Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Живописных святилищах, прощайте, прекрасные лилии, наша гордость и
Содержание книги
- Они, наверно, говорили об острове кайбот, его южная оконечность должна
- Домой после бесплодного воскресенья, -- оно тут как тут.
- Происходит, по-моему, вот что: ты вдруг начинаешь чувствовать, что время
- Или крупный плут. Я не так ценю исторические изыскания, чтобы тратить время
- Руанской библиотеки. Хозяйка ведет меня в свой кабинет и протягивает длинный
- Официантка, громадная краснощекая девка, говоря с мужчиной, не может
- Он садится, не снимая своего позеленевшего от времени пальто. Потирает
- Удивленно и смущенно щурит глаза. Можно подумать, он пытается что-то
- Служанка приносит кальвадос. Кивком она указывает доктору на его
- Действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щелку -- вот тебе
- Вдруг мне становится ясно: этот человек скоро умрет. Он наверняка это знает
- Звука. Молчание тяготило меня. Мне хотелось закурить трубку, но не хотелось
- Скрипели сами собой. Мсье Фаскель все еще спал. А может, умер у меня над
- Вид у него был усталый, руки дрожали.
- Другие объясняли, что в мире сохраняется неизменное количество энергии, Да,
- Двенадцать пар ног медленно копошатся в тине. Время от времени животное
- Книги, которую читал старик, -- это был юмористический роман.
- Керамике и прикладному искусству. Господин и дама в трауре почтительно
- Изгнаны из соображений приличия. Однако в портретах Ренода, который
- Серо-зеленый громадный старик в кресле -- начальник. Его белый жилет на
- Незнакомо. Должно быть, я много раз проходил мимо этого полотна, не обращая
- Реми Парротен приветливо улыбался мне. Он был в нерешительности, он
- Самые безвольные, были отшлифованы, как изделия из фаянса: тщетно искал я в
- Собирались крупнейшие коммерсанты и судовладельцы Бувиля. Этот
- С томиками в двенадцатую долю листа, маленькая персидская ширма. Но сам
- Живописных святилищах, прощайте, прекрасные лилии, наша гордость и
- Маркиз де Рольбон только что умер во второй раз.
- Великое предприятие под названием Рольбон кончилось, как кончается
- Всех ощущений, которые гуляют внутри, приходят, уходят, поднимаются от боков
- Лебединым крылом бумаги, я есмь. Я есмь, я существую, я мыслю, стало быть,
- Бьется, бьющееся сердце -- это праздник. Сердце существует, ноги существуют,
- Самоучка вынул из бумажника два картонных прямоугольника фиолетового
- Отвлеченная, что я ее стыжусь.
- Двоих, медленная, тепловатая жизнь, лишенная всякого смысла -- но они этого
- Он смотрит на меня умоляющим взглядом.
- Найти что-нибудь другое, чтобы замаскировать чудовищную бессмыслицу своего
- Взглядом, казалось, раздевая им меня, чтобы выявить мою человеческую
- Неистовую ярость. Да-да, ярость больного: руки у меня стали трястись, кровь
- Слегка разочарован, ему хотелось бы побольше энтузиазма. Что я могу
- Я знаю, что кроется за этой лицемерной попыткой примирения. В общем-то,
- На улице. Для вас они всего только символы. Вас умиляют не они, вас умиляет
- Я молчу, я принужденно улыбаюсь. Официантка приносит мне на тарелке
- Тут я замечаю, что в левой руке по-прежнему держу десертный ножик.
- Вдруг здание исчезло, осталось позади, ящик заполнился живым серым светом,
- Расслабиться, забыться, заснуть. Но я не могу: я задыхаюсь, существование
- Переваривающий пищу на скамье, -- в этой общей дремоте, в этом общем
- Неподвижный, безымянный, он зачаровывал меня, лез мне в глаза, непрестанно
- Удивительная минута. Неподвижный, застывший, я погрузился в зловещий
- Определенная идея. Все эти крошечные подрагивания были отделены друг от
- Башмаки, А другие предметы были похожи на растения. И еще два лица: той
Оправдание нашего бытия. Прощайте, Подонки.
Понедельник
Я больше не пишу книги о Рольбоне -- конечно, писать я больше не могу.
Куда я дену свою жизнь?
Было три часа. Я сидел за столом, рядом лежала связка писем, которые я
похитил в Москве, я писал:
"Усердно распускались самые зловещие слухи. Очевидно, маркиз де Рольбон
Попался на эту удочку, поскольку в письме от 13 сентября сообщил племяннику,
что составил завещание".
Рольбон был тут: пока я еще не окончательно воссоздал маркиза в его
Историческом бытии, я наделял его моей собственной жизнью. Я ощущал его как
Теплый комок где-то в недрах живота.
И вдруг я подумал, что мне непременно возразят: "Рольбон де вовсе не
Был откровенен со своим племянником -- в случае неудачи заговора он хотел в
Глазах Павла I использовать его как свидетеля защиты. Вполне возможно, что
Маркиз придумал историю с завещанием, чтобы выглядеть этаким доверчивым
Простаком.
Возражение было пустяковое -- оно не стоило выеденного яйца. Однако я
Погрузился в мрачное раздумье. Я вдруг сразу увидел перед собой толстуху
официантку из кафе "У Камиля", блуждающий взгляд мсье Ахилла, зал, в котором
Я так явственно почувствовал, что затерян, покинут в настоящем. И устало
сказал себе: "Каким образом я, у которого не хватает сил удержать
собственное прошлое, надеюсь спасти прошлое другого человека?"
Я взял перо и попытался вернуться к работе; хватит с меня всех этих
Размышлений о прошлом, о настоящем, об окружающем мире. Я хочу одного --
Чтобы мне дали спокойно дописать мою книгу.
Но когда мой взгляд упал на чистый блокнот, меня вдруг поразил его вид
и я, с застывшим в воздухе пером, уставился на эту ослепительную бумагу:
Какая она плотная, броская, как ощутимо ее сиюминутное присутствие. В ней
Нет ничего, кроме сиюминутного настоящего. Буквы, которые я вывел на ней,
Еще не просохли, но они уже мне не принадлежат.
"Усердно распускались самые зловещие слухи..."
Эту фразу придумал я, вначале она была частицей меня самого. Теперь она
Вписалась в бумагу, объединилась с ней против меня. Я больше ее не узнавал.
Я даже не мог ее заново продумать. Она была там, передо мной, и тщетно было
Искать в ней признаков ее изначального происхождения. Ее мог написать любой
Другой человек. НО И Я, я сам, не был уверен, что ее написал я. Буквы уже не
Блестели, они просохли. Исчезло и это -- от их мимолетного блеска не
Осталось следа.
Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего, кроме сиюминутного
Настоящего. Легкая или громоздкая мебель, погрязшая в своем настоящем, стол,
Кровать, зеркальный шкаф -- и я сам. Мне приоткрывалась истинная природа
настоящего: оно --- это то, что существует, а то, чего в настоящем нет, не
Существует. Прошлое не существует. Его нет. Совсем. Ни в вещах, ни даже в
Моих мыслях. Конечно, то, что я утратил свое прошлое, я понял давно. Но до
Сих пор я полагал, что оно просто оказалось вне поля моего зрения. Прошлое
Казалось мне всего лишь выходом в отставку, это был иной способ
Существования, каникулы, праздность; каждое событие, сыграв свою роль до
Конца, по собственному почину послушно укладывалось в некий ящик и
Становилось почетным членом в кругу собратьев-событий -- так мучительно было
Представить себе небытие. Но теперь я знал: все на свете является только
тем, чем оно кажется, а ЗА НИМ... ничего.
Еще несколько мгновений я был захвачен этой мыслью. Потом рывком
Расправил плечи, чтобы от нее избавиться, и придвинул себе блокнот.
"...что составил завещание".
И вдруг мне стало непереносимо мерзко, перо выпало из моих рук,
Разбрызгивая чернила. Что случилось? Опять Тошнота? Нет, это была не она,
Комната хранила свой обычный приторно-дружелюбный вид. Разве что стол
Казался более тяжелым, более громоздким и ручка более тугой. И однако,
|