Личность и ее психологические характеристики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность и ее психологические характеристики.



Тема: Психология личности.

1. Личность и ее психологические характеристики.

2. Структура личности.

3. Современные психологические теории личности.

4. Критерии сформировавшейся личности.

5. Механизмы формирования личности.

6. Источники активности личности.

Личность и ее психологические характеристики.

Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте.

Социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения.

Этика – как носителя моральных убеждений.

Педагогика – как объект обучения и воспитания.

Психология изучает закономерности развития и формирования личности.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями.

С точки зрения психологии, человек – это предельно общее понятие для обозначения существа, воплощающего собой высшую ступень в эволюции жизни и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей

Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать, использовать и хранить орудия в процессе осуществления общественного труда.

Однако человечество как определенная биологическая (род homo sapiens) и социальная общность существует не сама по себе, а через конкретных, отдельных представителей человечества. Существование и жизнедеятельность отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид».

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.

Т.о. понятие индивид характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Индивид – человек как представитель рода, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида.

ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Возрастно-половые свойства Индивидуально-типические свойства
Возраст и фазы жизни Половой диморфизм Конституциональные свойства Нейродинамические свойства
       

1. Возраст и фазы жизни(соответствие определенному возрасту).

2. Половой диморфизм (принадлежность к определенному полу) – биологически обусловленное физическое разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую.

3. Конституциональные свойства.

Известны разнообразные классификации конституциональных свойств человека. Широкую известность получила физическая типология Э. Кречмера и У. Шелдона:

- атлетический (пропорционального крепкого телосложения, с выраженной мускулатурой, пр. Илья Муромец и др., характеризуется способностью в практической деятельности, на вторых ролях.)

- пикнический ( человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом. Круглой головой на короткой шее, «все что выше пояса – грудь», пр. политические деятели, военачальники и др., достигает наилучших результатов в деятельности в области коммуникаций (руководстве).

- астенический (высокие, худые, но сильно развита нервная система, головной мозг – Дон Кихот, Иванов, Сальвадор Дали и др., характеризуется способностью в теоретических видах умственного труда.)

- дипластик (человек с неправильным телосложением).

Интегративной характеристикой индивидных свойств человека является темперамент, который определяет различия людей в поведении с точки зрения подвижности, динамичности. Значительный вклад в изучение темперамента внес рус. Физиолог И.П. Павлов.

Тип высшей нервной системы(по Павлову И.П.):

Выделяют 4 типа темперамента, в зависимости от принадлежности к типу нервной системы: 1 – меланхолик, 2 – сангвиник, 3 – холерик, 4 – флегматик.

Тип н.с.
сильный слабый (меланхолик)
уравновешенный неуравновешенный (холерик)  
инертный (флегматик) подвижный (сангвиник)    
       

Нейродинамические свойства.

А.Р. Лурия выделил три основных функциональных блока мозга:

- блок регуляции тонуса и бодрствования;

- блок приема, переработки и хранения информации;

- блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

Структура личности.

Индивидуальность – лишь одна из сторон личности.

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В современной психологии имеется множество точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.

Структура личности (по С.Л.Рубинштейну).

1. Направленность (определяет поведение человека, личности, отношение к себе и окружающим. Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении).

2. ЗУНы (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности).

3. Индивидуально-типологические особенности(проявляются в темпераменте, характере, способностях).

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением.

Структура личности (по К.К.Ковалеву):

1. Направленность (определяет отношение человека к действительности. Включает свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных практических установок).

2. Характер (определяет стиль поведения личности в социальной среде, в нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека, выделяются моральные и волевые качества).

3. Возможности (включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом).

4. Система упражнений (обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности).

Структура личности (по К.К.Платонову).

Чего в личности больше биологического или социального?

Когда ребенок рождается больше биологического.

Подструктура направленности (отношение и моральные черты личности).
Подструктура социального опыта (знания, навыки и умения, привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения).
Подструктура форм отражения (психологическая) (индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни).
Подструктура биологической обусловленности. (объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения).

Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научается говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит, растет и наш опыт. Каждый из нас усваивает полученные от жизни уроки на свой лад, ведь все мы разные. Но опыт, который мы получаем, незаметно становится частью нас самих.

Социализация–это весь процесс приобщения человека к опыту общественно-исторических отношение.

Социализация

Стихийная Целенаправленная

(улица, СМИ, интернет) Обучение Воспитание (самовоспитание)

Факторы социализации (Мудрик Александр Васильевич)

1. Макрофакторы (космос, планеты, мир, общество, государство).

2. Мезафакторы (этнос, место и тип поселения (город, регион, поселок), средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать, интернет).

3. Микрофакторы (семья, группы сверстников, улица, учебные профессиональные, общественные группы).

Недаром народная мудрость обобщает социализацию: «С кем поведешься, от того и наберешься». А еще одна хорошо знакомая нам пословица — «Яблоко от яблони недалеко падает» — лишний раз подтверждает, что социализация человека начинается с его семьи.

Итак, мы живем и не замечаем, как осуществляется социализация. А между тем на нас влияет все. Самый первый «социальный институт», маленькая модель общества, с которой сталкивается ребенок, — это, конечно же, семья. Затем ясли, детский сад, школа, вуз... А есть еще секции, спортивные клубы и просто различные неформальные объединения. Человек рождается «мягкой глиной», и социализация постепенно лепит из него личность.

При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Усваивается и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным» с точки зрения учителя или воспитателя: реально испытываемый или наблюдаемый опыт общения. Он может быть как положительным, так и отрицатель­ным.

Личность не просто пассивно воспринимает социальный опыт, но и активно участвует в саморазвитии. Ведь в определенном возрасте мы уже сами выбираем, как себя вести, с кем общаться, следовать ли каким-то правилам безоговорочно или иногда их нарушать. Важно помнить, что, когда мы становимся взрослыми, процесс социализации еще не завершается, но продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути.

 

Сдвиг мотива на цель.

Проследим его функционирование на самых ранних этапах развития личности ребенка. В первые годы воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения.

Как это происходит? Еще до года ребенок узнает, что ему можно и следует делать, а что нельзя; что вызывает улыбку и одобрение матери, а что — строгое лицо и слово «нельзя».

Очевидно, что уже с этих первых шагов начинается формирование того, что называется «опосредствованным поведением», т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.

С ростом ребенка все больше и больше расширяется круг норм и правил, которые он должен усвоить и которые должны опосредствовать его поведение. Все дошкольное детство заполнено таким воспитанием, и оно проходит ежедневно и ежечасно.

Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удается сочетать требовательность и доброту.

Тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив, т. е. происходит сдвиг мотива на цель или цель приобрела статус мотива.Пример: чтение книг.

2. Механизм идентификации(отожествление с кем-либо). Не все передается ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль принадлежит косвенным влияниям – через личный пример, «заражение», подражание.

Первые ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Занятия ими воспроизводятся, конечно, с чисто внешней стороны — они могут просиживать за письменным столом, водя ручкой по бумаге, «читать» газету или «орудовать» какими-то инструментами. Но одновременно они усваивают и внутренние черты родителей — их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования.

Характерная особенность процесса идентификации состоит в том, что он происходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями. Это накладывает особую ответственность на воспитателей — ответственность за качество их собственной личности.

На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из которых выбирается образец — объект идентификации. Им может стать предводитель компании, учитель, просто знакомый взрослый, литературный герой, герой гражданской или Великой Отечественный войны, известный современник или герой прошлого.

Свойства личности.

1. Активность. Выражается в деятельности, направленной на познание, изменение и преобразование мира, а также самого себя. Находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает.

2. Направленность– относительное постоянство психического склада, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

3. Единство, под которой понимается тесная взаимосвязь психических процессов и свойств личности.

Тема: Психология личности.

1. Личность и ее психологические характеристики.

2. Структура личности.

3. Современные психологические теории личности.

4. Критерии сформировавшейся личности.

5. Механизмы формирования личности.

6. Источники активности личности.

Личность и ее психологические характеристики.

Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте.

Социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения.

Этика – как носителя моральных убеждений.

Педагогика – как объект обучения и воспитания.

Психология изучает закономерности развития и формирования личности.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями.

С точки зрения психологии, человек – это предельно общее понятие для обозначения существа, воплощающего собой высшую ступень в эволюции жизни и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей

Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать, использовать и хранить орудия в процессе осуществления общественного труда.

Однако человечество как определенная биологическая (род homo sapiens) и социальная общность существует не сама по себе, а через конкретных, отдельных представителей человечества. Существование и жизнедеятельность отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид».

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.

Т.о. понятие индивид характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Индивид – человек как представитель рода, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.012 с.)