Разработка и принятие решения на проведение стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка и принятие решения на проведение стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления



 

Государство, его институты и созданная им система управления играют ведущую роль в процессе разработки и принятия решений на проведение стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления[107].

Субъектами этого процесса выступают законодательные и исполнительные органы, осуществляющие прямое и косвенное воздействие на объекты управления в соответствии с их полномочиями. Объектами государственного управления стратегическими изменениями являются социально-экономические процессы, общественные институты и социальные группы.

Общественное производство является основным условием образования и функционирования всей системы управления на государственном и муниципальном уровнях. Его обобщенная цель может быть сформулирована как максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей в условиях базовых ценностей общества. Достижения поставленных целей осуществляется социальными подсистемами, образованными для реализации выработанной политики, экономики, науки, культуры, религии, морали и др.[108]

Управление социальными подсистемами осуществляется в соответствии с государственным устройством, территориальным делением, уровнем экономического и социального развития общества и, как правило, имеет сложную многоуровневую структуру с вертикальными и горизонтальными связями.

Принципиальные схемы принятия решений государственными и муниципальными органами прописаны в Конституции РФ, уставах регионов и муниципальных образований. Процесс принятия решения в законодательных органах установлен регламентом, который определяет порядок подготовки и принятия решений на разных управленческих уровнях.

Многоуровневая иерархическая система государственной власти порождает проблему разграничения законодательных, исполнительных и контрольных полномочий. Решение этих проблем содержится в федеральных законах и в системе институциональных взаимосвязей общественного производства, общества и объектов государственного и муниципального управления.

Институциональные взаимосвязи отражаются в решениях, разрабатываемых и принимаемых в органах государственного и муниципального управления. Характер управленческих решений предопределяется системой функций, местом и взаимодействием между собой. Они подразделяются по функциональным блокам: политические, экономические, социальные, правовые, технические и др.[109]

Конкретные управленческие решения зависят от целей, особенностей территориальной организации, категории должностных лиц. На высшем уровне органов государственной власти (Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство, Конституционный и Верховный суды) и муниципальной (Глава муниципального образования (МО) и Совет МО) в сферу решений входят проблемы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития страны, региона, обеспечение безопасности и защита интересов населения, поддержка институтов народовластия и др.

В системе государственного и муниципального управления предусмотрена возможность ее корректирования с учетом внутренних и внешних факторов и реакции населения на эти изменения. Кроме того система ГМУ включает в себя большое разнообразие способов реализации (постоянное, эпизодическое, силовое, мягкое, радикальное, последовательное, прямое, опосредованное и т.д.).

Таким образом, решения в системе государственного и муниципального управления должны соответствовать требованиям законности, быть эффективными и легитимными, то есть, признанными большинством населения.

Центральными органами разработки и принятия решений по осуществлению стратегических изменений на государственном уровне являются глава государства, правительство, законодательный орган власти, Конституционный и Верховный Суды.

Решения, принимаемые органами государственной власти, предопределяют реализацию всех направлений государственной и муниципальной политики (политические, экономические, правовые, научно-технические, образования, науки, культуры и другие сферы жизнедеятельности). В процессе разработки все виды стратегических решений последовательно проходят следующие стадии.

1) Анализ и описание конкретной ситуации.

2) Формулировка проблемы, требующей разрешения.

3) Выдвижение гипотез по способам решения проблемы.

4) Установление целей и задач стратегических изменений.

5) Определение критериев результативности выполнения решения.

6) Разработка альтернативных вариантов решений проблемы.

7) Оценка риска, при реализации решения.

8) Выбор наилучшего варианта решения.

9) Разработка плана реализации принятого решения.

Реализация решений по осуществлению стратегических изменений органами государственного и муниципального управления осуществляется с использованием общих функций управления - прогнозирования, планирования, организации и контроля.

Прогнозирование социально-экономического развития на краткосрочную перспективу осуществляется ежегодно на основе Федерального Закона РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[110]. Содержание прогноза на государственном уровне составляют преимущественно социальные показатели, позволяющие прогнозировать изменение сложившихся тенденций в развитии общества.

Для этого разрабатываются конкретные «варианты плана», основу которых составляют следующие документы.

Ø Концепция социально-экономического развития страны (субъекта РФ, территории муниципального образования), включающая уровень развития производительных сил, роль государства в отношении уникальных и дефицитных ресурсов, характер использования труда, интересы в интеграции с другими государствами или пограничными регионами.

Ø Целевые (комплексные) программы перспективного развития отдельных отраслей, регионального развития, социальных сфер или производственных центров.

Ø Рабочие планы мероприятий по реализации принятых проектов.

Организация выполнения принятых решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления, осуществляется на основе и в соответствии с функциональным принципом, который предусматривает распределение обязанностей и ответственность субъектов управления по реализации стратегических изменений.

Несмотря на традиционную стабильность исполнительной власти, осуществляется поиск более рациональной структуры и эффективных методов работы. Стратегические изменения касаются в основном экономического, социального, административного развития и контроля. Взаимосвязи управленческих решений государственного и муниципального управления обусловлены разработанной системой целей, функций и решаемых задач.

Рассмотрев государственное и муниципальное управление в целом, можно установить, что управленческое решение представляет собой основной инструмент воздействия работников государственной и муниципальной службы на управляемый объект. Особенностями принятия и разработки управленческих решений являются следующие[111].

1) Преобладание стратегических решений как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения долгосрочных целей.

Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

2) Умение управленцев выявлять зарождение стратегических противоречий федерального, регионального и муниципального уровня, разглядеть ростки нового и поддержать их, взять на себя ответственность, когда еще нет полной уверенности в успешном исходе принятого стратегического решения.

3) Способность выделить из огромного числа проблем главные, сосредоточив внимание на которых, можно достичь стратегических целей. Как правило, бывает две ситуации. Первая связана с постоянным отслеживанием показателей, сигнализирующих о нарастании признаков ситуации, требующей подготовки соответствующего стратегического решения. Вторая ситуация возникает как правило внезапно под воздействием внешней среды, и требует принятия неотложных мер стратегического характера.

4) Учет низкой мотивации исполнителей по реализации управленческого решения. Для преодоления этого рекомендуется:

· своевременно доводить до исполнителей управленческие решения, не допуская потери их актуальности;

· повышать мотивацию исполнителей не только путем доведения решений, но и за счет привлечения населения к разработке концепций, положений и стратегий развития;

· формировать общественное мнение по стратегическим проблемам через средства массовой информации, Интернет, проведение конференций, семинаров, симпозиумов;

· создавать систему кадрового обеспечения в интересах профессиональной реализации стратегических решений;

· развивать систему мониторинга и контроля за выполнением стратегических решений, позволяющей своевременно вносить коррективы в принятые решения.

Официальными документами администрации являются распорядительные, организационные, организационно-распорядительные и информационно-справочные документы.

Распорядительные документы:

Постановление - правовой акт, принимаемый Главой города, области в целях разрешения наиболее важных и стратегических задач развития и жизнедеятельности.

Распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определенный правовыми документами.

Решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности коллегиальных органов.

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению поставленных задач.

Поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства хозяйственной деятельностью на территории города, области и их социально-экономического развития.

Организационными документами являются: регламенты, уставы, положения, инструкции.

Организационно-распорядительными документами считаются: протоколы, хозяйственные договоры, трудовые соглашения и контракты.

К информационно-справочным документам относятся: справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма-приглашения и др.[112]

Процесс подготовки стратегических решений представительного органа предусматривает следующие процедуры:

v подготовка проекта решения по стратегической проблеме, содержащий только один вопрос, смысл которого отражается в заголовке проекта и его всестороннее обоснование;

v вынесение проекта решения на рассмотрение полномочного органа в письменном виде в соответствии с утвержденной формой и в установленном порядке;

v дословное изложение в новом решении текстов для изъятия или поправки при отмене или исправлении ранее принятых решений.

v обсуждение цели, смысла и методов реализации стратегических изменений в коллегиальном порядке.

При решении особо важных вопросов принятию решения должно предшествовать его широкое обсуждение в средствах массовой информации (СМИ) и на публичных слушаниях. Решения по стратегическим проблемам, вопросам бюджета муниципального образования, налогов, сборов и пошлин, муниципальных норм, подлежат обязательной публикации. Каждое решение (за исключением специально оговоренных) вступает в силу в течение 30 дней после принятия или с момента его опубликования в СМИ.

Уставы органов управления и разработанные методики осуществления стратегических изменений дают инструкции по принятию решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, по порядку оформления, регистрации и хранению соответствующих документов. В органах ГМУ существуют типовые организационно-технологические схемы подготовки и принятия решений стратегического значения – своего рода управленческого распорядительного документа. Отлаженная система документирования способствует улучшению стиля работы органов ГМУ и повышению эффективности принимаемых решений[113].

Основным требованием к процессу внедрения стратегических изменений на государственном и муниципальном уровнях является эффективность в достижении долгосрочных целей и поставленных задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности и содержательности стратегических решений, которые являются важнейшим связующим звеном непрерывного процесса управления.

Анализ научной литературы и управленческих решений показывает, что недостатками управленческих решений по стратегическим вопросам являются:

§ значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать;

§ несогласованность вновь принимаемых решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность;

§ принятие «расплывчатых» решений, не имеющих конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание, повысить, принять необходимые меры и т.п.;

§ недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет самой проблемы.

Чтобы обеспечить эффективность разработки и принятия стратегических решений, предлагается:

- не ждать от персонала добровольного принятия на себя ответственности за принятие стратегических решений;

- уделять повышенное внимание вопросам согласования стратегических изменений на всех этапах их осуществления;

- использовать все возможности для обсуждения проблем принятия стратегических решений, включая совещания и заседания;

- все подготовительные материалы и принятые решения по вопросам стратегии фиксировать на электронных или материальных носителях;

- постоянно осваивать и пополнять знания по теории разработки и реализации стратегических управленческих решений.

Опыт показывает, что в интересах повышения мотивации исполнителей управленческих решений следует:

ü своевременно доводить решения по стратегическим вопросам для предупреждения потери их актуальности;

ü повысить мотивацию через расширение масштабов привлечения населения городов и районов к разработке концепций и стратегий;

ü формировать общественное мнение по стратегическим проблемам через средства массовой информации, конференции, семинары, симпозиумы;

ü создавать системы кадрового обеспечения реализации стратегических решений;

ü организовывать мониторинг и контроль за исполнением решений в интересах своевременного внесения необходимы коррективы в стратегические планы[114].

Таким образом, на эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает информационное обеспечение, которое должно быть комплексным и охватывать весь процесс принятия решений. Важная роль также принадлежит системе планирования. Распространение данного процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить результативность работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, использования бюджетных средств и т. д.

Поэтому повышение эффективности управленческих решений является главной предпосылкой успешного принятия решений на проведение стратегических изменений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.024 с.)