Лекция 2 История становления и развития социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2 История становления и развития социологии.



Останавливаясь на истории становления и развития социологии надо учитывать предисторию социологии, так как эта наука не появилась на пустом месте, а проблемы общества были в центре внимания философов и других мыслителей еще на заре европейской культуры. Но эти идеи нельзя считать социологическими в полном смысле слова и для них больше подходит словосочетание «социальная мысль». Понятие социология было введено О.Контом в 30-40 –е годы Х1Х столетия. О.Конт и Г.Спенсер были одними из первых, кто обосновал необходимость выделения знания об обществе в отдельную научную дисциплину, определив предмет дисциплины и создав только ей присущие методы. Основная задача данной темы обосновать предпосылки возникновения социологии и кратко охарактеризовать школы и направления как в зарубежной так и отечественной социологии.

1.Предпосылки, исторические условия возникновения социологии. О. Конт основатель позитивистской социологии.

2.Зарубежная социология: научные школы и направления.

3.Развитие социологической мысли в России.

 

Предпосылки, исторические условия возникновения социологии. О.Конт – основатель позитивистской социологии

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце ХVIII - начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра, красоты, уступая место более прагматичным устремлениям людей.

Становление социологии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе и о развитии и функционировании его элементов - окончательно оформилось к середине XIX века.

Этот процесс обусловлен наличием ряда социальных и теоретических предпосылок. Социально-экономические - это развитие капитализма в первой трети XIX века, идейно-теоретические - Формирование социального мышления, основанного на консервативной и либеральной ориентации. Жозеф де Местр, Иоремия Бентам, Джеймс Милль, французские утописты-социалисты - Анри Сен-Симон.

Для формирования социологии важно отметить и то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические социальные исследования, связанные с социальной статистикой, проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых опросов населения, закладывались основы демографии. Уже в ХVII-ХVIII в.в. Джон Граунт и Эдмунд Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 году к анализу уровня смертности, работа известного Физика и математика ЛАПЛАСА " Философские очерки о вероятности" построена на количе­ственном описании динамики народонаселения. Большое значение имела работа А. Кеттле "0 человеке и развитии способностей, или опыт социальной жизни" /1335 г./. Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного рассуждения о законах истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Для осмысления новых социальных явлений и процессов возникла необходимость в такой социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем социальное философии, предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества.

О.Конт.

Огюст Конт /1793-1357г.г./ является основателем позитивизма и позитивистской социологии. Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в высшую политехническую школу, из которой был исключен за республиканские взгляды, Работал домашним учителем, с 1818 -1824 годы - секретарем Сен-Симона. Полагают, что идеи Сен-Симона оказали значительное влияние на взгляды 0.Кента. Сен-Симон был одним из ведущих представителей утопического социализма. Конт же, напротив, придерживался взглядов либерально-консервативного направления. Он был сторонником сильного государства, социального порядка, жесткой социальной иерархии и постепенных реформ. Конт не воспринял идей утопического социализма, проповедовал классовый мир и защищал частную собственность.

Основной труд О. Конта "Курс позитивное философии" в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах. Умер Конт в бедности, забытый своими учениками и последователями.

Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен. Переход общества к новому состоянию, по Конту, но может произойти без активного участия человека, его волевых л творческих усилии. Конт ве­рил в безграничные возможности разума как движущее силы истории, в "позитивную" науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Он мечтал поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики...

Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческо му/ по времени и последовательности возникновения /. логическому /от абстрактного к конкретному/, по сложности предмета исследования /от простого к сложному/, по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

В своей классификации наук Конт подчеркивает, что появление социология связана не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Без становления и укрепления духа "позитивных " наук, без использования методов экспериментального естествознания социология невозможна. Каждая последующая наука в классификаций Конта становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Наиболее близкой а родственной социологии является биология.

Идеи системности общества высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования со­циологии как самостоятельной науки.

В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею "социальной системы", т.е. признания факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой си­стемы.

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать социальные явления эмпирически и аналитически, подобно ес­тествознанию. Это позволит социологии стать "позитивной" наукой. Суть позитивно/ науки - рассматривать все явления как подчиненные неизменным естественным законам. Конт характеризует позитивным в следующих значениях: 1. реальное в противовес химерическому; 2. полезною в противовес негодному; 3. достоверное в противовес сомнительному; 4.точное в противовес смутному; 5. организующее в противовес разрушительному.

Социология или первоначально "социальная физика” занимается позитивными, т.е. научными по Конту исследованиями фундаментальных законов свойственным общественным феноменам, Конт выделяет в социологии две части: социальную статикуи социальную динамику. Социальная статика анализирует общество в состоянии ценности и равновесия его элементов, взаимосвязь компонентов /социальную структуру /. Общество рассматривается в состоянии покоя, гармонии, где классовая гармония является одной из разновидностей.

Социальная динамика рассматривает общество в развитии и переходе от одного состояния к другому. Социальная динамика отождествляется с прогрессом. Прогресс в человеческое обществе возможен, т.к. одно поколение может передавать опыт, накопленные материальные и духовные ценности. Закон " трех стадий " исторического развития является историческим и логическим законом. Под стадиями подразумеваются одновременно и стадии развития человеческого разума./ разума индивида, человечества/ и стадии исторического развития социальной организации. Первая стадия - человечество и общество проходят теологическую стадию где доминирует религиозная мифология. Явления природы и жизни людей объясняются влияние" сверхъестественных сил. Она длится до 1300 года. Вторая стадия - метафизическая, длится с 1300 года до 1800. На этой стадии происходит замена религиозного воображения опытными знаниями о явлениях внешнего мира и жизни людей. Это состояние предшествуя но­вому времени, это переходная эпоха, для которой характерно разрушение старых верований, фундамента общественного порядка. Реформация, Просвещение. Французская революция- это важнейшие события. Третья стадия начиняется с XIХ века и это позитивная стадия, для которой характерно распространенно паук. Человеческое сознание в своих суждениях и выво­дах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и метафизический подход к миру сменяется исследованием его законов.

Основными методами в социологии являются наблюдение социальных, актов. Оно придает науке объектив-сеть, т.к. наблюдатель имеет дело с фактами, которые существуют независимо от него. Под экспериментом КОНТ понимает наблюдение за изменением предмета, явления, процесса в резуль­тате специально созданных условий. Сравнительный метод сопоставляет жизнедеятельность различных народов. Методы в социологии - это рациональный аспект системы Конта. В социологии применимы все общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный, но каждый из них имеет свою специфику.

О. Конт выдвинул тезис о необходимости строгой проверки эмпиричес­кой проверки рассматриваемых положений, при этом надо руководствоваться тремя основными принципами: эмпиризмом позитивизмом и физикализмом.Эмпиризм означает, что единственные источником истинной науки о мире являются опыт. Позитивизм - предметом его являются только факты... Физикализм - самыми совершенными понятиями являются то, которые создала физика и к ним нужно сводить все научное знание. О. Конт.

Современные западные социологи называют О. Конта отцом основателем социологии" так как именно он дал ей имя и программу, в работах О. Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирически исследо­ваниям, од оказал влияние на последующее развитие социологической мысли, что нашло отражение в теориях Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, где использова­ны его идеи строгого отбора социальных фактов,.понимание общества как -органического целого, отказ от умозрительного и абстрактного подхода к обществу.

СПЕНСЕРГЕРБЕРТ / 1820- 1903 г.г./

Английский мыслитель Г.Спенсер - последователь позитивистских идей 0. Конта, является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории: общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов и прежде всего природных, и социальных.

Все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут Функционировать вне этих связей.

На творчество Г.Спенсера большое влияние сказали идеи и труды Ч.Дарвина, Р.Мальтуса, А. Смита. Спенсер сравнивал общество с живым организмом биологическим, он выявил системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1. Общество, как биологический организм, наращивает массу /численность, населения, материальные ресурсы.../

2. Как и в случае биологической эволюции, рост массы приводят к усло­жнению структуры.

3. Части общества приходят во все большую зависимость друг от друга.

4. Целое всегда более устойчиво, чем отдельные часта, хотя составляю­щие его их единицы постоянно меняются / клетки в организме, люди в

обществе./

Спенсер уподоблял общество организму, но пытался избежать грубого редукционизма. Он обращал внимание на существенные отличия соци­ального и биологического организма.

Идея всеобщей эволюции - важный пункт мировоззрения Спенсера Эволюции любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к опре­деленности. Спенсер вселяет три вида эволюционных процессов: неоргани­ческий, органический и надорганический. Так, в надорганической эволю­ции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и ор­ганическом мире. обществе - часть природы, и в этом смысле такой же объект естественней, как и любой другой, но может быть создано по божественной воле. Спенсер разделяет представление Гоббса о том, что человек в естественном состоянии в значительное мере антисоциален. Социальном существом человек становится в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические существа системы.

Суть и содержание естественной эволюции - социализация человека. Задача социологии, по Спенсеру. - изучение массовых типичных явлении, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей. Социальные Факты для Спенсера - это такие явления, в которых проявля­ются эволюционные процессы, например, дифференциация структуры, усло­жнение политической организации.

Спенсер разработал концепцию социальных институтов - как механизмов самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспе­чивают превращение асоциального по природе человека в социальное су­щество, способное к коллективным действиям. Социальные институты как структурные элементы общества.

Спенсер выделяет следующие типы социальных институтов: домашние /семья,

брак, проблемы воспитания/; обрядовое или церемониальные, регулируют

повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды...;

Политические, Спенсор был убежден, что конфликты и войны сыграли решающую роль

в становлении политической организации и классовой структуры общества. Церковные институты - обеспечивает интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтов, а о церкви.

Профессиональные, промышленные институты, возникают на основе разде­ления труда.

Теория социальных институтов Спенсера представляет попытку системного исследования общества.

Социальная эволюция - прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных, прежде всего политических. В процессе социальной эволюции увеличивается зна­чение коллективной деятельности людей, изменяются многие функции об­щества. В теории эволюции в том числе социальной, Г.Спенсер выделил следующие основные моменты: интеграция -переход от простого к сложному дифференциация - переход от однородного к разнородному, Возрастание порядка - переход от неопределенного к определенному.

Заслуга Г.Спенсер в развитии предмета социологии очевидна, он вводит в научный оборот многие понятия, которые широко используются сегодня: система, Функция. структура, институт /. в развернутой форме предста­вил общую теорию систем и применил ее к человеческому обществу. В сво­их исследованиях сочетал структурно-функциональный и эволюционный подходы к обществу.

Социология марксизма.

Социология марксизма - это теория социального развития общества, создан­ная К .Марксом / 1913 - 1883 /. Функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются через призму материальных условий жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Материалистическое понимание истории предполагает, что способ производства составляет основу всякого общественного строя и предпо­лагает рассматривать общество как социальный организм, как единую со­циальную систему.

Марксистская теория общества считает, что базисными в социальном развитии являются производственные, экономические отношения. Другие факторы также влияют на ход истории, например, политические формы кла­ссовой борьбы и ее результаты на государственный строй и т.п. Но гла­вным образом развитие исторического процесса обусловлено способом про­изводства материальных благ, производительными силами, с изменением которых меняется весь способ производства, а со способом производства все экономические отношения, а затем и вся надстройка.

Понятие общественно-экономической формации является результатом конкретно-исторического подхода к обществу. Общественная формация - это сложившаяся на основе данного производства конкретно-историческая форма бытия общества с присущими ему: способом производства, социаль­ной структурой, экономическим базисом, политической надстройкой, ду­ховной жизнью.

В основу классификации формаций положены различия в способах производства. Маркс выделил пять формаций: первобытная, основанная на коллективной собственности и родовых отношениях, рабовладельческая, феодальная и буржуазная формаций базируются на частной собственности на средства производства, отношения носят антагонистический характер. Новая эра наступит с победой коммунистическое формации, которая устра­нит противоречия производственных отношений, труд из средства к существованию станет потребностью.

Определение формации и раскрытие экономического механизма пере­хода от одной формации к другой наполняло понятие исторической законо­мерности конкретным содержанием, переводило знание об обществе и его развитии в разряд строгого позитивного исследования.

Понятие общественной формации конкретизировалось у Маркса пре­дставлением о сложной системе всех структурных элементов, образующих социальную целостность.

В широком смысле социальная структура понималась им как сово­купность устойчивых связей между основными сферами общественной жизни:

экономикой, политикой, культурой и т.п., выступала как упорядоченная совокупность форм социальной организации и деятельности. Ее элементами, выступают отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты.

В более узком смысле слова социальная структура трак­товалась Марксом как деление общества на социальные группы, наличие системы устойчивых связей между ними. Как и многие социологи XIX века Маркс связывал деление общества на классы с разделением труда и инсти­тутом частной собственности.

Парадигма К.Маркса /социального конфликта / оказала заметное влияние на западную социологию. Маркс идеализировал роль пролетариата, считал, что только он способен выработать адекватное сознание и, что только он способен к рациональной деятельности.

Э. Дюркгейм /1858 – 1917 г.г. /

Э.Дюркгейм- создатель французской социологической школы. Система взгля­дов Дюркгейма основывалась на теоретико-методологической концепции, т.н. социологизме. Основные работы Э.Дюркгейма "0 разделении обществен­ного труда", " Правила социологического метода "Самоубийство".

Новый социологический подход - это понимание общества как социаль­ной реальности, которая складывается из совокупности социальных фактов. " Социологизм* основывается на признании первичности социальной реаль­ности, ее автономности, и вторичности, подчиненности ей индивидов. Он разработал метода социологического подхода к ценностям, идеям, суждениям. Ценности у Дюркгейма не существуют вне общества, они выра­стают в обществе, находятся в нем, " имманентно" присущи ему.

Само общество - это некая реальность, которая выступает источником и вместилищем всех высших ценностей. Эти ценности доступны и подлежат научному описанию и объяснению. Они составляют категорию" духовные социальные факты".

Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным, заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в со­циальные нормы и становятся рычагами социальное регуляции.

Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгей­ма имеют принудительный характерно социальные нормы эффективны толь­ко тогда, когда оно опираются не на внешнее принуждение, а на нравст­венный авторитет общества, нравственное совершенство людей.

Социальные факты нужно рассматривать как вещи, они существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие.

Социологизм Дюркгейма обосновывает идею социальной солидарности Главной силой, созидающей общество как целое и способствую сохранению, является разделение труда, т.е. профессионализация и кооперация. Она создает общественную связь в современном обществе утратило силу религиозного сознания. Общества с механической и органической солидарностью - это два звена эволюционного развития, механическая солидарность преобладала в архаическом обществе, индивиды не развиты и очень похожи друг на друга.

Органическая солидарность характерна для современных общества и осно­вана на разделении труда. В процессе обмена человеческой деятельности осуществляется зависимость членов общества друг от друга. Каждый в от­дельности не совершенен, общественное разделение труда является инте­грированием индивидов, обеспечивает единство социального организма, формирование чувства солидарности.

Солидарность у Дюркгейма - высший моральный принцип, универсальная це­нность.

Мораль у Э.Дюркгейма является основным общественным регулятором институты, распространяющие в обществе моральные и солидаристские це­нности, способствуют укреплению солидарности.

Структура общества - это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости, это "внутренняя социальная среда". Она состоит из 2 элементов: 1. включает все материальные и духовные ценности, /право, нравы, искусство/ они не являются двига­тельной силой, но могут изменять темп и направление социальной эволю­ции. 2. это люди как коллективная сила, человеческая среда. Задача социологии объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные социальные процессы.

Анализируя проблемы личности и общества Дюркгейм предлагает исследовать нормальное и патологическое состояние общества. Он отмечает, что "мы будем называть нормальными факты, обладающими формами наиболее распространенные; другие же назовем болезненными или патологическими". "Нормальный тип" совпадает с типом средним и всякое уклонение от этого эталона является болезненным явлением. Но, надо помнить, что условия здоровья или болезни общества не могут быть определены абстрактно, Факт может быть назван нормальным или патологическим только поотношению к данному общественному виду. То, что нормально для дикаря, не всегда нормально для цивилизованного человека и наоборот. Например, преступ­ления встречаются во всех или в большинстве обществ, и это нормальное состояние для общества, это элемент его социального здоровья. А вот некоторые явления, которые были общими во всех развитых странах /обществах/ в конце XIX века - повышение числа самоубийств, ослабление их морального осуждения, некоторые типы экономических кризисов, квалифи­цировалось как патологическое. Пока общество справляется с болезнью, она является нормой, но когда болезнь нарушает функционирование общества, приводит его к деградации, у общества нет сил бороться с болезнью, мы наблюдает патологию.

Характеризуя болезни буржуазного общества Дюркгейм использует понятие " аномия. " Это такое состояние при котором отсутствует четкая мораль­ная регуляция поведения индивида, т.е. разработанность правил, регу­лирующих отношения между социальными институтами. "Аномия" проявляется с особой силой в кризисные периоды развития экономики, когда обостря­ются противоречия между классами, индивидами, социальными группами, индивидами и обществом, происходит искажение или полный упадок общес­твенных функций. "Аномия" может проявляться и в переходный период, ког­да разрушение старого, привычного намного опережает созидание.

Выход из "аномии " Дюркгей видел в развитом экономическом плани­ровании и нормативной регуляции экономических отношении.

Макс Вебер /1864-1920 г.г./

М. Вебер – классик немецкий социологи, основоположник " понимающей" социологии и теории социального действия. Главной идеей его концепции является обос­нование возможности максимально рационального поведения, которое про­является во всех сферах человеческих отношений. Эти идеи нашли от­ражение в различных социологических школах Запада, в 70 - г. наступил "веберовский ренессанс".

По Веберу социология должна изучать поведение и социальную деятель­ность людей, человека. Социология является " понимающей " так как изу­чает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Она должна дать " понимание" интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить:

- посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени это удается;

- какие понятные последствия имели их стремления для "осмысленного соотнесенного поведения других людей";

Задача социолога - разобраться в субъективных мотивах деятельности, по­нять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметами изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые:

- осмысленны человеком с точки зрения целей и средств достижения их;

- ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние своих действий и ответную реакцию на них.

В своей "понимающей социологии" Вебер исходит из того, что понима­ние социальных действий и внутреннего: мира субъектов может быть как ло­гическим, т.е. осмысленным с помощью понятий, так и эмоциональным, когда социологи как бы "вживается" во внутренний мир субъекта социаль­ного действия, этот процесс называется у него сопереживанием. Эти два уровня понимания социальных действий, из которых складывается обществ­енная жизнь людей, играют свою роль. Но, наиболее важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысления на уровне науки.

В социологии Бебера проблема ценностей: моральных, политических, эстетических, религиозных -играет важную роль. Речь идет о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые опреде­ляют содержание и направленность его поведения и деятельности.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. "Ценность - установка той или иной исторической эпохи, свойственное эпохе, направлена на интерес.

Речь идет о понимании социальных установок субъекта на указанные ценности: а/ ценности определяют направленность деятельности су­бъекта; б/ социолог сам исходят их определенной системы ценностей.

Понимание ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности.

Важной составляющейтеории социального действия является кон­цепция социальных типов. Вебер трактовал идеальный тип " как интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции." Это некоторая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в данную эпоху.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптималь­ных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.п. Идеальные типы - это своеобразные критерии, ориентируясь на которые можно вносить из­менения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Но, идеальный тип, в той или иной мере, несет в себе черты утопии, и в свою очередь, идеальнее типы способствуют целесообразности в мышлении и по­ведении людей, организуют общественную жизнь.

Учение об идеальных типах Вебера актуально и в настоящее вре­мя, позволяет решить практические проблемы, связанные с упорядоченностью и организованностью элементов материальной, духовной политической жизни.

М. Вебер выделил следующее типы социального действия:

- целерациональный - человек ясно представляет цель и средства ее дос­тижения, предполагает ответную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности выступает успех;

- ценностно-рациональное действие - совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения

- аффективное действие - осуществляется через бессознательные психоло­гические импульсы, чувства;

- традиционное - осуществляется через привычку.

Данная классификация подчеркивает степень осознанности от эффе­ктивных и традиционно-рациональных действий к ценностно- рациональным и целе рациональным, В реальном поведении чаще всего присутствуют все указанные виды действий.

В историческом процессе растет степень рациональности социаль­ных действий, " рационализируется способ ведения хозяйства, рациона­лизируется управление как в области экономики, так в области полити­ки, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни."

Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональности взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначи­мым политическим и моральным ценностям.

М.Вебер в своих трудах исследовал широкий круг проблем как в области теории, так и в области методологии. Он высказывал глубокие суждения в решении сложных проблем, которые стоят перед обществом сегодня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.07 с.)