Cтратегическое внедрение информационных систем в деятельность муниципалитетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Cтратегическое внедрение информационных систем в деятельность муниципалитетов



 

Стратегические изменения, связанные с внедрением информационных систем в сферу деятельности муниципалитетов напрямую зависит от региональных органов власти, что обусловлено полномочиями централизованной системы управления и финансовой зависимостью нижестоящих органов управления от вышестоящих.

Без политической воли руководителей региональных органов управления были бы невозможны муниципальные изменения. Напротив, положительное решение этих проблем позволяет перенести опыт регионов по использованию информационных систем в сферу муниципального управления. Среди них:

а. системы автоматической парковки;

б. системы управления отпуска нефтепродуктов;

в. системы оплаты проезда на электричках;

г. система управления движением пассажирского транспорта;

д. информационно-аналитическая система службы медицинской помощи;

е. система оперативного розыска угнанных транспортных средств и др.

Внедрение этих и целого ряда других информационных систем способно повысить производительность муниципальной службы, сократить время для поиска нужной информации, улучшить качество принимаемых решений, повысить эффективность управления.

Отечественная и зарубежная практика не только показала необходимость стратегических изменений в муниципальном управлении за счет внедрения информационных систем, но и доказала эффективность создания единого центра управления муниципальным образованием, особенно в городах, городских образованиях и крупных населенных пунктах.

Использование информационных технологий предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности управления не только на федеральном и региональном уровнях, но и в местом самоуправлении. В современных условиях население ждет от муниципальных служащих высокого информационного профессионализма, широкого использования информационных технологий, быстрой адаптированности к новым условиям, креативности и инновационности в решении местных проблем.

Начало инновационным изменениям было положено в начале 2000-х гг. Федеральной целевой программой «Электронная Россия 2002 – 2010[250]», в которой были изложены основы информационно – методической поддержки органов местного самоуправления, которые включали в себя не только мероприятия по материальному обеспечению, но и:

интеграцию федеральных, региональных и муниципальных управленческих ресурсов;

обеспечение муниципальных служащих правовой, научной, методической и справочной информацией;

персонифицированного доступа к служебным, учебным и образовательным данным и сведениям;

достижение согласованной коллективной работы сотрудников органов местного самоуправления.

На базе федеральной и региональных программ информационных технологий были внедрены программы по развитию информационных систем в интересах автоматизации деятельности органов местного самоуправления. Например, автоматизированный учет населения, автоматизированная база справочной информации, геоинформационные сведения о территории, информационные системы управления федеральными программами и проектами, электронный документооборот и др.

С положительной стороны зарекомендовал себя опыт применения автоматизированной информационной системы для территориальных исполнительных органов государственной власти (АИС ТО) в районных администрациях гор. Санкт – Петербурга, которая позволяет обеспечивать деятельность руководителей и сотрудников органов местного самоуправления по целому ряду направлений.

1) Получать информацию, необходимую для объективной оценки складывающейся в муниципальном образовании обстановки;

2) Обеспечивать принятие обоснованных решений в интересах выполнения функций территориального управления;

3) Проводить всесторонний, предметный анализ обращений граждан, запросов органов власти, учреждений и организаций;

4) Накапливать и систематизировать информацию, необходимую для управления, формировать базу данных;

5) Планировать и проводить мероприятия по созданию комфортных условий жизни населения и благоустройству территории муниципального образования.

В начале 2000-х гг. опыт работы Открытого акционерного общества «Центр компьютерных разработок» нашел широкое распространение не только в Ленинградской, но и в Московской, Свердловской, Новосибирской, Омской, Читинской и других областях страны и обогатился созданием единых информационных пространств исполнительных органов названных территорий и разработкой соответствующих информационных подсистем, которые обеспечивают автоматизацию деятельности местных администраций. Это позволило свободно получать и оперировать такими сведениями, как:

© подробные данные о территориальном образовании, наиболее значимых объектах, линиях связи, электропередач, транспортных сообщениях, состоянии и планах градостроительства и электронная карта;

© данные о населении, адресах проживания, технические характеристики зданий, квартир, комнат, сведения о формах собственности, договорах аренды объектов недвижимости, земельных участков;

© информация о выполняемых работах на территории муниципального образования, объектах инвестиций и ТСЖ, обращениях граждан по вопросам коммунального хозяйства;

© сведения о неблагополучных семьях, административных нарушениях, преступности и мерах по их профилактике;

© информация из единых реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.

Обобщение опыта АИС ТО для муниципальных образований показывает, что местные администрации по собственной инициативе во многом улучшили Базовые комплекты информации, внесли существенные дополнения, раскрыли особенности отдельных территорий и на основе этого сформировали следующие подсистемы.

1. Картографического анализа для информационной поддержки принятия решений на основе наколенных географических сведений об объектах;

2. Поиска, отображения и анализа информации по любым базам данных с привязкой к местности и в удобном для пользователя виде;

3. Учета объектов района, предназначенная для ручного ввода информации по различным объектам и накопления сведений о них;

4. Создания ресурсов и организации взаимодействия отраслевых и территориальных органов власти с муниципальными образованиями;

5. Комиссий по делам несовершеннолетних, профилактики правонарушений и безнадзорности подростков;

6. Других подсистем: отделов социальной защиты, образования, здравоохранения, опеки, внутренних дел, центров занятости и т.п.

Практика использования АИС ТО в Курской, Рязанской, орловской областях и в Краснодарском крае выработала проект автоматизированной системы «Реестр объектов потребительского рынка», предназначенная для автоматизации деятельности по сбору, обработке, хранению и поиску заказчиков, исполнителей и потребителей системы государственных и муниципальных заказов и закупок.

В ряде областей, применительно к потребностям муниципальных образований разработаны интернет – версии базовых информационных подсистем АИС МО (автоматизированных информационных систем муниципальных образований), используемых в повседневной деятельности территориальных органов управления и власти.

Анализ работы по внедрению информационных систем в деятельности муниципальных образований наряду с положительным опытом, достойным распространения, вскрыл и целый ряд недостатков. Среди них: недостаточное финансирование и ведомственная разобщенность; низкий уровень профессионализма специалистов по информатизации; отсутствие единого подхода к структуре информационных ресурсов; отсутствие доступа объектов автоматизации муниципальных образований в Единую мультисервисную телекоммуникационную сеть; недостаточная открытость информации и низкий уровень компьютерной грамотности населения и служащих органов управления.

Существенный вклад в преодоление этих и некоторых других недостатков внедрения информационных систем в деятельность органов управления внесли Постановления Правительства РФ:

- от 25 декабря 2009 г. "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (с изменениями и дополнениями)[251];

- от 4 марта 2011 г. "О федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал управленческих кадров[252]";

- от 30 июня 2015 г. "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (с изменениями и дополнениями)[253]

- от 16 марта 2013 г. "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" (с изменениями и дополнениями)[254];

- от 14 ноября 2015 г. "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации[255]".

Эти и некоторые другие нормативные документы показали, что «на сегодня мало просто иметь современный и качественный программный продукт, для того, что бы он эффективно использовался. Необходимо активное участие государственных, общественных и коммерческих организаций в развитии инфраструктуры информационного обеспечения органов местного самоуправления. Одновременно с этим необходима координация государственных федеральных и региональных программ в области информационного обеспечения органов местного самоуправления и внесение соответствующих изменений в нормативно – правовую базу[256]».

В условиях спада экономического развития как никогда актуальное значение имеет практика создания в ряде областей РФ единой информационно – телекоммуникационной сети, объединяющей биржи труда целого региона, предлагающих вакантные места рабочим и служащим, попавшим под сокращение в период кризиса. А так же системы электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД).

Регулярно ведется мониторинг передового опыта внедрения информационно – коммуникационных технологий в Московской, Пермской, Оренбургской, Красноярской и других субъектах РФ. Например:

· использование спутниковой системы ГЛОНАСС для информирования населения о движении муниципального транспорта;

· внедрение единой муниципальной географической информационной системы (ГИС) для комплексного управления территорией и городским строительством;

· создание информационной системы «Мой дом», которая аккумулирует информацию обо всех службах, имеющих отношение к местам проживания населения: домам, квартирам, жилищно – коммунальным службам, учреждениям здравоохранения, службам безопасности, комитетам территориальных органов самоуправления, культурно - оздоровительным центрам;

· предоставление школьной информации о текущей успеваемости учащихся и данных их электронного дневника и т.п.

Выступая на заседании Правительства по вопросам социальной политики, премьер-министр Д. Медведев дал высокую оценку процессам реализации мероприятий по использованию информационных систем на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Вместе с тем, заметил, что эта работа должна сопровождаться постоянным мониторингом, контролем, постоянным обновлением и корректированием ее отдельных направлений. И, самое главное, - созданием отечественных информационно – коммуникационных программ компьютерного обеспечения[257]. Именно на этом и будет сосредоточиваться работа, особенно в период осуществления западных санкций антироссийского характера.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.017 с.)