Эволюция, изменение и развитие общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция, изменение и развитие общества



Социология, имея представление об изменчивости, развитии общества предпринимает попытки вскрыть основные тенденции социальной эволюции, разобраться в причинах, определить основные этапы. Так социологически возникают различные интерпретации изменения и развития общества.

В XIX веке влияние дарвинизма было очень велико, и в социологии эволюционизм занял прочные позиции как система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Эволюция общества – естественноисторический процесс, ученому-социологу необходимо выделить решающее звено, основные параметры происходящих изменений, которые в свою очередь повлекут за собой изменение всего облика общества.

Определяющим фактором у О. Конта выступает прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной, научной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, которое представляет собой уровень производства и удовлетворения потребностей, благодаря человеческому разуму.

Сущность эволюции у Г. Спенсера – в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, которая сопровождается ростом интеграционных, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Общество претерпевает изменение от гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородности) и этот процесс сопровождается ростом свободы индивидов. Жесткий контроль со стороны общества исчезает и общество начинает все в большей степени обслуживать интересы индивидов.

Под социальным прогрессом Г. Спенсер понимает «усложнение общества, ведущее к самостоятельности граждан».

Взгляды Э. Дюркгейма на эволюцию сводятся к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов, их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, что дает возможность гражданам интегрироваться в единый социальный организм; солидарность выступает высшим моральным принципом в обществе.

Теория марксизма определяющим фактором социального развития считает производительные силы, которые в конечном счете обеспечивают смену общественно-экономических формаций. Стремление соединить эволюцию и революцию и доказать важность такого объединения для поступательного развития общества оказалось несостоятельным. К. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства.

Значение эволюционизма состоит в том, что признается объективность развития. История движется неотвратимо вперед, и общество изменяется во времени. Неуклонно и последовательно изменяются социальная структура, институты, нормы, ценности, а, значит, и сам индивид преобразуется со своими интересами, идеалами и ориентациями.

Данное направление позволяет определить некоторые тенденции социальной эволюции. Общество движется от простого состояния к более сложному, более структурированному, более дифференцированному. Усложнение социальной структуры одновременно является условием и следствием растущего многообразия запросов, устремлений, убеждений индивидов. Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего внутреннего потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечить свободу.

Но процесс развития чрезвычайно сложней, чем эволюционизм, несмотря на свое признание в XIX веке встретил немало трудностей на своем пути. Имеется в виду его неспособность ответить на целый ряд вопросов, которые ставила социологическая наука. Прежде всего в рамки эволюционизма не укладываются попятные движения, кризисы и распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. Чтобы объяснить эти явления социологи обратились к теориям циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Эволюция общества представлялась теперь не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Утвердились маятниковые концепции развития, также отрицающие прямолинейность. В соответствии данной концепции, общество, выведенное из равновесия под воздействием каких-либо факторов, начинает совершать колебательные движения от одной крайней точки к другой, останавливаясь где-то посередине и восстанавливая стабильность.

Теория эволюционизма имеет и свои «минусы». Применяя такой подход, эволюционизм создает впечатляющие картины развития общества в большой исторической ретроспективе, что, оказывается беспомощным в объяснении явлений и процессов на сжатом отрезке времени. Перемены, которые возникали, только тогда приобретали значимость для исследователей, когда они отражали глубинные изменения в поведении людей, деятельности институтов, социальных организаций. Вне поля зрения оставались и правительственный кризис, рост преступности, девиантное поведение и т.д. Назревала необходимость иного подхода в изучении социального развития. Появляются теории социального изменения.

Наглядно данная теория предстает перед нами на примере концепции Т. Парсонса. Т. Парсонс к проблеме социального изменения подходит с позиции системного анализа. Он исходит из того, что общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, проявляющейся в постоянстве и стабильности ее основных структурных элементов. На определенном этапе может произойти нарушение соотношения сил, элементов, поддерживающих равновесие системы (возникает влияние какой-либо группы, формируется новый состав государственных органов и т.п.). Эти изменения Т. Парсонс называет «изменением равновесия».

Отличительной чертой является то, что общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными и благодаря этому быстро восстанавливают утраченное равновесие. Приспособление системы к изменившимся условиям осуществляется за счет внутренних резервов, она интегрирует в себя новые образования, оставаясь в целом неизменной. В качестве примера можно привести неоднократные попытки проведения реформ в 50-60-е годы в СССР. Система обладала высокой степенью устойчивости, все новые веяния (крайне необходимые) она интегрировала, поглощала, при том сохраняя основные структурные элементы, продолжая функционировать на прежних принципах.

Следующий вид социального изменения по Т. Парсонсу – «изменения структуры», когда давление на систему изнутри и извне становится настолько сильным, что она оказывается неспособной восстанавливать утраченное равновесие. Чтобы сохранить целостность общества, повысить его адаптационные способности происходит трансформация ее важных структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций). Модификации подвергаются целые подсистемы – экономическая, политическая, система ценностей.

О качественно новом состоянии системы, по Т. Парсонсу, свидетельствует появление новых структур – эволюционных универсалиев.

На первом этапе в социальной системе складываются четыре универсалия: система коммуникаций, система родства, религия, технология.

Далее происходят следующие изменения системы – это возникновение в ней стратификационной структуры с соответствующей культурной легитимизацией ее принципов, появление бюрократии, денег и рыночного комплекса, безличного нормативного регулирования и демократических объединений.

Используя данную терминологию, наше общество находится в данный момент на этапе внедрения новых эволюционных универсалиев. Выживание общества как целого непосредственно зависит от успешного создания таких элементов, структур, которые придадут всей системе качественно иное содержание, повысит ее адаптационную способность в изменившихся условиях.

Системный подход Т. Парсонса дает возможность увидеть, какие явления и процессы, происходящие в обществе, ведут к его структурной перестройке, а какие остаются мало значимыми, второстепенными.

Мы уже отмечали некоторые ограничительные рамки такого подхода.

Напомним еще раз: развитие по Парсонсу – это скорее отклонение от нормального положения общественной системы, чем ее естественное состояние. Признавая некоторую слабость методологического подхода, он считал его применение необходимым для решения познавательных задач, выявления того, что изменилось в обществе и каковы последствия данных изменений.

Общество существует благодаря человеку и в самом человеке, в его стремлениях к организации деятельности, к упорядочиванию отношений с людьми, к предсказуемости поведения партнеров. Все это может дать только общество, как универсальный способ организации социальной жизни. Человеку остается только поиск оптимальных форм этой организации и тяжкая борьба по их воплощению в реальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.006 с.)