвинутой, социально развитой и политически влиятельной.

Наиболее актуальными направлениями решения стратегической цели стали:

- завершение фундаментальной революции конца XX века и стабилизация политической системы на рыночно-демократической основе;

- создание государственной власти, способной осуществлять прогрессивные социально - экономические преобразования;

- формирование здоровой экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост;

- обеспечение благоприятных международных условий для внутреннего развития.

3. Системности стратегических изменений. Соблюдение этого принципа стратегических изменений основывается на том, что все внутренние отношения стратегических процессов находятся в неразрывном единстве и взаимной зависимости друг от друга. Нельзя осуществить изменение одного структурного элемента, не затронув других. Любые изменения составных частей стратегии влекут за собой необходимость изменения других ее частей. Невозможно осуществить экономическое обновление, не затронув политики и социальной сферы.

Принцип системности инноваций означает, что управленческие нововведения представляют собой единый процесс, состоящий из этапов их разработки, внедрения и реализации. Согласованность этих этапов между собой оказывает существенное влияние на конечные результаты инновации. Инновационный эффект возникает как при реализации, так и при разработке нововведения. Полноценный инновационный процесс невозможен при отсутствии одного из этапов.

Принцип системности путинских реформ основывался на сочетании приватизационных мероприятий и укрепления госсобственности на решающих отраслях экономики, сохранении преимуществ советской системы и обновления ее за счет рыночных механизмов, максимальном использовании традиционных преимуществ и реализации политики модернизации народного хозяйства, всемерной опорой на внутренние резервы и использование международных возможностей Всемирной торговой организации, развитии национальной науки и ее кооперации с мировыми научно – техническими достижениями, повышении экономических показателей и ростом качества жизни народа.

Основные принципы стратегических изменений тесно связаны с технологическими и включают в себя следующие.

1. Принцип обоснованности стратегических изменений заключается в научной доказательности преимуществ инноваций, результатах их апробирования, пилотного испытания и опыте практического применения. Так, например, административная реформа потребовала всесторонней научной разработки в ведущих институтах управления страны и оказалась самой широкомасштабной реформой правительства со времен первого российского премьера Сергея Витте. Очевидная "вестернизация" кабинета министров, разграничение полномочий между правоустанавливающим и исполнительным ведомствами, рациональное сокращение количества руководителей и другие меры позволили приблизиться к "разбюрокрачиванию" экономики. Аналогично обоснованные стратегические изменения стали проводиться и в регионах.

2. Принцип программного обеспечения. В условиях экономического кризиса и Западных санкций особое значение приобретает осуществление стратегических изменений, связанных с программным обеспечением «выхода из тяжелого положения в котором оказалась страна. Первостепенную роль в этом играют программы импортозамещения, которыедолжны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках[57]».

Программное обеспечение должно обеспечить высокую эффективность, предусмотреть высокий экспортный потенциал и, при этом, преодолеть нехватку капитала, технологий, кадров и оборудования. Оно должно создать для таких компаний настоящий инвестиционный лифт, чтобы они пошли в рост, в разы повысили свою капитализацию и объемы производства, закрепились на внешних рынках.

В связи с этим Президент поручил Агентству стратегических инициатив (РАСИ) совместно с Внешне-экономическим банком (ВЭБ) и Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), другими институтами развития разработать такую программу и такую систему. И уже в следующем году реализовать первый пилотный проект по поддержке не сырьевых компаний России.

Программное обеспечение предусматривает создание Центра кредитно-страховой поддержки экспорта, услугами которого смогут воспользоваться все не сырьевые компании. А Государственный специализированный Российский экспортно – импортный банк (АО Росэксимбанк), согласно программному обеспечению, выделит 30 млрд руб. в целях поддержки импортозамещения. В результате реализации принципа программного обеспечения за три года российский экспорт продукции высокой степени переработки увеличится в полтора раза.

3. Принцип стратегического прогнозирования. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г "О стратегическом планировании в Российской Федерации[58]" определяет, что система стратегического прогнозирования представляет собой механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения».

«Основная стратегическая цель России,[59] – отмечал Президент России В.В. Путин в послании Федеральному Собранию, - является трансформация. Причем как мирового геополитического и финансового порядка, так и собственной экономической и социальной системы. Достижение первой цели требует умелой работы по выстраиванию коалиции незападных сил и использования слабых мест «мира по - американски». Вторая цель требует согласия внутри русского общества и власти по поводу стратегии развития страны – образа ее будущего и методов его достижения».

Соблюдение принципа стратегического прогнозирования процессов развития не сырьевых и других отраслей экономики позволяет предусмотреть источники их финансирования и определить его размеры. Так, к 2018 году, несмотря на внешние ограничения и санкции, годовой уровень инвестиций в модернизацию экономики будет увеличен до 25% от Валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Это значит, что мы должны инвестировать на это все сбережения и ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении. Ключевыми требованиями здесь должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации, которые должны работать на национальную экономику, идти на развитие, а не способствовать вывозу капитала из страны за рубеж.

4. Принцип планирования и согласованности играет роль инициирования стратегических изменений, их обоснованности, всестороннего планирования и согласованности с руководством, от которого зависит принятие решения о введении той или иной инновации.

Инновационный процесс должен быть согласован с процессом исполнения основных функций организации. Реализация полномочий органов государственного и муниципального управления не может быть приостановлена на период внедрения новшеств. Но нововведение создает временную обстановку нестабильности до тех пор, пока оно не будет полностью реализовано. В процессе организации необходимо обеспечить такой баланс старого и нового, при котором внедряемые нововведения не будут отрицательно влиять на достижение целей органа управления в период внедрения.

Процесс подготовки и реализации нововведений должен быть внутренне согласован. В организации могут одновременно протекать различные процессы изменений. Пока они функционируют отдельно друг от друга, эффект инновационной деятельности будет низок. Эта проблема решается посредством централизации исполнения функции распространения нововведений в системе административной деятельности. Необходимо определить единые для всех задачи организационного развития, общий для всех структурных подразделений план изменений структуры руководства.

По наиболее крупным стратегическим изменениям должен работать созданный в рамках Правительства специальный координационный центр, задачей которого является проверка обоснованности перспективных изменений, планирование процесса их осуществления, согласование связанных с ними мероприятий с руководством всех заинтересованных уровней управления и реализацию крупных проектов на российских предприятиях, с развитием отечественной производственной и исследовательской базы.

5. Принцип баланса старого и нового в управленческой деятельности. Причиной стратегических изменений является низкая результативность управленческой системы, имеет цель повышения эффективности управления и затрагивает все компоненты организации. Самое непосредственное влияние они оказывают на повышение эффективности административной деятельности.

Для этого на различных уровнях системы государственного и муниципального управления проводятся организационные перестройки, внедряются новые технологии работы. Повышение эффективности административно-управленческой деятельности зависит от своевременного применения управленческих инноваций и стратегических изменений, которые зачастую сталкиваются с целым рядом проблем объективного и субъективного характера. К объективным факторам, сдерживающим внедрение стратегических инновации, относятся: противоречие старого и нового.

Нововведение влечет за собой изменения в существующей организационной структуре, неизбежно ломает сложившуюся систему отношений в органах управления и нарушает баланс между традиционными и инновационными приемами и способами деятельности.

Учитывая высокий уровень централизации административного управления, стремление к стабильности и настороженное отношение к различного рода изменениям играет в целом положительную роль. Однако, объективные изменения в современном мире настоятельно требуют внесения определенных изменений в сферу государственного и муниципального управления. Поэтому процесс разработки и внедрения этих изменений требует научного подхода и практической апробации. Для подготовки и реализации управленческих нововведений необходимо тщательно проводить сбор и анализ информации по различным качественным и количественным показателям, осуществлять пилотные испытания и эксперименты, изучать общественное мнение. Особенно осторожно следует подходить к выбору формы реализации изменений, отдавая приоритет к постепенным, последовательным изменениям, сохраняя баланс нового и старого, консервативного и инновационного в сложившейся системе управления.

Кроме того в существующей иерархической системе стратегические изменения не могут носить спонтанного характера. Любые инновации в деятельности административных учреждений определяются и осуществляются с ведома руководства вышестоящего органа управления и закрепляются в нормативно – правовых документах.

За последнее время успешно прошли теоретическую разработку и практически внедрены в систему административного управления информационно – технологические системы, предоставление электронных услуг населению, обслуживание жителей по принципу «одного окна» и др.

Установленная процедура осуществления любых, а тем более стратегических изменений зачастую усложняется субъективными факторами, к которым относятся: недостаточная компетентность государственных и муниципальных служащих, отсутствие необходимого объема знаний по организации управленческого труда, низкий уровень интеграции теории и практики административной деятельности, чрезмерный бюрократизм и др.

Уже имеющиеся сегодня научные разработки в области совершенствования методов и структур государственного и муниципального управления пока не находят должного внимания со стороны чиновников. Действие названных факторов можно значительно снизить при условии обучения государственных гражданских служащих по проблемам стратегических изменений и сохранению баланса между традиционными и инновационными методами работы.

6. Принцип предупреждения (исключения) отрицательных последствий стратегических изменений. Как показывает опыт, непродуманность и спонтанность в разработке и реализации инновационных изменений неминуемо приводит к негативным последствиям. «Как прямой удар по национальной безопасности, - отмечал Президент РФ, - надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный заказ, и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма[60]».

Внимание правоохранительных органов, министерств и ведомств, Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторингу) и других заинтересованных структур следует сосредоточить на соблюдении принципа предупреждения отрицательных последствий при осуществлении стратегических изменений, разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием бюджетных средств. создать в них единые расчетные центры по обеспечению прозрачности и оптимизации денежных потоков, эффективного управления ими. Головные компании также должны четко видеть, как используются средства в их дочерних структурах.

Во всех компаниях, где государству принадлежит более 50 процентов акций, должны быть внедрены ключевые показатели эффективности, в том числе требование ежегодно снижать операционные издержки не менее чем на 2 - 3 процента. Отмечу, что оплата труда руководства госкомпаний должна прямо соотноситься с достигнутыми результатами и экономическими реалиями.

7. Принцип взаимосвязи множественных аспектов стратегических изменений. Инновационный процесс имеет сложную структуру и затрагивает различные компоненты административной деятельности. Управленческие инновации не могут быть узкоспециализированными, они имеют множество аспектов, которые должны тщательно анализироваться и учитываться в процессе управления инновациями в органах управления. Эффективность управленческих нововведений зависит от финансовых, информационных, организационных, психологических факторов.

«Мы обязаны думать и о том, как будем решать перспективные проблемы, - отмечал в своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин. - В этой связи предлагаю реализовать национальную технологическую инициативу. На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10 - 15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада[61]».

С этой целью следует объединить усилия проектных, творческих команд и передовых компаний, которые готовы внедрять передовые разработки, подключить ведущие университеты, исследовательские центры, Российскую академию наук, крупные деловые объединения страны в интересах осуществления принципа взаимосвязи множественных аспектов стратегических изменений. И конечно, пригласить наших соотечественников, которые трудятся за рубежом в науке и в высокотехнологичных отраслях.

8. Принцип централизации нововведений в административной деятельности. Принцип исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним. Любое решение об инновационных изменениях должно разрабатываться коллегиально (коллективно), но утверждаться исключительно только руководителем. Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

Принцип централизации означает, что люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления процессами стратегических изменений.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации.

9. Принцип прямо пропорциональной зависимости результатов стратегических изменений от степени заинтересованности в этом руководящего звена.

Результативность управленческих нововведений прямо пропорциональна заинтересованности и участию руководящего звена учреждения в инновационном процессе. Позиция руководства может как увеличить полезный эффект проводимых изменений, так и свести на нет усилия по внедрению новшеств. Руководящий персонал органа управления должен быть достаточно компетентным, чтобы понимать и поощрять необходимость применения управленческих инноваций.

"Сегодняшний госаппарат является забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на развитие. Мы должны устранить чрезмерное административное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития[62]"- отмечал В.В. Путин в докладе "Стратегия развития России до 2020 года".

Важнейшим направлением работы по преодолению данного недостатка является подбор и расстановка руководителей по уровню их подготовки и опыта работы. А так же активизации деятельности институтов переподготовки, повышения квалификации и стажировки. Задействования механизмов аттестации, мотивации и дисциплинарной практики.

10. Принцип компетентности руководства в осуществлении стратегических изменений. Реализация этого принципа требует, что бы во главе стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления стояли высоко образованные, компетентные руководители. Это во многом обеспечивает успех инновационных преобразований.

Однако, значительную часть сформированного в ходе ельцинских выборов губернаторского корпуса отличали некомпетентность и несостоятельность. Главными факторами успешных выборов на региональном и муниципальных уровнях были финансовые вливания, коррупция и «непрозрачные» технологии. В результате чего в конце 90-х гг. среди губернаторов было 95% противников демократических реформ. Попадались такие лидеры, которые неделями не появлялись на рабочем месте из-за пристрастия к спиртному или были напрямую связаны с криминальными кланами. В ряде мест всю экономику подминали под себя семейные кланы первых лиц. Многие главы субъектов Федерации напрямую представляли интересы отдельных финансовых групп.

В интересах повышения компетентности руководства Президенту пришлось использовать не вполне популярные меры. Во – первых, через создание нового контролирующего и властного института - полномочных представителей президента в семи федеральных округах. Во – вторых, путем установления прямого подчинения Москве местных органов федеральной исполнительной власти, минуя зависимость от губернаторов. В – третьих, временный переход от прямых выборов губернаторов к их избранию законодательными собраниями субъектов Федерации по представлению президента.

11. Принцип методического обеспечения стратегических изменений. Методическое обеспечение стратегических изменений представляет собой разработку, обоснование и утверждение требований и рекомендаций по планированию, реализации и контролю за деятельностью по стратегическому обновлению. Это центральное положение процессов обновления экономики.

Организация управленческих инноваций предполагает решение проблемы методического обеспечения инновационного процесса. В процессе разработки и реализации управленческих нововведений применяются различные методы и средства. Кроме методов подготовки проекта изменений и внедрения, необходимо уделять должное внимание организации работы по управлению процессом внедрения новшеств. Эта работа должна строиться с применением научных методов, доказавших свою эффективность в сходных ситуациях.

12. Принцип руководства стратегическими изменениями со стороны специализированного органа управления. В интересах повышения результативности стратегических изменений в государственном или муниципальном органе создается специализированный орган управления. В его обязанности входит следующее.

1. Согласованность изменений с текущими процессами, т.е. необходимость согласовать процессы изменений с обычной деятельностью и управленческими процессами в организации. Возможна борьба за ограниченные ресурсы: некоторых людей могут хотеть использовать как для планирования или разработки перемен, так и для выполнения текущих дел.

2. Определение задач руководства, при котором следует определить, в каких конкретных мероприятиях, в какой степени, и в какой форме оно должно прямо принимать участие. Основной критерий - сложность выполняемых действий и их важность для организации.

3. Согласованность внутри организации, т.е. необходимость взаимодействия и взаимного согласования процедур планирования, реализации, мониторинга и корректирования процессов стратегических изменений и перестройки в деятельности организации.

4. Учёт различных аспектов изменений, предусматривающий управление изменениями, включающими учет различных аспектов: административных, технологических, структурных, методических, человеческих, психологических, политических, финансовых и т.п.. Это, пожалуй, больше всего затрудняет обязанности руководства, так как в процессе участвуют специалисты, которые часто пытаются навязать свой ограниченный взгляд на сложную и многостороннюю проблему стратегических изменений.

5. Выбор способов достижения изменений. Управление стратегическими изменениями со стороны специализированного органа включает решения о применении различных подходов и способов вмешательства, которые помогают правильно начать, систематически вести работу, справляться с сопротив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.018 с.)