Базисные элементы социальной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базисные элементы социальной жизни.



 

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности-социума как объекта социологии. Социология изучает социальную жизнь общества, т. е. такую область отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классы, социальные группы, нации и народности, коллективы и т. д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.

 

1.Понятие социального и социальной жизни общества.

2.Социальное действие и взаимодействие.

3.Социальные институты, социальные группы и социальные общности.

4.Социальные организации.

 

Определение социологии как науки об обществе еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете данной науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятие «социальное».

Что такое социальное? В обыденном сознании понятие «социальное» отождествляется с понятием «общественное». С этим связано и то, что термин «социология» часто употребляется в предельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все общественные науки, выступая как синоним всего обществознания. Точно также и понятия «социальное», «социальные отношения» не отождествляются с понятиями «общественное», «общественные отношения».

В зависимости от своеобразия субъектов тих отношений социальные отношения подразделяются на: социально-групповые (классы, социальные группы, слои); социально-демографические (мужчины и женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи); социально- территориальные (городское и сельское население); социально-этнические (нации и народности); социально-профессиональные (трудовые коллективы, организации); межличностные (личности) и другие.

Таким образом, в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология выступает как наука о поведении людей в среде себе подобных.

Своеобразие социальных отношений состоит, прежде всего, в том, что они носят комплексный характер и несводимы только к экономическим, политическим или духовным отношениям. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, социально-духовное, и социально-культурное содержание.

Социальное - это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. Понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», так как включают в свое содержание также и социальную структуру, социальные институты, социальные нормы и т. п. Такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, не подменяет и не поглощает собой другие общественные науки, она имеет свой специфический объект и предмет исследования.

Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология – это наука о целостности общественных отношений. Г.В. Осипов считает, что социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе и процессам общественной жизни. Иными словами это есть проявление общественных отношений на межличностном уровне. Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности), независимо от того присутствует ли данный индивид или общность при этом. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Немецкий социолог М.Вебер, например, считал, что социология – это наука о социальном поведении, которое она стремиться понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу,- это отношение человека, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу оно соотнесено с поведением других индивидов.

Социальная (общественная) жизнь общества в широком смысле слова – это жизнедеятельность общества, функционирование, развитие и взаимодействие его различных сторон. Остановимся на более узком значении социальной жизни как части, области, стороны общественной жизни.

Жизнь общества сложна по своей структуре, многогранна и неоднородна, как и оно само. Также поэтому наряду с указанным широким ее пониманием очень часто используются и такие категории, как «политическая жизнь», «экономическая жизнь», «социальная жизнь», «культурная жизнь» и т.д. Эти понятия отражают многообразие общественной жизни в отдельных сферах общества, в том числе и социальной. Это, очевидно, более частное и конкретное понимание социальной жизни, особенно важное для социальных наук, изучающих или призванных изучать явления и процессы данной области общественной жизни.

Для социологии важно понимание и рассмотрение социальной жизни как организованной и упорядоченной системы действий, взаимодействий людей, их групп и общества в целом, функционировании социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.

Таким образом, социальная жизнь в социологическом плане – это (социальное) социум, его структура в движении (функционировании), в действии и взаимодействии.

Социальная жизнь проходит в определенных условиях и под воздействием различных факторов. Их можно подразделить на четыре основные группы:

А) природные, или космические. (Например, климат, рельеф местности, почва, и др.)

Б) биологические (например, такие жизненные потребности человека, как питание, размножение, самозащита, и др.,)

В) социально-психические (идеи, эмоции, желания, теории),

Г) исторические (историческое наследие, опыт предшествующих поколений в организации и результатах общественной жизни).

Все это определяет объективную обусловленность и сложность социальной жизни, ее многофакторность. Кроме этих общих условий и факторов социальной жизни, жизнь каждой личности, социальной группы или общности определяется воздействием и ряда специфичных для нее условий и факторов, что находит свое отражение в своеобразии их образа жизни.

Следует помнить, что культура, как способ ценностно-нормативного освоения действительности, как образа мысли и действия людей, составляет основу и стержень социальной жизни.

Охарактеризуем механизм ценностно-нормативной регуляции социальной жизни. Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя и развивая определенные ценности, общество определяет желательно, стратегическое направление действия и взаимодействия своих членов, их объединений, ориентирует их поведение в соответствии с установленными им общими правилами. (Например, демократия, гуманизм в качестве важнейших, приоритетных ценностей данного общества). Общность социальных ценностей лежит в основе устойчивого и прочного объединения людей, а их существенное различие и тем более противоположность – в основе социальных разъединений, противоречий и даже борьбы.

Во-вторых, в социальных нормах (правовых, моральных) общество на основе признаваемых и защищаемых ценностей четко предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. Вне нормативной культуры были бы невозможны совместные, согласованные, целенаправленные действия членов общества, да и оно само как единое целое. Н.Смелзер называет культуру цементом всего здания общественной жизни.

В-третьих, общество не только определяет систему правовых и моральных норм поведения личности, но и вырабатывает систему мер и способов их реального осуществления.

Таким образом, на основе практического опыта и теоретических знаний в обществе утверждаются определенные социальные ценности как общепринятые убеждения по поводу целей, к которым должны стремиться люди, как основа нравственных принципов

2. Формирование социальных взаимосвязей.

 

Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Отметим и проследим развитие социальных связей, остановимся на наиболее важных моментах их формирования.

Социальные контакты. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные

взаимодействия. Это селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, т.е. контакты.

Выявлены два типа пространственных контактов: 1. предполагаемый пространственный контакт или «опосредованный», когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте; 2. визуальный пространственный контакт, или «контакт молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей, т.н. «публичный эффект».

Пространственный контакт- необходимое первоначальное звено формирования социальных взаимосвязей. Контакты заинтересованности. Сущность этих контактов состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями

Или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. В контактах заинтересованности проявляются индивидуальные уникальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Развивая и углубляя социальные связи, индивиды вступают в контакты, в ходе которых происходит обмен какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения, и т.п.). Контакты обмена происходят ежедневно: в процессе поездки в транспорте, обмен репликами в транспорте.… В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. (Например, покупка газет, журналов в киосках). Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет обмена, а на человека.

Социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

Социальные действия.

Понятие «социальное действие» очень важное для социологии понятие. Значение социального действия тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Например, такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложные цепи и системы.

Сущность социального действия. Впервые в социологии понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано М.Вебером. Социальным действием он называл «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируются на него».

Социальное действие в понимании М.Вебера имеет две особенности: 1. оно должно быть рациональным, осознанным; 2. оно должно быть ориентировано на других людей. Действия, поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, материальные объекты нельзя назвать социальными (например, изготовление орудий труда, охота, сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей.) Представляется достаточно сложным провести четкую грань между социальным и несоциальным, так называемым природными, или естественными действиями.

Также достаточно сложно определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую часть социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, аффективными, например, поведение человека в результате приступа гнева, страха, раздражения, когда он действует

не задумываясь о происходящем). Если индивид действует осознанно, обдумано, ставит перед собой цели и добивается их реализации, изменяя при этом поведение других людей, то по М.Веберу такие действия можно считать социальными. Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. В этой связи полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, но в отличие от них социальное действие – достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя: 1. действующее лицо,2. потребность в активизации поведения, 3. цель действия, 4. метод действия, 5. другое действующее лицо, на которое направлено действие, 6. результат действия. Также следует помнить, что социальное действие совершается под влиянием окружающей среды, внешнего окружения, или ситуации, Ни один индивид не совершает социальное действие без учета ситуации. Ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида.

Социальные действия, в отличие от рефлексивных, никогда не совершаются мгновенно. Сложился определенный механизм совершения социального действия. Он содержит: потребность, мотивацию, само действие. Социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

Социальные взаимодействия.

Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия – это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Общепринятые ожидания дают нам возможность оценивать поведение данного индивида и принимать решение о продолжении взаимодействия. При продолжении взаимодействия к общепринятым ожиданиям присоединяются ожидания, носящие индивидуальный характер, соответствующие интересам участников взаимодействия.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в тоже время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный предсказуемый вид.

Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (конкуренция).

Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества состоят из попыток отстранения, опережения или подавления соперника.

Таким образом, эти типы взаимодействий полярные, они сопровождаются противоположными установками, ориентациями у взаимодействующих индивидов. В результате повторения того или иного типа взаимодействия возникают различные виды отношений между людьми.

Социальные отношения. Мы уже отметили, что совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных по смыслу друг с другом и характеризующихся соответствующим поведением, называют социальными отношениями. Социальные отношения, порождаемые сходными взаимодействиями, как правило, отличаются друг от друга по содержанию. Что лежит в основе этих различий? Социологи считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенную окраску и содержание, и делающей из них социальные отношения, являются ценности.

Ценность можно определить как желательное целевое событие. Допустим субъект Х, ценит объект. У, это значит, что Х действует так, чтобы достичь уровня У или хотя бы приблизиться к ему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но социальные действия личность будет осуществлять в отношении кого-то из-за тех вещей, которые ценит и считает для себя полезными, желательными, т.е. ради ценностей. Ценности могут служить толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Характер устойчивых социальных отношений определяется непреходящими ценностями.

В обществе существует неравенство и в силу этого неравенства, ценности распределяются среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на не равном распределении ценностей строятся отношения власти, подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.п.

Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для изменения ценностного образца какой-либо группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Ценностной позицией можно назвать место отдельного индивида или однородного социального объекта в ценностном образце. Ценностные позиции и ценностные образцы не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействиями, направленные на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Условно ценности можно разделить на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Первые – это такие ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей прочие ценности входят: благополучие, богатство, мастерство, просвещенность выражаются в действиях самого индивида. Значимыми ценностями являются власть, уважение, моральные ценности, любовь, дружба.

Социальные ценности являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда с одной стороны наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроле над ними, а с другой - имеются ресурсы желаемых ценностей. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, экономики, бизнеса, предпринимательства.

Социальные институты.

Социальные институты являются важной формой социальных связей, и вместе с тем, инструментом их формирования. М.Вебер метко назвал социальные институты «фабриками» по воспроизводству социальных связей. Социальный институт

– это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений.

Социальный институт – это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений (чиновников, менеджеров, управляющих, служащих и т.п.) Существуют различные трактовки понятия «социальный институт». Так в книге М. Тейлора, С.Розенталя «Введение в социологию» социальный институт рассматривается как «набор норм и видов деятельности, группирующихся вокруг удовлетворения частных потребностей или интересов общества».

В английском словаре по социологии отмечается, что термин «институт» широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами. В Энциклопедическом социологическом словаре под ред. акад. Г.В.Осипова – социальный институт – это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальные институты – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества, с их помощью достигается предсказуемость, надежность, регулярность и т.п. Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведенных в систему, которая способна действовать по поводу удовлетворения общественных потребностей. Институционализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое, моделируемое. Регулируемое. Социальные институты в системе социальных связей – это наиболее крепкие связи, они определяют жизнеспособность общества. Основное предназначение социальных институтов - удовлетворять основные потребности: потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака), потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство, право), потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения (институты образования, наука, культура), потребности в самореализации, в определении смысла жизни, решения духовных проблем (институт религии).

Институционализация социальных связей достигается:

1.Особым типом регламентации. В социальных институтах механизм регуляции приобретает более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность и большую четкость. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного.

2. Четким распределением функций, прав и обязанностей участников институционального взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкций. Таким образом, поведение индивида в рамках социального института оказывается предсказуемым, а деятельность института становится регулярной.

3. Регулярность и самовозобновляемость многих социальных институтов обеспечивает обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Вновь пришедшие берут на себя обязательства и права, статус, ролевые ожидания предъявляются как указания данного института, общества. Этим обеспечивается независимость функционирования социального института от случайных обстоятельств, его устойчивость, стабильность.

4. Выполнением определенного круга обязанностей. Это способствует разделению труда, профессионализации.

5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется контроль за его деятельностью.

Каждый социальный институт имеет:

 

1. Установки и образцы поведения (институт семьи – ответственность, уважение, привязанность).

2. Культурные символические признаки (институт государства – флаг, герб, печать, институт семьи - обручальное кольцо).

3. Утилитарные культурные признаки (институт образования – аудитория, кафедра).

4. Кодекс устный и письменный (институт государства – конституция, законы).

5. Идеологию (семья – это любовь, совместимость)

Данные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках социального института социальное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования, здоровья, труда, науки) приобретает регулярный, самовозобновляющийся характер.

Социальные институты призваны выполнять следующие функции в обществе:

-функции закрепления и воспроизводства общественных отношений; каждый институт имеет определенную систему норм и правил поведения, закрепления и стандартизирующих поведение своих индивидов, что делает поведение индивидов ожидаемым, предсказуемым;

- регулятивная функция, обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества с помощью неких шаблонов поведения. Наша жизнь протекает при участии социальных институтов. Социальные институты регламентируют деятельность человека в обществе. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности; интегративная функция, включает процессы сплочения, взаимозависимости в обществе. Институциональные нормы, ценности, правила, способствуют этому процессу. Интеграция способствует упорядочиванию системы взаимодействий;

3. Транслирующая функция, способствует передачи социального опыта. В каждом социальном институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям и нормам, ролям.

4. Коммуникативные функции, отвечают за распространение информации как внутри института, так и за его пределами, а также во взаимодействии с другими институтами, Специфика этой функции в том, что она имеет так называемые формальные связи. У института средств массовой информации это основная функция. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: у одних они выражены в большей степени, у других - в меньшей. Функции институтов ожидаемы и необходимы. Они формируются и декларируются в кодексах, закреплены системой ролей и статусов. Если институт не справляется с выполнением своих функций, его ожидает дезорганизация и изменение. Функция социального института определяется полезностью данного института, «функционирование» означает очень простую вещь – приносить пользу обществу.

Если институт не приносит пользы, от него наносит ущерб обществу, вред, тогда побочные действия этого явные института будем называть дисфункцией. Функции и дисфункции бывают, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, а также латентные, то есть скрытые. Например, к явным функциям школы относятся следующие: приобретение аттестата зрелости, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Скрытые функции (латентные) приобретение социального статуса, поддержание выпускников в момент вступления на рынок труда. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. Точно также и дисфункция. Например, обучение в вузе – одним важно приобрести знания, другим – приобрести знакомых, устроить личную жизнь. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных, латентных можно изобразить в виде логического квадрата.

 

Логический квадрат функций социальных институтов.

 

ЯВНЫЕ ЛАТЕНТНЫЕ

 

 

ФУНКЦИИ ДИСФУНКЦИИ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.058 с.)