Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе



 

Содержание и направленность социокультурных процессов в России определяется многочисленным наложением кризисных явлений как в сфере самой культуры, так и в других сферах общественной жизни. Кризис культуры осознается прежде всего как отсутствие в обществе духовной и интеллектуальной координации, некой объединительной идеи социокультурной, в которой бы проявилась воля «исторического разума» и которая могла бы послужить толчком к дальнейшему осмысленному социальному творчеству народа.

Современные культурно-философские теории преподносят мысль о разорванности и даже полном отсутствии культурного пространства в России, о существовании на ее просторах множества различных культур. Сторонники культурной гетерогенности российской культуры, считают, что будущего у российской культуры нет, как нет и реального настоящего, так как «единое тело культуры» для России есть не что иное как миф.

Отметим, что при всем полифонизме русской культуры и наличии разнородных начал (восточных, западных, светских, религиозных) она представляет из себя уникальную неповторимую целостность и органичность) и русский помор и русский еврей живут «духом целого», а не «части».

Всякая новая культурная эпоха в российской истории имела в своем основании некую идею, под воздействием которой формировался весь строй духовной жизни огромной страны.

В поисках путей выхода из кризиса необходимо исходить из объективной оценки сложившейся в стране социокультурной ситуации. Как теоретическая конструкция она определяется качественно-количественной характеристикой состояния общественной системы, взаимодействия всех ее элементов – от экономики и социальной структуры до политики и духовной жизни, анализируемых с позиций культуры. Этот фактор является своеобразным содержательно-оценочным стержнем ситуации, ее качественно определенной доминантой. Важно то, что все сферы общества рассматриваются с точки зрения своего культурного потенциала и реального участия в процессе духовного воспроизводства субъектов человеческой деятельности (человека, социального слоя, группы, всего общества).

Речь, по существу, идет о том или ином состоянии социокультурной среды, духовно питающей личность, делающей ее, по выражению Д. Лихачева, «духовно оседлой» либо, наоборот, лишающей ее этой оседлости, производящей своего рода «манкуртизм», духовную скудость и примитивное потребительство. Социокультурная ситуация народа (нации, страны, как динамическая развертывающаяся качественно-количественная определенность общественного состояния).

Значимость культуры народа как некой среды, в которой рождаются и живут люди, состоит не только в том, что она определяет наше общественное самочувствие, но и в том, что она в известной мере определяет наш генофонд. Ситуация в стране складывается так, что есть все основания говорить об отлучении народа от образования и культуры. Данная тенденция все острее проявляет себя под прямым воздействием происходящей социальной дифференциации, резкого имущественного расслоения российского общества.

Нынешняя разорванность экономического, политического и духовного пространства бывшего единого государства, сложившиеся реалии в сфере суверенизации и политической самостоятельности отдельных ее частей отнюдь не дают повод для оптимистических прогнозов их дальнейшего развития.

Культура не может успешно развиваться и функционировать в обществе, в котором преобладают не созидательные, а разрушительные тенденции и процессы. Главная задача культуры с учетом особенностей современной ситуации состоит, на наш взгляд, в том, чтобы способствовать приостановлению в стране центробежной тенденции и введению разрушительного революционного процесса в русло нормального эволюционного развития.

Анализ социокультурной ситуации в России свидетельствует об углублении противоречий между принятыми моделями развития и отечественной историко-культурной традицией. В общественном сознании происходящие изменения отождествляются с идеологией меркантилизма и агрессивного мещанства. Социальные инновации вызывают у людей ощущение их неприемлемости.

Таким образом, социокультурная ситуация середины 90-х годов XX столетия в начале третьего тысячелетия характеризуется многочисленными и весьма противоречивыми моментами. Их можно условно объединить в две группы. Первая – тенденции разрушительные, реакционные, содействующие укреплению буржуазной идеологии, политике и экономике, обрекающие страну на полное подчинение стандартам западной цивилизации, превращение ее в сырьевой колониальный придаток. Вторая – тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемого и исповедуемого русскими и другими народами России добра, сотрудничества. Борьба между этими по своей сути антагонистическими тенденциями и будет определять время, оставшееся до конца нынешнего столетия и тысячелетия.

Следовательно, современная социокультурная ситуация (от франц. – положение, обстановка, совокупность обстоятельств) – это прежде всего положение в сфере российской национальной культуры, обусловленное совокупностью политических, идеологических, экономических, социальных процессов.

Таким образом, современная культура – результат функционирования культуры как социального явления, взаимодействия, социальной селекции, социального иммунитета, с одной стороны, а с другой – развития культуры за счет саморазвития, так и заимствований, взаимовлияний. Все это породило многообразие культур, которые являются важным фактором жизни современного человечества.

 

Литература

 

Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. – М.: 1994

Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность.- М.: 1998

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1996

Коган Л.Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 1994

Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности возникновения и развития.- М.: 1995

Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: 2000

Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие. Опыт целостного осмысления. – М.: 1998

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: 1991

Моль А. Социодинамика культуры. – М.: 1973

Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М.: 1998

Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.)