Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе
Содержание и направленность социокультурных процессов в России определяется многочисленным наложением кризисных явлений как в сфере самой культуры, так и в других сферах общественной жизни. Кризис культуры осознается прежде всего как отсутствие в обществе духовной и интеллектуальной координации, некой объединительной идеи социокультурной, в которой бы проявилась воля «исторического разума» и которая могла бы послужить толчком к дальнейшему осмысленному социальному творчеству народа. Современные культурно-философские теории преподносят мысль о разорванности и даже полном отсутствии культурного пространства в России, о существовании на ее просторах множества различных культур. Сторонники культурной гетерогенности российской культуры, считают, что будущего у российской культуры нет, как нет и реального настоящего, так как «единое тело культуры» для России есть не что иное как миф. Отметим, что при всем полифонизме русской культуры и наличии разнородных начал (восточных, западных, светских, религиозных) она представляет из себя уникальную неповторимую целостность и органичность) и русский помор и русский еврей живут «духом целого», а не «части». Всякая новая культурная эпоха в российской истории имела в своем основании некую идею, под воздействием которой формировался весь строй духовной жизни огромной страны. В поисках путей выхода из кризиса необходимо исходить из объективной оценки сложившейся в стране социокультурной ситуации. Как теоретическая конструкция она определяется качественно-количественной характеристикой состояния общественной системы, взаимодействия всех ее элементов – от экономики и социальной структуры до политики и духовной жизни, анализируемых с позиций культуры. Этот фактор является своеобразным содержательно-оценочным стержнем ситуации, ее качественно определенной доминантой. Важно то, что все сферы общества рассматриваются с точки зрения своего культурного потенциала и реального участия в процессе духовного воспроизводства субъектов человеческой деятельности (человека, социального слоя, группы, всего общества). Речь, по существу, идет о том или ином состоянии социокультурной среды, духовно питающей личность, делающей ее, по выражению Д. Лихачева, «духовно оседлой» либо, наоборот, лишающей ее этой оседлости, производящей своего рода «манкуртизм», духовную скудость и примитивное потребительство. Социокультурная ситуация народа (нации, страны, как динамическая развертывающаяся качественно-количественная определенность общественного состояния).
Значимость культуры народа как некой среды, в которой рождаются и живут люди, состоит не только в том, что она определяет наше общественное самочувствие, но и в том, что она в известной мере определяет наш генофонд. Ситуация в стране складывается так, что есть все основания говорить об отлучении народа от образования и культуры. Данная тенденция все острее проявляет себя под прямым воздействием происходящей социальной дифференциации, резкого имущественного расслоения российского общества. Нынешняя разорванность экономического, политического и духовного пространства бывшего единого государства, сложившиеся реалии в сфере суверенизации и политической самостоятельности отдельных ее частей отнюдь не дают повод для оптимистических прогнозов их дальнейшего развития. Культура не может успешно развиваться и функционировать в обществе, в котором преобладают не созидательные, а разрушительные тенденции и процессы. Главная задача культуры с учетом особенностей современной ситуации состоит, на наш взгляд, в том, чтобы способствовать приостановлению в стране центробежной тенденции и введению разрушительного революционного процесса в русло нормального эволюционного развития. Анализ социокультурной ситуации в России свидетельствует об углублении противоречий между принятыми моделями развития и отечественной историко-культурной традицией. В общественном сознании происходящие изменения отождествляются с идеологией меркантилизма и агрессивного мещанства. Социальные инновации вызывают у людей ощущение их неприемлемости. Таким образом, социокультурная ситуация середины 90-х годов XX столетия в начале третьего тысячелетия характеризуется многочисленными и весьма противоречивыми моментами. Их можно условно объединить в две группы. Первая – тенденции разрушительные, реакционные, содействующие укреплению буржуазной идеологии, политике и экономике, обрекающие страну на полное подчинение стандартам западной цивилизации, превращение ее в сырьевой колониальный придаток. Вторая – тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемого и исповедуемого русскими и другими народами России добра, сотрудничества. Борьба между этими по своей сути антагонистическими тенденциями и будет определять время, оставшееся до конца нынешнего столетия и тысячелетия.
Следовательно, современная социокультурная ситуация (от франц. – положение, обстановка, совокупность обстоятельств) – это прежде всего положение в сфере российской национальной культуры, обусловленное совокупностью политических, идеологических, экономических, социальных процессов. Таким образом, современная культура – результат функционирования культуры как социального явления, взаимодействия, социальной селекции, социального иммунитета, с одной стороны, а с другой – развития культуры за счет саморазвития, так и заимствований, взаимовлияний. Все это породило многообразие культур, которые являются важным фактором жизни современного человечества.
Литература
Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. – М.: 1994 Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность.- М.: 1998 Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1996 Коган Л.Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 1994 Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности возникновения и развития.- М.: 1995 Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: 2000 Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие. Опыт целостного осмысления. – М.: 1998 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: 1991 Моль А. Социодинамика культуры. – М.: 1973 Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М.: 1998 Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.) |