Городская целевая программа «электронная москва» как стратегическое нововведение в региональном управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городская целевая программа «электронная москва» как стратегическое нововведение в региональном управлении



Инициатором стратегического совершенствования информационного общества в столице страны стал мэр г. Москвы Собянин С.С. Основы стратегических изменений были зафиксированы в распоряжении мэра от 20 июля 2001 г. «О разработке комплексной программы движения Москвы к информационному обществу[207]», в Постановлении Правительства г. Москвы от 6 августа 2002 г. «О городской целевой программе «Электронная Москва[208]» и др.

Основными целями программы были[209]:

© развитие информационного общества, повышение эффективности и открытости городского управления; развитие демократических институтов, повышение уровня и качества жизни горожан;

© развитие предпринимательства и конкурентоспособности предприятий города; улучшение работы городского хозяйства и экологии города, повышение безопасности граждан;

© обеспечение оперативного реагирования на чрезвычайные и аварийные ситуации.

Данные цели предполагалось достичь путем решения таких задач, как[210]:

«организация и стимулирование процесса использования информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в городе; обеспечение массового доступа горожан к социально значимой информации и информационно – коммуникативным (ИК) услугам;

«формирование ИК инфраструктуры города, удовлетворяющей потребности населения, организаций и органов управления; создание ИК ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов города;

«развитие конкурентоспособного производства информации, и услуг, превращение ИКТ в отрасль городской экономики; обеспечение информационной безопасности ИКТ и ИК ресурсов.

Источником финансирования Программы были средства московского бюджета и внебюджетные средства. В роли государственного заказчика выступило созданное при Правительстве Управление информатизации г. Москвы. В реализации Программы принимали участие комплексы городского управления и подразделения Правительства г. Москвы. Осуществление планов реализации сопровождалось экспертными заключениями и постоянным мониторингом.

Постановление Правительства г. Москвы предусматривало два этапа реализации программы: 1-й этап - 2003 – 2004 гг., 2-й этап – 2004 – 2007 гг. По окончанию запланированных этапов реализации программы «Электронная Москва» и в интересах ее дальнейшего развития было принято Постановление Правительства г. Москвы[211] от 27 июня 2008 г. «Об утверждении концепции городской целевой программы «Электронная Москва» на 2009 – 20011 гг.

В Постановлении был отмечен положительный опыт внедрения и прогрессивное влияние ИКТ на повышение эффективности работы всех органов государственного и муниципального управления и на все стороны жизни и деятельности города. В частности[212]:

В области управления создана единая ИК система, связывающая все органы управления и власти, хозяйственно-экономические структуры управления унифицирована система ИКТ, налажен межведомственный обмен информацией;

В области проведения единой технической политики органов государственного и муниципального управления введен жесткий контроль и повышены требования к качеству содержания и надежности обеспечения ИК деятельности[213] в городе; проведено технологическое обеспечение ключевых организаций, повышен уровень компьютерной подготовки сотрудников;

В области планирования и реализации государственных и муниципальных проектов внедрен проектно – ориентированный подход, созданы ведомственные информационные системы, проведена паспортизация программно – технических комплексов, внедрена система автоматизированного мониторинга и единых тарифов и др.

За прошедшие после 2001 г. Правительство Москвы уделяло пристальное внимание реализации стратегических инноваций в области совершенствования ИКТ. Только распоряжений мэра и постановлений Правительства по вопросам координации действий, мониторингу, уточнению направлений сосредоточения усилий и подведению промежуточных итогов было принято 18, не считая ведомственных и других нормативных документов.

Значительного внимания потребовали вопросы предупреждения возможных нарушений и злоупотреблений в сфере реализации Программы. И, тем не менее, Московская контрольно – счетная палата (КСП), подвергнув ее всесторонней проверке за период с 2008 по 2011 гг., вскрыла прямые финансовые нарушения в размере 283 млн. руб. и целый ряд процессуальных нарушений в области проведения торгов, государственных и муниципальных заказов и закупок, внедрения ИК систем и т.п.

В результате этих и некоторых других недостатков вплоть до 2011 г. не были решены проблемы: окончательного преодоления межведомственных барьеров во взаимодействии городских органов власти и городских организаций; точности обновления общегородской справочной информации и спектра городских услуг физическим и юридическим лицам и обеспечения надежности и работоспособности городских информационно – технологических ресурсов и др.

Исходя из вскрытых недостатков, в 2011 г. Правительство Москвы приняло Программу «Информационный город[214]» на период 2012 – 2016 гг., а 2014 г. Постановление Правительства «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. № 349-ПП[215], рассчитанное до 2018 г.

Оба постановления имели цель повышение качества жизни населения столицы за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности, управления городским хозяйством, улучшения повседневной жизни граждан, а так же повышения эффективности и прозрачности городского управления[216].

Полезную роль в реализации программ ИКТ сыграло создание в 2012 г. т.н. «Городской площадки» для дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих информационной грамоте, которая включала в себя сайты органов исполнительной власти и типовые порталы. Помимо этого, она успешно выполняла роль обучения и популяризации информационных технологий среди простых граждан.

Ныне действующая программа включает в себя подпрограммы:

1. Обеспечение предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;

2. Улучшение взаимодействия между органами управления, хозяйственными подразделениями и общественными организациями;

3. Развитие открытой и безопасной городской среды за счет внедрения ИКТ;

4. Повышение эффективности реализации функций исполнительной власти;

5. Формирование общедоступной информационно – коммуникационной среды.

В настоящее время продолжаются процессы совершенствования стратегических преобразований в области ИКТ, которые можно охарактеризовать как «переход от экстенсивного к интенсивному этапу … с присущим ему первенством эффективного, комплексного, автоматизированного использования ИКТ для предоставления городских услуг и повышения эффективности городского управления[217]». В настоящее время в Москве зарегистрировано 2 млн. пользователей порталом государственных услуг, количество которых достигло 108.

Кроме того, к инновационным результатам стратегических изменений с полным основанием можно отнести введение в действие:

· социальных карт москвичей и льготных категорий населения;

· технологии Wi-Fi (от английского Wireless Fidelity), т.е. «беспроводное качество» или «беспроводная связь;

· покрытие территории Москвы сетями 4G (fourth generation — четвёртое поколение мобильной связи), позволяющие осуществлять передачу данных со скоростью, превышающей 100 Мбит/сек подвижными и стационарными абонентами;

· 100% внедрение цифрового телевидения;

· повсеместное обеспечение возможности получения услуг Triple Play - одновременного использования кабельного телевидения и высокоскоростного Интернета;

· за счет бюджетных и внебюджетных средств достигнут достаточно высокий уровень обеспечения компьютерами средних школ, вузов, библиотек, больниц, поликлиник и других учреждений;

· введение электронных журналов в образовательных учреждениях столицы с возможностями домашнего обучения; внедрение интеллектуальной транспортной системы в пределах всей территории столицы, в том числе общественного транспорта и грузоперевозок;

· создание Единой медицинской информационно – аналитической системы г. Москвы (ЕМИАС) с возможностью записаться на прием к врачу и получить медицинскую помощь; не остается без внимания и средства массовой информации, получившие широкие возможности ИКТ.

По мере более полной реализации стратегических изменений становится ясным, что это не просто автоматизация некоторых процессов в сфере управления, но, по сути, существенная перестройка деятельности органов власти и функционировании организаций в подведомственной им сфере.

Исходя из изложенного, можно говорить о том, что стратегия информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) завоевывают центральное место в городском управлении, политике, хозяйственной деятельности, образовании, здравоохранении, обеспечении безопасности, социальной защите, общественной жизни, культуре, отдыхе и т.п.

Успешное решение проблемы информатизации основано на дальнейшем использовании программно – целевого метода, который позволит: сосредоточить бюджетные и внебюджетные ресурсы на социально значимых проектах; унифицировать техническую политику использования ИКТ для экономического и социального развития; повысить эффективность использования средств в интересах информатизации и интеграции ИКТ и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.007 с.)