ТОП 10:

Общая характеристика понятия и его языковая форма



Понятие в традиционной логике рассматривают как исходную форму мышления. Нередко его суть раскрывают через соотношение с понятием «имя»[15]. Отметим, что имя, будучи словом или словосочетанием, представляет собой категорию языка. Обозначая какой-либо предмет, оно может выражать и его смысл и тем самым представлять понятие как категорию мышления. Любое понятие выражается посредством имени, но не любое имя выражает понятие.

Объектом нашей мысли могут быть вещи, их свойства, их действия, отношения между ними и т.д. Эти вещи и их свойства могут действительно существовать или быть только воображаемыми. Но даже когда объект нашей мысли воображаемый, он все же существует как предмет нашей мысли.

И реальный, и воображаемый предмет имеет неограниченное множество свойств. Мысль о наличии или отсутствии у предмета каких-либо свойств называется признаком[16]. Признаки бывают существенные и несущественные. Существеннымявляется признак, позволяющий выделить предмет мысли из некоторого универсума, а несущественным – который этого сделать не может.

Различия между существенными и несущественными признаками предмета имеют не абсолютный, а относительный характер, и то, что является существенным признаком для одного понятия, может не быть таковым для другого. Например, для понятия «юрист» знание права является существенным признаком, а для понятия «человек» – несущественным.

В выявлении существенных признаков понятия важно избегать субъективизма, односторонности. Например, курсант как учащийся военизированных учебных заведений является служащим. Но преподаватель как лицо, отвечающее за обучение, видит в курсанте прежде всего учащегося, а курсовой офицер как лицо, отвечающее за службу, видит в нем прежде всего служащего.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек в ходе мыслительного процесса выделяет самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятиях. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды.

Таким образом, понятие – это форма мышления, отражающая предмет мысли(то есть все то, на что направлена наша мысль)в его существенных признаках.

Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Но существенное далеко не всегда лежит на поверхности. Чтобы его вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.

Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.

Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Данные логические приемы взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.

Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова. Вопрос об отношении между понятием и словом – это вопрос о том, как соотносятся единица мышления и единица языка.

В языке понятия выражаются посредством слов. Понятие и слово в своем возникновении и функционировании друг от друга неотделимы. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими. Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества. Между ними есть определенные различия. В чем состоят эти различия?

Во-первых, всякое понятие выражается словом (или словосочетанием), но не всякое слово выражает понятие. Например, междометия выражают не мысли, а чувства («ах», «ой», «э-ге-ге» и др.). Хотя чувства тоже могут быть предметом мысли и о них возможны свои понятия («испуг», «удивление», «недоумение» и т.д.). Таковы и служебные слова – союзы, частицы («когда», «не» и т.п.)[17].

Во-вторых, понятие может быть выражено либо одним словом (например, «государство»), либо словосочетанием, состоящим из двух и более слов: «правовое государство», «федеративное правовое государство», «демократическое федеративное правовое государство» или даже «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Данное словосочетание используется в Конституции Российской Федерации 1993 года для выражения понятия, характеризующего государственное устройство России.

В-третьих, понятие и слово не всегда соответствуют друг другу, что связано с многозначностью слов – полисемией, с существованием синонимов и омонимов.

Синонимы это слова, тождественные или очень близкие по своему значению. Например: «родина» – «отечество» – «отчизна», «воровство» – «кража» – «тайное хищение», «соучастник» – «пособник».

Синонимия помогает выразить многообразные оттенки мысли, выделить всевозможные стороны отражаемого в ней предмета. Но она же таит в себе опасность логических ошибок: смешения понятий, подмены понятий и т.д. Это особенно важно учитывать в юридической практике. К сожалению, в качестве синонимов используются слова, за которыми стоят разные понятия. Например, к таким относят понятия «зачинщик» и «подстрекатель» (хотя не всякий зачинщик есть подстрекатель и, наоборот, не всякий подстрекатель есть зачинщик).

Омонимаминазываются слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям. Например, «коса» – это и орудие труда земледельца, и идущая от берега узкая полоска суши, отмель, и вид прически. При этом каждое понятие, выраженное одним и тем же словом, имеет только свое значение. Вот почему такие слова называются многозначными. Например, у слова «презумпция» два значения: 1) предположение, основанное на вероятности; 2) признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. А слово «след» имеет пять значений: 1) отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-либо поверхности; 2) результат, последствия чьей-либо деятельности; 3) царапина, шрам, синяк, свидетельствующие о чем-либо; 4) уцелевшая незначительная часть чего-либо, незначительный остаток от того, что было; 5) нижняя часть ступни, подошва ноги.

К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично. Например: «вина» и «виновность», «представлять» и «предоставлять», «замысел» и «умысел», «осужденный» и «судимый», «статус» и «статут», «бегун» и «беглец».[18].

В-четвертых, в обыденной речи к основному семантическому значению понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. Например, пары слов «собрание» и «сборище», «глава» и «главарь», «адвокат» и «адвокатишка» совпадают по своему семантическому значению. Однако во втором слове каждой пары присутствует негативный оттенок, которого нет в первом слове. Поэтому и здесь нет полного совпадения понятия и слова.

Способность слов выражать различные понятия приводит иногда к неясности в рассуждениях, и это диктует необходимость точного установления значения слов. Для употребления слов в строго определенном смысле в различных областях знания вырабатывается система терминов. Термин это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие какой-либо специальной области знания. Насыщенность языка терминами является показателем их научной строгости. Пока наибольшей концентрации терминов достигло уголовное право, где лексика терминирована на 42,14% [19].

Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает, но все же, возникая в нашем сознании и фиксируя существенные признаки предмета мысли, оно дает возможность передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.

§ 2. Содержание и объем понятия

Содержание и объем понятия составляют его логическую структуру. Действительно, мыслить понятие означает мыслить его содержание и объем. Преобразовать каким-либо образом понятие означает изменить его объем и содержание. Вот почему содержание и объем понятия принято считать его самыми главными логическими характеристиками.

Содержаниепонятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержанием понятия «клевета», согласно ст. 129 УК РФ, является: 1) «распространение заведомо ложных сведений»; 2) «порочащих честь и достоинство другого лица»; 3) «или подрывающих его репутацию». Поскольку понятия выражают не все, а только существенные признаки соответствующих предметов, постольку совокупность именно существенных (а не всех) признаков составляет содержание понятия[20].

Объемомпонятия называется совокупность предметов, на которую распространяется данное понятие. Например, объем понятия «юрист» – это все люди, имеющие юридическое образование и профессионально его использующие. Причем в объем указанного понятия войдут не только соответствующие люди нынешнего времени, но прошлого и будущего.

Объем и содержание – это сугубо логические характеристики понятия. И объем, и содержание не заданы раз и навсегда, они могут изменяться со временем. Например, содержание понятия «атом» в XIX в. было одно, в XX в. – принципиально иное.

Логика всегда использует уже готовое, сформировавшееся на данный исторический момент знание и сама по себе не определяет, каков конкретно объем и каково конкретно содержание того или другого понятия. Она лишь указывает на то, что любое понятие как мысль двуедино: в нем есть объем (количественная сторона мысли) и есть содержание (качественная сторона мысли). Это единство проявляется в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который гласит: с увеличением объема понятия уменьшается его содержание и, наоборот, с увеличением содержания понятия уменьшается его объем. Кратко можно этот закон выразить так: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот[21].

Возьмем два понятия: «человек» и «добрый человек». Понятие «человек» имеет больший объем, ибо оно распространяется на всех людей – живших, живущих и тех, кто будет жить в будущем. Обратимся теперь к понятию «добрый человек». Ясно, что объем этого понятия меньше в сравнении с понятием «человек», но содержание понятия «добрый человек» расширилось, ибо наряду с тем, что свойственно человеку вообще, добрый человек характеризуется еще и таким дополнительным признаком, как доброта.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием распространяется лишь на понятия, которые находятся между собой в родовидовом отношении. И действительно, понятие «человек» является родовым по отношению к своему виду – «добрый человек».

Достаточно очевидно, что два понятия, совпадающие по содержанию, равны по объему. Их различие может быть только терминологическим – это не два, а одно понятие, для которого в языке используются термины-синонимы: «горожанин» – «городской житель» или «отечество» – «отчизна». Менее очевиден ответ на вопрос: совпадают ли два понятия по содержанию, если они равны по объему? Например, понятия «женщина» и «дочь» равны по объему, так как множество всех женщин и есть множество всех дочерей. Однако характеризуются ли эти два понятия одной и той же системой свойств или они имеют различное содержание? Тот же вопрос можно задать относительно пары понятий «равносторонний треугольник» – «равноугольный треугольник». Принцип обратного отношения объема и содержания понятий, как следствие, устанавливает полное совпадение содержания двух понятий всегда, когда они указывают на одно и то же множество предметов, образующих их объем [22].

Для того чтобы правильно понять это обратное соотношение между объемом и содержанием понятия, следует помнить следующее. Содержание понятия рассматривается только в формально-логическом смысле, т.е. как совокупность существенных признаков, общих для всех предметов, охватываемых тем или иным понятием. Поэтому, чем более широкий класс (род) предметов понятие охватывает, тем меньше у всех этих предметов оказывается общих признаков, т.е. тем меньше его содержание. Но меньшее содержание в формально-логическом смысле отнюдь не означает меньшего значения, меньшей познавательной ценности понятия. Родовые понятия, имеющие меньшее содержание, чем составляющие их видовые понятия, имеют не меньшее, а большее познавательное значение, они (родовые понятия) по преимуществу глубже выражают внутреннюю природу данного класса предметов, чем видовые понятия. Так, понятия «преступность», «преступление» как родовые понятия предельно широких объемов несравненно более глубоко отражают природу общественно опасных явлений, ими охватываемых, чем, скажем, понятие «преступления в сфере экономики», которое отражает проявление преступности в одной сфере и не выводит на сущностное понимание преступности (преступления) вообще. Поэтому обладание мыслящим субъектом общими, родовыми понятиями и умение оперировать ими – признак интеллектуальной развитости человеческого мышления.

Так как понятие выражается словом, то его объем и содержание связаны с такими важнейшими логическими характеристиками слова, как значение и смысл. Обращаясь к отношениям знака, значения и смысла, уже известным нам по логическому треугольнику, можно считать, что значению слова соответствует объем понятия, а его смыслу – содержание понятия (рис. 2.).

 
 

 


Каждое понятие имеет свое значение и свой смысл. При этом значение и смысл (объем и содержание) в понятиях могут соотноситься по-разному. Так, некоторые понятия имеют одно и то же значение, но выражают различный смысл. Классическим является пример Г. Фреге об утренней и вечерней звезде как понятиях с разным содержанием (разными условиями наблюдения), но с одним и тем же объемом – классом, состоящим из планеты Венера.

Итак, объемом понятия являются те предметы, которые охватываются этим понятием, а содержание данного понятия составляют существенные признаки предмета мысли.

 

Виды понятий

Понятия различают как по объему, так и по содержанию.

По объему понятия бывают единичными, общими и пустыми (последние называют также нулевыми).

Единичными являются понятия, объем которых составляет только один элемент: «первый космонавт», «река Амур», «Луна» и др.

Общими являются понятия, объем которых равен более чем одному элементу: «космонавт», «река», «планета Солнечной системы» и др.

Общие понятия бывают регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например, «депутат Государственной Думы», «курсант Дальневосточного юридического института» и др.

Нерегистрирующимназывается общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов. Например: «человек», «прокурор», «преступление» и др.

Объем понятия считается резко очерченным, если применительно к любому объекту однозначно решается вопрос, относится он к данному множеству или нет. Например, относительно любого молодого человека вопрос о том, является ли он курсантом юридического института или нет, решается однозначно и категорично. Если же мы образуем понятие «успешно проведенная операция по задержанию подозреваемого в совершении убийства», то найти в наборе оценок резкую границу, отделяющую успешную операцию от не заслуживающей такого названия, принципиально невозможно. Подобные понятия, то есть понятия, не обладающие ясным содержанием и резко очерченным объемом, называются размытыми. В подавляющем большинстве повседневных ситуаций размытые понятия вполне пригодны, но их следует избегать в юридической практике, так как их использование таит в себе опасность произвольной трактовки правовых норм [23].

Неопределенными называются понятия, относительно объема которых невозможно ответить однозначно, является ли он пустым или непустым. Например: «внеземная цивилизация», «снежный человек», «лохнесское чудовище» и т.п.

Определенные же понятия мы можем отнести либо к пустым, либо к непустым.

Пустыми (нулевыми) называются понятия, объем которых не содержит ни одного элемента и поэтому на понятия с нулевым объемом действие закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия не распространяется.

Характеристика понятия как пустого зависит от того, с какой предметной областью это понятие соотносится. Поэтому классы, пустые в одной предметной области, могут оказаться непустыми в другой. Так, класс х-ов, удовлетворяющих неравенству 2< х < 3, пуст для области целых чисел, но не пуст для дробей. Обычно для иллюстрации пустых классов приводят понятия «русалка», «Дед Мороз», «домовой», «кентавр» и т.п. В свете сказанного ясно, что, будучи пустыми для множества реальных объектов, эти классы перестают быть пустыми, если отнести их к таким множествам, как «сказочный персонаж» или «плод воображения»[24].

Описанные пустые понятия могут быть отнесены к фактически пустым и их следует отличать от логически пустых, суть которых проявляется в логически противоречивой характеристике предмета мысли. Например, «курсант, не являющийся курсантом» или «преступление, не являющееся преступлением».

От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом, или существование которых возможно в будущем. Например, «Карфаген», «термоядерная электростанция».

Анализ понятия по объему предполагает выяснение следующих вопросов:

1. Является ли понятие определенным или неопределенным?

2. Если определенное, то пустое оно или непустое?

3. Если непустое, то единичное оно или общее?

4. Если общее, регистрирующее оно или нерегистрирующее?

По содержанию понятия также подразделяются на ряд видов.

Конкретные – это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держава», «реформа», «международный договор» и др.

Абстрактные – это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например: «честность», «правоспособность». В действительности «честность» и «правоспособность» как отдельно воспринимаемые вещи не существуют, а есть «честные люди», «правоспособность юридического или физического лица».

По мнению некоторых авторов, абстрактные понятия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа[25]. Значит ли это, что абстрактные понятия не могут быть общими? Если абстрактные понятия можно применять для характеристики некоторых родовидовых отношений, значит, они бывают не только единичными, но и общими[26]. Например, «ответственность человека» может иметь такие виды, как «политическая ответственность», «материальная ответственность», «гражданская ответственность», «уголовная ответственность» и др.

Соотносительные (относительные)это такие понятия,в которых мыслятся предметы как члены какого-либо отношения, и существование одного из них предполагает существование другого и вне этого другого не может быть понято. К соотносительным можно отнести такие, например, пары понятий «начальник» – «подчиненный», «ученик» – «учитель», «истец» – «ответчик» и др.

Безотносительные – такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от того, в каком отношении они находятся с другими предметами. Такие понятия могут быть поняты на основании признаков, присущих им как таковым («протокол», «офицер», «правило», «сепаратизм» и др.).

Положительные – это понятия, в которых указывается на наличие какого-либо свойства или отношения, присущего предмету мысли. Например, «самый высокий человек», «профессия», «живой» и т.д.

Отрицательныминазываются понятия, в которых указывается на отсутствие какого-либо свойства или отношения, присущего предмету мысли. Например, «ненормативная лексика», «неуравновешенный характер», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без» («бес»). Например, «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок». В словах иностранного происхождения отрицание выражается отрицательными приставками «а», «де» «им» и другими. Например: «агностицизм», «демобилизация», «имморализм» и др.

Казалось бы, все достаточно просто, но в ситуацию «обычно» не входят следующие случаи:

1. Когда частица «не» не выполняет функции отрицания, а указывает на наличие у предмета определенного качества, может даже и отрицательного. Например, понятия «ненастье», «беспечность», «ненависть» являются положительными, потому что в них указывается на наличие качества ненастья, беспечности, ненависти. Иногда это объясняют тем, что эти слова без отрицательных частиц не употребляются, так как в современном русском языке уже нет понятий «настье», «печность», «нависть» и т.д. В то же время в русском языке есть другие слова, в значение которых входит отрицание, а они не относятся к отрицательным. Например: «незрелый», «неправда»[27]. Хотя в этом случае слова «зрелый» и «правда» широко употребляются и без отрицаний.

2. Когда в словах, выражающих понятия, присутствует не один знак отрицания, а два, например: «небесполезный», «небезнадежный». Здесь можно применить положение о том, что четное число знаков отрицания равняется утверждению[28], и признать данные понятия по качеству положительными. Но можно ли признать положительными такие понятия с двумя отрицаниями, как «непростительная невнимательность», «безнадежно несчастный» и им подобные?

3. Когда на отсутствие некоторых свойств предмета могут указывать слова и без отрицательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый ) [29].

Невольно возникает вопрос, почему трезвость является не положительным понятием, утверждающим наличие одноименного качества, а отрицательным, указывающим на отсутствие опьянения? По сути, в такой трактовке стирается грань между отрицательными и положительными понятиями, ибо фиксация одних признаков всегда предполагает отсутствие фиксации других. Так, пьяный – нетрезвый, разговорчивый – немолчаливый и т.д. Здесь, видимо, надо обращать внимание на то, что и отрицание как содержательная характеристика понятия рассматривается логикой с позиции формы: указывает ли отрицательная частица на отсутствие признака у предмета мысли в самом рассматриваемом понятии, а не в противоположном ему?

Таким образом, без отрицательной частицы отрицательного понятия быть не может, но с наличием отрицательной частицы понятие может оказаться как отрицательным, так и положительным.

Наконец, надо иметь в виду, что логическая характеристика понятия может не совпадать сморальной оценкой предмета или явления, отраженного в понятии. К примеру, понятия «преступление», «мерзавец», «бандит» в логике квалифицируются как положительные.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое, множество как таковое (например, «учебная группа», «молодежь» и др.). Содержание собирательного понятия, т.е. его основные признаки, нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Так, об одном курсанте мы не можем сказать, что это учебная группа или курс, хотя он входит в состав определенной учебной группы и курса.

Собирательные понятия бывают общими («население страны») и единичными («Содружество Независимых Государств»).

Несобирательные (разделительные) – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, охватываемого понятием. Например: «оперуполномоченный», «правонарушение и т.п..

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смысле. В чем состоит их различие? Если мы высказываем мысль: «Курсанты Дальневосточного юридического института МВД России – основной резерв пополнения кадров правоохранительных органов на Дальнем Востоке», то понятие «курсанты ДВЮИ МВД России» употреблено в собирательном смысле и относится ко всем курсантам в целом, но не к каждому отдельному из них. Если же мы утверждаем: «Все курсанты ДВЮИ МВД России являются сотрудниками МВД», это относится к каждому курсанту. И в этом случае понятие «курсант ДВЮИ МВД России» употреблено в разделительном смысле.

Итак, если высказывание относится ко всему классу однородных предметов, но не приложено к каждому из них в отдельности, то такое употребление общих понятий называется собирательным. Если высказывание приложимо к каждому предмету класса, то такое употребление общих понятий называется разделительным.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Так, понятие «профессор» по объему непустое (обозначается реально существующий предмет), общее (существует больше, чем один профессор), нерегистрирующее (все количество профессоров не поддается пересчету); по содержанию несобирательное (можно отнести к каждому отдельному человеку, обладающему этим ученым званием), конкретное (указывает на самостоятельно существующий предмет мысли), положительное (указывает на наличие свойств у предмета мысли), безотносительное (не требует соотнесения с другим понятием).

Таким образом, логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, что дает возможность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.

 

§ 4. Отношения между понятиями

Так как все предметы находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие данные предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Понятия называются сравнимыми, если в заданном универсуме мышления их содержание включает, по крайней мере, одну общую характеристику: свойство или отношение. Например: «юрист» и «адвокат», «взятка» и «кража».

Понятия называются несравнимыми, если в заданном универсуме мышления они не имеют общих характеристик. Например, трудно найти общий универсум сравнения понятий «симфоническая музыка» и, скажем, «кассационная жалоба», «позвоночное животное». В то же время понятия «прекрасное» и «преступное» оказываются сравнимыми, если речь идет о типизации оценок и норм, но они несравнимы, когда универсумом мышления является множество эстетических категорий или, напротив, Уголовный кодекс[30].

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. В зависимости от того, как соотносятся их объемы, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые – это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые – это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объем общего для них понятия. Виды отношений понятий по объему могут быть представлены так: (рис.3.)

 

 

рис .3. Отношения между сравнимыми понятиями.

 

Отношения между понятиями принято иллюстрировать при помощи кругов Эйлера (круговых схем), предложенных Леонардо Эйлером (1707-1783) – одним из крупнейших математиков XVIII в. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше осмыслить и усвоить эти отношения.

 

 

Рассмотрим при помощи круговых схем совместимые понятия. В отношениях равнозначностинаходятся совместимые понятия, объемы которых полностью совпадают (рис.4). В таких понятиях мыслится один и тот же предмет или класс однородных предметов. Однако содержание этих понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (существенный признак) данного предмета или класса однородных предметов. Например, объемы понятий А – «сын» и В – «внук» совпадают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук – чей-то сын), но содержания их различны.

В отношениях пересечениянаходятся совместимые понятия, у которых объемы частично совпадают (рис.5). Частично совпадает и содержание этих понятий. Например, пересекающимися понятиями являются А – «спортсмен» и В – «юрист»: часть спортсменов являются юристами, а часть юристов – спортсменами. В совместившейся части кругов мыслятся лица, которые одновременно являются юристами и спортсменами, а в непересекающихся частях спортсмены не являющиеся юристами (сектор А) и юристы не являющиеся спортсменами (сектор В).

В отношениях подчинениянаходятся совместимые понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть (рис.6). В таком отношении, например, находятся понятия А – «хищение» и В – «кража». Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме кражи в него входит также мошенничество, грабеж и другие преступления против собственности. Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объемом (подчиняющее) является родовым, или родом,по отношению к понятию с меньшим объемом (подчиненному), а последнее по отношению к первому называется видовым, или видом.Родовидовые отношения лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления понятий и некоторых видов определения.

Несовместимыми называются понятия, объемы которых не совпадают, т.е. не имеют общих элементов. В содержании несовме-стимых понятий имеются признаки, исключающие возможность не только полного, но и частичного совпадения объемов этих понятий. Но при рассмотрении отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

 

Рассмотрим при помощи круговых схем несовместимые понятия. В отношениях противоположностинаходятся понятия, которые являются видами одного и того же рода и которые не только отрицают друг друга, но и несут в себе нечто положительное взамен отрицаемого понятия (рис.7). Например: А – «тяжкий вред здоровью» и В – «легкий вред здоровью», где родовое понятие – «вред здоровью». Объемы противоположных понятий составляют лишь часть объема общего для них родового понятия. Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.Например: осудить – оправдать, обвинение – защита, алиби – улики и др.

В отношениях противоречиянаходятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их другими признаками (рис.8). Например: А – «виновный» и не-А – «невиновный», где родовое понятие – «человек». Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются.

В отношениях соподчинениянаходятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию (рис.9). Соподчиненные понятия В и С – это виды одного рода А, у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например: В – «должностное преступление» и С – «преступление против государственной власти», где А – «преступление». Иногда этот же вид отношений между понятиями именуют внеположностью[31]. Но чаще внеположность трактуют как несовместимость и даже несравнимость понятий[32]. При использовании же термина «внеположность» акцент переносится на то, что эти видовые понятия должны исключать друг друга. Так, понятия «Марс» и «Венера» исключают друг друга, но не исчерпывают всех планет[33]. В этом случае такая несовместимость может быть представлена в виде двух отдельных кругов (рис.10).

Таким образом, уяснение логической структуры понятий, определение их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.02 с.)