Ключевые инновации в системе государственного и муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые инновации в системе государственного и муниципального управления



Проведение действенной административной реформы требует реализации целого ряда стратегических инноваций, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления, без которого все материальные, трудовые и научные ресурсы так и останутся неиспользованными в процессе реализации социально-экономических преимуществ нашей страны.

Управление стратегическими изменениями выступает как деятельность, направленная на осуществление долгосрочных, масштабных и значимых преобразований в стране на основе эффективного использования всех ее потенциальных ресурсов в интересах прогрессивного развития государства и общества.

Субъектом управления является один или несколько человек, являющихся инициаторами, а объектом – стратегические изменения в сфере государственного и муниципального управления и общественные отношения, возникающие в связи с этим между участниками данного процесса.

Исследование управленческих систем показывает, что процесс осуществления стратегических изменений практически во всех сферах человеческой деятельности идентичен и в широком смысле слова понимается как стратегический менеджмент, направленный на перспективные изменения. Однако, невозможно не обратить внимания на то, что стратегические изменения в органах государственного и муниципального управления, а так же в сфере их деятельности обладают определенной значимостью и особенностями[72].

В последних выступлениях Президента РФ и Председателя Правительства РФ подчеркивается, что «повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, … улучшение качества реализации ими государственных функций являются приоритетными задачами в процессе реформирования государственной службы и государственного управления[73]». «Следствием улучшения деятельности органов исполнительной власти… стал целый ряд значительных изменений, сказывающихся не только на организационной структуре государственного аппарата и принципах его функционирования, но и оценки эффективности государственного управления[74]».

Международный опыт совершенствования государственного и муниципального управления показывает, что в настоящее время «для эффективного государственного управления недостаточно четко отлаженных, бюрократических механизмов администрирования. Необходимо шире использовать опыт коммерческого управления … и осуществления прогрессивных изменений не только в органах государственной власти, но и в подотчетной им сфере[75]. Для этого необходимо осуществить следующее:

© переход от бюрократического стиля руководства к применению гибких управленческих технологий;

© введение в государственный сектор состязательности, как средства снижения управленческих издержек;

© разделение труда по созданию государственных услуг и их представлению гражданам и организациям;

© осуществление государственными органами избирательного контроля за подотчетными им учреждениями, организациями и предприятиями;

© повышение ответственности учреждений, организаций и предприятий перед соответствующими органами управления;

© установление и строгое соблюдение стандартов, технических условий и регламентов, критериев оценок и других показателей качества работы субъектов и объектов управления;

© использование стимулирования труда, укрепление дисциплины и ориентация на достижение результатов с меньшими издержками[76].

Опыт совершенствования административного управления в западных странах показывает, что основным направлением стратегических изменений является переход от сугубо централизованной системы управления и директивного стиля принятия решений без учета мнения населения к гибкой системе управления с использованием опыта управления в коммерческой сфере.

По мнению большинства западных исследователей современный подход к государственному администрированию характеризуется [77]:

¯ демократическим, децентрализованным стилем принятия решений;

¯ участием администрации всех уровней в принятии решений;

¯ влиянием общественности в разработке стратегических документов;

¯ подотчетностью администрации общественности;

¯ установлением государственных услуг в зависимости от спроса населения;

¯ финансированием в соответствии с размерами функций и результатами;

¯ целевым использованием ресурсов в интересах потребителей;

¯ рациональным расходованием средств на основе открытых торгов;

¯ служебным ростом государственных чиновников в зависимости от признания его заслуг со стороны населения.

Это показывает, что сущность изменений в стратегии государственного и местного управления заключается в ориентации административных органов на интересы гражданского общества. Как показывают результаты международных конференций по управлению городами[78], усиление связи административного управления с интересами граждан осуществляется путем внедрения следующих стратегических изменений.

1) Разработка и внедрение стандартов, регламентирующих доступность и качество государственных услуг. В этом аспекте нельзя не отметить усилия московского правительства по предоставлению горожанам более 150 различного рода услуг на основе компьютерного доступа. Таких, как признание прав, установление юридических фактов, о предоставлении льгот, налогообложении, врачебной помощи, записи детей в школу, прием заявлений о фактах правонарушений и т.п.

2) Оптимизация функций органов исполнительной власти и установление общественного контроля за ними. Положительную роль в этом играют Общественные советы, создаваемые при министерствах, силовых структурах, Роспотребсоюзе, агентстве по государственным закупкам и т.п. Внедрение экспертизы нормативных правовых документов на коррупциогенность. Разработка ведомственных и региональных антикоррупционных программ и др.

3) Преодоление информационной закрытости и недостаточности обратной связи граждан с органами государственной и местной власти. В работе многих муниципалитетов в качестве обязательной процедуры практикуется публичное обсуждение вопросов архитектуры, экологии и городской застройки. Распространенный характер принял процесс отражения деятельности административных органов в средствах массовой информации. Особое значение приобрели сайты, открывающие доступ к информации о деятельности органов управления, осуществления связи с ними и проведения открытых форумов по качеству проводимых мероприятий и определению рейтингов их руководителей.

4) Модернизация системы мониторинга по основным направлениям административной реформы. Следует отметить недостаточное развитие статистического учета и социологических исследований среди граждан и служащих. По – прежнему, не достает прозрачности имеющихся фактических данных, прозрачности и открытости результатов деятельности исполнительных органов и др.

Исходя из выше изложенного, следует отметить, что внутренние и внешние вызовы сегодняшнего дня и потребности прогрессивного развития настоятельно требуют дальнейшего углубления административной реформы, ключевым звеном которой является преодоление объективных препятствий и субъективного сопротивления на пути повышения эффективности использования всех ресурсов в интересах ликвидации отставания и опережающего развития страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.007 с.)