Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как социальный институт и малая группа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В силу особой значимости семьи и брака для жизнедеятельности обществ социологи уделяют большое внимание их научению. С тех пор как социология сформировалась как самостоятельная эмпирическая дисциплина, проведены десятки тысяч различных исследований, раскрывающих самые различные стороны семейной жизни вплоть до самых интимных. Литература по социологии семьи, особенно зарубежная, настолько велика, ее обобщение, анализ и систематизация представляют собой непростую задачу. Специфика социологического научения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества – воспроизводство ее членов – и осуществляет их первичную социализацию. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из его подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п. В социологической литературе довольно часто проводится разграничение между понятиями «брак» и «семья». Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. В любом обществе брак носит социальный характер, что проявляется в публичной форме его заключения, социально контролируемом подборе брачных партнеров, в факте наследования семейного имущества и т.п. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступающих в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. К сказанному следует добавить, что общество, признавая законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья оказывается многодетной, отсутствует кто-нибудь из родителей ребенка и т.п. В каждом обществе обязательно проводится своя семейно-демографическая политика. Понятие «семья» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. В качестве социального института семья обычно выступает объектом теоретического социологического анализа, позволяющего выяснить различные типы семьи и брака в разных культурах, их связь с социальной и культурной системами, определить функции в обществе. Большинство современник эмпирических исследований семьи анализирует ее в качестве малой группы. Господствующие в обществе ценностные стандарты и морально-правовые нормы обусловливают прежде всего доминирующую форму брака, существенно различающиеся в разных социокультурных системах. Поэтому представляет интерес типология культурно-исторических типов брака к тому же она дает возможность лучше понять природу и своеобразие брачно-семейных отношений, выявит общие черты в их культурно-историческом многообразии. Рассмотрю наиболее распространенные формы брака. Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности. Этот тип брака получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более двухсот различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала брак между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия; аналогичным образом заключались браки внутри крестьянского сословия и т.д. В современном индустриальном обществе этот тип брака встречается гораздо реже, он сохраняется преимущественно в социально-этнических группах. Второй тип брака, также широко встречающийся в истории человеческого общества – это экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности. Социологи обычно указывают на позитивные аспекты, присущие этой форме брака, так как он разрушает границы между различными социальными группами, способствуя социальной солидарности общества, представляет индивиду самому выбирать себе партнера (будущего супруга). Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида – полигиния – брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия – брак нескольких мужчин и одной женщиной. В большинстве известных обществ преобладают моногамные браки: полигамный брак нарушает естественную, примерно одинаковую пропорцию мужчин и женщин в обществе. Отрицательной стороной полигамного брака является то, что он порождает соревнование между мужчинами и женщинами, и тем самым вызывают социальные конфликты и напряженность. По данным американского ученого Дж. Мэрдока, среда изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи; 193 предпочитали полигамную, только в двух имела место полиандрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены. Поэтому, несмотря на имевшую место в первобытной истории человечества тенденцию к «гаремному» типу содружества, как называют полигамный брак социобиологи, подчеркивая ее эволюционно-генетическую преемственность с брачными союзами высших приматов, моногамная семья является наиболее распространенной формой брака в большинстве известных обществ. Таким образом, преобладающая в современном индустриальном обществе моногамная семья отнюдь не является его изобретением, ее прообразы мы находим в первобытных культурах. Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа к власти в семье ученые выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках женщины-матери, и эгалитарная, когда муж и жена обладают одинаковым объемом прав. Эгалитарная (демократическая) семья преобладает в современном обществе, хотя пережитки патриархальной или авторитарной формы власти еще сохраняются. Так, по данным ученых, в Москве только 65 % обследуемых семей могут быть отнесены к эгалитарному типу, 5 % - к авторитарному (патриархальному), 10 % - семьи переходного типа, а 20 % - семьи, где нормы не подкреплены соответствующим характером взаимоотношений. Мы уже отмечали, что семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но как малая группа. Обратим внимание на отличительные признаки семьи в качестве малой группы. Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями. Во-вторых, в семье, в отличие от других малых групп, преобладают неформальные доверительные отношения между супругами и детьми. Поэтому семья может быть названа типичной первичной группой, в том ее значении, который отмечают социологи. В-третьих, можно отметить такую особенность семьи как способ ее формирования. Люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви друг к другу. В других первичных группах для их образования достаточно наличия общих интересов. Функции семьи. Содержание деятельности семьи достаточно подробно может быть описано путем анализа тех функций, которые она выполняет как для общества в целом, так и для самих ее членов. Основные функции современной семьи следующие.
Приведенная таблица описывает и отражает функции современной семьи. Это особенно бросается в глаза при анализе индивидуальных личностных функций, значение, которое сейчас неизмеримо возросло по сравнению с предыдущими эпохами. Поэтому из приведенного перечня функций выделим две главные, наиболее значимые с точки зрения сохранения и выживания общества, которые в наибольшей степени характеризуют семью как социальный институт и имеют универсальное значение, т.е. осуществляются во всех без исключения обществах: 1) репродуктивная, связанная с регуляцией сексуального поведения людей в обществе; 2) воспитание детей и уход за ними. Сексуальные потребности человека, влечение к противоположному полу генетически заложены в человеке как биологическом существе. Поэтому регуляция сексуального поведения людей и контроль за ним осуществляются во всех обществах. Природно-биологическая потребность сексуальная подвергается в обществе существенной трансформации. В числом виде она никогда не проявляется, ее содержание обусловливается, предопределяется культурными нормами и стандартами, которые индивид усваивает с детства. Этносоциология (дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением этнокультурных норм и вариаций человеческой сексуальности) и специалисты в этой области подчеркивают, что «сексуальное поведение и установки индивидов производны от соционормативной культуры общества, которая в свою очередь зависит от его социальной культуры и образа жизни». Этнологический подход к изучению человеческой сексуальности совпадает с социологическим подходом, где подчеркивается зависимость поведения человека от социальной и культурной систем. И. Кон дает описание различных типов культур (в зависимости от господствующих норм половой морали), среди которых выделяются два типа: антисексуальная (репрессивная) и просексуальная (терпимая). Примером репрессивной антисексуальной морали может служить средневековая христианская мораль, отождествлявшая сексуальность с грехом. В подобных обществах половая жизнь ограничивается браком. Пример противоположного типа культуры, в котором господствует большая терпимость в отношении сексуального поведения как у народов Полинезии. Сексуальность и эротизм здесь активно поощряются, половые проблемы свободно обсуждаются, выражаются в ритуалах, песнях, танцах. В любом обществе нормативной регуляции помимо брака и семьи подвергаются те формы сексуального поведения, которые имеют отношение к добрачной и внебрачной половой жизни. Сравнительно простые общества обычно склоняются к большей терпимости, более сложные – нормативному регулированию, ограничению добрачных связей. Социокультурная регуляция сексуального поведения мужчин и женщин имеет своей целью не только упорядочение отношений между различными полами, но и решает фундаментальную задачу – выступает средством контроля над брачно-семейными отношениями и тесно с ним связанным наследованием собственности, богатства и власти. Нормативный контроль со стороны общества над сферой сексуального поведения выступает составной частью общей системы социального контроля. Другая важнейшая сфера института семьи связана с воспитанием и уходом за детьми. Исторические и этнографические исследования свидетельствуют о том, что принятые в обществе способы семейного воспитания обусловлены господствующими в обществе культурными стандартами. В современном обществе с ориентацией на статус, достигаемый высокой межпоколенной мобильностью, социальное положение ребенка, когда он вырастет, зависит во многом и от его личных усилий, но тем не менее стартовой позицией для его карьеры служит социальное положение родителей. Различные функции отца и матери в воспитании детей – одно из проявлений половозрастного разделения труда в семье. Роли мужа и жены в семье определяются господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями. В традиционном обществе за мужчиной обычно закреплялась роль «хозяина», «добытчика», «кормильца», поскольку он обладал физической силой и соответствующими навыками охотника и землепашца. Женщина занималась главным образом детьми и домашним хозяйством. Потому в социалистической теории роль женщины в семье называют «экспрессивной», а роль мужа – «инструментальной». В современном индустриальном обществе роли мужа и жены значительно трансформировались: они обладают примерно одинаковым статусом, одинаковым объемом прав и обязанностей, стремятся поровну распределять обязанности по дому и уходу за детьми. Для социологической теории семьи большой интерес представляет вопрос об эволюции различных типов семьи, и тех трансформациях, которым она подвергается в условиях современного индустриального общества. Известно, что в аграрном обществе господствовала расширенная семья, которую иногда называют патриархальной. Такая семья была достаточно хорошо приспособлена к условиям жизни в аграрном обществе, где сельскохозяйственный труд играл решающую роль в экономике. Семья здесь выступает не только как социальный, но и как экономический институт, производственная организация. Для этой семьи характерна многодетность, а нередко и совместное проживание в одном доме нескольких поколений. При переходе от аграрного общества к индустриальному произошла демографическая революция, результатом которой стало возникновение нового типа семьи – нуклеарной или малодетной, получившей особенное распространение в урбанизированных районах. Производственно-экономические функции семьи исчезают. В нуклеарной семье решающее место принадлежит интимно-личностным отношениям супругов, семья становится своеобразным дружеским союзом. В социологической литературе процесс трансформации семьи описывают как превращение ее и социального института в малую группу. Такая характеристика идет в контексте, где современная семья перестает быть социально-экономическим институтом, производственной организацией и численность семьи резко сократилась.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.012 с.) |