Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура: признаки, элементы, сущность и функции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Слово «культура» употребляет практически каждый человек. Вопрос о культуре, как свидетельствует вся мировая и отечественная история, всегда возникает особенно остро и объемно в пору глобальных перемен. «На исторических перевалах, в эпохи кризисов и катастроф, - писал Н.А. Бердяев, - приходится серьезно задумываться над движениями исторической судьбы народов и культур». Употребляя слово «культура», многие вкладывают в него различный смысл. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни (литература, живопись, музыка), другие – отождествляют культуру с образованностью, третьи – объединяют культуру с нравственными, этическими нормами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия «культура». Культура – это многогранная проблема исторического развития. Точка зрения д-ра философских наук Межуева В.М.: Фундаментальная теоретическая значимость (и сложность) понятия «культура для современной общественной науки обусловлена глобальностью и многогранностью самой проблемы культуры в ситуациях и обстоятельствах XXI столетия». Не случайно исследователи бьются над определением понятия «культура», которое бы удовлетворяло если не всех, то хотя бы большинство ученых. По подсчетам известных в мире науки ученых Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 г. было дано всего семь определений культуры. Первым они считают Эдуарда Бернетта Тейлора – выдающегося английского историка культуры XIX века. С 1920 по 1950 гг. появилось еще 157 определений «культуры». В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений данного феномена. В таких условиях может сложиться впечатление о бессмысленности поиска истины. Но это не так. Несмотря на многообразие точек зрения, есть нечто такое, что изначально объединяет самых различных исследователей культуры как явления. Это «нечто» содержится в самой этимологии слова «cultura», которое употребил свыше 2 тыс. лет назад римский оратор Марк Туллий Цицерон в 45 году до нашей эры в своей работе «Тускуланские беседы». Этимологически оно означало – «возделывать, обрабатывать», применялось первоначально как агротехнический термин. Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он употребил и применил слово «cultura» в ином, переносном смысле – применительно к воздействию на ум человека. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию «natura», т.е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Видимо это дало основание великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю дать такое определение культуры: «Культура – это созданная человеком «вторая природа». В России термин культура появился лишь во второй половине XIX века. По мнению исследователей, это зафиксировано в «Карманном словаре» Н. Кириллова. До этого времени использовался другой термин «цивилизация», толкуемый как гражданственность. С начала нынешнего столетия это понятие стало широко употребляться и изучаться отечественными учеными. Среди них выдающиеся мыслители – Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и др. «Культура, - писал Альберт Швейцер, - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». «Термин «культура», - писал З. Фрейд, - вбирает всю сумму достижений и интуиций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми». Абрамм Моль писал: «Культура – это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни». В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Таким образом, культура чрезвычайно сложное многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизнедеятельности общества и человека. Культура – это ядро, основа, «душа» общества: 1) это – способ жизнедеятельности людей, 2) это – их отношения между собой, 3) это – своеобразие жизни наций, народов, 4) это – уровень развития общества, 5) это – накапливаемая в истории общества информация, 6) это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, 7) это – религия, мифология, наука, искусство, политика, 8) это – особая знаковая система. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека, без культуры и вне культуры. Точка зрения П. Сорокина: «… Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать… без культуры». Культура, раскрывая сущностный смысл бытия человека тем самым формирует и развивает эту сущность. Известно, что человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму. Мнение П. Сорокина: «Не существует личности как социума, т.е. как носителя, созидателя и пользователя значениями, ценностями и нормами, без корреспондирующих культуры и общества. В отсутствие последних могут сосуществовать лишь изолированные биологические организмы». Культура – это сложная противоречивая антиномическая система, вбирающая и отражающая противоречие всего мира. В чем они проявляются? Во-первых, противоречие между социализацией и индивидуализацией личности. С одной стороны – человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой – стремится сохранить индивидуальность своей личности. Во-вторых, противоречия между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода – два полюса, два борющихся начала… В-третьих, противоречие между традиционностью культуры и тем обновлением, самодвижением, которое происходит в ее организме. Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. Функциональные характеристики характеризуют культуру как важную социальную реальность. Отметим следующие функции культуры. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Культура – это многофункциональная система. Но и в этом вопросе среди ученых нет полного единодушия. Можно встретить выделение различных функций культуры. Коротко охарактеризуем основные. Среди множества функций культуры, одной из главных является та, о которой говорил Цицерон – «cultra animi» – возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция «возделывания» духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Судьбу нашего Отечества будут решать люди с обновленным духом, иной волей к «преобразованию жизни» (Н. Бердяев). Отсюда будут справедливо утверждать, что человекотворческая или гуманистическая функция, - это главная функция феномена культуры. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функция трансляции – передачи социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Культура не только некое «хранилище» запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших его «образцов», имеющих действительно непреходящее значение. Нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма») со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Функция познавательная (гносеологическая) тесно связанная с первой, и в известном смысле вытекает из нее. Культура, концентрируя в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Н.А. Бердяев высказывал точку зрения: «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских научных книгах; добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту в книгах стихов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях…» (Н. Бердяев. Смысл истории. – М., 1990. С.164).
Регулятивная функция (нормативная) связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных духовных ценностей, материальных. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными ценностями как мораль и право.
Семиотическая, или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему культура предполагает знания, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный и письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Остановимся подробно на особенностях социологической трактовки культуры. Прежде всего обратим внимание на специфику социологического трактования культуры, по сравнению с социально-философским. В рамках социально-философского подхода к анализу культуры обычно выделяются два ее уровня – материальный, куда относятся созданные человеком орудия труда и производства, материально-техническая база общества и многое другое, что принято относить к искусственно созданной «второй природе» и духовный пласт культуры, в который включают достижения человека в области искусства, науки, литературы и т.д.
Философы исследуют духовную сторону культуры, ее взаимосвязь с творчеством человека, деятельностью различных социальных групп, характер взаимосвязи различных культурных форм – науки, религии, морали и т.д. Социологический же подход к культуре несколько иной и его особенность заключается в том, что культура берется в таком ее аспекте, который непосредственно связан с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. При этом на первый план выдвигается ценностно-нормативное содержание культуры. При самом общем социологическом подходе к пониманию сущности культуры обычно отмечаются три ее характерные особенности: 1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов, значений; 2) культура – это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности. Усвоение человеком культурных ценностей и символов формирует внегенетическую программу поведения и жизнедеятельности человека, поэтому овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животного; 3) культура -–это все то, что транслируется от поколения к поколению, так как люди берегут и приумножают накопленные знания, умения, опыт и по специальным каналам и передают их в ходе исторического развития общества. Отметим, что все три вышеуказанные признаки тесно взаимосвязаны. Для социологии наибольший интерес вызывают первые две особенности, так как социология предметом своего изучения считает поведение человека и социальных групп. Характеризуя первые два признака, следует обратить внимание на то, что фундаментальные общественные идеи, ценности, культурные стандарты не только направляют и регулируют поведение людей и коллективов, но вместе с тем помогают людям организовать свою общественную жизнь. Можно остановиться на следующей характеристике культуры: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. При социологическом анализе культуры можно выделить три ее основных уровня. Первый – эмпирический, представленный учреждениями и организациями, институтами культуры (театры, библиотеки, кино, литература, искусство, религия, наука и др.), Они могут быть объектом социологического исследования – социологии, искусства, религий, науки… Второй уровень – «нормативный», где подразумеваются входящие в данную культуру различные установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп. Они могут быть как институализированными, т.е. опирающимися на общепризнанную мораль и право, законодательные акты или ведомственные инструкции, если речь идет, например, о каком-то учреждении, и дополняющие их формальные санкции различных типов, так и неинституализированными, или неформальными. В данном случае они опираются не столько на закон и право, сколько на мораль группы и социально-психологическую атмосферу, неписанные кодексы поведения, тесно связанные с обычаями и традициями, общественными нравами. Третий – это высший уровень культуры образует область фундаментальных ценностей, идей, символов, значений. Он представляет собой саму ее суть, т.к. в нем сконцентрированы наиболее жизненно важные ценности и смысл существования общества. Рассмотрим подробнее представленные уровни. Культура в системе норм. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, т.е. такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Нормативное воздействие проявляет себя в социальном мире, где человеку необходимо общение, сотрудничество с другими людьми. Люди должны иметь общее представление о том, как им действовать правильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Следовательно, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные (общие шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами). Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества действуют более или менее точно. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины, косности. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Рассмотрим основные типы норм в порядке повешения их общественной значимости. Обычаи. Социальная жизнь человека полна проблем. Каждый старается сделать все возможные для решения этих проблем. В ходе удачных или неудачных попыток различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать с окружающей средой, так и друг с другом. Путем проб и ошибок в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной обыденной культурой или обычаями. Таким образом, обычаи – это привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается. Неинституционализированные социальные нормы, сферой деятельности которых в современном обществе выступает повседневная внепроизводственная деятельность, также своими корнями уходит вглубь культуры. Более того, традиции, обычаи, нравы общества, этикет, мода и другие проявления неинституцианализированных социальных норм сами по себе являются важнейшими составными элементами культуры народа. В чем же состоят главные особенности действия институционализированных норм? Традиции – понятие наиболее широкое по своему содержанию и смыслу, представляет собой один из важных механизмов трансляции культуры, ценностей, знаний, верований, норм. В доиндустриальных обществах, особенно примитивного типа, традиция господствовала во всех сферах жизни, опиралась на религиозные заповеди, ритуалы, обычаи и др. Традиция, как правило, подразумевает необходимость обращения к прошлому опыту, стремиться его сохранить и закрепить, т.е. она консервирует общественную жизнь, противостоит социальным изменениям. Господствующая роль традиционного поведения и сознания в доиндустриальных обществах подробно освещена в трудах этнографов и социологов, что послужило основанием для обозначения доиндустриальных обществ как «традиционных» в противоположность современным, индустриальным, где традиции играют гораздо меньшую роль и само общество динамично развивается. Термин «обычай» иногда употребляется как синоним традиции, хотя фактически он выступает как главный инструмент его реализации. Как показал еще Э. Дюркгейм, жесткая, «механическая», по его терминологии, регуляция поведения людей в первобытном обществе обеспечивала высокий уровень сплоченности, социальной интеграции, но, вместе с тем, человек этой эпохи не обладал развитым самосознанием, его мышление было целиком детерминировано моралью и сознанием группы. Существенной чертой обычая является то, что он основан на вере, а не на размышлении. В качестве таковой выступала религиозная вера, религиозные заповеди, предписания, мифы и др. В современную эпоху роль традиций, обычаев, ритуалов, общественных нравов, привычек, обрядов и других традиционных способов регуляции целиком не исчезает из жизни общества. В значительной мере эти способы регуляции поведения перемещаются в сферу повседневной внепроизводственной деятельности людей. Сферы действия неинституционализированных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум тесно взаимосвязанным областям, различия между которыми во многом условны, а границы подвижны. К первой относятся обычаи и привычки, включая такую важную их разновидности, как мода. Вторую образуют общественные нравы, т.н. «общественная мораль» или «мораль» или этические нормы. Особо следует остановиться на нормативных функциях моды современной, ставшей одной из характерных черт массового поведения людей в современном обществе. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние не ограничивается стилем одежды, прически и т.д., а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни – искусство, литературу, техническое производство… Социологи отмечают в моде ее социокультурные и нормативные аспекты: она является способом идентификации личности с определенной социальной группой, посредством ее молодой человек быстрее приобщается и включается в деятельность группы. Для многих людей, тех, кто идет впереди моды, она является важным способом повышения социального статуса и престижа. Выступая в качестве обязательного образца для многих членов современного общества, мода, дает возможность индивиду самоутвердиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Мода – это явление современного промышленного развитого общества, где производство товаров и услуг становится самоцелью (отсюда термин «общество массового потребления), а смена стилей моды является прекрасным стимулом для расширения производства и получения прибыли. Мода выступает одним из важнейших регуляторов массового социального поведения, дифференцируя людей по социально-престижным группам. В следовании требованиям моды можно увидеть явление конформизма, стремление человека жить и вести в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями. Институциональные нормы. Чем же они отличаются от простых обычаев и нравственных норм? Прежде всего тем, что они сознательно тщательно разрабатываются, и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Законы. Нравственные нормы основываются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Закон – это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. Изучение действия законов показывает, что каждый закон может быть эффективным только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.011 с.) |