Виды стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления



 

Сущность стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления заключается в обновлении стратегии управления, т.е. «долгосрочного качественно определенного направления развития организации (органов управления, учреждений и предприятий), а так же ее позиции в окружающей среде, приводящее к достижению поставленной цели[79]». Стратегия управления, как объект стратегических изменений представляет собой набор правил для принятия долгосрочных решений, которыми организация руководствуется в перспективе своей деятельности.

По своему содержанию, как считает абсолютное большинство специалистов[80], стратегическое управление в области государственной службы и коммерческой деятельности обладают примерно одинаковыми закономерностями и идентичными чертами. Более того, происходит все большее заимствование управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой сферы в государственную.

В практику государственной службы во все большей степени проникают характерные ранее только для рыночных отношений приемы и способы количественной оценки стратегических результатов деятельности. Например, оценки эффективности (отношения результата к затратам), критерии результативности (отношения фактического результата к планируемому), показатели экономичности (отношения планируемых затрат к фактическим).

Стратегическое управление в государственной службе ранее характеризовалось исключительно ориентацией на цели, функции и процедуры. В современных условиях, в результате заимствования из коммерческого лексикона, в государственной службе все шире используется такой стратегических ориентир, как миссия[81]. Расширилась практика применения «моделирования», учета «корпоративных интересов» и других рыночных инструментов.

Под влиянием коммерческих организаций в государственных и муниципальных органах появляются такие относительно новые методы, как «SWOT», «PEST» и «SNW – анализы[82].

Смещаются и другие акценты управленческой деятельности, в частности, происходит постепенный переход от оценки затрат в государственной гражданской службе к оценке ее результатов. Все чаще наряду с контролем применяется мониторинг деятельности и т.п. Новые условия приводят к тому, что приемы и способы стратегического управления, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в сферу государственной службы.

Однако, нельзя не учитывать, что государственные и муниципальные органы управления (организации и учреждения) характеризуются целым рядом характерных только для них особенностями, существенно отличающими их от коммерческих. Они заключаются, прежде всего, в масштабах и содержании целей, сфере ответственности и оценке результатов деятельности. Поэтому не все приемы и методы стратегического управления в сфере рыночных отношений, могут в неизменном виде найти свое применение в государственной службе.

Стратегические изменения в сфере государственного и муниципального управления могут быть классифицированы следующим образом[83].

1) По масштабам и скорости проводимых изменений. Среди них:

© незначительные, постепенные изменения – это серия небольших, поступательных движений вперед, реформирование, которое позволяет поддерживать равновесие и стабильность в деятельности объекта изменений и влияет только на отдельные структурные части организации или на часть ее спектра деятельности.

© фундаментальные, коренные изменения являются гораздо более быстрым и масштабным процессом, революционный характер которого приводит к преобразованию всей системы объекта изменений.

2) По длительности осуществления изменений принято считать, что они делятся:

на стратегические (до 10 и более лет):

-долгосрочные (около 10 лет);

- среднесрочные (от 3 до 5 лет);

- краткосрочные (от 1 года до 2 лет).

оперативные и тактические (до одного года).

3) Существуют различные типы стратегических изменений.

¯ Преемственные, то есть давно установленные и остающиеся неизменными на протяжении длительного периода времени стратегии, ограниченные лишь несущественными, минимальными модификациями.

¯ Ступенчатые, которые предполагают осуществление постепенных, систематических и пошаговых изменений в стратегии по частям, от более простых к более сложным.

¯ Колебательные, то есть не имеющие строго установленной конкретной цели или определенного вектора развития или направленности.

¯ Глобальные, относящиеся к стратегическим изменениям революционного и предельно масштабного характера за короткий период времени, влекущие за собой коренные обновления и др.

Анализ практики стратегических изменений в области государственного и муниципального управления позволяет систематизировать их следующим образом. (См.: таблицу 2.2.1)

Таблица 2.2.1.

Виды стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления [84]

№№ п/п Основание классификации Виды стратегических изменений в сфере ГМУ
  По масштабам изменений - локальные в масштабах муниципального образования; - региональные в масштабах субъекта РФ; - федеральные в масштабах РФ; - глобальные в мировых или континентальных масштабах
  По масштабам последствий - для организации (предприятия); - для отрасли; - для экономики; - для социальной сферы; - для государства. ü для муниципального органа управления; ü для регионального органа управления; ü для федерального органа управления.
  По скорости осуществления стратегических изменений · требующие значительного времени для осуществления – стратегические; · не требующие значительного времени для осуществления – оперативные или тактические.
  По источнику импульса для осуществления изменений - инициативные; - вынужденные.
  По нацеленности на форму или содержание деятельности § кардинальные; § косметические; § смешанные.
  По нахождению источника изменений - внутренние; - внешние.
  По характеру взаимодействия с внешней средой © неизбежные; © возможные; © добровольные.
  По отношению персонала к изменениям - желаемые; - нейтральные; - вынужденные.
  По возможности предвидения o ожидаемые; o неожиданные, внезапные.
  По характеру воздействия на орган управления - благоприятные; - нейтральные; - неблагоприятные.
  По степени обратимости изменений «обратимые; «частично обратимые; «не обратимые.
  По характеру осознаваемости необходимости изменений - осознается руководством и персоналом; - частично осознается руководством и персоналом; - не осознается необходимость изменений.  
  По уровню осознания характера реализации изменений характер реализации осознается и принимается; характер реализации частично признается; характер реализации не осознается и не принимается
  По типу бенефициара, т.е. в чьих интересах осуществляется изменение ¯ государственные органы; ¯ органы местного самоуправления; ¯ население; ¯ предприниматели; ¯ коррупционные круги.
  По степени открытости и прозрачности - скрытые, тайные; - открытые, явные; - маскируемые, ложные.
  По отношению к цели изменения v целесообразные; v побочные; v более значимые; v менее значимые.
  По характеру общественного резонанса - одобряемые обществом; - осуждаемые обществом; - частично одобряемые и частично осуждаемые.
  По характеру восприятия изменений персоналом органов ГМУ Ø приветствуемые; Ø частично приветствуемые; Ø не приветствуемые.
  По аспекту деятельности и предмету изменений - достижение цели деятельности; - используемые средства и технологии; - оптимизация масштабов и региона деятельности; - рационализация сферы деятельности; - осуществление связей с другими организациями; - соблюдение законности и правопорядка; - уровень корпоративной культуры и др.

 

Среди всего разнообразия управленческих стратегий можно выделить только те виды изменений, которые касаются исключительно государственного управления и государственной службы, востребованных в интересах перспективного развития страны.

  1. В сфере государственного управления

Разработка и внедрение в практику оценки деятельности органов государственного и муниципального управления критериев, непосредственно связанных с конкретными результатами их деятельности: уровнем благосостояния и качеством жизни населения, развития экономики, социальных показателей, привлекательностью территории.

Внедрение в деятельность органов исполнительной власти принципов управления, нацеленных на достижение положительных результатов управления страной, регионом, муниципальным образованием.

Обоснование и принятие международных стандартов государственных услуг, предоставляемых населению органами исполнительной власти.

Научное обоснование и практическое апробирование административных регламентов деятельности органов государственного и муниципального управления.

Широкое использование механизмов претенциозного (досудебного) обжалования решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

Освобождение органов административного управления и должностных лиц от выполнения не свойственных им функций.

Оптимизация функциональных обязанностей органов управления и власти в интересах удовлетворения жизненных потребностей граждан.

Рационализация и освобождение от излишней процедурной сложности функций контроля и надзора за физическими и юридическими лицами.

Внедрение системы аутсорсинга административно – управленческих процессов и коучинга в осуществлении усложненных процедур.

Расширение открытости, транспарентности и конкурсной основы проведения торгов для размещения заказов и осуществления закупок для общественных нужд.

Соблюдение международной конвенции по противодействию коррупции и национального законодательства по противодействию коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Разработка и внедрение действенных механизмов антикоррупционной борьбы и преодоления не добросовестной, не этичной противоправной конкуренции.

Включение механизмов повышенной эффективности взаимодействия органов управления и гражданского общества.

Снижение уровня излишней бюрократизации органов управления, исключение из оборота не функциональных и бесполезных документационных данных.

Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти в целях повышения оперативности и рациональности.

Создание надежной и высокозащищенной системы компьютерных баз данных, организация процессов обмена ими в интересах населения.

Пресечение попыток использования посетителей в качестве посыльных между органами управления различных ведомств для доставки разнообразных справок, запросов, сведений и т.п.

 

1. В сфере государственной службы

¯ Законодательное урегулирование функциональных обязанностей и ответственности должностных лиц в различных видах государственной гражданской службы;

¯ Повышение требований и внедрение эффективных механизмов кадровой политики в сфере государственной и муниципальной службы;

¯ Создание научно обоснованного и практически апробированного механизма подбора и расстановки кадров, руководства их служебного роста;

¯ Поддержание системы непрерывного профессионального образования государственных служащих, их подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки;

¯ Формирование оптимальной системы управления государственной службой и ее координации;

¯ Применение должностных (служебных) регламентов как документов, строго определяющих обязанности, полномочия и ответственность государственных гражданских служащих;

¯ Внедрение эффективных методов планирования, финансирования и стимулирования деятельности служащих в интересах достижения конкретных результатов работы;

¯ Использование современных критериев оценки деятельности государственных служащих с учетом выполнения служебных обязанностей и мнения общественности.

¯ Мониторинг внутри служебных отношений, своевременное выявление и разрешение внутри коллективных противоречий, регулирование этических отношений государственных служащих;

¯ Регулярное проведение аттестаций государственных и муниципальных служащих и формирование на конкурсной основе кадрового резерва;

¯ Использование действенных стимулов и мотивов в сфере служебной деятельности, совершенствование дисциплинарной практики и др.[85]

При всем разнообразии видов стратегических изменений неизменными остаются требования к ним. Это, во – первых, соответствие характера стратегических изменений условиям внешней и внутренней среды. Во – вторых, гармонизация трех аспектов деятельности органов управления: целевая общность, структура связей и норм, социальная среда. И в – третьих, постепенность, эволюционность стратегических изменений. Аналогичные требования распространяются и на сферу муниципальной службы.

Таким образом, дальнейшее углубление административной реформы и осуществление стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления связано с проведением сложных перспективных нововведений методического, правового, организационного, структурного, функционального, кадрового, институционального и финансового характера, а так же с решительным преодолением объективного и субъективного сопротивления прогрессивным изменениям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.03 с.)