Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность стратегических инноваций

Поиск

 

С научной точки зрения всякая деятельность человека подлежит исследованию с точки зрения методологии. Рассмотрим методологические основы осуществления стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления.

Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος, μετά - и ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Таким образом, современный термин «методология» происходит от латинских слов «метод» и «логика» и означает учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности[1]. В буквальном значении этого слова это есть учение о методах (логос – наука, знание и метод – путь, направление).

Проще говоря, методология – это логическая схема действий, определяемая поставленными целями и возможностями их достижения. В настоящее время можно говорить о двух концепциях в понимании методологии.

Одна концепция принимает категории «методология» и «метод» как синонимы и объявляет единственной методологией всех наук диалектику.

1.Другая концепция, признавая диалектический метод всеобщим, генеральным методом познания, определяет методологию как систему, реализующую три функции:

- создание нового знания;

- структурирование этого знания в виде новых понятий, законов, категорий и гипотез;

- использование новых знаний в общественно - практической деятельности.

Первая функция методологии реализуется на основе общенаучных методов познания, вторая – на основе логических законов мышления и третья – на основе методологии конкретных наук[2]. Таким образом, методология позволяет всесторонне рассматривать процесс стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления.

Методология выступает как правило в двух формах.

1. В теоретической форме методология сформирована гносеологией – (от греч. gnosis – познание и logos – теория), т.е. философской теорией познания. В этом смысле она стремится к построению модели идеального знания;

2. В практической форме методология основана на опыте и ориентирована на преобразование окружающего мира. Она стремится достичь желаемой практической цели, используя определенные приёмы и методы [3].

В методологии можно выделить пять структурных частей.

1. Основания методологии, которые составляют такие науки, как философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика и эстетика.

2. Общая характеристики деятельности, включающая в себя особенности, принципы, условия и нормы методологии.

3. Логическая структура деятельности в составе субъекта, объекта, предмета, формы, средства, метода, результата деятельности и решения проблем;

4. Временная структура деятельности: ее фазы, стадии, этапы и ступени.

5. Технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы и приемы.

Условно методологию можно разделить на две части: содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности[4].

Исходя из этого, методологию стратегических инноваций можно определить как логическую схему деятельности, предполагающую взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, средств и способов достижения результатов стратегических преобразований в сфере государственного и муниципального управления.

 

Специалисты выделяют такие компоненты, характеризующие содержание методологии управления стратегическими изменениями, как [5] :

- подходы, парадигмы и проблемы;

- приоритеты, ориентиры и цель;

- критерии и оценки;

- альтернативы и процедуры выбора;

- методы управления;

- запреты и ограничения[6].

Подход — это наиболее принципиальный элемент методологии, определяющий состав ее остальных компонентов. Подход – это направление рассмотрения того или иного процесса или явления, в котором применительно к объекту управления должна быть реализована определенная методология управления.

В настоящее время известны следующие научные подходы[7].

1. Интеграционный подход представляющий собой углубленное сотрудничество субъектов в процессе управления взаимодействием и взаимосвязями между компонентами всей системы и нацеленный на исследование и усиление взаимосвязей между:

- отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

- стадиями жизненного цикла объекта управления;

- уровнями управления по вертикали;

- уровнями управления по горизонтали.

2. Маркетинговый подход, предусматривающий при решении любых задач ориентацию управляющей подсистемы на потребителя:

- повышение качества управления в соответствии с нуждами потребителя;

- удовлетворение запросов потребителя за счет повышения качества продукции;

- экономия ресурсов в производстве за счет масштаба производства, научно-технического прогресса и других факторов;

- применение эффективных систем менеджмента.

3. Функциональный подход, сущность которого заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, реализация которых позволяет удовлетворить интересы потребителя. Данный подход предполагает, что для выполнения этих функций может создаваться нескольких альтернативных объектов, из числа которых выбирается тот, который требует минимум совокупных затрат на единицу полезного эффекта.

4. Динамический подход, при котором объект управления рассматривается в динамическом развитии и причинно-следственных связях, в соподчиненности и при ретроспективном анализе процесса за последние пять и более лет.

5. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное производства товара или услуг для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

6. Нормативный подход, сущность которого заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам управления и по их элементам:

- целевой подсистеме;

- функциональной подсистеме;

- обеспечивающей подсистеме.

7. Количественный подход, заключающийся в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Что позволяет управлять с опорой на достоверные цифровые данные.

8. Административный подход, заключающийся в регламентации прав, обязанностей, нормативов качества и затрат в соответствии с нормативными актами.

9. Программно-целевой подход, основанный на четком определении целей ресурсов, необходимых для реализации программ.

Постоянно меняющиеся обстоятельства требуют творчества в решении проблем стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления. По мнению исследователей основными подходами в данной сфере являются системный, процессный и ситуационный[8].

1. Системный подход – это способ отношения к объекту управления, рассматривающий его в единстве внешних и внутренних связей. Системный подход позволяет подходить к любой системе (объекту) как к совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей выход (цель), вход, связь с внешней средой и обратную взаимозависимость. Важнейшими принципами системного подхода являются:

- четкое формулирование конкретных целей;

- выявление альтернативных путей решения задач;

- недопустимость конфликта между целями подсистем и системы в целом;

- восхождение от абстрактного к конкретному;

- единство анализа и синтеза, основанных на четком определении целей организации и программ ее развития.

2. Процессный подход в управлении представляет собой рассмотрение его функционирования как серию непрерывных взаимосвязанных действий или как непрерывное исполнение управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль) и связующих процессов (процессы коммуникации и принятия решения).

Эти процессы являются управленческими функциями, а непосредственно процесс управления является суммой перечисленных управленческих функций.

3. Ситуационный подход - это способ решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации, представляющей собой конкретный набор обстоятельств, влияющих на процесс управления в каждый конкретный момент. Исходя из этого данный подход предполагает, что различные методы управления должны применяться в зависимости от конкретной ситуации. Любая организация рассматривается как открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром (внешней средой), поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.

Центральный момент ситуационного подхода – ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на деятельность организации в текущий момент времени. Ситуационный подход связан с системным подходом и пытается увязать конкретные управленческие приемы и концепции с конкретными ситуациями.

Учитывая, что основным объектом государственного и муниципального управления являются люди и их проблемы, возникающие в ходе стратегических изменений, уместно выделить наряду с организационно - техническими и ряд социальных подходов[9].

1. Гуманистический подход к управлению — это подход, рассматривающий организацию как культурный феномен. Поскольку организационная культура, представляет собой всеобъемлющее понятие о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, то она во все большей степени становится одним из объяснительных, принципов практического действия персонала[10].

При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.

2. Информационный подход отличается от других общенаучных подходов тем, что ему сопутствуют многочисленные теории и научные дисциплины, предметами изучения которых является информация, информационные процессы и информационная деятельность, т.е. по существу вся проблематика информационного подхода к управлению. Эти концептуальные образования имеют тенденцию к созданию многоуровневой системы информационно-коммуникационных приемов преобразования информационных ресурсов в информационные продукты, используемых в управлении стратегическими изменениями.

Информационная подход заключается в восприятии, хранении, переработке и выдаче информации в интересах управления. Его целью выступают: получение нового знания, сообщение другим о познанном и управление поведением других людей.

Информационный подход - это область профессиональной управленческой деятельности, нацеленная на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей в согласовании общих действий. Он включает в себя: поиск, сбор, оформление, переработку, хранение и распространение сведений. Все эти операции являются коммуникационными, отсюда можно сделать вывод, что информационный и коммуникационный подходы по сути одно и то же.

В результате развития возникли три вида информационного обслуживания, основанные на информации, информатизации и информатике управления: документальное, фактографическое и концептографическое[11].

3. Оптимизационный подход к управлению, сущность которого заключается в сочетании качественных и количественных оценок при помощи методов исследования операций, расчетов, статистики, экспертиз и др. Данный подход дает возможность оптимального выбора. Или сегодня потратить одну денежную единицу на прогнозирование и оптимизацию эффективности управленческого решения, или завтра потерять тысячи, не имея достоверных результатов прогнозирования.

Оптимизационный подход реализуется в ходе действия закона экономической взаимосвязи производственных затрат и уровня социального потребления, путем установления взаимозависимостей между социальными и экономическими показателями, между качеством товара и затратами на его производство.[12]

4. Поведенческий подход, целью которого является оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей и, как результат, - повышение эффективности работы фирмы за счет активизации человеческих ресурсов. Данный подход позволяет понять, что для достижения цели управления стратегическими изменениями, руководитель должен координировать работу персонала и стимулировать людей выполнять поставленные задачи.

Для этого необходимо активно использовать принципы мотивации, то есть, побуждения себя и других к деятельности в интересах достижения целей фирмы и личных целей[13].

Анализ подходов, применяемых в интересах стратегических изменений, позволяет сделать вывод о том, что наиболее активно используемым является комплексный подход. Он позволяет учитывать важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые внешние и внутренние факторы (политические, экономические, социальные, технологические, экологические, организационные, демографические, психологические и др.) и в соответствии с этим применять наиболее эффективные решения и применять действенные методы.

Так, например, в рамках комплексного подхода к решению проблем развития экономики страны Правительством РФ[14]. было отмечено существенное отставание практически всех отраслей народного хозяйства от развитых стран мира. В интересах совершенствования экономической политики были использованы два специфических подхода.

1. Поисковый — ориентированный на будущее и определяющий состояние экономики в дальнейшем при условии сохранения сегодняшних тенденций ее развития. Результат исследования показал, что через несколько лет России грозит полная утрата лидирующих качеств, коренной спад производства и превращение страны в сырьевой придаток Запада.

2. Целевой подход — планирующий целенаправленное изменение экономики в будущем с учетом возможных путей и сроков перехода от сегодняшнего состояния в желаемое. Научные расчеты показали реальную возможность преодоления сырьевой направленности экономики, создания наукоемкой промышленности и высокопродуктивного сельского хозяйства, избавление от технологической зависимости и, в конечном счете, до 4-х кратного увеличения производительности труда к 2020 г.

Парадигма (от греч. paradеigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблемы и ее решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Важность этой дефиниции подчеркивается тем, что смена парадигмы обусловливает собой осуществление научной революции[15].

Парадигма - это система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, которые господствуют в течение определенного исторического периода. Можно говорить о парадигме управленческого рационализма Ф. Тейлора, парадигме потребностей А. Маслоу, парадигме человеческого фактора и т.д. Парадигма лежит в основе построения концепции управления стратегическими изменениями, представляя собой модель постановки проблем и способов их решения.

В настоящее время страна находится на этапе изменения не только политических, экономических и социальных установок, но и всей парадигмы дальнейшего развития. Решения, которые принимаются сейчас, могут изменить сценарий развития и жизнь людей на много поколений вперед.

Более двух десятков лет, начиная с начала 90-х годов прошлого столетия в СССР были осуществлены революционные преобразования, которые носили антикоммунистический, антисоветский и антисоциалистический характер. В сравнительно короткий промежуток времени коренным образом изменились экономический базис, идеология и политическая надстройка общества.

Изменились отношения собственности, структура и тип экономики, внутренняя и внешняя политика, характер общественных отношений. Были реформированы все стороны государственной и общественной жизни и коснулись каждого человека.

Основной парадигмой преобразований в то время стал образец Западного мира с его концепциями либерализма, рыночной экономики, снижения контроля за финансами и бизнесом, торжества идеологии обогащения, псевдо демократизации, узурпирования власти и построения однополярного мира.

В результате Россия из мировой державы превратилась в клонящееся к упадку государство. Были разрушены экономика, суверенная политика, медицина, образование, Армия и Флот. Страна стала превращаться в сырьевой придаток Запада, сидящий на «нефтяной игле».

Однако, страна выдержала деструктивный период. Наступил момент изменения парадигмы дальнейшего развития. Ключевой становится проблема выбора целей, норм, приоритетов, экономических, социальных, политических и иных технологий. Цена принимаемых решений здесь очень велика. Возникает принципиальная общая задача построения альтернативных сценариев развития и осуществления стратегических изменений.

Для России благоприятна парадигма построения мощной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей необходимые условия для всестороннего развития личности, сильного правового государства и развитого гражданского общества. Вопрос в правильном выборе и реализации экономической модели, адекватной социальным императивам.

Концепция (от лат. сonception –понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности[16].

В современных условиях концепция представляет собой комплекс ключевых идей, дающих целостное представление о явлении или процессе. Теоретическая концепция предназначена для их объяснения, практическая – для обоснования действий по их совершенствованию. Соответственно, концепция стратегических изменений – это комплекс ключевых идей, принципов и приемов, используемых для их реализации.

Вплоть до последнего времени концепция социально – экономического развития страны заключалась в инерционном подходе, разработанном Гайдаром, Чубайсом, Бурбулисом и другими «классиками» рыночной экономики под руководством западных консультантов. Согласно их утверждениям все проблемы должны и могут быть решены за счет свободного рынка.

Нет необходимости, - убеждали они, - развивать отечественное наукоемкое производство, когда компьютеры и мобильные телефоны можно закупить в Европе. Нет потребности в существовании национальной автомобильной промышленности, если иномарки можно закупать на вторичном рынке. Не следует обеспечивать подъем легкой промышленности - дешевле покупать готовый китайский ширпотреб. И, наконец, нет смысла развивать российское сельское хозяйство, когда проще закупать продукты питания заграницей.

И, не смотря на предупреждения ведущих экономистов о пагубности курса импортозависимости, разрушительная политика ельцинской команды настойчиво претворялась в жизнь. Тем более, что доходы, получаемые в «тучные годы», когда цена нефти зашкаливала за 100 и более долларов, позволяли обеспечивать реализацию данной концепции. В результате этого уже к началу нулевых годов прекратили существование до 40 - 60% отечественных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а импорт зарубежных товаров в некоторых отраслях достиг 80%.

Больших усилий и политической воли стоило принятие решения об изменении политики социально – экономического развития страны, принятом на расширенном заседании Госсовета РФ в 2008 г[17]. Концепция основывается на переводе отечественной экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития. В отличие от прошлой концепции, исходившей из колаборнационалистического представления национальной буржуазии и правящей элиты о чудодейственности иностранных рекомендаций о построении в России выгодных для Запада рыночных отношений, нынешняя концепция отличается трезвым пониманием сложного положения российской экономики, стремительно теряющей конкурентоспособность и быстро приобретающей статус сырьевой периферии мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития.

В соответствии с рекомендациями науки, новая концепция определяет приоритеты государственной социально - экономической политики: «Построение национальной инновационной системы, развитие естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры, инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки и здравоохранения»[18].

Проблема (от греч. problema – задача). В широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения[19].

В нашем случае проблема представляет собой противоречие между существующим уровнем построения системы управления и прогрессивной целью ее дальнейшего развития. Разрешение этого противоречия может быть осуществлено в ходе коренного изменения ситуации в интересах достижения намеченной цели прогрессивного развития. В решении современной проблемы стратегического управления изменениями, предпочтение отдается человеческому фактору (роли личности).

Анализируя современное социально – экономическое положение страны, следует отметить, что источником основных проблем явилось то, что российский капитализм был создан не на основе исключительных способностей и капиталовложений предпринимателей, а за счет присвоения ими общенародной собственности. Природные ресурсы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия фактически бесплатно или путем махинаций перешли в частную собственность приближенных к власти будущих олигархов. Построение рыночной экономики и капитализма, произошло исключительно за счет интересов трудящихся путем передачи общенародного достояния в частнокапиталистическую собственность, что моментально лишило страну возможности использовать свою экономику в интересах народа и государства.

Либеральным оправданием подобного ограбления было предположение о том, что бизнесмены будут хозяйствовать намного эффективнее, чем государственные предприятия, что будет способствовать всестороннему подъему экономики, а следовательно - развитию науки, культуры, образования и благосостояния населения.

Однако, упование на чудодейственную роль рыночных отношений не было подкреплено законодательно и, естественно, не оправдалось. Длительное время действовал ельцинский принцип: «Все, что не запрещено законом – все разрешено». Естественно, что в условиях правового вакуума данное утверждение привело к созданию олигархическо-криминальной власти, интересы которой были далеки не только от интересов народа, но и самого государства, породившего их.

В результате проявился целый ряд структурных проблем. Первой явилось то, что никто из предпринимателей, а тем более олигархов, не собирался вкладывать прибыль в развитие отечественной экономики. Весь свободный капитал стал вывозиться заграницу.

Второй по значимости проблемой явилось то, что абсолютное большинство новоявленных капиталистов не намеревались развивать конкурентоспособное наукоемкое производство, довольствуясь прибылью от продажи сырья и использования дешевой рабочей силы.

Третье – новый класс собственников стал применять массовый подкуп должностных лиц в органах государственной и муниципальной власти, развивать взяточничество и коррупцию во всех эшелонах власти в интересах принятия административных решений в пользу бизнеса,.

Четвертое – «капитаны экономики», используя несовершенство избирательной системы, начали активное продвижение своих представителей в органы законодательной, исполнительной и судебной власти для осуществления своего влияния в стране.

Пятое – в результате деления экономики на процветающие добывающие и умирающие перерабатывающие отрасли произошло чрезвычайное расслоение общества на богатых и бедных, когда 5% населения страны владеют 95% национального богатства, а 95% населения имеют только 5%.

Эти и целый ряд других экономических, политических и социальных проблем стали грозить стабильности государства и общества, настоятельно требуя их разрешения[20].

Приоритеты (от лат. prior — первый, старший) – первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности[21]. В сфере управления стратегическими изменениями – это, как правило, акцент на те, или иные области деятельности, предпочитаемые на данный отрезок времени, элементы системы управления для реализации, регулирования и совершенствования. Приоритеты могут означать:

- последовательность решения проблем во времени;

- направление ресурсов на наиболее важные объекты, которыми могут быть техника, персонал и т.п.,

- сосредоточение внимания на решение тех проблем, преобразование которых является наиболее существенным условием для перспективного развития управляемой системы. Например, приоритет развития производительных сил в повышении эффективности производства. Приоритет роли личности в процессе стратегического управления организацией. Приоритет сохранения баланса традиций и инноваций в системе государственного и муниципального управления.

В «лихие» 90-е годы, безальтернативными приоритетами младореформаторов первого Правительства миллионеров в РФ под воздействие многочисленных «агентов западного влияния» стали бездумное разрушение мощной социалистической экономики, разгон законно избранных органов советской власти, низвержение идеологии равенства и справедливости. В последующие два десятка лет в соответствии с рекомендациями западных консультантов утвердился капиталистический общественно – экономический строй, сформированы новые органы власти, достигнуто торжество гласности и демократии.

Ценой за эти достижения стали беспрецедентная приватизация в пользу нового класса собственников, упадок экономики, разграбление национальных богатств, низвержение страны до уровня сырьевого придатка и обнищание народа.

Только в первом десятилетии XXI века новое руководство страны признало ошибочными старые приоритеты и осознали тупиковый характер развития, избранные первым Президентом РФ и его ближайшим окружением.

В прошлом послании было объявлено о запуске национальной технологической инициативы, её горизонт 15–20 лет, однако практическая работа идёт уже сейчас. Она показала, что у нас много сильных команд, способных предложить и реализовать новаторские идеи. И по таким направлениям, как нейротехнологии, беспилотные технологии в авиации, да вообще на транспорте, системы хранения и распределения энергии у России есть все шансы среди первых прорваться на глобальные рынки, причём уже в ближайшее время, в ближайшие годы[22].

Новые приоритеты были сформулированы в национальных программных документах последних лет[23]. Наиболее значимыми среди них можно назвать:

а. модернизация экономики, устранение структурных ограничений экономического роста;

б. повышение уровня жизни населения, содействие развитию «человеческого капитала»;

в. создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

г. социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;

д. рациональная интеграция России в мировую экономику[24].

Поскольку «органы государственного и муниципального управления представляют собой организационно оформленные коллективы людей, образующих самостоятельную часть государственного аппарата, наделенные компетенцией для решения задач (исполнения функций) государственного управления, структура и деятельность которых регламентируется нормами права»[25], то и приоритеты социально – экономического развития страны отражаются в сфере государственного и муниципального управления.

На решение приоритетных задач, прежде всего связанных с технологической модернизацией, надо нацелить институты развития. Их у нас более двух десятков. Скажем прямо, многие из них, к сожалению, превратились в настоящую помойку для «плохих» долгов. Нужно провести их расчистку, безусловно, оптимизировать структуру и механизмы этой работы. Знаю, что и Правительство, и Центральный банк сейчас активно этим занимаются[26].

Ориентиры - это хорошо видимые на местности неподвижные предметы или элементы рельефа, помогающие определять свое местонахождение, направление движения и цель[27].

В управлении стратегическими изменениями ориентиры представляют собой хорошо воспринимаемые, качественно определенные и количественно измеряемые объекты, позволяющие определить направление достижения цели. Ориентиры могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой развития и управлением процессом решения стратегических задач.

Производным от ориентира является ориентация– умение быстро и правильно разобраться в окружающей обстановке, найти ближайший, короткий и рациональный путь решения проблемы, то есть с успехом выйти из сложившейся сложной ситуации, мешающей достижению главной цели. В деятельности по управлению стратегическими изменениями главным ориентиром является цель.

В 90-е годы прошлого столетия в осуществлении коренных изменений общественно – экономического строя активно участвовали западные советники и консультанты, «помогавшие» Президенту и Правительству РФ осуществлять переход к рыночным, то есть капиталистическим, отношениям. Основными ориентирами их деятельности стали, во первых, разрушение основ экономического базиса, т.е. общенародной экономики, порождавшей социалистические общественные отношения. Во-вторых, уничтожение советской политической надстройки в лице Советов народных депутатов, выражавших волю трудящихся всего многонационального народа. В-третьих, дискредитация коммунистической партии и ее социальной идеологии равенства и справедливости. И, в конечном итоге – достижение основной цели - устранение СССР с мирровой политической арены, его развал и территориальный раздел.

На фоне политического безволия руководства страны эти целевые ориентиры были достигнуты. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, составляющие основу народного хозяйства, разрушены, а сулящие легкую прибыль добывающие отрасли – за бесценок приватизированы. Верховный Совет СССР публично расстрелян, а местные Советы устранены от власти. Компартия распущена, а любая общегосударственная идеология оказалась под запретом. Одновременно распался СССР, социалистические страны, Совет экономической взаимопомощи и Варшавский Договор.

Выполнив разрушительные задачи западные «миссионеры» не создали ничего взамен, усугубив положение открытием Российского рынка для сбыта своих товаров, обеспечив приход к власти представителями прозападной ориентации и продвижением идеологии обогащения, вседозволенности и безнаказанности.

Экономика России стала приобретать преимущественно сырьевую ориентацию, основную на добыче природных ресурсов и их продажи на мировом рынке. От цен на сырье, - в первую очередь на углеводороды, - стали зависеть внутренний валовой продукт (ВВП) страны, курс рубля и уровень жизни народа. Подобная ориентация низводила страну на уровень сырьевого придатка, лишала лидирующих позиций и обрекала на ограбление. Положение усугублялось начавшимися экономическими кризисами, нестабильностью цен на нефть и девальвацией рубля.

С начала нулевых годов новое руководство предприняло попытку переориентировать экономику с сырьевой основы на индустриальное и наукоемкое производство. В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года»[28] в качестве экономических ориентиров были названы:

- повышение конкурентоспособности экономики на международном рынке;

- высокий уровень интенсивного роста производительности труда;

- формирование стабильных высококонкурентных внутренних рынков;

- повышение инвестиционной привлекательности российской экономики;

- использование факторов роста, не задействованных ранее в полной мере;

- резкое усиление инновационной составляющей экономического развития;

- укрепление международных позиций России;

- расширение использования преимуществ международной интеграции.

И на этой основе достижение основных целевых ориентиров: устойчивого и динамичного повышения качества жизни россиян, решения демографических, социальных и экологических задач и обеспечения национальной безопасности. В частности, уже до 2018 г. планировалось создать благоприятные условия для роста доходов населения в 1,3 - 1,4 раза[29].

В полном соответствии с этим формируются и основные ориентиры стратегических изменений в области государственного и муниципального управления[30].

Цель – это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых им средств[31].

Главной целью государственного и муниципального управления является создание оптимальных условий для достижения желаемого уровня и перспектив стратегического развития общества. Она предполагает наличие других взаимозависимых иерархических целей, когда достижение нижестоящей цели является средством достижения вышестоящих целей.
Целями государственного управления в социально - экономической области является определение долгосрочных стратегий развития и создания оптимальных условий для практической реализации этих стратегий в интересах повышения эффективности экономики и на этой основе – обеспечение высокого уровня благосостояния граждан.

Реализация этих целей основывается на общих положениях - принципах государственного управления. Они включают в себя следующее.

1) Общие цели, которые раскрывают основное содержание и целевую направленность государственного (муниципального) управления, которые можно подразделить на социально - ценностные и социально - функциональные цели.

2) Организационно - технологические цели, на основе которых реализуется административно­ - исполнительная деятельность органов власти, основанных на принципах разделения труда, иерархичности, единоначалия, делегирования полномочий, сочетания федерального, регионального и местного управлений.

3) Частные цели, то есть непосредственное руководство деятельностью населения, к числу которых относятся: согласованность, взаимодополняемость, последовательность и территориально - отраслевая обусловленность управления.
Общие цели государственного управ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.30 (0.016 с.)