ТОП 10:

Общая характеристика суждения и его языковая форма



Буквально обо всем на свете, что в той или иной мере затрагивает наши материальные и духовные потребности, интересы, мотивы деятельности, мы так или иначе судим: рассуждаем, высказываем мнение, даем свои оценки. Поэтому вся наша речь, по существу, либо выражает суждения, либо основывается на них. Отсюда – важность и значение исследования суждения как формы мышления.

Если объективную основу понятия составляют сами предметы мысли, обладающие качественной определенностью, то объективной основой суждения служат связи и отношения между ними. Здесь следует выделить следующие моменты:

1. Суждение выражается с помощью понятий.

2. Сущность суждения заключается именно в установлении связи между ними. Суждение – это форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.

3. Важнейший отличительный признак суждения – утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. В понятии, по существу, ничто не утверждается и не отрицается. В нем лишь выделяется сам предмет мысли. Например: «закон» – понятие, а «закон опубликован» – суждение; «опубликованный закон» – понятие, а «опубликованный закон вступил в силу» – суждение.

4. Поскольку наличие или отсутствие связи между предметами мысли может как соответствовать, так и не соответствовать действительности, суждение обладает еще одним свойством, отличающим его от понятия. По своему содержанию оно может быть истинным или ложным. Суждение истинно, если оно соответствует действительности (т.е. связывает то, что связано в самой действительности, и разъединяет то, что фактически разъединено). Например: «Россия – федерация», «Россия – не унитарное государство». Но суждение будет ложным, если оно не соответствует действительности: «Россия – не федерация», «Россия – унитарное государство».

Истинность и ложность – характеристики суждения, отличающие его от понятия. Ведь понятие, не будучи ни утверждением, ни отрицанием, само по себе не может быть ни истинным, ни ложным. Вспомним понятие «вечный двигатель»: оно пустое, но не ложное и не истинное. А суждение «вечный двигатель невозможен» – истинно, суждение «вечный двигатель существует» – ложно. Истинность и ложность суждений не зависит от того, считаем ли мы их истинными или ложными, а определяется отношением к самой действительности, т.е. носит объективный характер.

В юридической практике установление истинности или ложности чего-либо – нередко сложный, мучительный процесс. Но тут есть и своя специфика.

Во-первых, юридическое выяснение объективной истины по делу предполагает в качестве непременного условия точное соблюдение норм уголовного или гражданского права.

Во-вторых, помимо общезначимых понятий «истинность» и «ложность» и равнозначных им «правдивость» и «неправдивость» особо выделяют еще понятия специфически юридические: «заведомая ложность» и «добросовестное заблуждение». Могут быть заведомо ложные показания свидетеля или потерпевшего, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод с одного языка на другой. Так, по российскому уголовному праву заведомо ложное показание свидетеля квалифицируется как преступление, состоящее в умышленном сокрытии им фактов или сознательном извращении истины. Опасность такого преступления кроется в том, что в результате преступник может быть оправдан, а невиновный осужден. Поэтому за дачу ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность.

Добросовестное заблуждение – это искажение истины не по умыслу, не сознательно, а по ошибке, незнанию, некомпетентности. В этом случае оснований для привлечения к ответственности нет.

Языковой формой выражения суждения является предложение. Однако не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится какое-то сообщение, информация. Например: «Некоторые юристы являются адвокатами», «Односторонняя сделка не считается договором».

Кроме повествовательных, как известно, бывают вопросительные и побудительные предложения, которые суждений не выражают. В них ничего не утверждается и не отрицается. Не будучи ни утверждением, ни отрицанием, вопрос не может быть также истинным или ложным. Он бывает лишь правильным и неправильным, что зависит от того, какие суждения лежат в его основе – истинные или ложные[48].

От обычных вопросов, направленных на получение или проверку информации, отличаются так называемые риторические вопросы. Как и повествовательные предложения, они, по существу, тоже выражают собой суждения, но в форме вопросительных предложений. Например: «Разве вам не известно, что лекции надо конспектировать?» или «Как тебе не стыдно?» Здесь лишь усиливается категоричность, безусловность суждения: «Ты должен этого стыдиться». Отсюда ясно, что риторический вопрос не требует ответа.

Побудительные предложения, подобно вопросительным, также основаны на каких-либо суждениях. Например: «Найдите книгу!» Здесь предполагается, что «книга существовала», «книга потеряна», «книга необходима». Однако логический смысл и назначение таких предложений состоят не в констатации этих фактов, а в побуждении кого-то к совершению действия, в требовании, пожелании, просьбе.

Познавательное значение побуждений тоже велико. В них так или иначе закрепляется человеческая мудрость, основанная на опыте и знаниях. Вот почему многие побудительные предложения стали своего рода афоризмами, превратились в пословицы и поговорки. «Не судите, да не судимы будете», – сказано в Священном Писании. «Познай самого себя!» – изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах.

Итак, каждому из типов предложений соответствует своя логическая форма: повествовательному – суждение; вопросительному – вопрос как форма перехода от одного суждения к другому; побудительному – побуждение кого-либо к чему-то. Вопросительные и побудительные предложения, хотя и заключают в себе суждение, отнюдь не сводятся к ним.

Односоставные безличные предложения («Лихорадит»), назывные предложения («Тишина») и даже некоторые виды повествовательных предложений («Он способный следователь», «Япония находится далеко от нас») являются суждениями лишь при рассмотрении их в контексте или при уточнении («Кто он?», «От кого – от нас?»). Если этого уточнения не сделано, то неизвестно, выражает ли данное предложение что-либо логически определенное.

Таким образом, предложение – это форма суждения, а суждение является смысловым содержанием предложения[49].

При выделении видов суждений прежде всего возникает необходимость различать простые и сложные суждения.

Простое суждение выражает одно утверждение или отрицание, сложное – несколько (не меньше двух). В простом суждении содержится одно осмысленное выражение, которому свойственно логическое значение, в сложном суждении – несколько таких выражений.

Простое суждение можно разложить только на термины, сами по себе не обладающие логическими значениями, в сложном суждении можно выявить несколько простых суждений, каждое их которых имеет логическое значение.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.011 с.)