Социальная среда и социализация личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная среда и социализация личности



Социализация это процесс усвоения личностью образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок. Социализация – это процесс формирования личности, ее жизненной позиции на основе воздействия на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, массовые средства информации, литературу и искусство. Социализация – это процесс, не ограничивающийся периодом становления личности, а продолжающийся всю жизнь. Он включает и деятельность человека в трудовых коллективах, политических организациях, самодеятельных неформальных объединениях, это процесс, охватывающий все сферы деятельности личности – от игры в детстве до труда и досуга в зрелости. Следовательно, социализация касается не просто личности, а всего образа жизни.

Социология стремится проанализировать социализацию как процесс, связанный с формированием социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей.

Рассматривая проблему личности, мы обращали внимание на социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля, с одной стороны; с другой – характеризовали личность как автономную и независимую, имеющую потенциальную возможность выразить собственную позицию, а она проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Рассмотрим модели социализации в обществе.

1. Социализация играет важную роль в жизни общества и личности. От успеха социализации зависит насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействия партнеров в системе социальных связей, сумела реализовать свои способности, живет в социальном смысле комфортно и благополучно.

Для общества успех процесса социализации является гарантией того, что новое поколение сумеет достойно занять место старших в системе социальных взаимодействий, т.е. будет гарантией самовозобновляемости социума. Неполадки в системе социализации порождают не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов.

2. Важная социологическая проблема анализа процесса – социализации – это исследование зависимости общего стиля социализации, ролевых матриц взаимоотношений «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый» и т.д. (модель социализации) от социальной организации общества. Модель процесса социализации существенной степени определяется не только спецификой социальной организации, но ценностями, которым привержено общество.

3. Анализ моделей социализации показывает тесную взаимосвязь стиля воспитания, ролевых стандартов, реализуемых в процессе воспитания, с социальной организацией общества, его культурой, традициями, а также заставляет более осторожно относиться к вопросам изменений, инноваций процесса социализации таких важнейших элементов, как обучение и воспитание. С одной стороны, модель воспитания обусловлена общественными социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральной модели социализации), с другой стороны – модель социализации существует как некая данность, обладает, как и все институализированные взаимодействия, независимостью от конкретных исполнителей («эффектом неодолимости»), которые, как правило, не вправе изменить ее по собственному произволу.

Ни одно социальное свойство не является врожденным – социальный опыт, ценности, чувство совести, чести не кодируются и не передаются генетически. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек. Вне социальных связей, вне взаимодействия с себе подобными социальные качества не формируются.

Еще одна связь биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий, ценностей. Речь идет о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием человека. На это обращали внимание Ж. Пиаже, а также Л.С. Выготский, который подчеркивал в своем учении о критических периодах развития личности, что определенные социальные изменения духовного мира личности происходят одновременно с соответствующими биологическими изменениями.

Американский исследователь Л. Кольберг предложил детальную и методически разработанную теорию морального развития личности.

В науке общепринято выделять три уровня морального сознания личности:

1) доморальный уровень, когда ребенок еще не усвоил понятий о «хорошем» и «плохом» и руководствуется эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенциональной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую систему принципов.

Эту теорию Кольберг разрабатывал прежде всего для анализа морального развития детей, подростков, ее результаты свидетельствуют о наличии устойчивой связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, и его возрастом и интеллектом, с другой.

Для социолога важно отметить и такое обстоятельство: в своем развитии люди иногда «застывают» на подступах к «автономной морали» – это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут. В обществе, в котором личность жестко подчинена внешним требованиям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки традиционных действий и мотивов формирования человека, приученного «жить как все», «как положено».

Таким образом, достижение того или иного уровня морального развития общества в решающей степени зависит от характера социальных действий, нормативной регуляции социальных институтов, в которые вовлечены индивиду.

В процессе социализации выделяют следующие стадии:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (социальный опыт усваивается некритически, ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). Эта стадия характеризуется как промежуточная стадия социализации, так как все еще неустойчиво в мировоззрении подростка. Юношеский возраст (18-25) связан с устойчиво-концептуальной социализацией, вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество), Интеграция происходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если этого не происходит, возможны следующие варианты:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

- изменение себя («стать как все»);

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация выполняет следующие функции:

1) непосредственная функция социализации – формирование личности, способной к сосуществованию с другими людьми и в целом соответствующей ожиданиям общества;

2) косвенная функция – трансляция сложившихся форм взаимодействия, то есть сохранение традиционного уклада. Человек может соответствующим образом воспитывать детей только в том случае, если он сам был достаточно социализирован.

С понятиями социа л изация тесно связаны и такие понятия как ресоциализация и десоциализация. Первое – это процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. Второе – означает совокупное наименование процессов, протекающих с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса.

Таким образом, в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Усилия по формированию личности предполагают в том или ином виде понимание того, что а) личностью не рождаются, а ею становятся – это дает шанс для воспитания, уверенность в том, что воспитательные усилия небесполезны; б) духовный мир личности в немалой степени зависит от того, кто и как на нее оказывал воздействие, кто и какие идеи сознательно прививает, в) желательно и возможно формирование у личности качеств, полезных для общества, социальной группы, семьи; г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды, и роль последних часто решающая; д) формирование личности – это процесс взаимодействия внешних и внутриличностных факторов. В реальном процессе социализации органически переплетаются преднамеренные и непреднамеренные формы. Социализация – процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типическое и индивидуально-неповторимое.

Выводы:

1. Личность в социологии отражает социальное начало, находящаяся в неразрывной связи с социальной системой. Личность в социологии трактуется как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах и какие ценностные ориентации усваивает индивид в процессе социализации.

2.Ролевые теории личности характеризуют личность посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынужденно выполняемых (неинтернализованых) социальных функций и образцов поведения – ролей, которые обусловлены социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Так, Дж. Мид акцентирует внимание на механизмах «научения роли», Линтон обращает внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний.

3. Социологическая теория личности рассматривает личность в качестве объекта и субъекта социальных отношений в рамках соцально-исторического процесса и целостных общественных систем.

4. Личность в макросоциологии – это социальный тип, отвечающей данной культуре и адаптирующийся в ней. Личность определяется через культуру(общество) и является продуктом развития культуры. Микросоциологический подход рассматривает личность в поле межличностного взаимодействия, через призму ролевых концепций.

5. Проблема взаимодействия личности и общества проявляется в том, что поведение человека социально детерминировано и сам он является объектом социальных отношений, т.е. действий, идущих со стороны общества и социальных институтов. Также воздействие человека на общество педполагает некую обратную связь, т.е. рассматривать его как субъекта общественных отношений. Личность обладает активно действующим началом и способностью изменять среду своего обитания. Социальный статус и социальные роли являются важным механизмом взаимодействия личности и общества.

6. Социализация – это процесс усвоения личностью образцов поведения общества и группы, их ценностей и норм, установок. Социализация – это процесс формирования личности, ее жизненной позиции на основе воздействия на человека системы обучения, образования и воспитания, а также семьи, средств массовой информации, литературы, и искусства.

7. Социализация – это непрерывный процесс, охватывающий все сферы деятельности личности. Социализация способствует проявлению высокой внутренней активности личности, ее самореализации.

 

 

Литература

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.

Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – Киев, 1991.

Волков Ю.Г. Личность и гуманизм// Социально-гуманитарные знания. – 1991. - №

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 1998.

Спасибенко С.Г. Человек как объект социологического изучения// Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 6.

Спасибенко С.Г. Методологические проблемы социологии человека// Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 1.

Социология. Учебник. Лавриненко Н.А., Нартов Н.А. и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998.

Общая социология: Учеб. пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарика, 2000.

Лекция 9

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ Изучение социологией девиантного поведения зарождается в конце ХIХ - начале ХХ века. Возникновение интереса к девиантному поведению связывают с Э.Дюркгеймом, выдвинувшим концепцию аномии, под которой понималось состояние общества, где отсутствуют четкая моральная регуляция поведения индивидов. Возникает моральный вакуум, старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся (девиантное) поведение. Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь – но не индивидов, а всего общества, его взаимосвязей, структуры. Именно аномия как социальная болезнь общества, а не отдельных индивидов, порождает массовое девиантное поведение.

Проблемы отклонений и социальных норм, социального контроля и социального порядка в обществе будут предложены к рассмотрению.

1. Социальный контроль и социальные нормы. Виды социального контроля.

2. Девиантное и делинквентное поведение.

3. Теории девиации.

4. Девиантное поведение в современном российском обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.021 с.)